Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Природа управления, сущность, условия и факторы развития менеджмента.




Виды бирж

Биржа представляет собой необыкновенную организационную форму оптовой торговли. Традиционно для каждой биржи характерна специализация, которая определяется либо данным географическим регионом (региональные универсальные биржи), либо же избранным профилем её деятельности. Биржи, специализация которых определяется профилем деятельности, разделяются на следующие виды:

1) товарная биржа — практикуется на оптовой торговле традиционно массовыми продуктами, имеющими устойчивые и четкие качественные характеристики;

2) фондовая биржа — центр систематических операций по купле-продаже ценных бумаг;

3) валютная биржа — место для воплощения операций по купле-продаже золота и валюты;

4) биржа труда — практикуется на учете потребностей в разных видах рабочей силы и имеющихся предложений рабочей силы (купля-продажа рабочей силы с помощью посредника). Правда, биржи труда в классическом понимании все больше уступают место центрам труда (джоб-сентерс), функционирующим традиционно под эгидой министерства занятости.

Спекуляция как форма биржевой сделки

Неотъемлемым элементом биржевой торговли постоянно выступала спекуляция. Она присуща экономическим (торговым) отношениям, базу которых составляет обмен. А обмен постоянно (либо в подавляющем большинстве случаев) распадается на две отдельные операции — продажу и покупку. Спекуляция определяется как торговля в надежде получить прибыль от конфигурации рыночной цены. Она связана с ожиданиями продавцов относительно повышения либо понижения цен. Спекулянтов в зависимости от направленности их действий называют быками и медведями.

Бык — биржевой игрок, полагающий, что цены скоро возрастут, и скупающий по данной причине либо сохраняющий ранее обретенные контракты. Спекулянт, играющий на повышение.

Медведь — биржевой игрок, полагающий, что цены скоро пойдут на понижение, и по данной причине продающий контракты. Спекулянт, играющий на понижение.

К сделкам спекулятивного характера относится хеджирование (от "хеджировать" — ограждать, страховать себя от воз-' можных утрат).

Хедж — страховка от ценовых рисков либо фьючерсный договор по страхованию от ценовых рисков. Хедже? — компания, осуществляющая хеджирование.

Фьючерсные сделки

Фьючерсный контракт— это договор по поставке обусловленного количества определенного продукта данного сорта либо марки по фиксированной цене в течение указанного в договоре срока. Во всех вариантах (за незначительным исключением) обязательства по фьючерсным контрактам выполняются методом уплаты различия в цене, а не методом поставки настоящего продукта.

Хеджирование покупкой— операция на фьючерсной бирже, заключающаяся в покупке фьючерсного договора. Тот, кто осуществляет такую операцию, на рынке настоящего продукта реализует, а на фьючерсной бирже покупает, страхуя тем самым свою операцию с настоящим продуктом.

Хеджирование продажей— операция на фьючерсной бирже, заключающаяся в продаже фьючерсного договора. В этом случае осуществляется покупка на рынке настоящего продукта либо продукт держится в запасе, а на фьючерсной бирже осуществляется продажа. При этом лицо, осуществляющее хеджирование, намерено прекратить обязательства по сделке на фьючерсном рынке сразу с завершением операции с настоящим продуктом и до пришествия срока поставки по фьючерсному договору. Хеджирование, таковым образом, представляет собой балансирование меж обязательством на рынке настоящего продукта и обязательством (противоположным по направлению) на фьючерсном рынке. Это покрытие вероятных рисков.

 

13. Предпринимательство в финансовой сфере.

Предпринимательство в финансовой сфере занимает особое место. Оно с одной стороны относится к посреднической деятельности, а с другой стороны – к предоставлению непосредственных услуг. Предпринимательство в финансовой сфере осуществляется путем организации коммерческих банков, предлагаемых товариществом, инвестиционных полномочий, инвестиционных фондов. К коммерческим банкам относят специализированные финансовые институты, которые сосредотачивают у себя временно свободные финансовые ресурсы юридических и физических лиц, затем размещая их в виде кредитов и займов. Кроме того, коммерческие банки осуществляют финансовые операции своих клиентов. Открытие депозитов и выдача кредитов. Целью деятельности является извлечение маржи. Маржа – разница между процентам по кредитам и процентам по депозитам. Если их маржи вычесть издержки банка, то мы получим прибыль банка. Кроме создания банков создаются инвестиционные фонды.

