Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта




Норма права и статья нормативного акта не тождественны, не­редко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведе­ния, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законо­дательного акта — форма выражения государственной воли, средст­во воплощения нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель:

— может все три элемента логической структуры нормы прака
включить в одну статью нормативного акта;

— может в одну статью нормативного акта включить несколько
правовых норм;

— может элементы нормы права изложить в нескольких статьях
одного и того же нормативного акта;

— может элементы нормы права изложить в нескольких i ип.ч
различных нормативных актов.

По способам изложения возможны три варианта с нормы права и статьи нормативного акта:

1) прямой способ имеет место тогда, когда норма ирл
ственно излагается в статье нормативного акта;

2) отсылочный (ссылочный) способ имеет место \п\
тья нормативного акта, не излагая всей нормы мцапл
другой статье этого же нормативного акта;


3) бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов, правил.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 1. Тема 6.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 18. С. 178—180.

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 67—68.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 14. С. 338—344.

Нормы советского права. Проблемы теории / Под ред. М.И. Байтина и В.К. Бабаева. Саратов, 1987.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 156—159.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 13.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 20.

Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перева­лов. Екатеринбург, 1996. С. 285—287.

Классификация норм права

Отвечать на данный вопрос следует с определения понятия «норма права» (см. ответ на вопрос 77).

Классификация позволяет чётче обозначить место и роль юри­дических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от функциональной роли они разделяются на:

исходные нормы, которые определяют основы правового регу­
лирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы,
направления (это, например, декларативные нормы, провозглашаю­
щие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения
конкретных юридических понятий, и т.п.);

общие нормы, которые присущи общей части той или иной
отрасли права и распространяются на все или большую часть инсти­
тутов соответствующей отрасли права;

специальные нормы, которые относятся к отдельным институ­
там той или иной отрасли права и регулируют какой-либо опреде­
ленный вид родовых общественных отношений с учетом присущих


им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по от­
раслевой принадлежности) они разделяются на конституционные,
гражданские, административные, земельные
и т.п.;

3) в зависимости от их характера — на материальные (уголовные,
аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процес­
суальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования на:

 

императивные (содержащие властные предписания);

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); ■» •

поощрительные (стимулирующие социально полезное пове­
дение);

рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для
государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия — на постоянные (содер­
жащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в Указе
Президента о введении чрезвычайного положения в определенном
регионе в связи со стихийным бедствием).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 1. Тема 6.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 18. С. 174—178.

КулаповВ.Л. Рекомендательные нормы советского права. Саратов, 1987.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М, 1996. Гл. 14. С. 344—352.

Нормы, советского права. Проблемы теории / Под ред. М.И. Байтина и В.К. Бабаева. Саратов, 1987. Гл. 5.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А,В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 13.

'<•:,. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. $|кция 20. С. 373—379.

Рыбущкин НН. Запрещающие нормы в советском праве. Казань, 1990.

Сенякин И-Н- Специальные нормы советского права. Саратов, 1987.

82. Понятие и виды форм (источников) права

Формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

• 135


Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источ­ник права».

Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:

1) источник в материальном смысле (материальные условия
жизни общества, формы собственности, интересы и потребности
людей и т.п.);

2) источник в идеологическом смысле (различные правовые уче­
ния и доктрины, правосознание и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть
форма права.

Выделяют четыре основные формы права:

нормативный акт— это правовой акт, содержащий нормы
права и направленный на урегулирование определенных обществен­
ных отношений. (К их числу относятся Конституция, законы, подза­
конные акты и т.п.);

правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущест­венные отношения могут регулироваться обычаями делового обо­рота);

юридический прецедент — это судебное или административ­
ное решение по конкретному юридическому делу, которому прида­
ется сила нормы права и которым руководствуются при разрешении
схожих дел (распространен преимущественно в странах общей пра­
вовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.);

нормативный договор — соглашение между правотворчески­
ми субъектами, в результате которого возникает новая норма права
(например, Федеративный договор РФ 1992 г.).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 1. Тема 5.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 16. С. 147—154.

Зивс Л.С. Источники права. М., 1981.

Источники права. М., 1985.

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 60—63.


1 k Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 12. С. 284—291. 1' Муромцев Г.И. Источники права // Правоведение. 1992. № 2.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 164—168.

Разумович Н.Н. Источники и форма права // Советское государство и право. 1982. № 3.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 14.

83. Понятие и виды нормативных актов

Нормативный правовой актэто правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия,рассчитан­ные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормо-творческой компетенцией, в строго установленной форме. Норма­тивный акт является официальным документом, носителем юриди­чески значимой информации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других разделах учебника).

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов) — основополагающий, учреди­
тельный политический правовой акт, закрепляющий конституцион­
ный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий
форму правления и государственного устройства, учреждающий фе­
деральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы принимаются по во­
просам, предусмотренным и органически связанным с Конститу­
цией;

' 3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, по­литической и духовной жизни общества;

4) законы субъектов Федерации — издаются их представитель­ными органами и распространяются только на соответствующую территорию.

Виды подзаконных актов:

1) указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);


2) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты
исполнительного органа государства, наделенного широкой компе­
тенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, госу­
дарственных комитетов регулируют, как правило, общественные от­
ношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполни­
тельной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной
власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов го­
сударственного управления;

6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) ор­
ганов;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписа­
ния, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и
организации (например, правила внутреннего трудового распо­
рядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

— нормативные акты государственных органов;

— нормативные акты иных социальных структур (муниципаль­
ных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ
и т.п.);

— нормативные акты совместного характера (государственных
органов и иных социальных структур);

— нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

— общефедеральные;

— нормативные акты субъектов Российской Федерации;

— нормативные акты органов местного самоуправления;

— локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифи­цируются как:

— нормативные акты неопределенно-длительного действия;

— временные нормативные акты.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ВенгеровЛ.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12. Кашанина Т.В., Кашанин А£. Основы российского права. М., 1996. С. 68—70.

Комаров С.А. Общая теория государства и права. 3-е изд. М., 1997. Гл. 12. Конституция. Закон. Подзаконные акты. М., 1994.


Лазарев В.В., Липенъ СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 12. С. 291—297.

Общая теория государства и права: Академический курс / Пол ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 6.

Общая теория права/Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 108— 175.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 143—146.

Поленина СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.

Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 11.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 14.

Теория государства и права/ Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 19.

84. Понятие, признаки и виды законов

Отвечать на данный вопрос следовало бы с определения понятия «закон», после чего важно проанализировать признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или ре­
ферендумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конститу­
цией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой (все подзаконные акты
должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить);

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отно­
шения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нор­мативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, при­чем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным осно­ваниям:

— по их юридической силе (Конституция, федеральный консти­
туционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

— по субъектам законотворчества (принятые в результате рефе­
рендума или законодательным органом);

— по предмету правового регулирования (конституционные, ад­
министративные, гражданские, уголовные и т.п.);

— по сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.
Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, орга­
нические (кодификационные) и иные законы.


И'-КОМКПДУ! МАЯ ЛИ I IТЛТУТЛ

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государств и пр.им М, 1()('(). С. 159—164. ■

Конституция. Закон. Подзаконные акты. М., 1994.

Марченко МЛ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 12. С. 297—307.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 170—172.

Поленина СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

Российское законодательство: проблемы, перспективы. М., 1995. С. 14— 18.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 14.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 19. С. 347—356.

Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. С. 149—158.

Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...