Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль государства на рынке труда




Введение

 

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что сегодня на размер оплаты труда влияют не только нормативные акты и действия правительства, целью которых является непосредственное воздействие на состояние рынка труда, но и более общий контекст государственной экономической политики в области борьбы с инфляцией, реструктуризации предприятий, налогообложения и т.д.

Анализируя различные трудовые концепции, можно сделать
вывод, что при всем различии подходов к понятию «труд», к определению места и роли человека в экономике обществ и причин, которые побуждают человека к труду, общим является признание труда как основы жизни — и отдельного человека, и общества в целом.

Цель курсовой работы – анализ форм и методов государственного регулирования оплаты труда в РФ, а также разработка предложений по их оптимизации.

В соответствии с целью, задачами работы будут являться:

- изучение теоретических основ формирования и регулирования оплаты труда в РФ;

- анализ форм и методов государственного регулирования оплаты труда в РФ на примере конкретного предприятия;

- разработка предложений по оптимизации форм и методов государственного регулирования оплаты труда в РФ.

Объект исследования - ОАО ГП «Римэкс». Предмет исследования – система государственного регулирования оплаты труда на предприятии.

Источниковая база работы: законодательные акты по деятельности рынка труда в России, инструкции по составлению отчетов рынка труда, книги соответствующей тематики, периодические издания рынка труда, данные Росстата по рынку труда за 2010-2012 годы и интернет-источники по вопросам функционирования рынка труда.

Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы, вклю­чающего 36 источников. Работа иллюстрирована 9 таб­лицами и 8 рисунками. Общий объем работы 40 стр.

 

Теоретические основы формирования и регулирования рынка труда

Понятие заработной платы как экономической категории

 

На сегодня величина заработной платы устанавливается либо по тарифной сетке (ставке), либо в виде должностного оклада, либо в со­ответствии с контрактом. Она может быть ниже уровня установ­ленной государством минимальной заработной платы (МРОТ). Верхний предел заработной платы в условиях экономики рынка обычно не ограничивается.

Формы и системы оплаты труда - это способы использования тарифной системы и норм труда для расчетов заработной платы ра­ботников с учетом особенностей их труда. Основное содержание организации оплаты труда отражено на рисунке 1.

 

 


Рис.1. Организация оплаты труда [21, с.56]

 

Итак, основу организации оплаты труда в России составляют следующие составные эле­менты:

- техническое нормирование труда;

- тарифное нормирование труда;

- формы и системы оплаты труда.

С помощью технического нормирования труда устанавливают обоснованные нормы труда, необходимые для количественной оценки затрат труда на выполнение какой-либо работы. Нормы ис­пользуют для определения расценок и размеров оплаты труда за еди­ницу работы.

Тарифное нормирование труда обеспечивается тарифной систе­мой, включающей тарифные ставки 1-го разряда, схемы должностных ок­ладов для руководителей, специалистов и других служащих, тарифные сетки, тарифно-квалификационные справочники, систе­му доплат и надбавок к тарифной зарплате. Тарифная система по­зволяет приблизительно оценивать качество труда.

Организация оплаты труда в России в правовом порядке регулируется и регла­ментируется на различных уровнях: государствен­ном, региональном, отраслевом и на уровне компаний. В Трудовом Кодексе РФ и некоторых нормативных актах уста­новлены правовые нормы регулирования трудовых отношений, в т.ч. и оплаты труда.

Роль государства на рынке труда

 

Государство на рынке труда может осуществлять активную и пас­сивную политику.

Активная политика на рынке труда имеет своей целью повыше­ние конкурентоспособности человека в борьбе за рыночные места путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, содей­ствия индивидуальной трудовой деятельности, помощи в трудо­устройстве, профессионального консультирования и т.д.

Логика этой политики такова, что каждый здоровый человек должен самостоятельно зарабатывать средства для обеспечения сво­ей семьи (это его долг), а государство является лишь посредником, предоставляющим ему возможность занятости. О целях и направ­лениях политики государства на рынке труда дает представление рис. 2.