К инвестиционным компаниям и инвестиционным фондам относят финансовые учреждения, преследующие коммерческие цели за счет сосредоточения своего и чужого капитала с целью их инвестирования. Инвестиции – долгосрочное вложение капитала с целью извлечения прибыли.

Инвестиционные компании и инвестиционные фонды могут в виде открытых акционерных обществ, то есть они привлекают капитал, обменивая свои акции на средства юридических лиц, а также как паевые и средства физических лиц. Инвестиционные фонды могут быть открытыми и закрытыми. Открытые имеют право выкупать свои акции у акционеров, а закрытые такого права не имеют. Инвестиционные фонды создаются с целью концентрации средств, имеющихся у потенциальных вкладчиков с последующим размещением их в действующее производство. При этом привлекаемые средства распыляются, так как существует ограничение по максимальному размеру пакетов акций, которым могут владеть инвестиционный фонд. Таким образом, снижаются риски, но также усредняются дивиденды.

Инвестиционные компании создается с целью концентрации средств для реализации каких либо инвестиционных проектов. При этом увеличиваются риски, но зато возрастает потенциальная возможность получения высоких дивидендов.

 

14. Предпринимательский капитал, способы его формирования.

Капитал может существовать в материализованной и ментальной форме (здания, навыки, умения, способности, патенты, ноу-хау и т. п.). Под капиталом понимаются материальные, финансовые и интеллектуальные ценности, служащие средством извлечения прибыли. Соответственно предпринимательский капитал — это средства, используемые для извлечения предпринимательской прибыли.

В состав предпринимательского капитала в общем случае могут входить:

1) основные средства производства (здания, сооружения, оборудование, станки, транспорт, инструменты и пр.), используемые предпринимателем на законном основании. Они могут быть как собственными, так и арендованными, находящимися во временном пользовании или лизинге;

2) материальные элементы оборотного капитала (сырье, материалы, приспособления, инструменты разового или кратковременного пользования, квалификационный уровень рабочей. силы);

3) денежные элементы оборотного капитала (фонд заработной платы, средства на приобретение сырья, необходимые для организации производства на нормальном уровне);

4) интеллектуальная собственность — это предпринимательская идея, способ производства, способ придания новых свойств, товару, новый способ производства, т. е. все то, что включает в себя понятие «инновация».

Потребность предпринимателя в определенном объеме капитала зависит от его предпринимательской идеи. Размер первоначального капитала зависит от ряда факторов и в первую очередь от отрасли, где намечается реализация предпринимательской идеи.

Следует помнить, что капитал разделяется на основной и оборотный.

Основной капитал включает технические средства производства (земельные участки, здания, оборудование, транспорт и т. п.).

Оборотный капитал — все, что предназначено для производственного, личного потребления или продажи (сырье, материалы, готовая не оплачиваемая продукция, денежные средства в обороте и т. п.).

Следует иметь в виду, что возврат оборотного капитала происходит намного быстрее, чем основного. Он возвращается в течение одного производственного цикла после реализации товара. Основной капитал возвращается частями, по мере своего износа, в виде амортизационных отчислений.

Деление капитала на основной и оборотный имеет очень важное значение при расчетах потребности в первоначальном капитале. На этой стадии необходимо определить структуру капитала. Она представляет собой состав и соответствие всех элементов капитала в общем его объеме. Структура капитала является обязательным элементом расчета первоначального капитала.

Предпринимателю при планировании процесса реализации своей идеи следует провести предварительный расчет необходимых для этой цели средств (капитала).

Если предварительный расчет первоначального капитала позволяет считать проект приемлемым к реализации, то предприниматель составляет конкретный план по инвестициямЭто обусловлено необходимостью в период формирования первоначального капитала строить свою деятельность на принципах минимизации расходов и максимизации доходов.

Для реализации предпринимательского проекта важно четко представлять возможные источники формирования предпринимательского капитала. В целом их можно разделить на три основные группы.

1. Финансовые итоги предыдущей предпринимательской деятельности.

