Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Источники и принципы экологического права




Соотношение экологического права с другими отраслями права.

Основные нормы и институты экологического права формируются на основе фундаментальных отраслей права. При этом нормы экологичес­кого права служат базой, с учетом которой осуществляется экологиза­ция норм других отраслей права, связанных своими институтами или отдельными положениями с такой сферой, как взаимодействие обще­ства и природы.

Государственное (конституционное) право предусматривает конституционные нормы по охране окружающей природной среды; здесь же зак­репляются основные базовые положения, регулирующие деятельность представительных и исполнительных органов власти в данной сфере.

Такие институты административного права, как управление, контроль, административная ответственность составляют часть эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды. Экологическое право основывается на перечисленных и иных институтах административного права. Иными словами, предусматривает нормы, регулирующие адми­нистративные отношения применительно к экологическим требовани­ям по охране природной среды.

Приоритетными функциями гражданского права по отношению к эколо­гическому являются охранительная и компенсационная. Ключевым для экологических правоотношений служит институт возмещения вреда. В условиях рыночной экономики повышается роль норм договорного пра­ва, способствующих совершенствованию экологических отношений. Все чаще гражданско-правовой договор рассматривается в качестве опти­мальной формы установления правоотношений применительно к охра­не окружающей среды и рационального природопользования.

Особое значение имеет уголовное право, несмотря на то, что его нормы, как и нормы административного и гражданского права, выполняют прежде всего охранительную функцию по отношению к экологическо­му праву. Нормы уголовного права закрепляют составы экологических преступлений как виды общественно опасных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» одним из ос­новных принципов охраны природной среды является принцип между­народного сотрудничества. На практике особое внимание уделяется рас­пространению опыта, накопленного в данной сфере другими государствами, проводятся международные экологические исследова­ния. С учетом международных стандартов разрабатываются также нор­мативы предельно допустимых вредных воздействий (в частности, оп­ределяются нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, требования к различным энергетическим объектам, использованию ра­диоактивных материалов, охране озонового слоя Земли), исходя из ко­торых формируются требования к нормированию качества природной среды. О значении международного права для экологического права сви­детельствуют также статьи 81, 82 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», предусматривающие приори­тет правил международных договоров, принятых с участием России.

Взаимовлияние экологической и природно-ресурсных отраслей права про­слеживается на протяжении достаточно длительного периода. При этом определяющим является такой фактор, как монополия государственной собственности на природные ресурсы.

В условиях такой монополии земля и другие природные ресурсы изыма­лись из гражданского оборота. Потому не было принципиальных разли­чий в правовом регулировании порядка использования и охраны таких объектов. Наличие одного собственника обуславливало единство хозяй­ственного и экологического направлений в пользовании и охране объекта.

Ликвидация государственной монополии на землю, появление многообраз­ных форм использования природных ресурсов предопределили денациона­лизацию и приватизацию земель. С включением земель в хозяйственный оборот возросла актуальность экономического элемента в земельных отношениях. Земельное право в этой части постепенно сближается с гражданским, хозяйственным, предпринимательским правом. В рамках экологического права остается лишь экологическая часть земельного права, посредством которой регулируются земельно-охранительные и экологические отношения. Аналогичные тенденции просматриваются и во взаимодействии экологического права с водным, недренным и лес­ным правом.

Общеправовые принципы экологического права

Принципы экологического права можно классифицировать на общеправовые, принципы Общей и Особенной частей.

Общеправовые (иначе их называют конституционными) принципы пре­дусмотрены в Основном законе - Конституции Российской Федерации. Эти нормативные предписания обладают наивысшей юридической силой.

Исходя из принципа народовластия российский народ осуществляет свою власть в экологических правоотношениях непосредственно, а также че­рез органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно части первой ст. 3 Конституции Российской Федерации многонациональный рос­сийский народ - единственный источник власти в России и носитель суверенитета.

Избранные народом органы власти на местах при отводах и изъятии земель под строительство каких-либо объектов обязаны информировать граждан о предстоящем предоставлении земель, при этом учитывать их мнение посредством проведения местных референдумов, собраний, сходов, а также применения иных методов изучения общественного мнения.

Принцип гуманизма состоит в том, что отношения в области охраны ок­ружающей среды, экологического благополучия строятся с учетом ин­тересов не только настоящих, но и будущих поколений людей. Приори­тетными составляющими принципа являются следующие требования:

• недопустимость такого порядка использования объектов природы, который бы способствовал причинению вреда здоровью людей;

• каждый субъект экологических правоотношений обязан осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы не нарушать требований эко­логической безопасности.