 

           
 
 
   
     

 

 


Цели:
Наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь
Стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения работников
Предоставление работы каждому, кто ее ищет
Направления:
Социальная поддержка
Развитие гибкого рынка труда, правовое обеспечение
Трудоустройство, подготовка и переподготовка кадров
Преодоление дефицита рабо­чих мест посредством прове­дения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, предпринимательства, инди­видуальной трудовой деятель­ности, направление капиталь­ных вложений как в перспек­тивные отрасли, так и отрасли традиционной занятости

 

Рис. 2. Цели и направления политики регулирования рынка труда[15, с.104]

 

При проведении активной политики на рынке труда необходи­мо учитывать:

- возрастно-половую структуру занятых, незанятых, без­работных;

- доход семьи, полу­чаемый от работы по найму, государственных пособий, самостоятель­ной занятости, аренды, процентного дохода от недвижимости, и т.п.;

- открытость экономики для международной конкуренции, в частно­сти долю торговли в национальном доходе, значение иностранных инвестиций;

- развитие и эффективность трудовых институтов, в том числе организаций предпринимателей и трудящихся;

- рас­пределение предприятий по их размерам и формам собственности;

- средний возраст человека, вступающего в ряды рабочей силы, и его влияние на уровень квалификации;

- степень урбанизации и масштабы формальной и неформальной за­нятости в городах, уровень аграрной и неаграрной занятости;

- масштабы, охват и степень использования трудового законодательства, обес­печение защиты трудящихся и социального страхования.

Реализация активной политики на рынке труда тесно связана со структурными преобразованиями экономики в регионах и форми­рованием эффективных методов ее регулирования.

Пассивная политика государства на рынке труда ограничена ре­гистрацией ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы предоставления пособия по безработице, осу­ществлением неденежных форм поддержки безработных и членов их семей и т.п. [21, с.59]

Методы (способы) и меры государственного регулирования рын­ка труда можно дифференцировать по различным признакам: по объектам воздействия; по направленности воздействия; по форме воздействия; по характеру воздействия на рынок труда; по содер­жанию регулирующих мер; по уровню управленческого воздей­ствия; по источникам финансирования; по продолжительности воз­действия.

Объектами воздействия государства на рынок труда являются население, его отдельные груп­пы работников, предприниматели и их группы, определенные эле­менты организации труда и т.д.

В зависимости от особенностей объекта можно выделить меры общего воздействия и специальные меры.

По направленности воздействия выделяют следующие меры:

- влияющие на структуру спроса и структуру предложения,

- увеличива­ющие (уменьшающие) предложение на рабочую силу,

- увеличивающие (уменьшающие) спрос на рабочую силу,

- нацеленные на увели­чение степени соответствия спроса и предложения.

По форме воз­действия на рынок труда можно выделить прямые методы регули­рования — государственное субсидирование занятости на предпри­ятиях различных форм собственности, стимулирование гибких форм занятости, изменение годового ФРВ и т.п. — и косвенные ме­тоды регулирования: регулирование демографической ситуации, увеличение государственных заказов, закупок, смягчение налогово­го пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирова­ние профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы и т.д.

По характеру воздействия на рынок труда регулирующие меры можно дифференцировать на поощрительные, ограничитель­ные, запретительные и защитные.

По содержанию регулирующих мер выделяют:

- меры административного характера (снижение пенсионно­го возраста, уменьшение продолжительности рабочего дня, ограни­чение числа мест работы для одного человека, возможностей совме­стительства, изменение состава экономически активного населения и т.п.);

- меры экономического характера (поддержка экономиче­ски целесообразных рабочих мест, организация общественных работ, специализированное инвестирование в поддержку малого бизнеса и т.д.);

- смешанные, сочетающие экономическое и административ­ное регулирование (финансовую, налоговую, таможенную, внеш­неторговую, инновационно-инвестиционную, протекционистскую политики).

По уровню управленческого воздействия методы распреде­ляются на общегосударственные, региональные, отраслевые, внутри­фирменные.

По источникам финансирования выделяют Федеральный бюджет, бюджеты регионов России, местные бюджеты, внебюджет­ные средства (как дополнительные).

По продолжительности воздей­ствия методы бывают краткосрочными (до одного года), среднесроч­ными (от одного года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 лет и более).

Существуют и другие классификации методов ре­гулирования рынка труда, например:

- классификация, основанная на использовании мотивационного механизма, с помощью которо­го намечено достижение главной цели, включает организационные (административно-распорядительные методы, правовые методы регулирования);

- экономические (стимулирование создания рабочих мест посредством налоговых льгот, льготных инвестиционных кре­дитов и т.п.);

- социально-психологические (основанные на учете ин­тересов личности, различных социальных групп населения) методы. [20, с.21]

Рынок труда является саморегулирующимся, вместе с тем он подда­ется регуляции механизмом управления занятостью населения при определенном уровне развития производительной силы общества. Регуляторами здесь являются не только макро- и микроэкономи­ческие, но и социальные и социально-психологические факторы, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы — зара­ботной плате. Поэтому развитие рыночных реформ должно быть органически увязано с политикой правительства на рынке труда.

