Методология определения уровня конкурентоспособности
Для предприятий любой отрасли забота об обеспечении качества и конкурентоспособности – главное направление всей производственно-хозяйственной деятельности. Продукция черной металлургии служит основным материалом для производства различных изделий машиностроения (роботизированных комплексов, машин, механизмов). Поэтому от ее качества в значительной степени зависят издержки производства изделий, технологические потери (количество отходов, брака и др.) в машиностроении /20/. Разработка и производство металлопродукции высокого технического уровня обеспечивают техническую сторону конкурентоспособности товара (металлопродукции) в конкретном сегменте рынка. К экономической характеристике товара относятся затраты потребителя на приобретение, транспортировку, подготовку металлопродукции, а также полезный эффект от использования товара и связанные с этим издержки потребления /22/. Технический уровень металлопродукции закладывается на стадии разработки и изготовления и не поддается корректировке на этапе сбыта. На рынке металлопродукция выступает в виде товара, имеющего определенную цену. Возможность ценового воздействия на конкурентоспособность продукции определяется верхним и нижним уровнями цены. Верхний уровень цен на металлопродукцию ограничивается полезным эффектом ее потребления, покупательским спросом и ценами конкурентов на аналогичный товар. Нижний предел цен определяется исходя из затрат на производство и сбыт продукции. Ожидаемый от использования металлопродукции полезный эффект напрямую связан с технико-экономическими параметрами товара, а также уровнем организации производства и управления в сфере ее потребления /20/.
Основным показателем, характеризующим уровень ТЭП товара, является интегральный коэффициент конкурентоспособности (К) /39/. По смыслу этот показатель отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и использованию изделия. Если К<1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности; если К>1, то превосходит. Интегральный показатель конкурентоспособности определяется по формуле: К = (Iн.п * Iт.п.)/Iэ.п, (11) Где Iн.п, Iт.п,. Iэ.п, - уровни конкурентоспособности по нормативным (соответствие стандартам, действующим на исследуемом рынке, ГОСТ, стандартам ISO, DIN), экономическим и техническим параметрам соответственно. Iн.п может быть равен единице, если товар удовлетворяет требованиям стандартов, или нулю – в противном случае. Действие показателей Iт.п. и Iэ.п. разнонаправлено. При улучшении технических параметров анализируемого изделия по сравнению с параметрами товара-конкурента (увеличении Iт.п.) конкурентоспособность возрастает. При увеличении расходов по потреблению анализируемого изделия по сравнению с образцом (увеличении Iэ.п.) конкурентоспособность падает. Iт.п. = , (12) Где gi – единичный технический параметр; ai - удельный вес технического параметра i в общем наборе технических параметров. g = Пi/П0i, (13) Где Пi – технический параметр анализируемого товара; П0i – технический параметр товара образца. Если увеличение значения Пi отрицательно отражается на качестве продукции, то g = П0i/Пi. Перечень нормативных и технических параметров, подлежащих анализу, определяется по приоритетности нужд и запросов потребителя: Iт.п. характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров. Чем он выше, тем полнее удовлетворяются запросы потребителя. Таким образом, групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам дает возможность определить, способен ли данный товар (и в какой степени) удовлетворить существующую потребность. При каком уровне затрат данная потребность будет удовлетворена. Необходимость ответа на данный вопрос требует исследования экономических параметров.
Уровень конкурентоспособности товара (металлопродукции) по экономическим параметрам Iэ.п. определяется по формуле: Iэ.п = С/С0, (14) Где С – цена потребления анализируемого изделия; С0 – цена потребления товара образца. Цена потребления товара включает в себя сумму затрат на его приобретение, транспортировку, подготовку, скорректированную на величину полученного потребительского эффекта от его использования (положительного или отрицательного).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|