Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. Гражданская оборона




Министерство здравоохранения Российской Федерации

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Москва - 2002


Организация медицинской службы

Гражданской обороны

Российской Федерации

Рекомендовано Министерством здравоохранения Российской Федерации в качестве учебника для подготовки кадров в системе медицинской службы гражданской обороны

Москва-2002 г.


Коллектив авторов: Авитисов П.В., Аполлонова Л.А., Гоголев М.И., Конышев И.С, Компаниченко В.П., Кульбачинский ВВ.. Лоба­нов А.И., Погодин Ю.И^Трифонов СВ. Рецензент: Намятышева Е.А., д.м.н.

Организация медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации / Под редакцией Погодина ЮМ. и Трифонова СВ./

В учебнике кратко освещены основные положения по организации медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации. За последние годы в резуль­тате кропотливой работы всех ветвей государственной власти были переосмыслены роль и место гражданской обороны и ее важной составляющеймедицинской служ­бы — в обороне страны. О пристальном внимании к этой проблеме свидетельствуют Законы РФ, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правитель­ства,приказы, инструкции и методические указания Министерства здравоохранения РФ, регламентирующие вопросы гражданской обороны и медицинской службы граж­данской обороны.

В связи с изменившимися условиями и характером современных войн в учебнике рассмотрены современные средства поражения вероятного противника и медико-санитарные последствия их применения. Особое внимание обращено на поражаю­щие факторы обычного оружия, хотя не сбрасывается со счетов возможность исполь­зования оружия массового поражения.

В свете сказанного организация и задачи Федеральной медицинской службы пре­терпели некоторые изменения. Важное место в учебнике отведено организации граж­данской обороны на объектах здравоохранения, в частности, рассмотрены организа­ция, задачи и ведение гражданской обороны в больнице, поликлинике, аптеке. При­ведены документация и методика оценки состояния готовности объекта здравоохранения по гражданской обороне. Рассмотрены основные мероприятия граж­данской обороны государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Учебник предназначен для обучения и повышения квалификации в вузах, НИИ Ми­нистерства здравоохранения, осуществляющих подготовку кадров для медицинской службы гражданской обороны.


Организация медицинской службы гражданской обороны Российской федерации

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ................................................................. 5

ГЛАВА I. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ........................................................... 6

1.1.Законы Российской Федерации, регламентирующие вопросы
гражданской обороны................................................. 6

1.2.Указы Президента Российской Федерации, регламентирующие
вопросы гражданской обороны................................... 7

1.3.Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам гражданской обороны 7

1.4.Ведомственные документы по вопросам гражданской обороны
здравоохранения Российской Федерации...................... 8

 

ГЛАВА II. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.......................... 12

2.1.Основные понятия и задачи гражданской обороны.... 12

2.2.Принципы организации и ведения гражданской обороны 23

2.3.Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в
области гражданской обороны................................... 24

2.4.Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организацией. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны 31

2.5.Руководство гражданской обороной.......................... 32

2.6.Силы гражданской обороны..................................... 35

2.7.Финансирование мероприятий по гражданской обороне… 38

 

ГЛАВА III. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ ВЕРОЯТНОГО
ПРОТИВНИКА И ВОЗМОЖНЫЕ МЕДИКО-САНИТАРНЫЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ................. 40

3.1 Современные войны и возможный характер военных угроз для России.
(Характер военных угроз России и войн начала XXI века) 40

3.2.Обычное оружие...................................................... 45

3.3.Ядерное оружие....................................................... 48

3.4.Химическое оружие.................................................. 51

3.5.Биологическое оружие.............................................. 53

 

3.6.Нелетальное оружие..................................................55

3.7.Медико-тактическая характеристика очагов комбинированного поражения.59

 

3.8.Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время.. ………………………………………………………62

3.9.Методики прогнозирования и оценки медицинской обстановки очагах поражения …………………………...63

3.10. Методика расчета возможных потерь среди населения от обычного высокоточного оружия в очагах поражения военного времени …………………………………………………….65


ГЛАВА IV. ФЕДЕРАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ........ 72

4.1.Задачи и организация федеральной медицинской службы
гражданской обороны............................................ 72

4.2.Силы и средства федеральной медицинской службы

гражданской обороны............................................ 76

4.3.Организация медицинского обеспечения населения при проведении
мероприятий гражданской обороны..................... 84

