Финансы казенного учреждения
Финансы казенного учреждения-отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов учреждения для достижения целей деятельности, предусмотренных в его уставе. Они представлены разнообразными отношениями, складывающимися по поводу формирования и использования денежных фондов различного назначения: с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу получения бюджетных средств и их использования; с другими организациями и физическими лицами по поводу формирования внебюджетных источников доходов (целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и их использования; с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу выполнения обязательств перед бюджетами разных уровней и бюджетами внебюджетных фондов путем уплаты налоговых платежей, страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование; с контрагентами; со своими работниками по поводу формирования и использования фондов оплаты труда и фондов целевого назначения и др. [27]. В основе экономической базы деятельности казенного учреждения лежит казна. В экономическом смысле казна (от тюрк. "хранилище денег") представляет собой финансовые ресурсы государства, централизованные государственные источники финансов, включая средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями[22, стр. 25] Для казенных учреждений основной метод ведения хозяйства - сметное финансирование. Этот метод применяется в таких отраслях социально-культурной сферы, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, а также при финансировании органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций обороны, правопорядка и безопасности государства.
Основными принципами формирования и использования финансовых ресурсов при сметном финансировании являются: •определение объема бюджетных ассигнований на основе нормирования отдельных видов расходов, т.е. определения потребности в средствах, необходимых для возмещения затрат в целях обеспечения содержания и нормального функционирования учреждения; •целевое назначение бюджетных ассигнований; •строгая регламентация бюджетных средств по назначению (в соответствии с установленными законодательством нормами расходов) и времени (в рамках финансового года и отдельных кварталов); •выделение бюджетных ассигнований в меру выполнения оперативно-сетевых показателей деятельности учреждения и с учетом использования ранее отпущенных средств; •контроль за обоснованным планированием ассигнований и рациональным и экономным использованием средств [27]. Поляк Г.Б. в качестве принципов организации финансов в казенных (бюджетных) учреждениях, кроме названных, выделяет следующие: жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств. Обе группы средств хранятся на отдельных счетах, на каждую группу составляются отдельная смета по их расходованию и самостоятельная отчетность; бюджетный иммунитет. Согласно статье 239 Бюджетного кодекса РФ, иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного аута: . возмещение недофинансирования, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;
. возмещения убытков, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов или их должностных лиц [11, стр. 11]. Рассмотрим подробнее следующие особенности финансов казенных учреждений: ) исключительно тесная связь с бюджетом, за счет средств которого происходит финансирование деятельности учреждения. Казенные учреждения, как уже отмечалось выше, единственные сохраняют статус участников бюджетного процесса в отличие от бюджетных и автономных учреждений. Их финансирование осуществляется путем распределения бюджетных ресурсов «сверху», а не в результате прямого «зарабатывания» у потребителя. Таким образом, финансовое положение казенных учреждений, состояние расчетов с дебиторами и кредиторами в значительной степени зависят не от количества и качества услуг, а от своевременности и полноты выделения средств из соответствующего бюджета РФ. Любое изменение в бюджете в первую очередь отражается на финансах учреждения, недополучение средств приводит к недофинансированию его расходов. Таким образом, учреждения находятся в гораздо тесной связи и взаимодействии с общественными (централизованными) финансами, чем все другие звенья финансовой системы. ) казенные учреждения могут предоставлять определенные платные услуги (если такое право предусмотрено в их уставе). При этом если раньше бюджетные учреждения, правовой статус которых сейчас имеют казенные учреждения, формировали часть своих финансовых ресурсов за счет самостоятельно заработанных доходов, то теперь средства, полученные от предпринимательской деятельности, поступают в соответствующий бюджет полностью за минусом налогов и иных обязательных платежей. То есть, у казенного учреждения нет стимула к ведению такой деятельности. Две указанные особенности позволяют определить место финансов казенных учреждений как промежуточное: между общественными финансами и финансами предприятий и организаций. Это же подтверждается следующей особенностью. ) отсутствие самостоятельности в расходовании и целевое использование выделяемых средств Предусмотрена казначейская система исполнения бюджета. В ходе финансирования казенных учреждений систематически осуществляется строгий контроль за экономным и рациональным расходованием выделенных бюджетных ассигнований в отличие от коммерческих структур, для финансов которых характерен принцип самостоятельности. Казенные учреждения расходуют государственные средства только по целевому назначению согласно установленной Бюджетной смете, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины. Зафиксированные в смете объемы ассигнований по каждому направлению являются предельно допустимыми. Если расходы в размере принятых учреждением обязательств превышают показатели, указанные в утвержденной на отчетный период смете, такое использование бюджетных средств признается нецелевым. За это предусмотрены различного рода санкции и наказания. Так, согласно Кодексу об административных правонарушениях использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Все это вынуждает предприятие расходовать ресурсы не столько в соответствии с фактической необходимостью в них, сколько исходя из объема выделенных средств, а следовательно, отрицательно сказывается на гибкости экономического управления субъектом, возможностях оперативного маневрирования в условиях быстро меняющихся условиях хозяйствования [11, стр. 10] ) Гоголева О.Л. в качестве характерных особенностей финансов казенных (бюджетных) учреждений выделяет тот факт, что некоммерческий характер их деятельности и затратный принцип финансирования не предполагают формирования позитивного финансового результата [7, стр.245].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|