Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-экономическая характеристика учреждения




 

Кировское областное государственное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Юрья является базовой школой и методическим центром Юрьянского района. Его учредителем выступает Департамент образования Кировской области.

История школы в поселке Юрья начинается с 1932 г. Тогда она называлась Юрьевской средней школой. Ребята кроме учебы заготовляли дрова, осваивали земельный участок в 7 га. В 1962 г был осуществлен переход на 11-летний срок обучения. К тому времени в школе обучалось 1124 ученика, был открыт интернат на 50 мест. С 1965 года школа стала называться Юрьянской средней школой №1. При школе работали мастерские, занимались в 9 зданиях, в 2 смены. В эти же годы решением Облоно Юрьянская школа определена опорной. Начиная с 1971г, директорами школы были Семакова Антонина Ивановна, Россохина Раиса Павловна, Леушин Виктор Васильевич, Агалаков Евгений Борисович, Жданов Николай Андреевич, Вылегжанина Вера Анатольевна. 14 сентября 1994 года был заложен первый блок в фундамент новой школы, а 21 октября 2002г состоялись первые уроки в новом здании. С этого года начался новый этап в истории развития юрьянской школы.

В настоящее время здание школы располагается по адресу пгт Юрья ул. Ленина д. 13. В школе работает 83 сотрудника. При проектной мощности учреждения в 1000 ученических мест, в школе по данным на 1 сентября этого учебного года насчитывалось 585 учеников, 29 комплектов классов. Директором школы на данный момент является Федоровых Мария Андреевна. Школа дважды была победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, а также является постоянным участником Областного образовательного Форума «Открытость. Качество. Развитие». В 2010-2011 учебном году школа стала государственным общеобразовательным учреждением. С 12 июля 2011 г. осуществлен переход учреждения в состав казенных.

Школа осуществляет свою деятельность по образовательным программам, закрепленным в полученной учреждением после аккредитации лицензии. В соответствии с лицензией, школа реализует основные общеобразовательные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. В школе также ведется углубленное, профильное и дополнительное изучение предметов. Также есть классы компенсирующего обучения (коррекционные). В настоящий момент учреждение финансируется из областного бюджета через органы Федерального казначейства по Кировской области и его структурное подразделение по Юрьянскому району.

Являясь учреждением некоммерческой сферы, КОГОКУ СОШ с УИОП пгт Юрья имеет специфическую организационную структуру, схема которой представлена в Приложении Б. Она полностью соответствует целям учреждения, обеспечивает эффективное управление деятельностью школы и не требует больших затрат на свое функционирование.

Чтобы учебное заведение могло осуществлять образовательную деятельность, за ним закрепляется земля, здания, сооружения, оборудование и другое необходимое для этого имущество. В бухгалтерском учете они отражаются как основные средства и, так как функционируют в бюджетной сфере, являются непроизводственными, то есть не участвуют непосредственно в производстве материальных благ. При этом для тех, кто пользуется услугами казенных (бюджетных) учреждений, основные фонды выступают в качестве предметов длительного потребления, а для тех, кто эти услуги оказывает - в качестве средств труда. В ходе своего использования основные фонды постепенно утрачивают свою стоимость. Обновление их производится за счет средств бюджета (или, по возможности, доходов от осуществления предпринимательской деятельности). От наличия, состояния и уровня использования основных фондов зависят объем и качество предоставляемых населению услуг.

Анализ основных фондов принято начинать с изучения их натурально-вещественного содержания, используя данные группировки их по назначению. В частности, информация о структуре и составе основных средств в КОГОКУ СОШ с УИОП п.г.т. Юрья представлена в Приложении В. Из таблицы в нем видно, что в целом стоимость основных средств на конец 2011 г. по сравнению с 2009г увеличилась на 1392452,86 руб. или на 2,58% (55353381,56/53960928,70∙100%-100%). В том числе наблюдается рост стоимости машин и оборудования на 622877,97 руб., производственного и хозяйственного инвентаря на 392060,64руб. и библиотечного фонда на 377514,25руб. Не произошло никаких изменений в первоначальной стоимости жилых и нежилых помещений, транспортных средств и прочих основных фондов. Что касается структуры имущества школы, то в ней главное место занимают нежилые помещения. На их долю в течение трех рассматриваемых лет приходилось более 80% от общей стоимости основных средств (83,72%, 83,16% и 81,62% соответственно). Это объясняется спецификой деятельности учреждений данного типа, в которых важно создать благоприятные условия для обучения школьников. Успешному выполнению этой функции способствует также машины и оборудование. По удельному весу они занимают в 2011г 5,98%, что выше показателя 2009г на 1,0п.п. Наименьшая доля приходится на транспортные средства (1,95%) и прочие основные средства (0,11%). В целом же структура основных средств в течение рассматриваемого периода изменилась незначительно.

Следует также проанализировать состояние основных средств. Исходные данные и рассчитываемые при этом показатели представлены в Приложении Г. На основе коэффициента износа можно говорить о тенденции ухудшения технического состояния основных фондов учреждения. К концу 2011г он составил 0,29, что выше 2009г на 0,08 (или на 38,10%). Коэффициент годности, соответственно сократился на 10,13%.