4.4.Лечебно-эвакуационное обеспечение пораженного населения 96

4.5.Медицинская защита населения от современных средств поражения...104

4.6.Система управления МСГО............................... 106

4.7.Планирование медицинского обеспечения населения в военное время... 109

4.8.Организация медицинского снабжения формирований

и учреждений МСГО............................................ 110

 

ГЛАВА V. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ОБЪЕКТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ... 114

5.1.Определения и понятия...................................... 114

5.2.Задачи гражданской обороны объекта здравоохранения 116

5.3.Организация и ведение гражданской обороны

на объекте здравоохранения................................ 118

5.4.Организация специальной и тактико-специальной подготовки на
объекте здравоохранения..................................... 157

5.5.Организация управления гражданской обороной

на объектах здравоохранения.............................. 173

5.6. Методика оценки состояния готовности объекта здравоохранения к работе в военное время………177

 

ГЛАВА VI. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ........ 179

6.1.Цель и задачи деятельности государственной санитарно-
эпидемиологической службы в военное время.... 179

6.2.Силы и средства государственной
санитарно-эпидемиологической службы в военное время 181

6.3.Принципы организации работы государственной санитарно-
эпидемиологической службы в военное время.... 186

6.4.Содержание и последовательность управления государственной
санитарно-эпидемиологической службой в военное время 195

6.5.Материально-техническое обеспечение государственной
санитарно-эпидемиологической службы в военное время 207

Литература................................................................ 209

Законодательные и нормативно-правовые документы 210


Организация медицинской службы гражданской обороны Российской федерации

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие произошел решительный поворот военных теоретиков и историков к разработке новой концепции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. Они исходят из того, что при качественно новых средствах вооруженной борьбы, создаваемых на базе новейших тех­нологий, в том числе высокоточного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах, неизбежно изменится характер войны.

В связи с этим в концепции войн нового поколения решающая роль отво-дится не живой силе, не ядерному, а высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах. Есть основания полагать, что эти виды оружия через 10-15 лет, а в некоторых странах, возможно, и раньше, существенно обесценят роль ядерного оружия, разрушат тот условный барьер, которым длительное время разделялось ядерное оружие и оружие обычных средств поражения.

Изменившаяся концепция современной войны значительно уменьшает вероятность ковровых бомбежек с массовым поражением населения и огром­ными разрушениями жилого фонда, что требовало эвакуации граждан в приго­родную зону. Применение высокоточного оружия нарушает экономику страны при разрушении промышленных и военных объектов, но существенно уменьшает массовую гибель гражданского населения. При этом требуется эвакуация только небольшой части населения, живущей возле потенциально опасных, в плане разрушения, объектов, хотя применение высокоточного оружия все рав­но приводит к гибели гражданского населения, пример тому Югославия, где со­отношение погибших военных к гражданскому населению составило 1:15.

Опыт минувших войн убедительно свидетельствует, что равноценной альтернативы хорошо продуманной, обученной и оснащенной системе граж­данской обороны не существует. По мере совершенствования оружия и средств его доставки система гражданской обороны, а в ее составе феде­ральная медицинская служба гражданской обороны, прошла путь от мест­ной противовоздушной обороны, созданной 4 октября 1932 года, в состав которой входила медико-санитарная служба, предназначенная для органи­зации медицинской помощи населению при авиационных налетах, до Граж­данской обороны СССР с созданной в ее составе в 1962 году медицинской службой гражданской обороны, предназначенной для организации медицин­ского обеспечения населения в условиях ракетно-ядерной войны.

Переход России крыночной экономике, пересмотр военной доктрины стра­ны и ее экономические возможности привели к ослаблению готовности сил и средств МСГО по медицинскому обеспечению населения в очагах поражения, а кое-где к утрате медицинских и санитарно-транспортных формирований.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266, предусматривающее создание Федеральной медицинс­кой службы гражданской обороны и Положение о Федеральной медицинс­кой службе гражданской обороны (приказ Министра здравоохранения Рос­сийской Федерации от 3 июля 2000 г. № 242), определившее понятие, задачи и организацию Федеральной медицинской службы гражданской обороны, открыли новый этап ее развития и совершенствования.

