Глава II. Гражданская оборона
Стр 1 из 16Следующая ⇒ Министерство здравоохранения Российской Федерации ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Москва - 2002 Организация медицинской службы Гражданской обороны Российской Федерации Рекомендовано Министерством здравоохранения Российской Федерации в качестве учебника для подготовки кадров в системе медицинской службы гражданской обороны Москва-2002 г. Коллектив авторов: Авитисов П.В., Аполлонова Л.А., Гоголев М.И., Конышев И.С, Компаниченко В.П., Кульбачинский ВВ.. Лобанов А.И., Погодин Ю.И^Трифонов СВ. Рецензент: Намятышева Е.А., д.м.н. Организация медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации / Под редакцией Погодина ЮМ. и Трифонова СВ./ В учебнике кратко освещены основные положения по организации медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации. За последние годы в результате кропотливой работы всех ветвей государственной власти были переосмыслены роль и место гражданской обороны и ее важной составляющей — медицинской службы — в обороне страны. О пристальном внимании к этой проблеме свидетельствуют Законы РФ, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства,приказы, инструкции и методические указания Министерства здравоохранения РФ, регламентирующие вопросы гражданской обороны и медицинской службы гражданской обороны. В связи с изменившимися условиями и характером современных войн в учебнике рассмотрены современные средства поражения вероятного противника и медико-санитарные последствия их применения. Особое внимание обращено на поражающие факторы обычного оружия, хотя не сбрасывается со счетов возможность использования оружия массового поражения.
В свете сказанного организация и задачи Федеральной медицинской службы претерпели некоторые изменения. Важное место в учебнике отведено организации гражданской обороны на объектах здравоохранения, в частности, рассмотрены организация, задачи и ведение гражданской обороны в больнице, поликлинике, аптеке. Приведены документация и методика оценки состояния готовности объекта здравоохранения по гражданской обороне. Рассмотрены основные мероприятия гражданской обороны государственной санитарно-эпидемиологической службы. Учебник предназначен для обучения и повышения квалификации в вузах, НИИ Министерства здравоохранения, осуществляющих подготовку кадров для медицинской службы гражданской обороны. Организация медицинской службы гражданской обороны Российской федерации Оглавление ВВЕДЕНИЕ................................................................. 5 ГЛАВА I. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В РОССИЙСКОЙ 1.1.Законы Российской Федерации, регламентирующие вопросы 1.2.Указы Президента Российской Федерации, регламентирующие 1.3.Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам гражданской обороны 7 1.4.Ведомственные документы по вопросам гражданской обороны
ГЛАВА II. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.......................... 12 2.1.Основные понятия и задачи гражданской обороны.... 12 2.2.Принципы организации и ведения гражданской обороны 23 2.3.Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в 2.4.Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организацией. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны 31
2.5.Руководство гражданской обороной.......................... 32 2.6.Силы гражданской обороны..................................... 35 2.7.Финансирование мероприятий по гражданской обороне… 38
ГЛАВА III. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ ВЕРОЯТНОГО 3.1 Современные войны и возможный характер военных угроз для России. 3.2.Обычное оружие...................................................... 45 3.3.Ядерное оружие....................................................... 48 3.4.Химическое оружие.................................................. 51 3.5.Биологическое оружие.............................................. 53
3.6.Нелетальное оружие..................................................55 3.7.Медико-тактическая характеристика очагов комбинированного поражения.59
3.8.Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время.. ………………………………………………………62 3.9.Методики прогнозирования и оценки медицинской обстановки очагах поражения …………………………...63 3.10. Методика расчета возможных потерь среди населения от обычного высокоточного оружия в очагах поражения военного времени …………………………………………………….65 ГЛАВА IV. ФЕДЕРАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ........ 72 4.1.Задачи и организация федеральной медицинской службы 4.2.Силы и средства федеральной медицинской службы гражданской обороны............................................ 76 4.3.Организация медицинского обеспечения населения при проведении 4.4.Лечебно-эвакуационное обеспечение пораженного населения 96 4.5.Медицинская защита населения от современных средств поражения...104 4.6.Система управления МСГО............................... 106 4.7.Планирование медицинского обеспечения населения в военное время... 109 4.8.Организация медицинского снабжения формирований и учреждений МСГО............................................ 110
ГЛАВА V. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ОБЪЕКТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ... 114 5.1.Определения и понятия...................................... 114
5.2.Задачи гражданской обороны объекта здравоохранения 116 5.3.Организация и ведение гражданской обороны на объекте здравоохранения................................ 118 5.4.Организация специальной и тактико-специальной подготовки на 5.5.Организация управления гражданской обороной на объектах здравоохранения.............................. 173 5.6. Методика оценки состояния готовности объекта здравоохранения к работе в военное время………177
ГЛАВА VI. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО- 6.1.Цель и задачи деятельности государственной санитарно- 6.2.Силы и средства государственной 6.3.Принципы организации работы государственной санитарно- 6.4.Содержание и последовательность управления государственной 6.5.Материально-техническое обеспечение государственной Литература................................................................ 209 Законодательные и нормативно-правовые документы 210 Организация медицинской службы гражданской обороны Российской федерации ВВЕДЕНИЕ В последнее десятилетие произошел решительный поворот военных теоретиков и историков к разработке новой концепции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. Они исходят из того, что при качественно новых средствах вооруженной борьбы, создаваемых на базе новейших технологий, в том числе высокоточного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах, неизбежно изменится характер войны. В связи с этим в концепции войн нового поколения решающая роль отво-дится не живой силе, не ядерному, а высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах. Есть основания полагать, что эти виды оружия через 10-15 лет, а в некоторых странах, возможно, и раньше, существенно обесценят роль ядерного оружия, разрушат тот условный барьер, которым длительное время разделялось ядерное оружие и оружие обычных средств поражения.
