Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лицензирование оборота алкогольной продукции: организационный аспект




 

Установление порядка лицензирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции является полномочием органов государственной власти Российской Федерации.

Органом государственной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росакогольрегулирование).

Законом №218-ФЗ расширены полномочия Росалкогольрегулирования в сфере лицензионного контроля, ужесточен порядок его осуществления (контроль в рассматриваемой сфере в очередной раз усилен, что выразилось в существенном ограничении прав участников рынка по сравнению с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Закон №171-ФЗ дополнен несколькими обширными статьями (ст. ст. 23.1 и 23.2 Закона №171-ФЗ), посвященными государственному и лицензионному контролю):

) плановая проверка лицензиата проводится в случаях:

истечения одного года со дня принятия решения о выдаче лицензии или переоформлении лицензии;

истечения трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;

) внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

поступление в лицензирующий орган обращений о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований (по данному основанию внеплановая проверка может быть проведена только по согласованию с прокуратурой);

истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;

выявление фактов нарушения лицензионных требований в результате анализа информации, содержащейся в ЕГАИС, других информационных системах, анализа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по данному основанию внеплановая проверка может быть проведена только с обязательным извещением прокуратуры);

) теперь общий срок проведения лицензионной проверки не может превышать 40 рабочих дней (ранее предельный срок проверки составлял всего 20 рабочих дней);

) уведомление о проведении внеплановой проверки может быть направлено лицензиату по адресу электронной почты и (или) непосредственно предъявлено в момент начала проверки.

Согласно действующему законодательству, Росалкогольрегулирование осуществляет также полномочия по ведению информационных ресурсов, с использованием которых выполняется проверка федеральных специальных марок (ФСМ) и акцизных марок (АМ) уполномоченными органами и организациями-покупателями алкогольной продукции.

В соответствии с законом №171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий.

Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 Федерального закона №171-ФЗ. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации при условии наличия между ними соответствующего соглашения.

Итак, на сегодняшний день органом государственной власти, осуществляющим полномочия по лицензированию является Росалкогольрегулирование (далее - РАР). Наличие у РАР одновременно функций нормативного регулирования, лицензирования и государственного контроля с применением мер административного принуждения по его результатам создает предпосылки для административного произвола. Отказывая в выдаче лицензий, ведомство предъявляет к производителям требования, не предусмотренные законодательством.

Порядок выдачи лицензий на производство спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, как и всех других лицензий в сфере оборота алкоголя, закреплен ст. 19 Федерального закона от 22.11.95 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Однако по объективным причинам одна статья Закона не может урегулировать весь процесс выдачи лицензии, и это подтверждает практика.

Например, п. 15 ст. 19 Закона определено, что «лицензирующий орган до принятия решения о выдаче лицензии вправе провести обследование организации на соответствие установленным настоящим Федеральным законом лицензионным требованиям».

Практика показывает, что Росалкогольрегулирование отказывает в выдаче лицензий именно по итогам обследования предприятия, претендующего на ее получение, без учета его возражений, без предоставления возможности устранить найденные устранимые нарушения. Для получения лицензии необходимо обратиться в РАР с повторным заявлением, которое будет рассмотрено в том же порядке, и так до бесконечности.

Статья 19 не определяет основания и порядок проведения обследования, порядок оформления его результатов, не устанавливает право на представление возражений на акты по результатам обследования, порядок рассмотрения этих возражений. Все перечисленное осуществляется должностными лицами РАР по ими же закрепленным субъективным правилам, которые не регламентированы ни в одном нормативном правовом акте.

В течение двух лет существования РАР вопросы порядка лицензирования производителей были урегулированы Приказом Минфина России от 10.10.2008 №111н (на его основании действовала ФНС России), который до настоящего момента не отменен, но и фактически не применяется, а также отдельными приказами РАР.

В частности, Порядок хранения федеральных специальных марок в организациях, утвержденный Приказом Росалкогольрегулирования от 30.04.2010 №31н, предусматривает оборудование внутренней двери помещения для хранения специальных марок специальным окошком для проведения операций. Нарушение данного порядка признается должностными лицами РАР основанием для отказа в выдаче лицензии. Однако в Законе о подобном основании для отказа в выдаче лицензии не говорится.

Другой пример. Должностными лицами РАР ограничен срок для подачи документов на получение новой лицензии не ранее, чем за 18 дней до истечения срока действия старой лицензии (Законом срок для подачи документов на получение новой лицензии не ограничен). В результате деятельность предприятия в любом случае будет вынужденно приостановлена до получения новой лицензии, поскольку оговоренный Законом срок решения вопроса о выдаче лицензии составляет 30 дней (п. 7 ст. 19), то есть фактически значительно больше, чем срок заблаговременного обращения за новой лицензией до истечения срока действия предыдущей.

На сайте Росалкогольрегулирования 11 апреля 2011 года размещен проект Приказа об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по осуществлению лицензирования в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Им определялся порядок выдачи и переоформления лицензий для участников алкогольного рынка, при этом фиксируется фактически применяемый РАР порядок лицензирования, разработанный с существенными нарушениями Закона.

Пункт 9 ст. 19 Закона в действующей редакции содержит следующий перечень оснований, по которым в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции может быть отказано:

) при выявлении в представленных документах недостоверной или искаженной информации;

) в случае нарушения требований ст. 8 Закона «Обязанности организаций, использующих оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

) если у организации имеется задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах и такая задолженность подтверждена справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной по запросу лицензирующего органа;

) в случае несоответствия организации иным установленным Законом лицензионным требованиям.

Практика применения данного пункта Закона и простое его прочтение (особенно первое и четвертое основания) очевидно, свидетельствуют о том, что перечисленные в Законе причины отказа в выдаче лицензий сформулированы рамочно и неопределенно, что позволяет должностным лицам РАР толковать их неограниченно расширительно. Это создает возможности для применения ими «индивидуального подхода» при решении вопроса о выдаче лицензии в каждом конкретном случае и, несомненно, является существенной коррупционной составляющей.

Согласно перечню видов деятельности, представленных в п. 2 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ, оператор дьюти-Фри, реализующий алкогольную продукцию в магазинах беспошлинной торговли, обязан получать лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Для получения лицензии складские помещения для хранения алкогольной продукции операторами магазинов Дьюти-Фри, должны соответствовать техническим требованиям, установленным в приложении к приказу Росалкогольрегулирования от 26 октября 2010 года №59Н («Технические условия в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару»). Данный документ не учитывает специфики ведения бизнеса операторами магазинов. А именно: данные складские помещения располагаются на режимных объектах - Аэропортах, Морских Вокзалах, Международных Автомобильных Пунктах Пропуска, большинство из которых в силу действующих правовых норм РФ (антитеррористических ограничений, противопожарных ограничений, отдельных положений ФЗ о Государственной Границе РФ и др.) не допускают исполнения предусмотренных норм и положений.

Таким образом, операторы дьюти-фри заранее и преднамеренно ставятся в положение невозможности получения лицензии, а значит либо потери бизнеса, либо необходимости «решения вопроса за деньги».

Таким образом, сегодня отсутствуют конкретные и понятные правила лицензирования производителей и лиц, занимающихся оборотом спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. Есть возможность неограниченного подзаконного регулирования порядка лицензирования и широкая сфера административного усмотрения должностных лиц РАР при решении вопроса о лицензировании.

государственный лицензирование алкогольный оборот


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...