Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Организационный механизм охраны окружающей среды




Прежде всего, представляется необходимым различать такие понятия, как природопользование и право природопользования. Природопользование как фактическое использование человеком тех или иных природных объектов, полезных свойств окружающей природной среды было всегда, независимо от форм организации человеческого общества и этапов его развития, поскольку человек как часть природы вне природы и без её использования немыслим. Право же природопользования возникло лишь на определенном этапе развития человеческого общества вместе с возникновением государства и такого регулятора общественных отношений, как право. Если под природопользованием понимается фактическое использование тех или иных свойств окружающей природной среды, то право природопользования – это такое использование их, которое урегулировано нормами права.

Право природопользования – это один из фундаментальных институтов экологического права. Оно определяет сам характер правового регулирования использования природных ресурсов и других природных объектов, их охрану и воспроизводство.

Право природопользования может быть классифицировано по различным критериям: по основаниям возникновения и прекращения этого права, его субъектам, объектам и др. По объектам различают: право землепользования, право недропользования, право водопользования, право лесопользования, право пользования атмосферным воздухом, право пользования растительным (вне лесов) и животным миром.

Важное значение имеет также классификация права природопользования по характеру и основаниям возникновения. По данным критериям различают право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего и специального природопользования.

Право общего природопользования признается за всеми субъектами права. Для его осуществления не требуется какого-либо особого разрешения. Оно считается как бы естественным правом каждого субъекта права, каждого гражданина, принадлежащим ему изначально в силу его естественных потребностей в пользовании тех или иных свойств и качеств окружающей природной среды. Оно возникает не из каких-то специальных разрешений, а из самого закона и иных нормативных правовых актов.

Так, в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 262) предусмотрено, что граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих земельных участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Водный кодекс Российской Федерации (ст. 6) предусматривает, что водопользователь – гражданин вправе свободно использовать для собственных нужд водные объекты, если иное не установлено данным Кодексом.

Лесной кодекс Российской Федерации (ст. 11) также предусматривает право граждан свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах.

Даже при использование такого жестко регламентированного природного ресурса, как недра, допускается использование собственниками (владельцами) земельных участков без особого на то разрешения («по своему усмотрению») осуществлять в их границах без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения (ст. 19 Закона «О недрах»).

Вместе с тем в нормативно-правовых актах могут быть установлены определенные правила и для такого природопользования, направленные, как правило, на рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей природной среды, здоровья населения и т.п.

Что же касается специального природопользования, то оно осуществляется гражданами и другими субъектами права лишь на основе специальных разрешений (лицензий) соответствующих органов. Лицензирование природопользования – это один из эффективнейших способов государственного регулирования и контроля за использованием и охраной природных ресурсов и окружающей природной среды в целом. Посредством лицензий устанавливаются порядок пользования тех или иных природных ресурсов, те или иные ограничения по их использованию, те или иные требования к предпринимательской деятельности в данной сфере отношений, лимиты на отдельные виды природопользования и т.д.

Современная система федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента Российской Федерации от 24.09.2007 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Действует на основании Положения о нём, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г.

Полномочия:

1. порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса;

2. порядок переоформления лицензий на пользование участками недр;

3. форма бланка лицензии на пользование недрами;

4. региональные перечни видов полезных ископаемых, относимых к общераспространенным;

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; Федеральное агентство по недропользованию; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Экологическая функция государства как политической организации об­щества стала рассматриваться в качестве одной из приоритетных в связи с обострением проблем природопользования. Прежде вопросы исполь­зования и охраны природы решались в процессе экономической дея­тельности государства и не выходили за рамки экономической функции. Суть экологической функции государства состоит в обеспечении научно обоснованного соотношения экологических и экономических интере­сов общества, создании необходимых гарантий для защиты прав чело­века на благоприятную для его жизнедеятельности природную среду.

Природопользование предусматривает деятельность по извлечению по­лезных свойств природной среды и использованию их для удовлетворе­ния экономических, экологических, культурных интересов человека. Государство регулирует порядок природопользования, чтобы придать ему рациональный характер, а значит, обеспечить не только экономи­ческий, но и охранительный эффект.

Охрана окружающей природной среды как вид экологической деятельно­сти государства направлена на реализацию системы мер по сохранению и воспроизводству действующих экологических сообществ.