Государственная служба занятости (ГСЗ) является единой сис­темой органов и учреждений, деятельность которой направлена на обеспечение контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтер­нативной гражданской службы, оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования трудовых споров.

Функции ГСЗ:

- организация мероприятий активной политики занятости, при необходимости профессиональной ориентации, про­фессиональной подготовки, переподготовки и повышения ква­лификации безработных граждан;

- оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

- разработка и реализация федеральной, территориальных (кра­евых, областных, районных, городских) и других целевых про­грамм содействия занятости граждан, находящихся под рис­ком увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в со­циальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а рабо­тодателям в поиске необходимых работников;

- осуществление социальных выплат в виде пособия по без­работице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработ­ных, находящимся на их содержании. Услуги, связанные с со­действием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

Работу ГСЗ возглавляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

ГСЗ осуществляет свою деятельность непосредственно через террито­риальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федераль­ными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуп­равления, общественными объединениями и иными организациями.

В 2011 г. СЗ имела 2127 по-современному оснащенных центров заня­тости, имеющих возможность выхода в Интернет. Органы службы за­нятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления разрабатывают и ре­ализуют государственную политику в области содействия полной, про­дуктивной и свободно избранной занятости населения, включающую:

- внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и про­ведение специальных мероприятий по профилированию (рас­пределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельнос­ти, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наибо­лее эффективной помощи в трудоустройстве с учетом скла­дывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;

- правовое регулирование в области занятости на основе соблю­дения законных прав, интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, направленное на дальнейшее со­вершенствование законодательства о занятости населения;

- разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размеще­ние производительных сил, повышение мобильности трудо­вых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занято­сти, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию рабочих мест;

- совершенствование разработки и реализации федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;

- создание и развитие инфраструктуры рынка труда;

- оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными (рис.3).

 

 

Основные направления использования финансовых средств на реализацию политики занятости:
Анализ рынка труда, разработка баланса трудовых ресурсов и программ занятости, включая мероприятия по социальной защищенности различных групп населения
Возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным
Издание нормативных и методических материалов, бланочной продукции общероссийского образца и обеспечение ими органов службы занятости
Информационно-справочная и редакционно-издательская деятельность по вопросам занятости населения
Научно-исследовательские работы по проблемам занятости населения
Организация и международное сотрудничество в решении проблем занятости
Организация общественных работ
Пособия по безработице, компенсация материальных затрат безработным
Проведение семинаров, совещаний и других организационно-методических мероприятий
Профориентация, профессиональная подготовка и переподготовка безработных граждан
Содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий, включая социально-бытовое обеспечение, подготовку и повышение квалификации кадров этих служб
Создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы, их программное и техническое обеспечение
Сохранение, создание дополнительных и новых рабочих мест, в том числе специализированных, для слабо социально защищенных граждан и для развития предпринимательской деятельности безработных граждан

 

Рис.3. Основные направления использования финансовых средств на реализацию политики занятости [21, с.61]

 

Для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики в сфере труда СЗ исполь­зует выделяемые средства федерального бюджета, средства бюдже­тов субъектов Российской Федерации, средства бюджетов муници­пальных образований (местных бюджетов), средства внебюджетных источников (как дополнительные).

Рынок труда тесно связан с политическими, социальными и де­мографическими процессами, среди которых особая роль принад­лежит миграции населения. Миграционные потоки заметно изме­няют трудовой потенциал России и воздействуют на рынок труда.

В заключение следует отметить, что на разработку и реализацию активной политики на рынке тру­да влияет множество факторов и условий:

- международные трудовые нормы, устанавливающие основ­ные права: свободно избранная занятость, равенство возмож­ностей и обращения, свобода объединения и пр.;

- сложившийся тип социально-трудовых отношений (в России это трипартизм), поскольку широко признается тот факт, что любая политика, в том числе и активная политика на рынке труда, имеет больше шансов на успех, если ей обеспечены признание и поддержка предпринимателей, трудящихся и других заинтересованных социальных групп;

- разнообразие условий, характерных для рынков труда различ­ных стран и отдельных регионов внутри страны.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...