2. Личные сбережения (в денежной или товарной форме).

3. Заемные средства (средства, взятые в долг под какие-либо обязательства).

 

15. Разработка предпринимательской идеи.

Самым большим дефицитом в любой деятельности являются идеи. Самый дешевый ресурс из всех требующихся для организации процесса производства – это идея. То, без чего не может вообще существовать предпринимательство, – это идея. Начинающий предприниматель должен обладать интересной идеей, основанной на инновации или включающей в себя инновационный момент. Наличие бизнес-идеи – основной фактор предпринимательской деятельности. Как правило, под данной идеей понимают отражение в сознании предпринимателя присущего потребителю желания (осознанного или нет) иметь тот товар, который позволил бы качественно удовлетворить определенную потребность. Это четкое представление о том, как пожелание потенциального покупателя может быть выполнено и что при этом предстоит сделать производителю.Разработка («придумывание») идей, их накапливание не могут относиться к профессиональным видам деятельности. Но, в то же самое время предпринимателем можно быть лишь тогда, когда ты способен на «рождение» идей или хотя бы на восприятие чужих идей.

Значение работы по формулированию, накоплению, отбору и анализу предпринимательских идей можно свести к следующим потребностям, присущим предпринимателю:

-стремление к постоянному обновлению производства;опасение «упустить» эффективную идею; стремление к приращению производства и капитала; повышение прибыльности производства (путем расширения объема производства или сокращения издержек производства).

Формулирование новой идеи есть построение новой комбинации, системы логических умозаключений, основанных на новых (появившихся или ранее не принимаемых во внимание) фактах.

Таким образом, под источником формирования новых предпринимательских идей мы понимаем то объективное условие, развитие которого в строго определенном направлении может привести в настоящем или будущем к производству нового товара (услуги).

Под источником формирования новых предпринимательских идей обычно понимают:

-товарный рынок; географический или структурный «разрывы» в системе общественного производства; достижения науки и техники; новые возможности применения уже производимого товара или продукта; не осознанные потребителем или пока не удовлетворяемые потребительские запросы, угадываемые предпринимателем.

Анализ товарного рынка в целом с целью формулирования какой-либо предпринимательской идеи осуществляется обычно неопытным предпринимателем, начинающим или низко квалифицированным.

При использовании этого метода предприниматель подвергает анализу:

- процесс производства товара, его отдельных компонентов или даже целой товарной группы; -источник и «маршрут» продвижения товара от производителя к потребителю; форму предложения товара потребителю.

Опытные и квалифицированные предприниматели чаще прибегают к методу, основанному на анализе географических или структурных «разрывов» в системе общественного производства. Целью такого анализа выступает поиск путей интегрирования в ту или иную отрасль, используя «разрыв» в процессе производства – структурный («Это производится, это – тоже, а вот это не производится…») или географический («Это производится в нашей стране, это – тоже, а вот это ввозится из-за рубежа, почему?»). Если в случае обнаружения разрыва предприниматель сумеет найти возможность сформулировать идею и реализовать ее в соответствующей форме, это означает, что он сумел интегрироваться в процесс производства.

Следующий метод относится к категории интеллектуальных методов формулирования новых предпринимательских идей, когда, «работа ума» настроена на поиск конкретных форм совмещения, с одной стороны, имеющихся достижений науки, техники и технологии, а с другой – возможностей производства новых товаров.

Планирование производства новых товаров как раз и осуществляется на основе внедрения в производство достижений науки, техники и технологии.

В процессе разработки предпринимательских идей следует обратить внимание на то, что предпринимательство всегда базируется на какой-то конкретной идее, без идеи предпринимательство невозможно. Но и любая идея не ведет автоматически к развитию предпринимательства. Только новаторская идея, детально изученная и оцененная на экспертном уровне, может претендовать на право быть практически реализованной.

 

16. Этика предпринимательского поведения.

 

Этика – это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.

Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями. Правовые нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и другими нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения свободы. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства является не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой культуры.

Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская деятельность неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость и другими.

На формировании этики предпринимательской деятельности сказываются формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений.

Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, поэтому и государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом.

Предпринимательская этика проявляется в категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральная ответственность за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.

