Устойчивое развитие и условия деятельности
Предприятий Большинство предприятий, которые сегодня присутствуют на рынке, в прошлом были гораздо более крупными (как с точки зрения численности работников, так и с точки зрения масштабов производства). Сегодняшняя тенденция заключается в ограничении размера, исходя из стремления к повышению мобильности и конкурентоспособности в среде рынка (местного, национального и международного). Благодаря повышению условий мобильности трудовой потенциал может относительно безболезненно уходить из отраслей, в которых имеется низкая вероятность его использования, и направляться в другие, более эффективные, что в любом случае уменьшает стоимость этих перемещений для отдельных индивидов и общества в целом. Кризис занятости, который наблюдается в последние годы в России, поразил, что зафиксировано в результатах проводимых нами исследований по Югу России, главным образом мужчин, работавших на производстве. Наблюдалось замещение мужчин женщинами, причем с особой интенсивностью – именно в сфере производства. Эти явления могут быть объяснены и как результат различия в отношении появления других вариантов занятости для мужчин по сравнению с женщинами. В случае мужчин давление на них с целью обеспечения дохода действует гораздо быстрее и приводит к добровольному уходу с “проблемного” предприятия к другим работодателям или к открытию собственного дела. Значительное число предприятий заявляет о том, что они не удовлетворены качественным уровнем человеческого потенциала, который они используют (или намереваются использовать), ставит на повестку дня серьезный вопрос в отношении того, каковы те качества трудового потенциала, которые они желали бы иметь. В отношении сегодняшней ситуации предприятия заявляют, что они не удовлетворены нижеуказанными качествами принимаемых на работу: инициативность, интерес к обучению, коммуникабельность. Еще большее число предприятий заявило о низком уровне удовлетворенности следующими качествами: знание иностранных языков, навыки работы на ЭВМ.
Качествами, которые выступают как наиболее желаемые для будущего и для развивающегося трудового потенциала, являются следующие: интерес к труду, дисциплина, интерес к премиям за производительность, база теоретических знаний, преданность предприятию. Этот список является показательным в отношении той значимости, которая придается качествам трудящихся, которые обеспечивают серьезность в работе и дух сотрудничества между администрацией и трудящимися в рамках усилий, направленных на преодоление кризиса и повышение конкурентоспособности. Кроме того, он ориентирует политику занятости на рассмотрение целесообразности программ, задачей которых будет являться развитие отношений между собственниками, администрацией и наемными работниками, чтобы достичь заявленного в проекте концепции ФЦП «Юг России» (2008-2012 годы) снижения уровня безработицы с 24,01% до 19,47 %. Выявленные тенденции развития занятости населения на промышленных предприятиях региона свидетельствуют о необходимости возрастания роли органов государственного управления и регулирования рынка труда в оптимизации использования трудового потенциала региона. Все большую роль приобретает мобильность и обучаемость рабочей силы, координация ее подготовки и переподготовки со среднесрочными и долгосрочными планами регионального экономического развития. Природный капитал, на наш взгляд, на Северном Кавказе выступает основным источником устойчивого развития. Ухудшение условий окружающей среды (в том числе и в результате военных действий, пожаров, прекращения культивации земель, уничтожения основного стада) в республиках Северного Кавказа имеет существенные отличия по сравнению с другими регионами РФ, например, с Уралом, Поволжьем, Кузбассом. Специфика определяется не ростом уровня загрязненности воды, воздушного бассейна, а ухудшением естественно-природных условий, затруднением доступа и без того обедневших слоев населения к природному капиталу. Именно поэтому требуется сильная государственная политика развития сельского хозяйства, лесного хозяйства, местных промыслов, в том числе сбора дикорастущего сырья, рыболовства, охоты. Данные эколого-экономические проблемы актуальны и для многих развивающихся стран, имеют глобальный характер.
Одним из приоритетных направлений устойчивого развития и, соответственно, повышения качества регулирования предпринимательства является рост эффективности государственного управления. Размеры ущерба для устойчивого развития от социально-экономических конфликтов зависят от имеющихся институтов управления, гражданских прав, законности, социальных программ и систем социального обеспечения. Важен прозрачный и меритократический характер государства. Гражданское общество и средства массовой информации усиливают подотчетность государства. Примерами в этом являются Эстония, Польша, Словения, Португалия, Сингапур. Россия, к сожалению, таким примером не стала. В научных исследованиях Всемирного банка отмечается, что как фактор устойчивого развития государственное управление должно рассматриваться должно оцениваться по следующим шести основным направлениям, которые в целом соответствуют показателям индекса качества государственного управления GRICS: выражение интересов населения и подотчетность; политическая стабильность; действенность государства (качество услуг государства); отсутствие регулятивного бремени; власть закона; борьба с коррупцией.можностей образования и здравоохренеенстсые становятся все более уязвимыми перед лицом нестабильности э Негативное воздействие государственного управления на устойчивое развитие может возникать, если наблюдается олигархический захват государства, бюрократический разгул, неэффективность политических структур (что в целом характерно в той или иной степени и для субъектов федерации Юга России).
Переход к устойчивому развитию Юга России также должен обеспечить в перспективе сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей. В Послании Федеральному собранию РФ в 2005 г. Президент РФ В.В.Путин заявил: «Рассчитываю на энергичную работу по укреплению безопасности на Юге России, и утверждению там ценностей свободы и справедливости. Условиями этого являются развитие экономики, создание новых рабочих мест, строительство объектов социальной и производственной инфраструктуры». От успешной реализации потенциала данных условий, проведения последовательной социальной политики зависит долговременное устойчивое развитие Юга России. К основным сферам партнерства государства и бизнеса в целях устойчивого развития относятся: · Предпринимательское использование территории и охрана окружающей среды (строительство, аренда земли, размещение новых производств); · Развитие производственной инфраструктуры территории (связь, транспорт, энергетика, дороги); · Формирование отраслевого и регионального рынка (торговля, логистика, финансово-кредитная сфера); · Поддержка занятости и создание новых рабочих мест, борьба с бедностью, развитие человеческого капитала; · Поддержка инноваций и обмена информацией; · Поддержка культуры, искусства и образования; · Охрана окружающей среды и экологическая безопасность. Экономический аспект определения возможностей и пределов устойчивого развития Юга России заключается в учете качественных социально-экономических характеристик экономического роста. Экономический рост может быть трех типов: неустойчивый рост (характеризуется резкими перепадами в экономической динамике, в уровне жизни населения); искаженный рост (характеризуется повышательной динамикой на фоне несбалансированной поддержки государством прежде всего промышленного физического капитала в ущерб развитию человеческого капитала и воспроизводству природного капитала); устойчивый рост (характеризуется сбалансированным использованием природного, человеческого и физического капитала при государственной поддержке охраны окружающей среды и справедливом подходе к предоставлению возможностей для роста качества жизни населения).
Последнее десятилетие показывает, что экономическая динамика Юга России носила либо неустойчивый в 1991-98 гг., либо искаженный характер в 1999-2006 гг. Цели устойчивого развития не могли быть достигнуты при существенном снижении объемов человеческого капитала, возможностей его качественного роста путем образования, профессиональной подготовки, здравоохранения, стабилизации жизненной среды. Даже рост объемов производства и снижение безработицы в последние годы не позволяют поэтому говорить о переходе к устойчивому развитию. Можно описать складывающуюся ситуацию как этап создания предпосылок к такому переходу, не имеющий однозначно позитивный прогноз. Слишком велики внешнеэкономические угрозы возврата в среднесрочной перспективе к неустойчивому росту в России в целом, а также остаются угрозы дестабилизации обстановки на Юге России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|