Государство осуществляет экологическую функцию посредством исполь­зования ряда экономических, организационных, правовых (юридичес­ких) механизмов.

Экологическая функция права реализуется наряду с его традиционными политическими, экономическими и иными функциями, характерными для права. Обострение проблем взаимодействия общества и природы обусловило расширение юриди­ческого вмешательства в регулирование отношений по охране и исполь­зованию природной среды.

Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды путем принятия и применения право­вых норм, учитывающих экологические закономерности во взаимодей­ствии общества и природы и закрепляющих научно обоснованные нор­мативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания.

Нормы права, служащие средством реализации экологического права, называются эколого-правовыми нормами

Характерный признак экологo-правовых норм в том, что они отражают не только социальные зако­номерности общественного развития (как и другие нормы права), но и экологические закономерности, составляющие основу системы «обще­ство и природа». Иными словами, эколого-правовая норма представля­ет собой органическое единство социальных и экологических законо­мерностей.

 

Правовые основы экологического нормирования и стандартизации

Человечество не может позволить себе дальнейшее бесконтрольное загрязнение окружающей природной среды, при этом вряд ли возможно ограничить масштабы хозяйственной деятельности. Единственный вы­ход в подобной ситуации - выработка рациональных способов взаимодействия с окружающей природой. Одним из таких способов служит нормирование качества окружающее природной среды. Цель нормирования - установление предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность человека и сохранение генетического фонда, обеспечивающих использование природных ресурсов без ущерба.

Допустимыми признаются воздействия, не влияющие на качество окружающей среды или изменяющие среду обитания в допустимых преде­лах, то есть не разрушающие экосистему и не вызывающие неблагоприятных последствий у человека.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» определены система нормативов охраны окружающей среды, и требования к их разработке. Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны среды.

Нормированию в области охраны окружающей среды отведена отдельная глава V Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В основу нормативов качества положены три показателя:

медицинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе);

технологический (способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и условия его жизнедеятельности);

научно-технический (способность технических средств обеспечить контроль за соблюдением пределов воздействия по всем параметрам).

Нормативы воздействия на окружающую среду устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его определенной пороговой величиной. К этим нормативам относятся предельно допустимые нормы сбросов и выбросов вредных веществ химического, физического, биологического и другого воздействия.

Эффективность системы нормативов по ограничению вредного воздействия обеспечивается:

• соответствием нормативов современному уровню науки и техники, международным стандартам;

• утверждением этих нормативов специально уполномоченными органами государства;

• обязательностью выполнения данных нормативов для всех хозяйственных субъектов и ответственностью предприятий, организаций и граждан за их неисполнение.

Экологические требования предъявляются ко всем хозяйственным структурам. Они адресуются предприятиям, организациям и учреждениям независимо от форм собственности и подчиненности, а также отдельным гражданам.

Объем экологических требований охватывает все экономическое пространство, включая деятельность военных и оборонных объектов, а также хозяйствование в условиях свободных экономических зон. Исключения допускаются только в сторону ужесточения экологических требований.

В настоящее время в основном сформирована система природоохранных норм и нормативов, которая позволила создать достаточную основу для стимулирования и активизации деятельности в области охраны окружающей среды.

При формировании рассматриваемых нормативов анализируют влияние следующих групп факторов:

• повышение технического уровня производства, внедрение прогрессивных технологических процессов;

• повышение технического уровня систем пыле- и газоочистки, водоочистных установок, систем утилизации и обезвреживания отходов;

• повышение полноты использования сырья;

• экологическая напряженность районов деятельности предприятий.

Для оценки качества окружающей среды используют нормы и нормативы, ограничивающие воздействие вредных факторов. При обосновании норм и нормативов исходят из общего принципа — естественная адаптационная возможность организма.

При воздействии вредного вещества на организм вначале возникает адаптация, затем — «предболезнь» и далее, при сохранении той же интенсивности воздействия, развиваются различные патологические болезненные эффекты, включающие в себя токсичные, канцерогенные, мутагенные, аллергенные и эмбриотропные.

Эти эффекты могут вызвать болезнь и даже привести к летальному (смертельному) исходу.

Нормы и нормативы качества окружающей среды подразделяются на: санитарно-гигиенические, экологические, производственно-хозяйственные и временные.

