Тема 2. Источники и принципы экологического права
Соотношение экологического права с другими отраслями права. Основные нормы и институты экологического права формируются на основе фундаментальных отраслей права. При этом нормы экологического права служат базой, с учетом которой осуществляется экологизация норм других отраслей права, связанных своими институтами или отдельными положениями с такой сферой, как взаимодействие общества и природы. Государственное (конституционное) право предусматривает конституционные нормы по охране окружающей природной среды; здесь же закрепляются основные базовые положения, регулирующие деятельность представительных и исполнительных органов власти в данной сфере. Такие институты административного права, как управление, контроль, административная ответственность составляют часть эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды. Экологическое право основывается на перечисленных и иных институтах административного права. Иными словами, предусматривает нормы, регулирующие административные отношения применительно к экологическим требованиям по охране природной среды. Приоритетными функциями гражданского права по отношению к экологическому являются охранительная и компенсационная. Ключевым для экологических правоотношений служит институт возмещения вреда. В условиях рыночной экономики повышается роль норм договорного права, способствующих совершенствованию экологических отношений. Все чаще гражданско-правовой договор рассматривается в качестве оптимальной формы установления правоотношений применительно к охране окружающей среды и рационального природопользования. Особое значение имеет уголовное право, несмотря на то, что его нормы, как и нормы административного и гражданского права, выполняют прежде всего охранительную функцию по отношению к экологическому праву. Нормы уголовного права закрепляют составы экологических преступлений как виды общественно опасных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде.
Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны природной среды является принцип международного сотрудничества. На практике особое внимание уделяется распространению опыта, накопленного в данной сфере другими государствами, проводятся международные экологические исследования. С учетом международных стандартов разрабатываются также нормативы предельно допустимых вредных воздействий (в частности, определяются нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, требования к различным энергетическим объектам, использованию радиоактивных материалов, охране озонового слоя Земли), исходя из которых формируются требования к нормированию качества природной среды. О значении международного права для экологического права свидетельствуют также статьи 81, 82 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», предусматривающие приоритет правил международных договоров, принятых с участием России. Взаимовлияние экологической и природно-ресурсных отраслей права прослеживается на протяжении достаточно длительного периода. При этом определяющим является такой фактор, как монополия государственной собственности на природные ресурсы. В условиях такой монополии земля и другие природные ресурсы изымались из гражданского оборота. Потому не было принципиальных различий в правовом регулировании порядка использования и охраны таких объектов. Наличие одного собственника обуславливало единство хозяйственного и экологического направлений в пользовании и охране объекта.
Ликвидация государственной монополии на землю, появление многообразных форм использования природных ресурсов предопределили денационализацию и приватизацию земель. С включением земель в хозяйственный оборот возросла актуальность экономического элемента в земельных отношениях. Земельное право в этой части постепенно сближается с гражданским, хозяйственным, предпринимательским правом. В рамках экологического права остается лишь экологическая часть земельного права, посредством которой регулируются земельно-охранительные и экологические отношения. Аналогичные тенденции просматриваются и во взаимодействии экологического права с водным, недренным и лесным правом. Общеправовые принципы экологического права Принципы экологического права можно классифицировать на общеправовые, принципы Общей и Особенной частей. Общеправовые (иначе их называют конституционными) принципы предусмотрены в Основном законе - Конституции Российской Федерации. Эти нормативные предписания обладают наивысшей юридической силой. Исходя из принципа народовластия российский народ осуществляет свою власть в экологических правоотношениях непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Согласно части первой ст. 3 Конституции Российской Федерации многонациональный российский народ - единственный источник власти в России и носитель суверенитета. Избранные народом органы власти на местах при отводах и изъятии земель под строительство каких-либо объектов обязаны информировать граждан о предстоящем предоставлении земель, при этом учитывать их мнение посредством проведения местных референдумов, собраний, сходов, а также применения иных методов изучения общественного мнения. Принцип гуманизма состоит в том, что отношения в области охраны окружающей среды, экологического благополучия строятся с учетом интересов не только настоящих, но и будущих поколений людей. Приоритетными составляющими принципа являются следующие требования: • недопустимость такого порядка использования объектов природы, который бы способствовал причинению вреда здоровью людей;