Предприниматель должен создавать свой имидж, соблюдать этикет. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями.

Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:

- правила представления и знакомства;

- правила проведения деловых контактов;

- правила поведения на переговорах;

- требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;

- требования к речи;

- культуру служебных документов и другие элементы предпринимательского этикета, который является составной частью предпринимательской деятельности.

Таким образом, предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.

 

17. Условия развития предпринимательской деятельности в России.

 

Мировая практика западных стран показывает, что предпринимательство как форма общественной деятельности способствует повышению материального
и духовного потенциала общества, создаёт благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, а также ведёт к единению нации, сохранению её национального духа и национальной гордости.

Для успешного осуществления предпринимательства необходимо знать гражданское законодательство, регулирующее эту деятельность. Впервые определение понятия сущности предпринимательства было сформулировано в Законе РСФСР «О предпринимателях и предпринимательской деятельности» (1990 год). Здесь довольно-таки чётко сформулированы права, обязанности и ответственность предпринимателей, а также гарантии со стороны государства. В части первой Гражданского кодекса РФ п. 1 ст. 2 комплексно определена сущность предпринимательской деятельности. Это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажей товаров, выполнение работ или оказание услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Следует заметить, что становление и развитие предпринимательства в России проходит под противоречивым влиянием экономических, политических, и социальных обстоятельств. По большому счёту процесс первоначального накопления капитала в России завершён, что позволяет говорить о складывании капиталистических отношений. Большая часть некогда государственной собственности находится в руках группы олигархов, которые в очень короткий срок сумели провести необходимые преобразования на своих предприятиях и компаниях и в настоящее время составляют по ряду направлений деятельности серьёзную конкуренцию иностранным фирмам.

Однако формирование крупного олигархического бизнеса не представляет возможным говорить о широкомасштабном становлении предпринимательских отношений в России. Причина этого – отсутствие реальных условий для полнокровного развития мелкого и среднего бизнеса. Хотя данный бизнес является важным сектором полноценного рынка, без него невозможно становление цивилизованной рыночной экономики. Так, например, в Японии на долю мелких и средних предприятий приходится 55% реализованной продукции, около 60% объёма оптовой торговли и более 80% – розничной. На них работает более 80% от общей численности работающих в производстве.

В настоящее время законодательные и исполнительные органы РФ проводят политику по расширению возможностей населения для занятий предпринимательской деятельностью. Так, развитию предпринимательства способствовало решение правительства РФ о том, что в течение пяти лет с момента регистрации малого предприятия налоговая база не может ухудшаться. Однако в связи с введением единого налога на вменённый доход это положение не распространяется на предприятия, работающие в отдельных сферах деятельности. Способствует развитию предпринимательства и постановление правительства о сокращении числа видов деятельности, на занятия которыми требуется лицензия. В новом Гражданском кодексе РФ предусмотрена возможность создания объединений малых предприятий. Конкуренция между предпринимателями носит достаточно жёсткий характер и приводит к сокращению их «жизненного цикла». Тем не менее, в большинстве случаев предприятия не становятся банкротами, а переключаются на производство новых видов товаров. Происходит гибкое изменение, расширение рынка, что обеспечивает динамизм всего хозяйства.

Таким образом, Россия только в самом начале пути массового создания и развития предприятий малого и среднего бизнеса, которые в странах с развитой рыночной экономикой занимают высокое место в производстве продукции.

 

18. Типы предпринимательских решений.

 

Выработка и принятие решений – творческий процесс в деятельности предпринимателей и руководителей.

Одна из наиболее удачных схем принятия решений руководителем представлена в учебном пособии А.А. Кабушкина «Менеджмент туризма». Согласно его представлениям процесс принятия решений, как правило, включает в себя ряд стадий:

- выработка и постановка цели;

- изучение проблемы;

- выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений;

- рассмотрение вариантов решений;

- выбор и окончательное формулирование решения;

- принятие решения;

- доведение решений до исполнителей;

- контроль выполнения решений.

Решения можно классифицировать по многочисленным признакам, однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются или в обстановке определенности, стабильности, или в обстановке риска (неопределенности). В условиях определенности предприниматель сравнительно уверен в результатах каждой из альтернатив решения. В обстановке риска (неопределенности) максимум, что может сделать бизнесмен, – определить вероятность успеха для каждой альтернативы.

