Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды
Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, на которых они базируются. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни общества, играют вспомогательную роль, детализируя положения закона. Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии: 1) указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 83 Основного Закона РФ), подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положе- ния)подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.Распоряжения-это вторые по значимости(после указа)подзаконные акты главы государства. Они обычно принимаются по те-кущим и и процедурным вопросам. Акты Президента пуб-никуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (I ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической шачимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.);
2) постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств,
4) решения и постановления местных органов государственной
5)решения, распоряжения, постановления местных органов госу 6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) орга 7) локальные нормативные акты — это нормативные предписа РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12. Кашанини Т.В., Кашаиин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 68—70. Комаров С.А. Общая теория государства и права. 3-е изд. М., 1997. Гл. 12. Конституция. Закон. Подзаконные акты. М, 1994. Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12. Марченко М.Н. Теория государства и прав. М., 1996. Гл. 12. С. 291—297. Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 6. Общая теория права/Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 168— 175. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 143—146. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 11. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 14. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 19. 86. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или
актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. (см.: Российская газета. 1994.15 июня). Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: 1) если в самом законе об этом сказано; 2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. — по истечении срока действия акта, на который он был принят; — в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действую — на основании прямого указания конкретного органа об отме Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Федерации. С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Гойман-Ч^рвошок В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл.21. С. 213—218. Комаров С.А. Общая теория государства й права. Саранск, 1994. С. 155—158. Марченко М.Н. Теория государства и права. М, 1996. Гл. 12. С. 307—315.
Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 175—180. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 155—159.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько, М.: Юристъ, 1997. Гл. 14. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 19. С. 356—363. Тилле А.А. Время, пространство, закон. М., 1967. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Стр. 199—201. 87. Понятие и принципы правотворчества Правотворчество — это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений. Правотворчество характеризуется тем, что: — оно представляет собойдеятельность активную, творческую, —- основная продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах); — это важнейшее средство управления обществом, здесь форми — уровень и культура правотворчества, а соответственно и каче Правотворчеству присущи следующие принципы: — научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов — профессионализм (заниматься подобной деятельностью долж — законность (данная деятельность должна осуществляться в
— демократизм (характеризует степень участия граждан в этом — гласность (означает открытость, «прозрачность» правотвор — оперативность (предполагает своевременность издания нор
Следовательно, принципы правотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятель-' ности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 16. Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 21. С. 203—206. Комаров С А. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 13. Лазарев В.В., Липенъ СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 16. С. 378—384. Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред.! М.Н. Марченко. М, 1998. Т. 2. Гл. 7. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 13.:. 200—208. Поленика СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 147—149. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и [ А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 16. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. | Лекция 22. С. 402—407. 88. Виды правотворчества Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно может быть, естественно, неоднородным. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на |такие виды, как: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе прове-
дения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); 2) правотворчество государственных органов (например, Госу- 3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, 4) правотворчество органов местного самоуправления; 5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в уч 6) правотворчество общественных организаций (например, В зависимости от значимости правотворчество делится на: 1) законотворчество (правотворчество высших представители 2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятель 3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимают РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. М, 1998. Гл. 16. Гаврилов О.А Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993. Гойман-Червоннж В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 21. С. 203—2%. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 13. I Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12 \ Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 16. С "78— ЗМ \ Общая теория государства и права: Академический. vpc ' пд ред. NjL.H. Марченко. М, 1998. Т. 2. Гл. 7. Поленина СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. ' Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: Научно-методическое пособие / Отв. ред. А.С. Пиголкин. М., 1998. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 147—149. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 16. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 22. С. 402—407. 89. Понятие и стадии законотворчества в РФ Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты. Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии: 1) законодательная инициатива — закрепленное в Конституции 2) обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начина 3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов нятие закона — главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии: а) принятие закона Государственной Думой (федеральные зако б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. 4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются). РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 2. Тема 9. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 21. С. 206—210. Дубов И.А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования // Государство и право. 1993. № 10. Конституция. Закон. Подзаконный акт. М., 1994. Кудрявцев В.М., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995. Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. 1995. № 5. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 16. С. 384—394. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 208—216. Поленина СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 16. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 22. С. 407—416. 90. Систематизация нормативных актов: понятие и виды Нормативные акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему. Отсюда, систематизация — это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют такие виды систематизации, как: 1) инкорпорация — форма систематизации путем объединения 2) консолидация — форма систематизации путем объединения ние. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относи-мости к одному виду деятельности (охрана природы, образование т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты ин-корпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую ж промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодифи-щии; 3) кодификация — форма систематизации путем объединения ша поведения, обеспечивается ч их согласованность, логичность.