Принцип законности предполагает точное и безусловное выполнение всех нормативных предписаний любым субъектом экологических правоотношений.

Составляющие этого принципа:

всеобщность, то есть распространение нормативных предписаний на всех без исключения граждан и организации, которые выступают в качестве субъектов экологических правоотношений;

безусловность, то есть недопустимость отступления от требований нормативных предписаний под предлогом каких-либо обстоятельств, за исключением предусмотренных законом;

единство, что означает единообразное применение нормативных пред­писаний всеми субъектами экологических правоотношений в любом регионе России.

Соблюдению этого принципа способствует наличие специально упол­номоченных для надзора за законностью органов (прокуратура), орга­нов, осуществляющих правосудие (суды, арбитражные суды), приня­тие особых нормативно-правовых актов (материальных и процессуальных).

Принцип интернационализма объединяет в себе две составляющие: меж­дународную и национальную.

Международная составляющая принципа интернационализма в эколо­гических правоотношениях предусматривает сотрудничество разных стран в области охраны окружающей среды (в частности, обеспечение сво­бодного и беспрепятственного обмена научно-технической информа­цией по проблемам окружающей природной среды и передовых приро­досберегающих технологий, помощь одного государства другому в чрезвычайных экологических ситуациях и т. д.).

Национальная составляющая как элемент принципа интернационализ­ма в экологических правоотношениях отражает внутригосударственное сотрудничество между федерацией и ее субъектами в вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и други­ми природными ресурсами, а также в природопользовании и обеспечении экологической безопасности. Эти положения закреплены в Основ­ном законе (ст. 72 Конституции Российской Федерации).

 

О важности принципа интернационализма свидетельствует также зна­чение международных договоров в деле охраны природной среды. Со­гласно ст. 82 Закона «Об охране окружающей среды», если международ­ным договором в области охраны окружающей природной среды, заключенным Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, что предусмот­рены российским законодательством, то применению подлежат прави­ла международного договора. Таким образом, международно-правовые нормы имеют приоритет перед национальными нормами.

Успех в деле охраны окружающей природной среды невозможен без соблюдения на практике принципа единства прав и обязанностей субъек­тов экологических правоотношений. Исходя из требований статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод в области экологи­ческих правоотношений неразрывно связано с выполнением граждана­ми своих обязанностей. Так, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу эко­логическим правонарушением (ст. 42). При этом каждый обязан сохра­нять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Тесная связь между правами и обязанностями субъектов-природопользователей - характерный признак рассматриваемого принципа.

Ключевой составляющей принципа гласности является право каждого проживающего на территории России на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Должностные лица, виновные в предоставлении неправдивых сведений, искажении соответствующей информации, несут административную и иную от­ветственность. Наряду с этим принцип гласности предполагает публич­ное освещение фактов применения ответственности за экологические правонарушения.

Источники экологического права.

К источникам экологического права относятся нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Исходя из юридической силы актов, предусматривающих правовые нормы, источники экологического права можно разделить на группы.

К актам федеральных органов относятся законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.

Законы Российской Федерации.

а} Конституция Российской Федерации. Имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации;

б) акты Федерального Собрания Российской Федерации:

• федеральные конституционные законы. Конституционный закон счита­ется принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвер­тей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В течение четырнадцати дней принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию;

• федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государствен­ной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Думы и передаются (в течение пяти дней) на рассмотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом России и обнародованию;

• акты Федерального Собрания.

Подзаконные федеральные акты:

• указы, распоряжения Президента Российской Федерации;

• постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации,

• нормативные акты министерств и других центральных органов;

• приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов ис­полнительной власти.

К актам субъектов Российской Федерации относятся законы и подзакон­ные акты субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации:

• конституции, уставы субъектов федерации;

• законы субъектов Федерации.

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

• указы, распоряжения президентов (губернаторов) субъектов Федера­ции;

• постановления, распоряжения правительств субъектов России;

• нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации;

• приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федера­ции.

Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, действующие только на территории края, области, го­рода, района, сельской местности.

Виды актов местного самоуправления:

• распоряжения;

• решения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международ­ные договоры Российской Федерации, ратифицированные Россией, - составная часть ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются прави­ла международного договора (часть четвертая ст. 15 Конституции России).

Экологическое законодательство Российской Федерации составляют:

• Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;

• Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от-14 марта 1995 года;

• Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 года;

• Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года;

• Федеральный закон «О континентальном шельфе» от 30.11. 1995 г.;

• Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.;

• Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999;

• Водный Кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года;

• Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года;

• Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992;

• другие нормативно-правовые акты.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...