Санитарно-гигиенические нормативы.

К санитарно-гигиеническим нормативам относятся гигиенические и санитарно-защитные нормативы.

Под гигиеническими нормативами понимают предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере, водоемах и почве, уровни вредных физических воздействий — вибраций, шума, электромагнитного и радиоактивного излучения, не оказывающих какого-нибудь вредного воздействия на организм человека в настоящее время и в отдаленном будущем, а также на здоровье последующих поколений.

Санитарно-защитные нормативы предназначены для защиты здоровья человека от вредного воздействия источников загрязнения и обеспечения достаточной чистоты пунктов водопользования. Их используют при образовании санитарных зон источников водоснабжения, пунктов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий.

Экологические нормативы определяют предел антропогенного воздействия на окружающую среду, превышение которого может создать угрозу сохранению оптимальных условий совместного существования человека и его внешнего окружения. Они включают в себя эколого-гигиенические и эколого-защитные нормативы.

При установлении эколого-гигиенических нормативов следует учитывать, что многие живые организмы более чувствительны к загрязнениям, чем человек, для которого установлены существующие нормативы, и поэтому целесообразно определять их на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность живых организмов.

Эколого-защитные нормативы направлены на сохранение генофонда Земли, восстановление экосистем, сохранение памятников всемирного культурного и природного наследия и т.п. Они используются при организации охранных зон заповедников, природных национальных парков, биосферных заповедников, зеленых зон городов и т.п.

Производственно-хозяйственные нормативы предназначены для ограничения параметров производственно-хозяйственной деятельности конкретного предприятия с точки зрения экологической защиты природной среды. К ним относятся технологические, градостроительные, рекреационные и другие нормативы хозяйственной деятельности.

Технологические нормативы включают: предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ в атмосферу, предельно допустимый сброс (ПДС) загрязняющих веществ в водоемы и предельно допустимое количество сжигаемого топлива (ПДТ). Эти нормативы устанавливаются для каждого источника поступления загрязнений в окружающую среду и тесно связаны с профилем работы, объемом и характером загрязнений конкретного предприятия, цеха, агрегата. В связи с этим они могут быть разными даже в рамках одного предприятия.

Градостроительные нормативы разрабатывают для обеспечения экологической безопасности при планировке и застройке городов и других населенных пунктов.

Рекреационные нормативы определяют правила пользования природными комплексами в целях обеспечения условий для полноценного отдыха и туризма.

В тех случаях, когда по тем или иным объективным причинам не представляется возможным разработать гигиенические или технологические нормативы, устанавливают временные нормативы. По мере роста научных знаний, развития и совершенствования техники и технологии их регулярно пересматривают в сторону ужесточения с тем, чтобы воздействие на природу было минимальным.

При этом критерием выступает такой показатель, как: При систематическом равномерном воздействии не должны возникать неблагоприятные изменения в состоянии здоровья человека, которые могут быть обнаружены современными методами исследований, в настоящее время и в последующие годы.

Важнейшей проблемой охраны окружающей среды является необходимость постоянного обеспечения строгого контроля содержания вредных веществ и регламентирования их поступления в окружающую среду. С этой целью разрабатываются нормативы качества окружающей среды. К настоящему времени установлено значительное число нормативов по показателям ПДК для всех компонентов окружающей среды. Так, для воды водоемов их установлено свыше 1000, для атмосферного воздуха — более 800, для радиоактивных изотопов — более 700, а для почвы несколько десятков.

Регламентирование содержания загрязнений в атмосферном воздухе осуществляется на основе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест.

Основная физическая характеристика содержания вредных веществ в атмосфере — концентрация, т.е. количество вещества, содержащегося в единице объема воздуха при нормальных условиях. Этот показатель характеризует физическое, химическое и другие виды воздействия на окружающую среду и относится к основным параметрам при регламентировании допустимых концентраций примеси в атмосфере.

Среди нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосфере особое место занимают среднесуточные концентрации, превышение которых указывает на возможность неблагоприятных токсических действий вредных веществ на организм человека.

Максимальные разовые концентрации устанавливают для тех веществ, которые обладают в большей степени раздражающим и рефлекторным действиями. Их устанавливают с целью предупреждения рефлекторных реакций у человека (ощущение запаха, изменение биоэлектрической активности головного мозга, световой чувствительности глаз и др.) при кратковременном воздействии атмосферных примесей.