Существуют и другие критерии классификации управленческих решений:

- по сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения;

- по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;

- по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;

- по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные;

- по сложности: простые и сложные;

- по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.

Контурные решения приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления.

Структурированные решения предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных, инициатива с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов.

Алгоритмические решения предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.

Определенный интерес представляет классификация управленческих решений, данная М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури, которые выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения.

Организационное решение – выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения – движение к поставленным перед организацией задачам.

Организационные решения можно разделить на две группы: запрограммированные и незапрограммированные.

В запрограммированном решении число возможных альтернатив ограниченно и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Незапрограммированные решения – это решения, требующие в определенной мере новых ситуаций. Они внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. К числу незапрограммированных можно отнести решения по вопросам о цели организации, улучшении продукции, усовершенствовании структуры и т.п.

На практике немногие предпринимательские решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. По существу, процесс принятия организационных решений очень тесно связан с процессом управления предпринимательской деятельностью в целом.

19. Экономические методы принятия предпринимательских решений

 

Все методы принятия предпринимательских решений можно объединить в три группы: неформальные (эвристические), коллективные и количественные.

Неформальные (эвристические) методы принятия решений. Управленческая предпринимательская практика свидетельствует о том, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей использует неформальные методы, которые основаны на аналитических способностях лиц, принимающих эти решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем, теоретическое сравнение альтернатив с учетом накопленного опыта. Неформальные методы базируются в основном на интуиции предпринимателя. Их преимущество в том, что они принимаются оперативно; недостатком же является то, что неформальные методы не гарантируют выбор правильных (эффективных) решений, поскольку интуиция может иногда подвести бизнесмена.

Коллективные методы обсуждения и принятия решений. Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц – участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители, и исполнители. Главными критериями формирования такой группы является компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.

Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии, рабочей группе и т.п.

Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки предпринимательских решений в организациях, как «мозговой штурм», или «мозговая атака» (совместное генерирование новых идей и последующее принятие бизнес-решений на предприятии).

Метод Дельфи – многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.

Японская (кольцевая) система принятия решений – «кингисё», сущность её состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

- большинство голосов – выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников;

- принцип диктатора – за основу берется мнение одного лица. Этот принцип характерен для военных организаций, а также для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах и др.

Количественные методы принятия решений. В основе их лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки (с помощью ЭВМ) больших массивов информации.

В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различаются:

- линейное моделирование, при котором используются линейные зависимости;

- динамическое программирование, позволяющее вводить дополнительные переменные в процесс решения задач;

- вероятностные и статистические модели, реализуемые в методах теории массового обслуживания;

- теория игр – моделирование таких ситуаций, принятие решений в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений.

 

20. Субъекты и объекты предпринимательской деятельности в туризме и гостиничном хозяйстве.

 

Основными субъектами предпринимательства являются физические и юридические лица (граждане РФ, коммерческие организации, иностранные граждане и иностранные организации), помимо них к субъектам предпринимательства относятся также государство, наёмные работники и потребители.

Согласно ст. 34 и ст. 60 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, имеет полное право на использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Любое физическое лицо (гражданин) может заниматься предпринимательством в установленном законом порядке индивидуально или путём создания юридического лица.

Некоторые виды предпринимательской деятельности требуют от физического лица специального высшего образования, получения профессионального аттестата и владения определёнными профессиональными навыками и качествами (опытом).

Для отдельных категорий граждан существуют определённые ограничения на занятия предпринимательской деятельностью. Так, должностным лицам органов государственной власти и государственного управления запрещается:

- заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью;

- иметь в собственности предприятия др.

Не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью военнослужащие, работники силовых министерств и служб, например, работники милиции, налоговых органов и другие категории граждан. Для занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица гражданин должен получить свидетельство индивидуального предпринимателя.

Субъектами предпринимательства наряду с физическими лицами являются
и юридические лица. Все юридические лица подразделяются на коммерческие
и некоммерческие.

