Тема 5. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
Задачи экономического механизма охраны окружающей среды: • планирование и финансирование мероприятий по охране природы; • установление лимитов использования природных ресурсов, предельно допустимых норм выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, порядка размещения отходов; • разработка системы платежей за использование природных ресурсов, осуществление выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; • установление системы налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении предприятиями малоотходных и ресурсосберегающих технологий, а также при использовании нетрадиционных видов энергии, других эффективных мер по охране окружающей природной среды; • возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. Последние десятилетия экологи называют периодом регламентированных взаимоотношений с природой, поскольку возросла актуальность количественных и качественных оценок не только ее состояния, но и регулирования размеров антропогенной нагрузки. Основу законодательства, предусматривающего порядок использования и охраны природной среды, а также обеспечивающего безопасность среды для человека, составляет система экологического нормирования. Государственные природоохранительные органы Российской Федерации совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, производят их социально-экономическую оценку. Лимиты на природопользование представляют собой систему экологических ограничений по территориям и предусматривают установленные на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.
Лимиты на природопользование устанавливаются для предприятий природопользователей специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды с учетом экологической обстановки в определенном регионе. Возмездный характер природопользования означает установление платы за природные ресурсы, за загрязнение окружающей среды, за другие виды воздействия. Плата за природные ресурсы (землю, недра, воды, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается: • за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов, • за сверхлимитное и нерациональное использование ресурсов; • на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плата за загрязнение окружающей природной среды, другие виды воздействия взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения как в пределах, так и сверх установленных лимитов. Единая система внебюджетных государственных экологических фондов создается в целях восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и решения других природоохранительных задач. В эту систему входят федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. Средства на счет фондов поступают от предприятий, учреждений, организаций, а также иностранных юридических лиц и граждан. Экологическое страхование Согласно российскому законодательству страхование – это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении предусмотренных событий за счет денежных фондов, которые создаются из уплачиваемых этими лицами страховых взносов. Под экологическим страхованием понимаются отношения, направленные на защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении экологически неблагоприятных последствий за счет денежных фондов, создаваемых страхователями.
Законодательство предусматривает страхование двух видов – добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф. В качестве объекта экологического страхования выступает риск имущественной ответственности, когда страхователю предъявляются имущественные претензии о возмещении ущерба за загрязнение земель, вод, воздуха в результате наступления страхового события. Страховым событием экологического страхования признается внезапное, непредвиденное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, которые привели к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод. Размер страхового возмещения, выплачиваемого страхователю, устанавливается договором. Сумма возмещения включает в себя компенсацию: • ущерба; • убытков от ухудшения условий жизни и окружающей среды; • расходов на ликвидацию последствий страхового события (очистку территории, спасение жизни и имущества). В ряде случаев страховщик может отказать в выплате страхового возмещения. К таким случаям относятся: • невыполнение страхователем профилактических или предупредительных мер, оговоренных страховщиком при заключении договора; • недобросовестное отношение страхователя к выполнению определенных обязанностей после наступления страхового события. Экономическое стимулирование охраны окружающей среды. Опыт показывает, что применение методов экономического стимулирования имеет большое значение для разработки способов интеграции социально-экономического развития и охраны окружающей среды. Стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды осуществляется путем:
• установления налоговых и иных льгот. Они предоставляются предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, в случае внедрения ими безотходных технологий и производств, при использовании вторичных ресурсов, осуществлении деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект; • освобождения от налогообложения экологических фондов; • передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ; • применения поощрительных цен на экологически чистую продукцию; • введения специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; • применения льготного кредитования предприятий, успешно реализующих мероприятия по охране окружающей природной среды Данный примерный перечень способов экономического стимулирования охраны окружающей природной среды может быть дополнен и расширен с учетом особенностей субъектов, характера природопользования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|