 

Предельно допустимые концентрации некоторых веществ, поступающих в атмосферу, мг/м3

Вещество Максимальная разовая Средняя суточная
Аммиак 0,20 0,04
Сажа (копоть) 0,15 0,05
Пыль 0,15 - 0,5 0,05 - 0,15

Регламентирование содержания примесей в воде водоемов зависит состава и свойств воды водоемов, которые определяются по следующим параметрам: наличие плавающих примесей, запах, вкус, окраска, температура воды, значение рН, состав минеральных примесей, наличие возбудителей заболеваний и ядовитых веществ. На поверхности водоемов не должно быть плавающих пленок, пятен минеральных масел и скоплений других примесей.

При сбросе сточных вод в пункте водопользования вода не должна приобретать запахи и привкусы, которые могут быть обнаружены непосредственно или при последующем хлорировании, интенсивностью более 3 баллов для морей и 2 баллов применительно к водоемам, а, также сообщать посторонние запахи и привкусы мясу рыб.

Окраска воды должна обнаруживаться в столбике воды по высоте (В см). Имеет значение и время года: зимний или летний период.

Реакция воды в водоемах после смешивания ее со сточными водами не должна выходить за пределы 6,5<рН<8,5.

При наличии в сточных водах возбудителей заболеваний вода должна подвергаться обеззараживанию после соответствующей очистки. При этом индекс очищенных и обеззараженных сточных вод в водоемах не должен превышать 1000 палочек в 1 л воды при остаточном содержании хлора не менее 1,5 мг/л.

 

Предельно допустимые концентрации некоторых веществ, поступающих в воды водоемов, мг/л

Вещество ПДК
Бензин топливный Железо Нефть 0,1 0,5 0,1

 

Данные нормативы рассчитываются с помощью опытов, при чём продолжительность воздействия вредных веществ на испытуемых должна быть не меньше 6 часов.

В городах и населенных пунктах, предприятиях имеется множество разнообразных источников шума, влияющих на окружающую среду. В большинстве случаев уровни шума превышают нормативные. Человек по-разному реагирует на шум в зависимости от субъективных особенностей организма и привычного шумового фона. Считается, что шум с уровнем выше 60 дБ вызывает психическое раздражение.

Значение уровня звука рассчитывается по результатам измерения уровней звука в дБ в течение наиболее шумных 30 мин.

В зависимости от значения ПДК и других показателей токсического действия вредные вещества подразделяются на четыре класса: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные и малоопасные.

Для обоснования предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе населенных мест проводят эксперименты с точно заданными условиями.

Такой подход позволяет обеспечить достаточную точность полученных данных и установить нормативы содержания вредных веществ в атмосферном воздухе, не дожидаясь проявления неблагоприятных последствий для здоровья людей. Экспериментальные исследования осуществляются в два этапа.

На первом этапе с привлечением добровольцев исследуется максимально недействующая концентрация ощущения запаха и иногда раздражающего действия. Полученные результаты многократных опытов подвергаются статистической обработке и используются впоследствии для обоснования ПДК.

Второй этап эксперимента заключается в изучении действия вредных веществ при их длительном воздействии на подопытных животных.

Регламентирование предельно допустимых концентраций вредных веществ в почве существенно отличается от методики регламентирования поступлений загрязняющих веществ в атмосферный воздух и воду водоемов. Это связано с тем, что непосредственно из почвы вредные вещества в организм человека не поступают. Однако химические соединения, находящиеся в почве, могут поступать в организм посредством контактирующих с почвой воздухом, водой, растениями.

Нормирование предельно допустимых концентраций в почве осуществляется в два этапа. На первом этапе проводят исследования в лабораторных условиях, а на втором — на натуре.

В том случае, если для овощных или плодовых культур установлено несколько нормативов, то к расчету принимается минимальное значение. ПДК<0,003 мг/кг.

Если после установления предельно допустимой концентрации пестицидов в продуктах питания, выявляются отдаленные последствия их действия на организм (канцерогенность, эмбриотоксичность, мутагенность и т.п.), то в расчет вводят коэффициенты запаса, учитывающие степень выраженности отдаленных последствий и данные о фактическом загрязнении почвы остаточными количествами пестицидов.

