Особенности управления финансами казенного учреждения
Управление финансами казенного учреждения по аналогии с коммерческими включает такие основные элементы, как финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль [26]. Однако специфика учреждений, относящихся к некоммерческим организациям, определяет особенности функционирования отдельных элементов этой системы. . Планирование финансовых ресурсов казенных учреждений осуществляется в соответствии с уже названными принципами сметного финансирования. Основой финансового планирования является Бюджетная смета. Это важнейший финансовый документ казенного учреждения, представляющий собой определенную структуру расходов, осуществляемых им. Согласно статье 6 Бюджетного Кодекса РФ бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения, то есть объем прав казенного учреждения в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). Смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого это учреждение находится в соответствии «Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений"в редакции Приказа №84н. В данном приказе теперь установлены рекомендуемые к применению формы: бюджетная смета (свод смет учреждений) (ф. 0501012); проект бюджетной сметы (ф. 0501014); изменение показателей бюджетной сметы (ф. 0501013). В целом все мероприятия, связанные с бюджетной сметой, условно можно разделить на три этапа:
) составление проекта сметы На данном этапе участники бюджетного процесса определяют свои потребности в расходах на предстоящий период в разрезе действующих и принимаемых бюджетных обязательств. Эти расходы они должны обосновать, то есть привести расчеты или пояснить иным способом, отразить в проекте бюджетной сметы и представить данный проект своему главному распорядителю. Планирование бюджетных ассигнований производится на основе оперативно-сетевых показателей и норм расходов, установленных либо в законодательном порядке (например, минимальный размер оплаты труда, ставки страховых взносов), либо рассчитанных финансовыми органами. Оперативно-сетевые показатели различаются в зависимости от типа учреждения: койка, койко-день, врачебное посещение - в учреждениях здравоохранения, учащийся - в школах и учреждениях среднего профессионального образования, студент - в высших учебных заведениях и т.п. Все отраженные в проекте расчеты, обоснования, необходимые нормативно-правовые акты, сметы расходов, пояснительная записка и другие документы, служащие финансово-экономическим обоснованием показателей, при представлении проекта сметы прилагаются к нему. Сведения, полученные из проектов бюджетных смет своих подведомственных распорядителей и учреждений, главный распорядитель обобщает и передает финансовому органу в качестве обоснования бюджетных ассигнований, учитывая при этом и свои потребности. После того как будет принят бюджет, следует исполнение бюджета, организация исполнения которого возложена на соответствующий финансовый орган. Во исполнение бюджета по расходам финансовый орган составляет и ведет отдельный документ - Сводную бюджетную роспись. Порядок составления и ведения Сводной бюджетной росписи, а также Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей утверждает сам финансовый орган. Например, на федеральном уровне указанный порядок утвержден Приказом Минфина России от 17.12.2008 №143н. Сводную бюджетную роспись, показатели которой должны соответствовать закону (решению) о бюджете, утверждает руководитель финансового органа. Одновременно с этим руководитель финансового органа утверждает главным распорядителям лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) на текущий финансовый год и плановый период в разрезе ведомственной структуры и операций сектора государственного управления и доводятся до них до начала очередного финансового года. Те в свою очередь доводят показатели Сводной бюджетной росписи, бюджетные ассигнования и ЛБО на очередной финансовый год до распорядителей и получателей бюджетных средств. На федеральном уровне указанные показатели доводятся через Федеральное казначейство.
С момента доведения до учреждения бюджетных ассигнований и ЛБО начинается следующий важный этап - составление и утверждение бюджетной сметы. ) составление бюджетной сметы Казенное учреждение само составляет для себя смету, опираясь на расчетные показатели, характеризующие его деятельность, разработанные и установленные главным распорядителем средств бюджета на соответствующий финансовый год и на основании доведенных объемов ЛБО. Составить смету - это значит установить объем и распределить направления расходования средств бюджета согласно лимитам бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и исполнение бюджетных обязательств для обеспечения функций учреждения на один финансовый год. Показатели сметы формируются по кодам Классификации расходов бюджетов РФ с детализацией кодов статей КОСГУ. Согласно статье 70 БКРФ к обеспечению выполнения функций казенных учреждений относится: оплата труда работников учреждения; командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами и законодательством РФ, субъектов РФ, муниципальными правовым актами; оплата поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд; уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет; возмещение вреда, причиненного учреждением при осуществлении его деятельности.