Коммерческие организации ставят в качестве цели деятельности извлечение прибыли, в связи с чем могут считаться предпринимательскими. Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных товариществ, обществ, кооперативов, народных предприятий, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации не имеют целью своей деятельности извлечение прибыли, но в определённых случаях могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Юридические лица имеют самостоятельный баланс и получают соответствующий статус с момента их государственной регистрации и внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Роль государства как субъекта предпринимательской деятельности зависит от общественных условий и деловой активности на рынке страны. Государство может быть тормозом развития предпринимательства, нейтральным наблюдателем либо ускорителем предпринимательского процесса. Если государство активно развивает предпринимательскую деятельность, оно обязано взять на себя осуществление определённых функций. Так, государство создаёт необходимую для развития бизнеса предпринимательскую инфраструктуру, то есть способствует образованию вспомогательных структур, оказывающих предпринимателям разного рода услуги (маркетинговая информация, помощь в осуществлении научных, проектно-изыскательных и иных работ; учреждение консультационных юридических фирм, облегчающих деятельность предпринимателей). Государство оказывает финансовую поддержку предпринимателей, разрабатывает специальные программы, в которых учитываются меры по льготному кредитованию. Наконец, государство берёт на себя образовательные функции, оказывая помощь по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров.

Объекты предпринимательской деятельности - это не что иное, чем выполненная работа, оказанная услуга, изготовленная продукция, то есть что-то, что предлагается на рынке для использования, приобретения или потребления с целью удовлетворить желания и потребности клиентов.

 

21. Внутренняя и внешняя среда предпринимательства.

 

Внутренняя среда организации - это та часть среды, которая находится в рамках организации, содержит в себе несколько срезов, каждый из которых включает в себя набор ключевых процессов и элементов, состояние которых в совокупности опрееляет потенциал и возможности организации.

• Кадровый срез

Охватывает следующие процессы:

· Взаимодействие руководства и работников;

· Найм, обучение и продвижение кадров

· Оценка результатов труда

· Стимулирование персонала

· Создание и поддержание рабочего климата в коллективе и др

• Организационный срез

Коммуникационные процессы, орг. структуры, нормы, правила, процедуры, распределение прав и обязанностей, иерархия подчинения и др.

• Производственный срез

Изготовление продукта или услуги, снабжение и ведение складского хоз-ва. Обслуживание технологического парка, исследования, разработки и тд

• Маркетинговый срез

Все те процессы, которые связаны с реализацией продукции: стратегия продукта, стратегия ценообразования, стратегии продвижения продукта на рынок, выбор рынка сбыта, выбор системы распределения

• Финансовый срез

Обеспечивает эффективное использование и движение денежных средств в организации: поддержание ликвидности, прибыльности, создание инвестиционных возможностей.

• Организационная культура

не только отношения работников организации, руководства, но и отношение организации к потребителям и конкурентам.

 

Внешняя среда организации – совокупность 2ух систем: внешней среды прямого воздействия и внешняя среда косвенного воздействия.

Внешняя среда ПВ – совокупность факторов, изменение которых обязательно скажется на деятельности организации:

• Покупатели

• Поставщики

• Конкуренты

• Рынок рабочей силы

Внешняя среда КВ – совокупность факторов, изменение которых не обязательно скажется на деятельности организации, т.е. факторы, которые создают общ. условия среды функционирования организации:

• Экономический компонент (ВНП, инфляция, налогообложение, общ. уровень экономич. развития, природные ресурсы, структура населения, уровень образованности раб.силы, величина з/п и т.д.)

• Правовой компонент (законы, нормативные акты, действенность правовой системы, практическая реализация законодательства и т.д.)

• Политический компонент (гос.власть, отношение правительства к разных отраслям экономики и регионам страны, политическая идеология, стабильность экономики, степень общего недовольства и т.д.)

• Социальный компонент (отношение людей к работе и качеству жизни, существующие обычаи и верования, ценности, демографические структуры общества, уровень образования и т.д.)

• Технологический компонент (развитее науки и техники, модернизация, технические возможности и т.д.)

 

22. Сущность предпринимательской деятельности: цели, функции.

 

Предпринимательство представляет собой специфический вид экономической деятельности, требующей привлечения собственных средств и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...