Стандартизация применительно к охране окружающей среды - это разработка и внедрение в практику научно обоснованных, обязательных для выполнения технических требований и норм (стандартов), регламентирующих человеческую деятельность по отношению к окружающей среде.

В данных стандартах закрепляются требования государства по рациональному использованию природных объектов и обеспечению таких технических параметров деятельности, при которых бы исключалось или сводилось к минимуму негативное воздействие человеческой деятельности на природу.

 

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года ежегодно компетентными органами, занимающимися стандартизацией, составляется программа по разработке новых и пересмотру действующих стандартов (ГОСТ) в области охраны природы качества окружающей среды, деятельности предприятий, организаций, учреждений и поведения граждан, соответствующей терминологии и нормативно-правовых актов, регулирующих охрану природы.

Экологическая сертификация

Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 в нашей стране введена сертификация продукции, услуг и иных объектов (далее — продукции), направленная на предотвращение причиненного вреда имуществу потребителей и обеспечение экологической безопасности населения. Экологическая сертификация осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ст. 31 Федеральный закон «Об охране окружающей среды»).

Экологическая сертификация — это подтверждение соответствия продукции установленным экологическим требованиям.

Объекты экологической сертификации:

объекты природной среды и природные ресурсы;

• отходы производства и потребления;

• технологические процессы;

• услуги, направленные на обеспечение экологической безопасности и предупреждение вреда окружающей природной среде (далее — экологические услуги);

• товарная продукция.

Объекты природной среды. Под сертификацией объектов природной среды понимается деятельность по оценке состояния, качества и степени загрязнения данного объекта с целью определения наиболее эффективного и безопасного направления его использования без нанесения ущерба здоровью населения и окружающей среде. Например, водные объекты в зависимости от состояния, качества и степени загрязнения могут быть использованы для удовлетворения следующих нужд: хозяйственно-питьевых; лечебных, курортных и оздоровительных; промышленности и энергетики; сельского хозяйства, садоводства и огородничества; гидроэнергетики; рыбного хозяйства и добычи биоресурсов; охотничьего хозяйства; водного транспорта и лесосплава; изучения водных объектов, проведения наблюдений за их состоянием; рекреации (отдыха, туризма, спорта, любительского и спортивного рыболовства, спортивной охоты); сброса сточных вод; добычи полезных ископаемых.

Экологический сертификат на объект природной среды выдается его собственнику либо органу, имеющему право распоряжаться указанным объектом. Данный сертификат является документом, на основе которого выдается лицензия на экологически безопасное использование объекта.

Экологической сертификации могут подвергаться территория и отдельные ее участки вместе с природными ресурсами. Экологический сертификат выдается также и на другие объекты окружающей среды, например, на промышленное предприятие.

Отходы производства и потребления. Экологическая сертификация отходов — это деятельность по оценке опасности отходов для здоровья населения и окружающей среды, а также по оценке соответствия экологическим требованиям применяемой техники и технологии по их удалению.

В понятие «удаление отходов» включают: сбор, сортировку, перевозку, обработку, хранение и захоронение на поверхности или под землей отходов, а также операции по их переработке с целью извлечения отдельных компонентов, повторного использования или рециркуляции.

Сертификат, а следовательно, и лицензия на осуществление отдельных процессов по удалению отходов и их трансграничному перемещению должен выдаваться лишь в том случае, если технический уровень данных процессов полностью удовлетворяет экологическим требованиям и нормативам.

Технологические процессы. Экологическая сертификация технологических процессов — это деятельность по оценке степени достижения удельных показателей по выбросам (сбросам) загрязняющих веществ и другим воздействиям на окружающую среду, установленных на основе лучших из имеющихся в мире технологий.

Для того чтобы увязать экологический сертификат с экономическими инструментами защиты окружающей среды, сертификации должна подвергаться вся технологическая схема по производству товарной продукции.

Экологические услуги. Как объект экологической сертификации экологические услуги представляют собой виды деятельности (работ), непосредственно направленных на оздоровление окружающей среды и ресурсосбережение.

Данный вид сертификации представляет собой, деятельность по оценке компетентности организации в осуществлении того или иного вида экологических услуг, а также по оценке соответствия применяемой техники и технологии экологическим требованиям.

