Роль государства на рынке труда
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что сегодня на размер оплаты труда влияют не только нормативные акты и действия правительства, целью которых является непосредственное воздействие на состояние рынка труда, но и более общий контекст государственной экономической политики в области борьбы с инфляцией, реструктуризации предприятий, налогообложения и т.д. Анализируя различные трудовые концепции, можно сделать Цель курсовой работы – анализ форм и методов государственного регулирования оплаты труда в РФ, а также разработка предложений по их оптимизации. В соответствии с целью, задачами работы будут являться: - изучение теоретических основ формирования и регулирования оплаты труда в РФ; - анализ форм и методов государственного регулирования оплаты труда в РФ на примере конкретного предприятия; - разработка предложений по оптимизации форм и методов государственного регулирования оплаты труда в РФ. Объект исследования - ОАО ГП «Римэкс». Предмет исследования – система государственного регулирования оплаты труда на предприятии. Источниковая база работы: законодательные акты по деятельности рынка труда в России, инструкции по составлению отчетов рынка труда, книги соответствующей тематики, периодические издания рынка труда, данные Росстата по рынку труда за 2010-2012 годы и интернет-источники по вопросам функционирования рынка труда.
Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 36 источников. Работа иллюстрирована 9 таблицами и 8 рисунками. Общий объем работы 40 стр.
Теоретические основы формирования и регулирования рынка труда Понятие заработной платы как экономической категории
На сегодня величина заработной платы устанавливается либо по тарифной сетке (ставке), либо в виде должностного оклада, либо в соответствии с контрактом. Она может быть ниже уровня установленной государством минимальной заработной платы (МРОТ). Верхний предел заработной платы в условиях экономики рынка обычно не ограничивается. Формы и системы оплаты труда - это способы использования тарифной системы и норм труда для расчетов заработной платы работников с учетом особенностей их труда. Основное содержание организации оплаты труда отражено на рисунке 1.
Рис.1. Организация оплаты труда [21, с.56]
Итак, основу организации оплаты труда в России составляют следующие составные элементы: - техническое нормирование труда; - тарифное нормирование труда; - формы и системы оплаты труда. С помощью технического нормирования труда устанавливают обоснованные нормы труда, необходимые для количественной оценки затрат труда на выполнение какой-либо работы. Нормы используют для определения расценок и размеров оплаты труда за единицу работы. Тарифное нормирование труда обеспечивается тарифной системой, включающей тарифные ставки 1-го разряда, схемы должностных окладов для руководителей, специалистов и других служащих, тарифные сетки, тарифно-квалификационные справочники, систему доплат и надбавок к тарифной зарплате. Тарифная система позволяет приблизительно оценивать качество труда. Организация оплаты труда в России в правовом порядке регулируется и регламентируется на различных уровнях: государственном, региональном, отраслевом и на уровне компаний. В Трудовом Кодексе РФ и некоторых нормативных актах установлены правовые нормы регулирования трудовых отношений, в т.ч. и оплаты труда.
Роль государства на рынке труда
Государство на рынке труда может осуществлять активную и пассивную политику. Активная политика на рынке труда имеет своей целью повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рыночные места путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, содействия индивидуальной трудовой деятельности, помощи в трудоустройстве, профессионального консультирования и т.д. Логика этой политики такова, что каждый здоровый человек должен самостоятельно зарабатывать средства для обеспечения своей семьи (это его долг), а государство является лишь посредником, предоставляющим ему возможность занятости. О целях и направлениях политики государства на рынке труда дает представление рис. 2.
