Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Этикет делового общения




Общие рекомендации по деловому этикету

Термин «этикет» означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Требования современного этикета складывались на протяжении столетий. В основе своей они являются международными, поскольку соблюдаются более или менее одинаково во всех странах. В то же время этикет каждой страны может иметь свои и довольно существенные особенности, что обусловлено историческими, национальными, религиозными и другими традициями и обычаями.

Особенностью этикета является сочетание формальных правил поведения в той или иной ситуации со здравым смыслом, полезностью.

Практическое значение этикета состоит в том, что он даёт возможность использовать уже готовые формы вежливости для общения с людьми различных социальных положений в различных ситуациях.

Основы этикета достаточно просты. Это – культура речи, которая предполагает не только её грамматическую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов, слов-паразитов; элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить «пожалуйста», «будьте добры», «будьте любезны», «извините», благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго утра, хорошего аппетита, здоровья; культура одежды; умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях; умение поддерживать беседу, выражать свои мысли в такой форме, чтобы они были интересны вашим собеседникам и не выглядели как нравоучение; умение управлять своими эмоциями; умение выслушать говорящего; готовность оказать услугу нуждающемуся в ней.

Различают несколько видов этикета: придворный, воинский, дипломатический, общегражданский, деловой.

Рассмотрим специфику делового этикета. В бизнесе очень важны первые впечатления. Вы можете быть хорошим специалистом, но если вы оставляете о себе неприглядное впечатление, то вряд ли ваша карьера будет успешной.

Если же вы ведёте себя достойно, то отношение к вам окружающих будет адекватно. Говоря о специфике делового этикета, надо отметить два основные правила: а) в бизнесе к любому человеку – подчинённому, коллеге или начальнику – следует относиться с одинаковым уважением; б) правила делового этикета одинаковы как для мужчин, так и для женщин.

Типичные этикетные ситуации

Рассмотрим некоторые из типичных этикетных ситуаций.

Ø Придя на деловую встречу или в гости, не нужно стараться здороваться с каждым из присутствующих за руку. Здороваться нужно обязательно с организаторами, руководителями и их хозяевами, если встреча происходит дома, а остальным достаточно только поклониться. Не следует пристально разглядывать мебель, картины, другие предметы, находящиеся в помещении.

Ø Когда вас представляют, смотрите человеку в глаза, но не пяльтесь. Скажите: «Здравствуйте» или «Приятно познакомиться». Произнося это, протяните руку для рукопожатия.

Ø Представляя людей, называйте имя и фамилию. Употребляйте слова господин, госпожа, мистер, миссис, доктор и т.д. в официальных ситуациях или при разнице в возрасте или положении. Улыбайтесь и говорите отчётливо. Скажите несколько слов неличного характера о каждом из людей, которых вы знакомите, чтобы вызвать у них интерес друг к другу. Если вас некому представить, сделайте это сами. Никогда не спрашивайте: «Вы меня помните?», лучше представьтесь повторно.

Ø В процедуре представления учитывайте возраст, пол, иерархию. Младшего представляют старшему. Исторически сложилось, что мужчину представляют женщине. В общественном этикете это правило остаётся в силе до сих пор, но в бизнесе его соблюдать не обязательно. Если вы знакомите равных по положению людей, представьте того, кто вам менее знаком, тому, кого вы знаете лучше. Представляйте нетитулованного человека титулованному. В большой группе представляйте одного человека сразу нескольким.

Ø Когда вас представляют, всегда снимайте перчатки, за исключением тех случаев, когда они являются атрибутом официальной одежды или когда на улице очень холодно.

Ø Если ваши руки заняты папками или свёртками, не пытайтесь освободить их для рукопожатия. Вместо этого кивните в ответ головой.

Ø Если кто-то, представляя вас, забыл ваше имя, быстро подскажите, чтобы замять неловкость. Если вы, представляя кого-то, забыли его имя, скажите что-нибудь шутливое. Если человек не догадывается подсказать своё имя, спросите его об этом. Если вас уже знакомили, но человек не узнаёт вас, представьтесь ему ещё раз.

Ø При разговоре с человеком, не являющемся близким другом или родственником, неприлично дотрагиваться до собеседника, класть ему руку на колени или плечо с целью привлечь внимание. Невежливо поворачиваться спиной к собеседнику, а также к кому-либо другому, стоящему поблизости.

Основы служебного этикета

В служебном этикете можно выделить несколько аспектов, специфика которых определяется особенностями взаимоотношений между коллегами, руководителями и подчинёнными. Рассмотрим указанные аспекты подробнее, но прежде – несколько общих замечаний (См. Данкел Ж. Деловой этикет. – Р/на-Дону: Феникс, 1997).

Ø В деловых отношениях недопустимо сквернословие, крики и другие проявления несдержанности.

Ø Когда вы не заняты по работе, не простаивайте в коридорах и курительных комнатах, не читайте журналов, не занимайтесь личными делами.

Ø Не развлекайте друзей в своём кабинете.

Ø Не входите в чужой кабинет без доклада. Предварительно позвоните.

Ø Оставляйте своё плохое настроение за дверью. Не срывайте его на других. Не давите на окружающих.

Ø Не берите взаймы денег, оборудование или канцелярские принадлежности на рабочем месте.

Ø Никогда не жалуйтесь на свои проблемы, на других людей или задержку продвижения по службе так, чтобы вас слышали посторонние.

Ø Не пользуйтесь кличками на работе.

Ø Ваше рабочее место должно быть оформлено скромно, но со вкусом.

Ø Не смешивайте свою частную и деловую жизнь.

Ø Храните в тайне секреты, как профессиональные, так и личные.

Ø Не сплетничайте.

Ø Не ешьте за рабочим столом.

Ø Соблюдайте правила курильщиков, принятые в вашей компании.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...