Товарная продукция. Экологическая сертификация товарной продукции предусматривает подтверждение соответствия данной продукции экологическим требованиям. В зависимости от вида продукции они могут быть предъявлены к ее химическому составу или к показателям по выбросам (сбросам) загрязняющих веществ в окружающую среду и другим антропогенным воздействиям.

В последние годы одним из основных инструментов государственной экологической политики, управления природопользованием является экологическая экспертиза. Экологическая экспертиза, или оценка воздействия на окружающую среду – это оценка уровня возможных негативных воздействий планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы.

Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, рационального использования природных ресурсов, а также предупреждения негативных последствий хозяйственной деятельности.

Законом Российской Федерации «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года предусмотрен ряд принципов экологической экспертизы:

• презумпция потенциальной экологической опасности любой намечае­мой хозяйственной и иной деятельности;

• обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической эксперти­зы;

• комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

• обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

• достоверность и полнота информации, представляемой на экологичес­кую экспертизу;

• независимость экспертов экологической экспертизы при осуществле­нии ими своих полномочий в области экологической экспертизы,

• научная обоснованность, объективность и законность заключений эко­логической экспертизы;

• гласность, участие общественных организаций (объединений), учет об­щественного мнения;

• ответственность участников экологической экспертизы и заинтересо­ванных лиц за организацию, проведение, качество экологической экс­пертизы.

В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Государственную экологическую экспертизу организовывают и проводят на федеральном уровне и уровне субъектов России специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы. Порядок ее проведения устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Федерации.

Инициаторами проведения общественной экологической экспертизы выступают граждане и общественные организации (объединения), органы местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основное направление деятельности которых, в соответствии с их уставами, - охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы.

Такие органы должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке.

Президент Российской Федерацииобеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области экологической экспертизы.

Федеральное Собрание Российской Федерацииобеспечивает соответствие законодательных актов Российской Федерации законодательству Российской Федерации об экологической экспертизе.

Правительство Россиив области экологической экспертизы:

• утверждает порядок проведения государственной экологической экспер­тизы;

• контролирует исполнение российского законодательства об экологичес­кой экспертизе федеральными органами государственной власти;

• осуществляет меры по обеспечению соблюдения законов, а также по обеспечению прав граждан и юридических лиц в области экологичес­кой экспертизы;

• ежегодно отчитывается о своей деятельности в области экологической экспертизы перед Президентом Российской Федерации.

Лицензия – это официальный документ, выданный компетентным органом государственной власти, разрешающий осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяющий условия его осуществления.

Наряду с лицензией, а во многих случаях и вместе с ней в данной сфере отношений применяется договор. Договор на природопользование может заключаться как на основе лицензии, так и в предусмотренных законом случаях самостоятельно. Так, в сфере землепользования договор является одним из оснований возникновения права пользования земельным участком.

Выдача какой-либо лицензии на право пользования им не предусматривается.

Согласно ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г.

Лицензированию, в частности, подлежат:

выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические, геофизические процессы и явления;

культивирование растений, используемых для производства наркотических и психотропных веществ;

деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке, размещению опасных отходов;

деятельность по производству элитных семян и др.

Допускается предоставление лицензии на несколько видов пользования природным объектом.

Значительное место в правовом регулировании лицензирования тех или иных видов деятельности в области охраны окружающей природной среды играют нормативно-правовые акты, принимаемые Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены: Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии; Положение о лицензировании работ активному воздействию на геофизические процессы и явления.

Лицензионные требования:

выполнение требований международных договоров, законодательства Российской Федерации, государственных стандартов;

наличие в штате юридического лица постоянных работников, имеющих профессиональное образование и стаж работы в области гидрометеорологии или смежных с ней наук не менее трех лет;

повышение квалификации не реже одного раза в пять лет;

наличие специализированных приборов и оборудования и др.

Для получения лицензии соискатель представляет в лицензирующий орган следующие документы: заявление, копия ИНН, копия учредительных документов, копия свидетельства о регистрации и др. Все копии должны быть нотариально удостоверены.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 60 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Срок действия лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами – пять лет. Указанный срок может быть продлен по заявлению лицензиата в предусмотренном для переоформления лицензии порядке.

Экологический контроль и мониторинг.

Под экологическим мониторингом понимается комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием природных и техногенных факт

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...