Методы анализа формирования и распределения
Чистой прибыли
Финансовый результат представляет собой конечный экономический итог деятельности хозяйствующего субъекта, выраженный в форме прибыли или убытка. Финансовый результат отражает изменение собственного капитала хозяйствующего субъекта за определенный период (месяц, квартал, год) в результате его деятельности. Финансовый результат является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество продукции, уровень себестоимости продукции и производительность труда. Конечный финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта включает финансовый результат от основной деятельности организации и финансовый результат от прочей ее деятельности. Для определения финансового результата необходимо сопоставить выручку от реализации продукции (работ, услуг), реализации иного имущества организации, внереализационные доходы с затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг), другими расходами предприятия за рассматриваемый период. Если доходы (выручка) превышают все затраты, то предприятие получает прибыль (положительный финансовый результат); если же затраты превышают доходы (выручку), то образуется убыток (отрицательный финансовый результат); если доходы (выручка) оказываются равными затратам, то имеет место простое возмещение затрат, что соответствует бесприбыльной или безубыточной работе (нулевой финансовый результат). Общая прибыль предприятия включает прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от реализации основных средств, материалов и иного имущества организации и сальдо внереализационных прибылей и убытков. На промышленных предприятиях прибыль образуется, главным образом, в процессе реализации продукции (работ, услуг). Прибыль от реализации товарной продукции в проектных расчетах определяется по формуле
, (2.164) где - объем прибыли от реализации продукции; - цена -го вида продукции (без НДС); - удельная себестоимость продукции -го вида, - объем реализации продукции -го вида; - номенклатура реализованной продукции. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС и затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Хозяйствующие субъекты, осуществляющие экспортную деятельность, при начислении прибыли из выручки от реализации продукции дополнительно вычитают экспортные тарифы. Важными факторами увеличения прибыли, зависящими от деятельности организации, являются рост объемов производства и реализации продукции в соответствии с заключаемыми договорами, снижение себестоимости продукции, повышение ее качества, совершенствование ассортимента, улучшение показателей использования основных и оборотных средств. К факторам, определяющим уровень прибыли независимо от деятельности предприятия, относятся влияние природных, географических, транспортных условий производства и реализации продукции, государственная налоговая и ценовая политика и некоторые другие. Кроме продукции (работ, услуг) организации могут реализовывать основные средства, производственные запасы и другие активы с получением прибыли или убытка. Помимо реализационных финансовых результатов организации получают внереализационный финансовый результат, в состав которого включаются доходы от участия в других организациях, доходы и убытки от финансовых операций, другие доходы и убытки от операций, непосредственно не связанных с производством продукции и ее реализацией, выполнением работ, оказанием услуг производственного характера. Доходы от участия в других организациях возникают при получении предприятием части прибыли других организаций, т.е. от вложения (инвестирования) части имущества в уставный капитал других организаций, а также при получении дивидендов по приобретенным акциям, при получении доходов от арендной платы за сданное в аренду имущество и т.п. Доходы и убытки от финансовых операций включают курсовые и валютные разницы, доходы от облигаций, проценты по займам, расходы по приобретению облигаций и других ценных бумаг. Внереализационный финансовый результат также включает поступления и расходы по уплате штрафов, пени, различных неустоек и других санкций.
Прибыль играет важнейшую, определяющую роль в деятельности предприятий. Исключительная важность показателя прибыли обусловливает необходимость его правильного исчисления и анализа. Прибыль не только характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, но и является главным источником финансирования его развития, а налоговые платежи из прибыли являются важнейшим элементом доходов бюджетов. По существу, это означает, что доходы (прибыли) предприятия должны удовлетворять не только его финансовые потребности, но и потребности государства в финансировании развития науки, образования, здравоохранения, обороны страны и других направлений. Чистой прибылью называется поступающая в распоряжение предприятия остаточная прибыль, образующаяся после вычета из общей прибыли всех налоговых платежей. Одной из важнейших проблем государственного регулирования является оптимальное соотношение долей прибыли, аккумулируемых в доходах бюджетов и остающихся в распоряжении предприятий. В современных условиях развития экономики организации имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям. Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли. Экономически обоснованная система образования и распределения прибыли предприятия, прежде всего, должна гарантировать выполнение его финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды самого предприятия. Общая схема образования и корректировки валовой прибыли хозяйствующего субъекта в процессе распределения, включая расчет чистой прибыли, представлена в табл. 2.15 [4, 5, 6].