ГЛАВА I. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБО­РОНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Согласно Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, «Российская Федерация — Россия есть демократическое феде­ративное правовое государство с республиканской формой правления».

В Конституции определяется следующая иерархия нормативно-право­вых актов:

1.Конституция.

2.Федеральный конституционный закон.

3.Федеральный закон

4.Указ Президента Российской Федерации.

5.Постановление Правительства Российской Федерации.

6.Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти Рос­
сийской Федерации.

Там же прописано главенство Конституции — Основного закона государ­ства, которому должны соответствовать все другие законы и любые иные акты.

Актуальность проблем национальной безопасности страны обусловила необходимость укрепления нормативно-правовой базы гражданской оборо­ны РФ. В результате в последние годы принят ряд документов, определяю­щих стратегические направления работы в этой области.

1.1. Законы Российской Федерации, регламентирующие вопросы гражданской обороны.

1.1.1. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года №
1-ФКЗ «О военном положении».

В законе дается четкая формулировка военного положения как особого правового режима, вводимого на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, в соответствии с Конституцией Российской Феде­рации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Рос­сийской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

В законе изложены правила введения военного положения, полномо­чия органов государственной власти и особенности функционирования в пе­риод действия военного положения.

1.1.2. Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне».

Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обо­роны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обя­занности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и сред­ства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законода­тельства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.


Организация медицинской службы гражданской обороны Российской федерации

1.1.3. Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О граж­данской обороне» будет подробно изложен в главе II.

1.2. Указы Президента Российской Федерации, регламентиру­
ющие вопросы гражданской обороны.

1.2.1. Указ от Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000
года № 706 «Военная доктрина Российской Федерации».

В Указе отмечается, что военная доктрина Российской Федерации пред­ставляет совокупность официальных взглядов (установок), определяющих во­енно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Также подчерки­вается, что военная доктрина носит оборонительный характер, что предопре­деляется органическим сочетанием в ее содержании последовательной при­верженности миру с твердой решимостью защищать национальные интере­сы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.

1.2.2. Указ от Президента Российской Федерации от 10 января 2000
года № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федера­
ции».

Под концепцией национальной безопасности Российской Федерации подразумевается система взглядов на обеспечение в Российской Федера­ции безопасности личности, общества и государства от внешних и внутрен­них угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа, как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

В «Концепции...» сформулированы важнейшие направления государ­ственной политики Российской Федерации.

1.2.3. Указ Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года
№953 «Вопросы министерства Российской Федерации по делам гражданс­
кой обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий­
ных бедствий».

В данном Указе Министерство Российской Федерации по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти­хийных бедствий (МЧС России) определяется федеральным органом испол­нительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

1.3. Постановления Правительства Российской Федерации по
вопросам гражданской обороны.

Основными постановлениями Правительства Российской Федерации по вопросам гражданской обороны в Российской Федерации являются:

1.3.1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ап­реля 1994 года № 359 «Об утверждении положения о порядке использования


объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предпри­ятиями, учреждениями и организациями».

1.3.2.Постановление Правительства Российской Федерации от 23 но­
ября 1996 года № 1396 «О реорганизации штабов по делам гражданской обо­
роны и чрезвычайным ситуациям».

1.3.3.Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сен­
тября 1998 года № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по
гражданской обороне».

1.3.4.Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октяб­
ря 1998 года № 1149 «О порядке отнесения территории к группам по граж­
данской обороне».

1.3.5.Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня
1999 года № 620 «О гражданских организациях гражданской обороны».

1.3.6.Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля

1999 года № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных под­
разделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в
области гражданской обороны».

1.3.7.Постановление Правительства Российской федерации от 18 но­
ября 1999 года № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны».

1.3.8.Постановление Правительства Российской Федерации от 29 но­
ября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов граж­
данской обороны», х

1.3.9.Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта

2000 года № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение ме­
роприятий по гражданской обороне».

1.3.10.Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ап­
реля 2000 года № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях граж­
данской обороны материально-технических, продовольственных, медицин­
ских и иных средств».

1.3.11.Постановления Правительства Российской Федерации от 2 но­
ября 2000 года № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения
населения в области гражданской обороны».

Вопросы, изложенные в данных постановлениях Правительства Россий­ской Федерации, будут детально освещены в следующей главе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...