Поэтому кодификация — способ правотворчества, наиболее слож ный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодатель ства может быть всеобщей (когда переработке подвергается знач и тельная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатыва ются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института) Кодификация предполагает переработку норм права по содержа нию и их систематизированное, научно обоснованное изложение и новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодифика ции: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; ъо-втор ,лк, в итоге появляется новый нормативный акт -кодекс, в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 16. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 19%. Гл. 21. С. 218—222. Комаров С А. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 13. Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12. Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М, 1998. Т. 2. Гл. 9. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 14 Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М 1996. С. 164—167. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. С. 89-100. Сенякин И.Н. Специализация и унификация российского законодательства. Саратов, 1993. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова V А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 16. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 186—190. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995) С. 27—29. предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу,бы не было неясности, двусмысленности. Юридическая техника признана структурировать правовой мате-риал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более по-нятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юриди-ческой техники символизирует определенный уровень правовой льтуры конкретного общества. К техническим средствам относят юридические термины (сло- весное выражение понятий, используемых при изложении содержа-ния правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определен-го сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанности, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). К техническим правилам относят: 1) ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых 2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкрет- ности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих авовых предписаний; 3) последовательность в изложении юридической информации; 4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правово- К техническим приемам относят способы, фиксирующие офи-ьные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его ринятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организа-«ю правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особен-части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.). РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. }А., 1996. [2.Тема-9. уВяасенко Н.А. Основы законодательной техники. Иркутск, 1995. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. к. 21. С. 222—224. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. М., 1991. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995.; 216—219. \ ^ ■ нинаС.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. |, Сандееуар Л. Введение в право. М., 1994. ЧерданцевА.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990. 92. Понятие и структурные элементы системы права Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой1 понимается его строение. Система права — это внутренняя струк тура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтог., подотраслей и отраслей права. Системное устройство права означает, что оно представляем собой целостное образование, состоящее из множества элементом..* находящихся между собой в определенной иерархической связи. Системная организация права имеет важное значение как дли законодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично «включить» его в существующую систему права, не нарушая ее целостности), так и для правоприменителя (систем ный принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволяет правильно истолковать и применить норму права). Суще ственно влияние системности права и на процесс систематизации (упорядочения) законодательства. Черты системы права: — ее первичным элементом выступают нормы права, которые отрасли, отрасли; — ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаи — она обусловлена социально-экономическими, политически — имеет объективный характер, ибо зависит от объективно су Понятие «система права» не следует отождествлять с понят) • «правовая система». Последнее шире по своему объему и вклнэт в себя помимо системы права юридическую практику и господа! ющую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 19% Т. 2. Тема 7. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., Гл. 19. С. 180—183. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., С. 73—78. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 13. С. 322—326. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 12. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 96. Тема 12. С. 167—172. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 15. Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перева-в. Екатеринбург, 1996. С. 314—318. ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 210—212. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. 50—51. 93. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли Для деления норм права на отрасли используют два критерия: Предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования — это те общественные отно-Иопия, которые право регулирует. Он является основным критери- л, ибо общественные отношения объективно существуют, их опре-сленный характер требует к себе и соответствующих правовых юрм. Так, трудовые отношения выступают предметом регулирова-ия трудового права, семейные отношения — семейно-брачного рава. Вместе с тем предмет правового регулирования не может быть щшетвенным критерием деления права на отрасли, потому что: 1) общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно 2) нередко одни и те же общественные отношения регулируются Поэтому вторым (дополнительным) критерием выступает метод равового. регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, что вгулирует право, то метод — как регулирует. Если предмет являет-ся материальным критерием, то метод — формально-юридическим. Метод правового регулирования — это совокупность юридичес- средств, при помощи которых осуществляется правовое регули-ание качественно^ однородных общественных отношений. Выделяют следующие основные методы правового регулиро-вания: императивный — метод властных предписаний, субордина- ции, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях; диспозитивный — метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях; — поощрительный — метод вознаграждения за определенное — рекомендательный — метод совета осуществления конкрег РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996, Т. 1. Тема 7. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 199& Гл. 19. С. 180—183. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 13. С. 326—33 Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. '^ Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. Г 1996. Тема 12. С. 167—172. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова:! А.В. Малыш. М.: Юристъ, 1997. Гл. 15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 210— Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 19')> С. 54—57. 94. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права Отрасль права — это упорядоченная совокупность юридически» норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных о ношений. Отрасль — наиболее крупное подразделение системы права. Ь чественная однородность, специфика той или иной области обще венных отношений вызывают к жизни соответствующую отрас права. Так, объективно существующие трудовые отношения лю; обусловливают необходимость трудового права, управленческие i ношения — административного права. Если система права складывается из отраслей, то сами отрас сострят из подотраслей, институтов и норм права. Выделяют следующие отрасли права: 1) конституционное (государственное) право, 2) гражданское, 3) административное, 4) уголовное, 5) земельное,
7) семейно-брачное, 8) уголовно-исполнительное, 9) аграрное (сельскохозяйственное), 10) экологическое (природоохранное), 11) финансовое, 12) уголовно-процессуальное, 13) гражданско-процессуальное. Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, муниципального, компьютерного, и «мического права и др. Дать краткую характеристику основных отраслей права — это значит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования конституционного, административного, гражданского и уголовного права. Конституционное право — ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственно- го устройства; доминирующий метод — императивный. Гражданское право регулирует имущественные и личные неиму-щественные отношения; основной метод — диспозитивный. Административное право регулирует управленческие отноше-ния, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной де-чятельности органов государства; преобладающий метод — импера-тивный. Уголовное право охраняет от преступных посягательств на права | и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную ' и государственную собственность и т.п.; господствующий метод — императивный. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. 1. Тема 7. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. 1.19. Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 13. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 12. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., Теория государства и права: Курс лекций '/ Под ред. Н.И. Матузова и 15. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 15. ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 210—212. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. Гл. 6. • 95. Институт права: понятие и виды Институт права — это упорядоченная совокупность юридичее ких норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Если отрасль права регулирует род общественных отношений, и институт — лишь их вид. Институт права — гораздо меньшая по сравнению с отраслью совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, материальной ответе! венности, охраны труда и т.п. Виды институтов: 1) в зависимости от характера институты подразделяются на ма териальные (институт подряда) и процессуальные (ин
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|