Нормативно-правовые основы оборота алкогольной продукции
Правовое регулирование вопроса производства и оборота алкогольной продукции представляет собой систему нормативных правовых актов различной юридической силы. Основным нормативным актом в этой системе можно назвать Федеральный закон от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции» (далее - Федеральный закон №171-ФЗ). В соответствии с ним оборотом этилового спирта является - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа. Конкретизируют положения №171-ФЗ многочисленные подзаконные нормативные правовые акты, в частности инструкции и приказы компетентных, уполномоченных органов, разъясняющие и уточняющие нормы закона. Все эти документы обладают юридической силой и обязательны к применению в процессе осуществления организациями и предпринимателями соответствующей деятельности. В соответствии с положениями статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отдельными видами деятельности хозяйствующий субъект имеет право заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Основным нормативным документом, регулирующим вопросы лицензирования, является Федеральный закон от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон №99-ФЗ). Виды деятельности, на которые необходимо получить лицензию, перечислены в статье 12 Федерального закона №99-ФЗ. Указанный закон является основным документом в области лицензирования, однако его действие не распространяется на отношения, связанные с осуществлением лицензирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Требование о лицензировании видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлено статьей 18 Федерального закона №171-ФЗ. Принципиальные различия между общим лицензированием и лицензированием на алкогольном рынке начинаются уже на уровне понятий. Закон о лицензировании делает различие между понятием «лицензия» и «документ, подтверждающий наличие лицензии». В положениях о лицензировании видов деятельности на алкогольном рынке, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 9 июля 1998 г. №727, лицензия определяется как официальный документ, разрешающий осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющий условия их осуществления. Также в Законе об алкоголе и Постановлении отсутствует четкое определение лицензионных требований и условий. В названных актах используются такие термины, как «условия действия лицензии», «условия, предусмотренные лицензиями», «лицензионные требования», «условия для осуществления лицензируемых видов деятельности», «условия осуществления видов деятельности». При этом ни одно из перечисленных понятий не раскрывается, что не способствует соблюдению прав организаций, осуществляющих соответствующую деятельность. Порядок лицензирования деятельности производства и оборота алкогольной продукции установлен положениями главы III «Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» Федерального закона №171-ФЗ. В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ: «Лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции».
Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности: ) производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; ) производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; ) хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; ) закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; ) производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; ) розничная продажа алкогольной продукции. июля 2011 г. Президент РФ подписал Закон №218-ФЗ, который внес важные и объемные изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Федеральным законом от 18 июля 2011 г. №218-ФЗ приняты поправки, направленные на совершенствование госрегулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Для получения лицензии на один из видов деятельности по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в п. 2 ст. 18 (за исключением перевозок этилового спирта (в т.ч. денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции и розничной продажи алкогольной продукции), организация представляет в лицензирующий орган (такой перечень будет действовать с 1 июля 2012 г.): документы, предусмотренные пп. 1 - 4, 8 п. 1 ст. 19; документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с п. 2.1 ст. 11; документы, подтверждающие наличие у организации складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более;
заключения уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти о соответствии складских помещений организации требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям (за исключением заключения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение экологической экспертизы, в отношении складских помещений, предназначенных для хранения алкогольной продукции). Если указанные документы не представлены, они (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции могут служить: выявление в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации; нарушение требований ст. 8 Закона №171-ФЗ; наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч. Интернета, по запросу лицензирующего органа; несоответствие производственных и складских помещений, стационарных торговых объектов заявителя, осуществляющего производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, требованиям пожарной безопасности (за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции), экологическим, санитарно-эпидемиологическим требованиям, которое подтверждено заключением соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти; наложение органом, осуществляющим государственный контроль над производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на принадлежащее заявителю основное технологическое оборудование для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ареста в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
