Типы государства: различные подходы
Типология государства — это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формацион-ного и цивилизационного. В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и прафеодализм). Достоинства данной типологии: 1) продуктивна сама идея делить государства на основе социаль 2) она показывает поэтапность, естественно-исторический харак Слабые стороны: 1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней за 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, нацио В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п.
Достоинства данной типологии: 1) выделены факторы культуры как существенные в определен 2) в связи с расширением количества духовных критериев, кото Слабые стороны: 1) недооцениваются социально-экономические факторы; 2) по сути дела это типология не столько государства, сколько : РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Гойман-ЧервонюкВ.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 3. Ленин, В.И. О государстве // Полное собрание сочинений. Т. 39. Марченко MIL Теория государства и права. М., 1996. Гл. 5. Панфилова Т.В. Формационный и «цивилизационный» подходы: возможности и ограниченность // Общественные науки и современность. 1993. №6. Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 1984. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 3. Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен-герова. М., 1995. Тема 4. Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 1991. Шпенглер О. Закат Европы. М„ 1993, Т. 1. Я 9. Понятие и классификация функций Российского государства Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Понятие функции государства не следует отождествлять с такими понятиями, как: 1) цели и задачи государства (если цель общества то, к чему
2) функции отдельных его органов (в отличие от функций много В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения — на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, — на внутренние и внешние. К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:
1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение 2) экономическая; 3) налогообложения; 4) социальной защиты; 5) экологическая; 6) культурная. К внешним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: 1) оборона страны; 2) поддержание мирового порядка; 3) сотрудничество с другими государствами и т.п. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Байтин ММ. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979. Владимиров В.А. Основные функции посткоммунистического государства в области внутренней политики. Тверь, 1992. Гойман-ЧервонюкВ.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 4. Каманина Т.В., Каишнин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 20—25. Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной Экономике. М., 1992. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном Этапе // Государство и право. 1993. №6. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., Темы 20,23. Пахояенко Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный период // Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 28—38. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 4.
Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства/ Под ред. А.Б. Вен-герова. М., 1995. Темы 6,8. Тихомиров ЮЛ. Государственность: крах или воскрешение // Государство и право. 1992. № 9. 20. Характеристика основных внутренних функций Российского государства Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дат ь определение функциям государства и произвести их классификацию в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются. Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: 1) функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обес 2) экономическую функцию (здесь весьма важен вопрос о преде 3) функцию налогообложения (в современных условиях налог 4) функцию социальной защиты (прежде всего речь идет об обес
5) экологическую функцию (с помощью законодательства госу 6) культурную функцию (содержание ее сегодня составляет раз РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Байтин ММ. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1972. С. 267—283. Владимиров В.А. Основные функции посткоммунистического государства в области внутренней политики. Тверь, 1992. Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной 1кономике. М., 1992. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном папе // Государство и право. 1993. № 6. Пахоленко Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства г переходный период // Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 28—37. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и \.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 4. Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен- i ерова. М., 1995. Темы 6,8. Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перева-■юв. Екатеринбург, 1996. Гл. 15. С. 198—202. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1997. Лекция 5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 7. С. 119—124. 21. Характеристика основных внешних функций Российского государства Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение функциям государства и произвести их классификацию в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются. Внешние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних чадач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым. К внешним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: 1) функцию обороны страны (базируется на принципе поддержа 2) функцию поддержания мирового порядка (это деятельность
3) функцию сотрудничества с другими государствами (это разно! образная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отно|.шений, гармонично сочетающих интересы данного государства интересами других государств) и т.п. Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в совре! менных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда,' когда она будет базироваться на международно-правовых актах с j общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, j входящих в мировое сообщество. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Байтин М.Щ. Сущность и основные функции социалистического госу дарства. Саратов, 1979. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996.; С. 24—25. Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной; экономике. М., 1992. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современной Пахоленко Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный период // Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 38. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред., Н.И. Матузова и, А.В. Малыш. М.: Юристъ, 1997. Гл. 4. Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства/Под ред. А.Б. Вен-1 герова. М., 1995. Темы 6,8. Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корёльский и В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996. Гл. 15. С. 203—204. Теория государства и права/ Под ред. Н.М. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 7. С. 124—129. 22. Формы и методы осуществления функций государства Формы осуществления функций государства — это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Выделяют правовые и организационные формы. Первые в отличие от последних есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам относят: I) правотворческую (деятельность по подготовке и изданию нор-мативных актов); 2) правоприменительную (деятельность по реализации норма-пных актов путем принятия актов применения права, это повсе-дневная работа по выполнению законов и по разрешению разнооб-разных вопросов управленческого характера); 3) правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод века и гражданина, по предупреждению правонарушений и лечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.). организационным формам относят: 1) организационно- регламентирующую (текущая работа опреде-ленных структур по обеспечению функционирования органов госу-дарства, связанная с подготовкой проектов документов, организа-цией выборов и т.п.); 2) организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабже-нием и т.д.); 3) организационно-идеологическую (повседневная воспитатель-работа по идеологическому обеспечению выполнения различ-ных функций государства, связанная с разъяснением вновь издан-нормативных актов, формированием общественного мнения и пр.). Методы осуществления функций государства — это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуж-дение, поощрение и наказание и т.д. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Байтин ММ. Сущность и основные функции социалистического госу-11 >ства. Саратов, 1979. Владимиров В.А. Основные функции посткоммунистического государст- эбласти внутренней политики. Тверь, 1992. С. 48—55. усейнов А.А. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Во- ы философии. 1995, № 5. жианина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С, 38. 'омаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск, 1994. Лек- 6. 'урс теории права и государства / Под ред. И.П. Марова. Тюмень, 1994. ^9—190. )бщая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., .Тема 20. Геория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и S. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 4.
Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевар лов. Екатеринбург, 1996. Гл. 11. С. 152—153. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 7. С. 118.; 23. Понятие и элементы формы государства Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Если категория «сущность государства» отвечает.на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и полити ческие образования с государством в целом, как осуществляете) политическая власть, с помощью каких методов, приемов. Форма государства — это его строение, на которое влияют ка: социально-экономические факторы, так и природные, климатичес кие условия, национально-исторические и религиозные особенное ти, культурный уровень развития общества и т.п. Элементами формы государства выступают: 1) форма правления (характеризует порядок образования и орга республиканские); 2) форма государственного устройства (отражает территориаль 3) политический (государственный) режим (представляет co6oi РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Гулиев В.Е. Российская государственность: состояние и тенденции // 1Ъ литические проблемы теории государства. М., 1993. С. 5—16. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7. ментских (Германия, Италия) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия) — совместно президент и парламент. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Кулябин А.И. Президентство — лучшая ли это форма исполнительной власти? // Государство и право. 1992. № 8. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 21. С. 303—309. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и A i: Мл.п.ко. М: Юристъ, 1997. Гл. 5. Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства/Под ред. А.Б. Вен-герова. М., 1995. Тема 5. С. 107—119; Тема 8. Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996. Гл. 14. С. 179—182. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 6. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992. ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 5. С. 73—90. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. Гл. 2. С. 30—38. 25. Соотношение типа и формы государства Отвечая на данный вопрос, следует оговориться, что понятие «тип государства» будет использоваться с позиции формационного подхода, под понятием же «форма государства» будет пониматься по сути дела форма правления. Тип государства — это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации. С одной стороны, государства каждого типа облекаются во множество форм —- в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии — Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия; древнеримская империя) и республики (аристократические, например Римская в период с VI по I в. до н.э., и демократические, например Афинское государство); для феодального типа — монархии (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии, для социалистического типа —Париж-. пая Коммуна, советские республики и республики народной демо-кратии. С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, например, сословно-представительная монархия — принадлежность только | модального государства в известный период его развития, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства. Государства каждого данного типа не могут воплощаться в Любые формы, т.е. и в такие, которые явно противоречат их соде ржанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя пред-ставить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями. Конкретная форма государства предопределяется историчес-ким типом государства. Но кроме того, она зависит и от других факторов: 1) уровня экономического развития общества; 2) соотношения классовых сил; 3) национальных и культурных традиций; 4) международной обстановки и т.п. Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип государства). РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Актуальные проблемы теории права/ Под ред. К.Б. Толкачева и А.Г. Ха-'ибулина. Уфа, 1995. Лекция 2. С. 31—33. Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972. Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960. Курс теории права и государства / Под ред. И.П. Марова. Тюмень, 1994. (.192—204. Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и \.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 5. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. к'КЦИЯ 6. Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен-м'рова. М., 1995. Тема 5. Толкачев К.Б., Хабибулин А.Г. Государство: понятие, сущность, типоло-i ия // Политология: Курс лекций. Уфа, 1995. С. 97—100. ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 73—90. 26. Формы национально-государственного
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|