• каждый субъект экологических правоотношений обязан осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы не нарушать требований экологической безопасности. Принцип законности предполагает точное и безусловное выполнение всех нормативных предписаний любым субъектом экологических правоотношений. Составляющие этого принципа: • всеобщность, то есть распространение нормативных предписаний на всех без исключения граждан и организации, которые выступают в качестве субъектов экологических правоотношений; • безусловность, то есть недопустимость отступления от требований нормативных предписаний под предлогом каких-либо обстоятельств, за исключением предусмотренных законом; • единство, что означает единообразное применение нормативных предписаний всеми субъектами экологических правоотношений в любом регионе России. Соблюдению этого принципа способствует наличие специально уполномоченных для надзора за законностью органов (прокуратура), органов, осуществляющих правосудие (суды, арбитражные суды), принятие особых нормативно-правовых актов (материальных и процессуальных). Принцип интернационализма объединяет в себе две составляющие: международную и национальную. Международная составляющая принципа интернационализма в экологических правоотношениях предусматривает сотрудничество разных стран в области охраны окружающей среды (в частности, обеспечение свободного и беспрепятственного обмена научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий, помощь одного государства другому в чрезвычайных экологических ситуациях и т. д.). Национальная составляющая как элемент принципа интернационализма в экологических правоотношениях отражает внутригосударственное сотрудничество между федерацией и ее субъектами в вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также в природопользовании и обеспечении экологической безопасности. Эти положения закреплены в Основном законе (ст. 72 Конституции Российской Федерации).
О важности принципа интернационализма свидетельствует также значение международных договоров в деле охраны природной среды. Согласно ст. 82 Закона «Об охране окружающей среды», если международным договором в области охраны окружающей природной среды, заключенным Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, что предусмотрены российским законодательством, то применению подлежат правила международного договора. Таким образом, международно-правовые нормы имеют приоритет перед национальными нормами. Успех в деле охраны окружающей природной среды невозможен без соблюдения на практике принципа единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений. Исходя из требований статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод в области экологических правоотношений неразрывно связано с выполнением гражданами своих обязанностей. Так, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). При этом каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Тесная связь между правами и обязанностями субъектов-природопользователей - характерный признак рассматриваемого принципа. Ключевой составляющей принципа гласности является право каждого проживающего на территории России на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Должностные лица, виновные в предоставлении неправдивых сведений, искажении соответствующей информации, несут административную и иную ответственность. Наряду с этим принцип гласности предполагает публичное освещение фактов применения ответственности за экологические правонарушения. Источники экологического права. К источникам экологического права относятся нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Исходя из юридической силы актов, предусматривающих правовые нормы, источники экологического права можно разделить на группы. К актам федеральных органов относятся законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты. Законы Российской Федерации. а} Конституция Российской Федерации. Имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации;
б) акты Федерального Собрания Российской Федерации: • федеральные конституционные законы. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В течение четырнадцати дней принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию; • федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Думы и передаются (в течение пяти дней) на рассмотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом России и обнародованию; • акты Федерального Собрания. Подзаконные федеральные акты: • указы, распоряжения Президента Российской Федерации; • постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации, • нормативные акты министерств и других центральных органов; • приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти. К актам субъектов Российской Федерации относятся законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации: • конституции, уставы субъектов федерации; • законы субъектов Федерации. Подзаконные акты субъектов Российской Федерации: • указы, распоряжения президентов (губернаторов) субъектов Федерации; • постановления, распоряжения правительств субъектов России; • нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации; • приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации. Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, действующие только на территории края, области, города, района, сельской местности. Виды актов местного самоуправления: • распоряжения; • решения. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, ратифицированные Россией, - составная часть ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть четвертая ст. 15 Конституции России). Экологическое законодательство Российской Федерации составляют: • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года; • Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от-14 марта 1995 года; • Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 года; • Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года; • Федеральный закон «О континентальном шельфе» от 30.11. 1995 г.; • Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.; • Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999; • Водный Кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года; • Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года; • Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992; • другие нормативно-правовые акты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|