несоответствие заявителя иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями ст. ст. 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 Закона №171-ФЗ. Федеральным законом №218-ФЗ: введено лицензирование розничной продажи пива в составе лицензирования розничной продажи алкогольной продукции; лицензионные требования к розничным магазинам и к уставному капиталу (минимальный размер которого может быть установлен в пределах до 1 млн руб.) организаций - розничных продавцов алкогольной продукции устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации; отменена необходимость представления в лицензирующий орган санитарно-эпидемиологических заключений для получения лицензии или для внесения адреса производственного или складского помещения в лицензию; срок лицензионной проверки обязательно продлевается на 30 дней в случае проведения обследования организации на предмет соответствия лицензионным требованиям (ранее продление срока лицензионной проверки на 30 дней в случае проведения обследования организации зависело от усмотрения лицензирующего органа); использование нового основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции допускается только после обязательного проведения лицензирующим органом проверки в отношении этого оборудования и отсутствия через 45 дней после представления в Росалкогольрегулирование уведомления о начале использования такого оборудования решения об отказе в допуске оборудования к эксплуатации либо ранее истечения указанных 45 дней - при наличии решения о допуске оборудования к эксплуатации; добавлено новое основание для переоформления лицензии - изменение срока аренды или прекращение аренды помещений, используемых для лицензируемого вида деятельности; до переоформления лицензии организация может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии не более чем в течение трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии; установлен единый срок для совершения действий лицензирующим органом, связанных с выдачей, продлением, переоформлением лицензии, - 30 дней (данный срок обязательно продлевается еще на 30 дней в случае проведения обследования организации);
заявление о продлении срока действия лицензии может быть подано в лицензирующий орган не ранее чем за 90 дней до истечения срока ее действия. Ранее законодательство такого срока не устанавливало, что порождало множество претензий к лицензирующему органу, отказывавшему в рассмотрении заявлений о продлении срока действия лицензии, поданных ранее, чем за 18 дней до истечения срока ее действия. В одной из первоначальных редакций Закона №218-ФЗ предлагалось ограничить срок подачи указанных заявлений «коридором» от 90 до 60 дней до истечения срока действия лицензии, но в окончательной редакции предельный срок подачи заявлений не установлен - заявление о продлении срока действия лицензии может быть подано вплоть до последнего дня ее действия. Заявления о продлении срока действия лицензии, поданные после истечения срока действия лицензии, рассмотрению не подлежат. Подобное внимание законодателя к так называемой проблеме «перелицензирования» не случайно - в 2011 г. эту процедуру проходит огромное количество организаций, едва ли не подавляющее число игроков алкогольного рынка, и по причине ее непрозрачности и отсутствия четких правил многие заявляли о готовности уйти из алкогольного бизнеса; переписку, направление решений, извещений, уведомлений лицензирующий орган осуществляет по электронной почте. Это обстоятельство существенно ускорит время получения информации; места нахождения обособленных подразделений организации, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, теперь подлежат указанию в лицензии независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения. Следуя логике данной нормы, понятие обособленного подразделения организации в Законе №171-ФЗ ближе налоговому, нежели гражданскому законодательству; в лицензии будут указываться производственная мощность организации-производителя, адрес ее электронной почты для направления уведомлений; в случаях выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, действие лицензии теперь приостанавливается на срок до ее аннулирования или отказа в аннулировании (ранее действие лицензии приостанавливалось во всех случаях на срок до шести месяцев); лицензия может быть аннулирована решением не только суда, но и Росалкогольрегулирования. Основанием для аннулирования лицензии по решению Росалкогольрегулирования являются поставка (за исключением экспорта), закупка (за исключением импорта) этилового спирта и алкогольной продукции и ее розничная продажа по цене ниже минимальной (минимальные цены этилового спирта и алкогольной продукции устанавливаются Росалкогольрегулированием), нарушение требований к розничной продаже алкогольной продукции; в течение двух месяцев с момента аннулирования или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, возврат их поставщику, поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию (ранее такая возможность была только у организаций, чьи лицензии были аннулированы). Кроме того, на основании части 1 статьи 20 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции» организации, осуществляющие деятельность по розничной продаже алкогольной продукции обязаны представлять в установленные сроки отчет по форме №1- учет «Учет объема розничной продажи алкогольной продукции за 2010 год», утвержденный приказом Росстата от 20.08.2009 г. №179 в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики. В случае не представления у организации будет приостановлено действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Таким образом, нормативно-правовое регулирование характеризуется наличием ряда несоответствий и коррумпированностью некоторых статей закона №171-ФЗ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|