Главные распорядители, распорядители средств бюджета, учреждения вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей. Если у казенного учреждения есть обособленные подразделения, осуществляющие полномочия по ведению бюджетного учета (они должны быть перечислены в уставе учреждения), то они также должны составлять бюджетную смету. В дальнейшем руководитель учреждения объединит сметы таких подразделений и составит единую смету по учреждению. Форму бюджетной сметы утверждает главный распорядитель. При этом он имеет право дополнить форму сметы дополнительными реквизитами, разделами, а также определить правила ее заполнения. Форма бюджетной сметы, как и форма ее проекта, содержит практически одинаковые реквизиты с той лишь разницей, что форма проекта сметы содержит дополнительные показатели, обосновывающие необходимость выделения средств учреждению. Например, указываются обязательства учреждения: действующие и принимаемые. К представленной на утверждение смете должны быть приложены обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы. Причем эти обоснования являются неотъемлемой частью сметы, так как именно при помощи этих документов главный распорядитель устанавливает необходимость расходов учреждения. ) утверждение бюджетной сметы Смету главного распорядителя утверждает его руководитель. Смету учреждения, не являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждает руководитель главного распорядителя средств бюджета. Но главный распорядитель может предусмотреть и иной порядок утверждения. Что же касается сметы обособленного (структурного) подразделения учреждения, то ее утверждает руководитель учреждения, в составе которого создано данное подразделение. ) ведение бюджетной сметы Ведение бюджетной сметы означает внесение изменений в нее в пределах доведенных учреждению объемов соответствующих ЛБО. Изменения в смету вносятся путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения, отражающихся со знаком "плюс" или уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком "минус". Так, в смете может изменяться:
объем сметных назначений - в случае изменения ЛБО, доведенных до учреждения. Например, в силу объективных причин и возложенных бюджетных полномочий главный распорядитель перераспределил ЛБО между подведомственными учреждениями; распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ (кроме кодов КОСГУ), требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и ЛБО; распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема ЛБО; распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, требующих изменения утвержденного объема ЛБО; распределение сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, детализируемым главным распорядителем, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема ЛБО. Изменения показателей бюджетной сметы учреждением по рекомендуемому образцу и утверждаются в том же порядке, в каком утверждается бюджетная смета, и тем же лицом, которое ее утвердило [16, стр. 5]. . Оперативное управление финансами казенного учреждения предполагает анализ отклонений фактических финансовых показателей от плановых для принятия адекватных управленческих решений по выполнению заявленных целей и задач деятельности организации. Получаемая в ходе анализа информация служит основанием для внесения изменений в бюджетную смету. Бюджетный кодекс РФ определяет основания, по которым могут быть внесены изменения в бюджетные назначения. К ним относятся введение режима сокращения расходов бюджета при невыполнении доходной части бюджета; использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом; перемещение бюджетных ассигнований главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств [26]. 3. Организация финансового контроля как элемента управления финансами казенного учреждения Казенные учреждения охвачены всеми формами финансового контроля как внутреннего, так и внешнего: предварительный контроль - осуществляется в основном главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, а также финансовыми органами при проверке правильности составления и утверждения бюджетной сметы. При этом контролируются обоснованность планирования всех показателей сметы, их соответствие показателям утвержденного бюджета.
текущий контроль проводится как бухгалтерскими и финансовыми службами учреждений, так и органами, осуществляющими исполнение бюджетов. Бухгалтерии учреждений осуществляют контроль в процессе подготовки платежных документов к оплате с точки зрения правильности их оформления и законности совершаемых операций. Обеспечить строгий контроль расходов бюджетного учреждения внутри учреждения помогают специализированные программные продукты, в частности, на базе технологической платформы "1С: Предприятие 8". Например, программа "БИТ: Управление финансами бюджетного учреждения". Финансовые или казначейские органы проверяют соответствие представленных документов утвержденным сметам, ЛБО, заключенным договорам на выполнение работ (оказание услуг) для осуществления расходов бюджета [13, стр.18]. последующий контроль исполнения бюджетной сметы проводится главными распорядителями бюджетных средств, финансовыми, казначейскими органами, органами государственного финансового контроля, создаваемыми представительными и исполнительными органами государственной власти либо органами местного самоуправления. При этом проверяются законность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными сметами, сохранность денежных средств и материальных ценностей, организация и постановка бухгалтерского учета. При осуществлении последующего контроля применяются основные методы финансового контроля: проверка, ревизия, анализ финансово-хозяйственной деятельности [26]. Напоследок следует уделить внимание вопросам проведения в казенном учреждении аудита. Так аудиторский контроль их деятельности не предусмотрен действующим законодательством, что находит отражение в отсутствии такого вида расходов в экономической классификации расходов. Кроме того, проведение аудита требует дополнительных бюджетных средств, что в современных условиях невозможно ввиду ограниченности бюджетных ресурсов, выделяемых учреждениям. При этом нет необходимости в проведении такого контроля, поскольку собственник бюджетного учреждения периодически получает информацию о достоверности отчетности и результатах финансово-хозяйственной деятельности учреждения от органов государственного финансового контроля. Поэтому расход на цели проведения аудита не может быть санкционирован казначейскими органами [26]. учебный финансы бюджетный контроль
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|