Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Белорусская модель перехода к рынку и ее основные черты. Государственные программы социально-экономического развития.




В переходный период меняются цели, сущность и задачи со­циальной политики. Важнейшими ее характеристиками в КАС являлись: патерналистская роль государства, жесткое центра­лизованное распределение социальных благ и реализация соци­альных гарантий, наличие бюджетных источников всех видов финансирования социальной политики.

Несмотря на то, что для всех групп и слоев населения про­возглашался одинаковый уровень социальных гарантий, мно­гие из них носили декларативный характер, а установка на все­общность труда нередко шла вразрез с его эффективностью и потребностями производства. Социальные программы были направлены главным образом на решение проблем городского населения, интересы же сельских жителей ущемлялись и во многих случаях игнорировались.

Централизованно проводимая государственная социальная политика как по характеру мер, так и по источникам финанси­рования, по существу, делала принцип зарабатываемости дохо­дов и благ декларативным и лозунговым, не обеспечивающим необходимый качественный уровень общественного обслужива­ния в области здравоохранения, образования, дошкольного вос­питания. Ее безадресность, бессистемность, некомплексный ха­рактер в совокупности с бюджетным остаточным принципом финансирования привели к ряду существенных диспропорций и перекосов в социальной сфере.

Республика Беларусь традиционно относится к числу стран с сильной ролью государства в социальной сфере. Можно отме­тить, что сложившиеся к началу рыночных преобразований ос­новные направления национальной социальной политики соот­ветствовали принципам социального рыночного хозяйства. Од­нако с позиций рыночной экономики социальная роль государ­ства была чрезмерно централизованной, патерналистской, ско­вывавшей личную инициативу, подавлявшей стремление граж­дан самостоятельно решать проблемы собственного благососто­яния. Поэтому переход экономики к рыночным отношениям должен существенно изменить сложившуюся ситуацию.

Социальная политика в трансформационной экономике — это комплекс социально-экономических мер государства, пред­приятий, организаций, местных органов власти, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, его защиту от безработицы и роста цен, обеспечение системы социальных гарантий.

Главная цель социальной политики при переходе к рыноч­ной экономике — создание для каждого трудоспособного граж­данина Республики Беларусь условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосо­стояние и благосостояние своей семьи, усиление адресности со­циальной поддержки со стороны государства слабо защищен­ных групп населения.

Современный подход к вложениям в социальную сферу зак­лючается в том, что инвестиции в человека, человеческий капи­тал наиболее эффективны, что качество человеческого потен­циала — важнейший фактор экономического прогресса и по­вышения уровня социально-экономического развития госу­дарства. Если сгруппировать все страны по уровню экономиче­ского развития, то порядок их расположения будет находить­ся в прямой зависимости от качества человеческого потенциа­ла. Причем темпы научно-технического прогресса, уровень ор­ганизации, культуры и производительности труда также яв­ляются производными от него. Поэтому в стратегическом плане вложения в человека имеют самую высокую отдачу.

В основу новых подходов формирования социальной поли­тики положен важнейший принцип «от социального иждивен­чества — к социальным гарантиям», означающий, прежде всего, защиту прав человека на свободный труд, создание систе мы жизнеобеспечения, соответствующей определенным жиз­ненным стандартам, гарантию личной безопасности граждан в обществе.

В социальной политике Беларуси на современном этапе выде­ляется ряд приоритетных направлений: регулирование доходов и занятости, социальная защита населения, забота о наиболее социально уязвимых его слоях, развитие социальной сферы.

Одновременно происходит изменение методов социальной политики с ориентацией не столько на выдачу различного рода пособий, сколько на стимулирование доходов населения Если на начало 2001 г. средняя заработ­ная плата в нашей стране составляла в эквиваленте около 70 дол. США, то через пять лет она выросла до 261 дол., или 562 тыс. р.

Основная цель социальной защиты — поддержка тех групп и слоев населения, которые оказались в наиболее неблагопри­ятных условиях и не могут своими силами улучшить собственное положение.

Система социальной защиты по поддержанию уровня дохо­дов в республике состоит в основном из двух видов программ. Во-первых, это программы социального страхования, которые частично возмещают потери заработков, связанные с уходом на пенсию и временной безработицей. Во-вторых, это программы государственной помощи, или благотворитель­ные, предоставляющие пособия тем, кто не может заработать сам, является нетрудоспособным или имеет иждивенцев.

Одной из самых болезненных в системе социальной защиты в переходный период является проблема пенсионного обеспече­ния. В настоящее время уровень государственных пенсий не успевает за темпами инфляции, а изменения демографической ситуации (снижение рождаемости и увеличение числа пенсио­неров) еще более усугубляют положение дел. Реализуемая в республике Концепция реформы системы пенсионного обеспечения предусматривает комплекс мер по повышению гарантий прав граждан на получение пенсий, соз­данию предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, ликвидации диспропорций в пенсионном обеспечении различных категорий граждан.

В конечном счете предполагается создание комбинирован­ной пенсионной системы, построенной на реализации трех уровней пенсионного обеспечения граждан. Первый уровень со­ставят социальные пенсии, выплачиваемые за счет государст­венного бюджета лицам, которые не приобрели права на пен­сию в системе государственного (социального) пенсионного страхования. Второй уровень будет предусматривать обязатель­ное пенсионное страхование (выплаты страховых пенсий за счет текущих страховых взносов). Третий уровень (дополни­тельные профессиональные пенсионные системы) будет базиро­ваться на накопительных принципах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...