Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полномочия Министерства сельского хозяйства по лицензированию оборота алкогольной продукции




 

На территории Челябинской области органом уполномоченным выдавать лицензии на оборот алкогольной продукции до лета 2011 года являлось Министерство сельского хозяйства Челябинской области.

В структуре данной функцией занимается профильный отдел минсельхоза - Отдел по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции Министерства сельского хозяйства

За годы работы им было выдано 7 тысяч лицензий. Лицензии выдаются не более чем на пять лет, условия выдачи лицензии прописаны в соответствующем постановлении губернатора. За последнее время удалось оптимизировать систему лицензирования, в частности, было отменено требование об обязательном предоставлении заключения противопожарной службы на объект лицензирования. Лицензии выдаются в течение недели со времени подачи документов. Тем не менее, существует проблема, связанная с расположением объектов лицензирования в нежилых секторах жилых домов.

В апреле 2011 года Министерством сельского хозяйства разработан проект областного закона, который подразумевает передачу полномочий по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции муниципалитетам.

Поручение о разработке проекта нормативного акта было дано Губернатором. По проекту закона, который после разработки прошел правовую экспертизу в правительстве области и процедуру утверждения депутатами Законодательного собрания области, отдельными государственными полномочиями по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции предлагается наделить органы местного самоуправления.

Возможность передачи полномочий на муниципальный уровень предусматривается федеральным законом №171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Однако другой федеральный закон - №294 «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» - не предусматривает передачу функций государственного надзора на муниципальный уровень, его может осуществлять только соответствующий уполномоченный орган государственной власти Челябинской области.

За уполномоченным региональным органом остаются также обязательные функции по лицензированию продажи алкогольной продукции в отношении организаций, имеющих обособленные объекты на территории двух и более муниципальных образований области, ведению единого реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий, сбору деклараций об объёме розничной продажи алкоголя и по контролю за поступлением в бюджет государственной пошлины. По этому же закону организации торговли должны быть извещены о готовящейся в отношении них проверке за три дня. Более того, проверка должна быть внесена в сводный годовой план, который размещается на сайте правоохранительного органа в конце года, если только речь не идёт об угрозе жизни и здоровья людей.

В соответствии с законом «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции» №156-ЗО от 23.06.2011 г.в Министерстве сельского хозяйства Челябинской области прием документов на лицензирование прекратился 20 июля 2011 года, за исключением организаций, имеющих торговые объекты на территории 2-х и более муниципальных образований.

На сегодняшний день в соответствии с положением Министерство сельского хозяйства:

осуществляет лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции в пределах своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области;

осуществляет лицензирование розничной продажи алкогольной продукции в отношении организаций, имеющих торговые объекты на территориях двух и более муниципальных образований Челябинской области, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий, прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной продукции, государственный контроль за их представлением;

оказывает содействие органам местного самоуправления Челябинской области в осуществлении переданных государственных полномочий на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции;

осуществляет контроль за реализацией органами местного самоуправления Челябинской области переданных государственных полномочий на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции;

Органы местного самоуправления на неограниченный срок наделяются следующими государственными полномочиями:

) выдача организациям лицензий на розничную продажу алкогольной продукции;

) осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции;

) продление сроков действия лицензий;

) переоформление лицензий;

) прекращение действия лицензий;

) приостановление действия лицензий;

) возобновление действия лицензий;

) обращение в суд с заявлением об аннулировании лицензий;

) ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий.

Органы местного самоуправления самостоятельно утверждают порядок лицензирования, в то время как законодательно данная функция должна выполняться органом исполнительной власти.

При обращении за получением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в органы местного самоуправления государственная пошлина уплачивается в доход местного бюджета. Для заполнения платежного поручения реквизиты оплаты необходимо уточнить в лицензирующем органе муниципального образования по месту обращения.

В 2011 году Министерством сельского хозяйства Челябинской области лишены лицензии на оборот и розничную продажу алкогольной продукции 9 организаций. Причинами отзыва лицензии в основном является торговля контрафактной продукции.

Как показывают результаты проверок, нарушения, в основном, касаются использования для маркировки продукции поддельных федеральных специальных марок. Так, в Снежинске при проведении проверки в магазине «Вино», принадлежащем ООО «Стимул», был выявлен факт хранения и реализации алкогольной продукции с витрины, маркированной федеральными специальными марками с признаками подделки. В дальнейшем экспертиза подтвердила, что информация на поддельных марках не соответствовала сведениям, зафиксированным в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС).