Приведенная схема расчета прибыли позволяет выделить формирование финансового результата от реализации продукции (строка 6), финансового результата от реализации основных средств и иного имущества (строки 7 и 13), финансового результата внереализационных операций (строки 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18). Конечный финансовый результат выражается прибылью отчетного года (строка 19). Дальнейшие корректировки сводятся к расчету налогооблагаемой прибыли (строка 20), т.е. расчетной величине прибыли организации, служащей объектом налогообложения по налогу на прибыль. Из налогооблагаемой прибыли исключаются доходы от участия в других организациях, дивиденды и проценты, полученные по акциям, облигациям, векселям и другим ценным бумагам на балансе предприятия, а также исключаются суммы налоговых льгот, исчисленных в соответствии с действующим законодательством. Исключение указанных доходов из налогооблагаемой прибыли обусловлено необходимостью устранения двойного налогообложения: эти доходы являются частью чистой прибыли других организаций и эмитентов ценных бумаг и были перечислены данному предприятию уже после уплаты налогов соответствующими организациями. При этом следует помнить, что уплата налогов на прибыль организациями-источниками доходов в данном случае осуществляется по ставкам, определенным нормами главы 25 Налогового Кодекса РФ. Таблица 2.15 - Расчет прибыли хозяйствующего субъекта
Из налогооблагаемой прибыли также исключены доходы по некоторым государственным облигациям и государственным ценным бумагам, учитывая то, что такие доходы в соответствии с законодательством не подлежат налогообложению. Прибыль отчетного года после вычитания суммы налога на прибыль дает чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия (строка 22). Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, служит источником дивидендных выплат акционерам, финансирования производственного и социального развития, материального поощрения, выплат на благотворительные цели и подлежит распределению. В необходимых случаях часть чистой прибыли предприятия используется для уплаты штрафов, пени, санкций, других удержаний и т.д. Чистая прибыль – ключевое понятие финансового анализа. Распределение чистой прибыли представляет собой важнейшую разновидность финансовой деятельности, которая сводится к делению чистой прибыли на части, выплачиваемые акционерам в качестве ежегодного вознаграждения, или дивидендов по принадлежащим им акциям; выплачиваемые в качестве тантьем – дополнительного вознаграждения членам правления, директорам, главным специалистам и другим лицам; направляемые на увеличение собственного капитала и резервов и др. В рыночных условиях у промышленных предприятий формируется потребность резервирования средств в связи с риском проводимых операций и возможной потерей доходов. Поэтому, при распределении чистой прибыли целесообразно создавать финансовый резерв (резервный капитал, резервный фонд), выполняющий функции рискового фонда.
Размер такого резерва должен составлять не менее 15% уставного капитала. Ежегодно резервный капитал (фонд) пополняется за счет отчислений в размере на менее 5% чистой прибыли. Кроме покрытия возможных убытков по деловым рискам, средства резервного фонда могут быть использованы на расширение производства и социальное развитие хозяйствующего субъекта, прирост собственных оборотных средств или восполнение их недостатка и на другие цели. Средства фондов накопления, образуемых за счет чистой прибыли и амортизационного фонда, используются на создание и приобретение новых основных средств производственного назначения. За счет средств фондов накопления также финансируются расходы, которые носят безвозвратный характер – расходы на проведение научно-исследовательских работ, на природоохранные мероприятия, расходы по выпуску ценных бумаг, по созданию дочерних и зависимых организаций, расходы сверх установленных норм списания на себестоимость продукции для целей налогообложения (на повышение квалификации, командировочные и представительские расходы, проценты за кредит сверх ставки рефинансирования Центрального Банка РФ и другие). Средства фонда социальной сферы, образуемого за счет чистой прибыли, используются для финансирования капиталовложений организации в объекты социальной сферы (в строительство жилых домов, санаториев и домов отдыха, стадионов, клиник, объектов культуры и другие). Средства фондов потребления, образуемых за счет чистой прибыли, используются для финансирования социальных нужд и материального стимулирования работников предприятия (на выплаты премий за долголетний труд, в связи с юбилеем, на оказание материальной помощи, оплату путевок, лечения и медикаментов для работников предприятия и членов их семей и другое). В отличие от расходов по фондам накопления и социальной сферы, расходы по фонду потребления носят безвозвратный характер. С расширением спонсорской деятельности организаций часть их чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным и спортивным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели. Остаток чистой прибыли предприятия после распределения («нераспределенная прибыль») капитализируется, т.