Правовое регулирование и правовое воздействие
' Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздей- ствие как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей. Различия между правовым регулированием и правовым воздей-' ствием состоят в следующем. Во-первых, предмет правового регулирования несколько уже предмета правового" воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние. Во-вторых, если правовое регулирование, как специально-юридическое воздействие, связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие не всегда связано. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе — не обязательно. Отсюда, правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование — лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения, далеко не охватывающая всех других его форм, к которым относят информационно-психологическую, воспитательную, социальную (С.С. Алексеев, М.И. Бай-тин, AM. Витченко, В.И. Гойман, В.П. Казимирчук, В.В. Лазарев, Н.И Матузов, А.В. Мицкевич, М.Ф. Орзих, Ю.К. Толстой и др.). Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный) аспект характеризуется воздействием прескриптивной (управленческой) правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юридических средства — правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности, осуществляемые в данном процессе.
Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный сг^ общеидеологический) аспект необходимо отличать от информаци-! онно-психологического (мотивационного). Ведь действие права «со-1: стоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении-других, вообще в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (пе-• дагогическое действие права)» (Л.И. Петражицкий). Здесь акцент делается на общеидеологическое влияние всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в созна-. нии людей ценностных представлений, на правовое воспитание лич-/' ности. Роль права тут заключается в повышении юридической куль- г ■
туры, в привитии прогрессивных, цивилизованных правовых идей, принципов, аксиом. Социальный аспект характеризуется взаимосвязью правовых и иных социальных (экономических, политических, нравственных и др.) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют то, что называют социальной средой действия права. К ним относят: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль и т.п.
Разумеется, все вышеперечисленные формы правового воздействия пересекаются, взаимопереходящи, между ними нет и не может быть «китайской стены». Специально юридическое действие (правовое регулирование) включает в себя необходимую для своей реализации часть информационно-психологического воздействия, неизбежно сопровождается воспитательными и социальными процессами. Точно так же каждый иной вид правового воздействия в определенной доле присутствует в других видах, взаимообогащает их. Вместе с тем это не дает достаточных оснований для полного понятийного уравнивания правового регулирования с правовым воздействием, для нивелирования всех рассмотренных выше форм, что предлагается в литературе {С.А. Голунский, Е.А. Лукашева, А.С. Пиголкин, Б.В. Шейндлин, Л.С. Явич и др.). Специфика каждой из форм действия права дает о себе знать в различных его проявлениях в социальной жизнедеятельности, требует соответствующих подходов и методологического инструментария к своему изучению, самостоятельного угла зрения. Отсюда следует, что, с одной стороны, нельзя полностью отождествлять понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие» (их содержания не совпадают), а с другой — их нельзя противопоставлять, разводить. В самом общем виде их можно использовать как синонимы, ибо подобное разделение условно и связано с выделением различных граней весьма сложного действия права. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Алексеев С.С Теория права. 2-е изд. М., 1995. Гл. 8. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 15. Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). М., 1992. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 23. Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 18. Малько Н.И. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994. Мату зов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972. Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 21. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 129—138.
Сырых В.М. Теория государства и права, М., 1998. Гл. 9. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 28. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. Гл. 4. 136. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы Механизм правового регулирования — это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Цель механизма правового регулирования — обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования — система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей (формальный признак). Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути. ■- Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования: 1) норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения 2) юридический факт или фактический состав с таким решающим 3) правоотношение (нормативные требования здесь конкретизи 4) акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в 5) охранительный правоприменительный акт (употребляется в РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд. М., 1995. С. 215—217. Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). М., 1992. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 15. С. 145—147. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972.
Малько А.В, Механизм правового регулирования (Лекция) // Правоведение. 1996. №3. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972. Проблемы теории государства и права / Под ред. С.С. Алексеева. М., 1987. Гл. 15. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 28. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. Гл. 4. 137. Правовые режимы: понятие, признаки, виды Правовой режим —■ это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Правовым режимам присущи следующие основные признаки: 1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются 2) имеют цель специфическим образом регламентировать кон 3) представляют собой особый порядок правового регулирова 4) создают конкретную степень благоприятности либо неблаго Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и-пространственные факторы, включенные в сферу действия права. Правовые режимы классифицируются по многим основаниям: — в зависимости от предмета правового регулирования выделя — в зависимости от их юридической природы — материальные — в зависимости от содержания — валютный, таможенный, — в зависимости от субъектов, в отношении которых он устанав — в зависимости от функций права — режим особого регулиро — в зависимости от формы выражения — законный и договор — в зависимости от уровня нормативных актов, в которых они — в зависимости от сфер использования — внутригосударствен
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд. М., 1995. С. 242—246. Драма российского закона / Отв. ред. В.П. Казимирчук. М., 1996. С. 31—38. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1. Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые режимы: актуальные проб немы // Общественные науки и современность. 1997. № 1. проблемы теории государства и права / Под ред. С.С. Алексеева. М., 1987. С. 258—262. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 29. Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996. С. 265—266.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|