В магазине ООО «Торговый дом «Кристалл» в Челябинске была обнаружена продукция, не соответствовавшая требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормам, что было установлено в ходе визуального осмотра. Кроме того, на бутылках с водкой «Русский лес на кедровых орешках», «Русский лес таёжная», «Русский лес люкс», «Русский лес на берёзовых почках» и «Дистарка штрафная не мягкая» были наклеены марки, информация на которых не соответствовала сведениям в ЕГАИС. Вся выявленная алкогольная продукция была изъята из незаконного оборота.

По всем фактам Министерство сельского хозяйства обратилось в суд с соответствующими исками. На 2012 год Министерством сельского хозяйства Челябинской области запланировано 286 плановых проверок соблюдения лицензионных требований.

Таким образом, Министерство сельского хозяйства Челябинской области осуществляет контрольно-надзорные функции за соблюдением лицензионных требований. За Минсельхозом остались конфликтные случаи и выдачу лицензий предприятию, которое представлено торговыми сетями более чем на 70% территории Челябинской области. Децентрализация выдачи лицензий на продажу алкоголя позволит контролировать выполнение всех правил торговли на местах и поможет обеспечить порядок в этой сфере. На наш взгляд такая децентрализация благоприятно сказалась на работе Министерства сельского хозяйства.

Заключение

 

Необходимость регулирования оборота алкогольной продукции обусловлен постоянным ростом алкоголизации населения, социальной деградации общества и на фоне этого рост преступности, ухудшения здоровья населения, инвалидности.

На сегодняшний день рынок алкогольной продукции является высоко прибыльным бизнесом и привлекательным для недобросовестных предпринимателей, осуществляющих торговлю контрафактной продукции. Производство и оборот такой продукции не только негативно влияет на добросовестную конкуренцию, но и значительно подрывает здоровье населения.

Лицензирование является инструментом государства по предотвращению ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде.

Основным правовым актом, регулирующим оборот алкогольной продукции, является Закон №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции», который в частности и регулирует порядок лицензирования оборота алкогольной продукции, несмотря на существование Закона №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Регулирование оборота алкогольной продукции осуществляется органами государственной власти, которые выполняют контрольно-надзорные функции; органами государственной власти субъекта РФ, осуществляющими выдачу лицензий и органами местного самоуправления.

Органом государственной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росакогольрегулирование).

В 2011 году принят Федеральный закон №218-ФЗ, который внес существенные изменения в порядок лицензирования производства и оборота алкогольной продукции. Закон внес изменения не только в порядок лицензирования, но и расширил полномочия Росалкогольрегулирования, которое одновременно осуществляет функции нормативного регулирования, лицензирования и государственного контроля с применением мер административного принуждения. Теперь орган государственной власти имеет право лишить лицензии самостоятельно, без определению суда. Все это создает все условия для коррумпированности процедуры лицензирования и использования должностными лицами Росалкогольрегулирования своего должностного положения в личных целях.

Новый порядок лицензирования предполагает ужесточение требований к организациям для получения лицензии: введен перечень оборудования, которое необходимо для осуществления оборота алкогольной продукции; определены требования к складским помещениям; добавлено новое основание для переоформления лицензии.

Анализ положений закона №171-ФЗ с внесенными в него изменениями показал следующие недостатки:

. Подпункт 1 и подпункт 4 пункта 9 ст. 19 Закона носят рамочный и неопределенный характер, что позволяет должностным лицам применять «индивидуальный подход» при решении вопроса о выдаче лицензии в каждом конкретном случае и, является существенной коррупционной составляющей;

. Требования закона для операторов, реализующих алкогольную продукцию в магазинах беспошлинной торговли (дьюти-Фри) не выполнимы в силу специфики данного рынка, что приведет к потери бизнеса, либо необходимости «решения вопроса за деньги».

. Расширенные полномочия Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка создают условия для коррупции.

. Положения закона №171-ФЗ не соответствуют положениям федерального закона №294 «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части передачи функций государственного надзора на муниципальный уровень.

На территории Уральского Федерального округа функционирует Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу.

Органом государственной власти, который осуществляет реализацию полномочий по лицензированию оборота алкогольной продукции является на территории Челябинской области Министерство сельского хозяйства.

Законом установлена возможность передачи органами государственной власти субъекта РФ полномочий по лицензированию оборота алкогольной продукции органам местного самоуправления. Руководство Челябинской области этой возможностью воспользовалось.

За Министерством сельского хозяйства остались функции по лицензированию продажи алкогольной продукции в отношении организаций, имеющих обособленные объекты на территории двух и более муниципальных образований области, ведению единого реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий, сбору деклараций об объёме розничной продажи алкоголя и по контролю за поступлением в бюджет государственной пошлины.

Таким образом, Министерство сельского хозяйства выполняет в большей степени контрольно-надзорные функции за соблюдением лицензионных требований.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...