е. используется на расширение деятельности предприятия, приобретение дополнительных объемов сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива и т.п. в целях увеличения объемов производства и реализации продукции (работ, услуг). Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта являются: - исследование возможностей получения прибыли на основе имеющегося ресурсного потенциала хозяйствующего субъекта и в соответствии с конъюнктурой рынка; - систематизация контроля над формированием прибыли и ее динамикой; - оценка влияния внешних и внутренних факторов на финансовые результаты деятельности организации; - выявление резервов получения прибыли и повышения доходности деятельности хозяйствующего субъекта; - оценка уровня управленческой деятельности по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности. В процессе анализа, прежде всего, следует изучить состав прибыли, ее структуру и динамику. При этом для учета влияния фактора инфляции выручка от реализации продукции корректируется с помощью средневзвешенного отраслевого индекса роста цен на продукцию, а затраты на производство и реализацию продукции уменьшают на величину их прироста в результате повышения цен на потребленные ресурсы в течение отчетного периода. Также следует учитывать и особенности учетной политики хозяйствующего субъекта. Учетная политика, формируемая хозяйствующим субъектом в соответствии с действующим законодательством, открывает большой простор для выбора методологических приемов, что позволяет существенно варьировать как величину финансовых результатов деятельности организации, так и картину ее финансового состояния. Поэтому в ходе анализа следует установить соответствие принятой учетной политики хозяйствующего субъекта действующим нормативным положениям по бухгалтерскому учету, а также оценить влияние изменений в учетной политике на величину финансового результата (прибыли), налогооблагаемой прибыли и чистой прибыли, потребляемой и капитализированной прибыли. Как правило, основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции (работ, услуг). Поэтому анализ прибыли должен основываться на исследовании динамики прибыли от реализации продукции и определении факторов, оказывающих существенное влияние на величину прибыли от реализации продукции : , (2.165) где - цена реализации -го вида продукции (без НДС); - удельная себестоимость продукции -го вида, - общий объем реализации продукции; - доля продукции -го вида в общем объеме ее реализации. Общий объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на уровень прибыли. Так, увеличение общих объемов реализации продукции обычно приводит к соответствующему пропорциональному увеличению прибыли, но если какая-либо продукция является убыточной, то такое же увеличение общих объемов ее реализации может приводить к уменьшению размера прибыли и даже к пропорциональному росту убытков. Структура товарной продукции предприятия также по-разному может влиять на уровень прибыли. При увеличении доли более рентабельных изделий в общем объеме реализации продукции ведет к росту прибыли, а снижении доли таких изделий или увеличение доли низкорентабельных или убыточных изделий ведет к снижению прибыли или росту убытков. Показатели себестоимости продукции и прибыли находятся в обратно пропорциональной зависимости, поэтому снижение себестоимости продукции ведет к росту прибыли, и наоборот. Показатели средних реализационных цен и прибыли находятся в прямой пропорциональной зависимости, поэтому при увеличении уровня цен прибыль возрастает. Оценка влияния этих факторов на размер прибыли от реализации продукции может быть произведена методом цепных подстановок. При этом сначала определяется величина прибыли по формуле (2.165) при фактическом объеме продаж и базовых величинах остальных факторов. Для этого уровень базовой величины прибыли должен быть скорректирован на основе индекса объема реализации продукции : . (2.166) Обычно индекс объемов продаж рассчитывается сопоставлением фактических и базовых объемов реализации продукции в натуральном или условно-натуральном выражении. Но если реализованная продукция неоднородна по своему составу, то следует использовать показатели в стоимостном выражении. Например, с этой целью можно использовать показатели удельной себестоимости отдельных видов изделий, меньше подверженных влиянию структурного фактора. Собственно, оценка влияния указанных выше факторов на результативный показатель прибыли от реализации продукции может быть произведена методом цепных подстановок по факторной модели (2.165). Далее следует проанализировать динамику прибыли от реализации отдельных, -х видов продукции хозяйствующего субъекта , которая определяется факторами первого порядка – объемами продаж продукции -го вида , удельной себестоимостью продукции -го вида и уровнем средних цен реализации продукции -го вида : . (2.167) Здесь оценка влияния факторов на уровень результативного показателя также может быть произведена методом цепных подстановок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|