Изменившаяся концепция современной войны значительно уменьшает вероятность ковровых бомбежек с массовым поражением населения и огромными разрушениями жилого фонда, что требовало эвакуации граждан в пригородную зону. Применение высокоточного оружия нарушает экономику страны при разрушении промышленных и военных объектов, но существенно уменьшает массовую гибель гражданского населения. При этом требуется эвакуация только небольшой части населения, живущей возле потенциально опасных, в плане разрушения, объектов, хотя применение высокоточного оружия все равно приводит к гибели гражданского населения, пример тому Югославия, где соотношение погибших военных к гражданскому населению составило 1:15. Опыт минувших войн убедительно свидетельствует, что равноценной альтернативы хорошо продуманной, обученной и оснащенной системе гражданской обороны не существует. По мере совершенствования оружия и средств его доставки система гражданской обороны, а в ее составе федеральная медицинская служба гражданской обороны, прошла путь от местной противовоздушной обороны, созданной 4 октября 1932 года, в состав которой входила медико-санитарная служба, предназначенная для организации медицинской помощи населению при авиационных налетах, до Гражданской обороны СССР с созданной в ее составе в 1962 году медицинской службой гражданской обороны, предназначенной для организации медицинского обеспечения населения в условиях ракетно-ядерной войны. Переход России крыночной экономике, пересмотр военной доктрины страны и ее экономические возможности привели к ослаблению готовности сил и средств МСГО по медицинскому обеспечению населения в очагах поражения, а кое-где к утрате медицинских и санитарно-транспортных формирований. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266, предусматривающее создание Федеральной медицинской службы гражданской обороны и Положение о Федеральной медицинской службе гражданской обороны (приказ Министра здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000 г. № 242), определившее понятие, задачи и организацию Федеральной медицинской службы гражданской обороны, открыли новый этап ее развития и совершенствования. ГЛАВА I. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Согласно Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
В Конституции определяется следующая иерархия нормативно-правовых актов: 1.Конституция. 2.Федеральный конституционный закон. 3.Федеральный закон 4.Указ Президента Российской Федерации. 5.Постановление Правительства Российской Федерации. 6.Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти Рос Там же прописано главенство Конституции — Основного закона государства, которому должны соответствовать все другие законы и любые иные акты. Актуальность проблем национальной безопасности страны обусловила необходимость укрепления нормативно-правовой базы гражданской обороны РФ. В результате в последние годы принят ряд документов, определяющих стратегические направления работы в этой области. 1.1. Законы Российской Федерации, регламентирующие вопросы гражданской обороны. 1.1.1. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № В законе дается четкая формулировка военного положения как особого правового режима, вводимого на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. В законе изложены правила введения военного положения, полномочия органов государственной власти и особенности функционирования в период действия военного положения. 1.1.2. Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне». Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны. Организация медицинской службы гражданской обороны Российской федерации 1.1.3. Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» будет подробно изложен в главе II. 1.2. Указы Президента Российской Федерации, регламентиру 1.2.1. Указ от Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 В Указе отмечается, что военная доктрина Российской Федерации представляет совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Также подчеркивается, что военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее содержании последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников. 1.2.2. Указ от Президента Российской Федерации от 10 января 2000 Под концепцией национальной безопасности Российской Федерации подразумевается система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа, как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. В «Концепции...» сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. 1.2.3. Указ Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года В данном Указе Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) определяется федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны. 1.3. Постановления Правительства Российской Федерации по Основными постановлениями Правительства Российской Федерации по вопросам гражданской обороны в Российской Федерации являются: 1.3.1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года № 359 «Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями». 1.3.2.Постановление Правительства Российской Федерации от 23 но 1.3.3.Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сен 1.3.4.Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октяб 1.3.5.Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 1.3.6.Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 года № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных под 1.3.7.Постановление Правительства Российской федерации от 18 но 1.3.8.Постановление Правительства Российской Федерации от 29 но 1.3.9.Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение ме 1.3.10.Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ап 1.3.11.Постановления Правительства Российской Федерации от 2 но Вопросы, изложенные в данных постановлениях Правительства Российской Федерации, будут детально освещены в следующей главе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|