Рис. 2. Цели и направления политики регулирования рынка труда[15, с.104]
При проведении активной политики на рынке труда необходимо учитывать: - возрастно-половую структуру занятых, незанятых, безработных; - доход семьи, получаемый от работы по найму, государственных пособий, самостоятельной занятости, аренды, процентного дохода от недвижимости, и т.п.;
- открытость экономики для международной конкуренции, в частности долю торговли в национальном доходе, значение иностранных инвестиций; - развитие и эффективность трудовых институтов, в том числе организаций предпринимателей и трудящихся; - распределение предприятий по их размерам и формам собственности; - средний возраст человека, вступающего в ряды рабочей силы, и его влияние на уровень квалификации; - степень урбанизации и масштабы формальной и неформальной занятости в городах, уровень аграрной и неаграрной занятости; - масштабы, охват и степень использования трудового законодательства, обеспечение защиты трудящихся и социального страхования. Реализация активной политики на рынке труда тесно связана со структурными преобразованиями экономики в регионах и формированием эффективных методов ее регулирования. Пассивная политика государства на рынке труда ограничена регистрацией ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы предоставления пособия по безработице, осуществлением неденежных форм поддержки безработных и членов их семей и т.п. [21, с.59] Методы (способы) и меры государственного регулирования рынка труда можно дифференцировать по различным признакам: по объектам воздействия; по направленности воздействия; по форме воздействия; по характеру воздействия на рынок труда; по содержанию регулирующих мер; по уровню управленческого воздействия; по источникам финансирования; по продолжительности воздействия. Объектами воздействия государства на рынок труда являются население, его отдельные группы работников, предприниматели и их группы, определенные элементы организации труда и т.д. В зависимости от особенностей объекта можно выделить меры общего воздействия и специальные меры. По направленности воздействия выделяют следующие меры: - влияющие на структуру спроса и структуру предложения, - увеличивающие (уменьшающие) предложение на рабочую силу, - увеличивающие (уменьшающие) спрос на рабочую силу,
- нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения. По форме воздействия на рынок труда можно выделить прямые методы регулирования — государственное субсидирование занятости на предприятиях различных форм собственности, стимулирование гибких форм занятости, изменение годового ФРВ и т.п. — и косвенные методы регулирования: регулирование демографической ситуации, увеличение государственных заказов, закупок, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы и т.д. По характеру воздействия на рынок труда регулирующие меры можно дифференцировать на поощрительные, ограничительные, запретительные и защитные. По содержанию регулирующих мер выделяют: - меры административного характера (снижение пенсионного возраста, уменьшение продолжительности рабочего дня, ограничение числа мест работы для одного человека, возможностей совместительства, изменение состава экономически активного населения и т.п.); - меры экономического характера (поддержка экономически целесообразных рабочих мест, организация общественных работ, специализированное инвестирование в поддержку малого бизнеса и т.д.); - смешанные, сочетающие экономическое и административное регулирование (финансовую, налоговую, таможенную, внешнеторговую, инновационно-инвестиционную, протекционистскую политики). По уровню управленческого воздействия методы распределяются на общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные. По источникам финансирования выделяют Федеральный бюджет, бюджеты регионов России, местные бюджеты, внебюджетные средства (как дополнительные). По продолжительности воздействия методы бывают краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 лет и более). Существуют и другие классификации методов регулирования рынка труда, например: - классификация, основанная на использовании мотивационного механизма, с помощью которого намечено достижение главной цели, включает организационные (административно-распорядительные методы, правовые методы регулирования); - экономические (стимулирование создания рабочих мест посредством налоговых льгот, льготных инвестиционных кредитов и т.п.); - социально-психологические (основанные на учете интересов личности, различных социальных групп населения) методы. [20, с.21] Рынок труда является саморегулирующимся, вместе с тем он поддается регуляции механизмом управления занятостью населения при определенном уровне развития производительной силы общества. Регуляторами здесь являются не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические факторы, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы — заработной плате. Поэтому развитие рыночных реформ должно быть органически увязано с политикой правительства на рынке труда.
Государственная служба занятости (ГСЗ) является единой системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на обеспечение контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования трудовых споров. Функции ГСЗ: - организация мероприятий активной политики занятости, при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан; - оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда; - разработка и реализация федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; - содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников; - осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно. Работу ГСЗ возглавляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. ГСЗ осуществляет свою деятельность непосредственно через территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В 2011 г. СЗ имела 2127 по-современному оснащенных центров занятости, имеющих возможность выхода в Интернет. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления разрабатывают и реализуют государственную политику в области содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, включающую: - внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан; - правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав, интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, направленное на дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения; - разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию рабочих мест; - совершенствование разработки и реализации федеральной и территориальных программ содействия занятости населения; - создание и развитие инфраструктуры рынка труда; - оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными (рис.3).
Рис.3. Основные направления использования финансовых средств на реализацию политики занятости [21, с.61]
Для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики в сфере труда СЗ использует выделяемые средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов), средства внебюджетных источников (как дополнительные). Рынок труда тесно связан с политическими, социальными и демографическими процессами, среди которых особая роль принадлежит миграции населения. Миграционные потоки заметно изменяют трудовой потенциал России и воздействуют на рынок труда. В заключение следует отметить, что на разработку и реализацию активной политики на рынке труда влияет множество факторов и условий: - международные трудовые нормы, устанавливающие основные права: свободно избранная занятость, равенство возможностей и обращения, свобода объединения и пр.; - сложившийся тип социально-трудовых отношений (в России это трипартизм), поскольку широко признается тот факт, что любая политика, в том числе и активная политика на рынке труда, имеет больше шансов на успех, если ей обеспечены признание и поддержка предпринимателей, трудящихся и других заинтересованных социальных групп; - разнообразие условий, характерных для рынков труда различных стран и отдельных регионов внутри страны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|