Основные показатели, позволяющие сделать вывод о наличии и уровне использования основных фондов в юрьянской школе, представлены в Приложении Д. При этом информация о стоимости основных фондов за 2009-2011гг взята из бухгалтерского баланса, содержащегося в Приложении Е. Данные таблицы позволяют сделать вывод, что остаточная стоимость основных средств в среднем за три рассматриваемых года уменьшилась на 3352,23тыс. руб. или на 7,68%. В качестве показателей, характеризующих обеспеченность учреждения основными средствами, в данном случае представлены показатели фондовооруженности и фондообеспеченности. Так, из ПриложенияД видно, что на одного сотрудника в школе приходилось в 2009г в среднем 590,04тыс. руб. основных средств, в 2010г. - 599,27 тыс. руб., в 2011 г. - 559,87 тыс. руб. Таким образом, наблюдается снижение фондовооруженности на 30,17 тыс. руб. или 5,45%. Обеспеченность учащихся основными средствами также снижается. Так, в 2011 г. показатель фондообеспеченности составил 69,50тыс. руб., что ниже уровня 2009 г. на 5,27 тыс. руб. или на 7,05%.

Обобщающим показателем эффективности использования всех функционирующих в учреждении основных средств, характеризующим интенсивность их потребления, является фондоотдача, которая рассчитывается как отношение объема услуг школы в виде конечных результатов ее деятельности (количества учащихся) к среднегодовой стоимости основных средств. В соответствии с общепринятой методикой фондоотдача определяется в расчете на 1 000 руб. основных средств. Данные приложения свидетельствуют о тенденции незначительного роста данного показателя в связи с одновременным увеличением количества учащихся и снижением среднегодовой стоимости основных фондов. В целом к концу 2011 г. фондоотдача возросла на 0,07%.

Кроме рассмотренных основных средств важнейшим ресурсом любого учреждения, от которого напрямую зависят конечные результаты его деятельности, являются трудовые ресурсы. Основные показатели обеспеченности школы трудовыми ресурсами отражены в Приложении Ж. Отсюда видно, что в целом численность персонала школы за три учебных (некалендарных) года снизилась на 24 человека и составила на 1 сентября 2011 г. 83 сотрудника. Из них 14 человек являются внешними совместителями, а с одним заключен договор гражданско-правового характера. Следует отметить, что для качественной работы школы, в первую очередь, необходим эффективно работающий аппарат управления. В КОГОКУ СОШ с УИОП пгт Юрья его формируют директор, 4 заместителя директора по учебно-воспитательной работе, главный бухгалтер и заведующий библиотекой. Как видно из таблицы, состав администрации стабилен в течение трех рассматриваемых периода и составляет от общей численности персонала 8,43%. Наибольшую долю в трудовых ресурсах учреждения занимает педагогический персонал (учителя, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед и т.д.). При этом если в абсолютном значении их численность сократилась на 12 человек, то в связи с одновременным уменьшением численности всего персонала удельный вес данной категории работников увеличился на 2,84 пп. и составил 62,55%. Достаточно представительной является и группа обслуживающего персонала школы. На 1 сентября 2011 г. их численность по тарификационным спискам была равна 17человекам, что составляет 20,49% от общей численности и ниже уровня 2009-2010 учебного года на 14 человек. Совсем незначительная доля приходится на учебно-вспомогательный персонал (лаборанты, библиотекарь, секретарь-машинистка, бухгалтер). При этом наблюдается тенденция роста количества работников этой группы на 2 человека по сравнению с 1сентября 2009г.

О качестве трудовых ресурсов школы говорит информация, отраженная в Приложении З. В частности, данные о квалификационной категории персонала на 2010-2011 г. и 2011-2012 г. (См. Приложение З.1)позволяют сделать вывод, что учреждение не в полной мере обеспечено персоналом высокой квалификации. Из 45 педагогов только 29 человек на 1 сентября 2011 г. имели первую категорию. Также первую категорию имеют 2 воспитателя в интернате. Высшую категорию в школе имеют только 4 учителя и 3 завуча. Тогда как 13 человек педагогического персонала и 2 завуча (в связи с внутренними изменениями) на начало 2011-2012 учебного года совсем были не аттестованы. В целом же наблюдается тенденция улучшения профессионального подготовки работников учреждения: количество неаттестованных по сравнению с 2010-2011 учебным годом сократилось на 4 человека (5,46%), а число учителей, имеющих высшую категорию, возросло на 1 человека, что стало результатом их переквалификации, а также движения работников. Однако администрации учреждения необходимо проводить активные мероприятия по стимулированию учителей к повышению своей категории.

Дополнительный анализ качественного состава персонала, проведенный с использованием данных Приложения З.2, позволил выяснить, что на 1 сентября 2010г и 2011 г. большинство сотрудников школы имели стаж работы больше 20 лет: 40 и 42,86% соответственно от общей численности персонала, имеющего педагогический стаж. Увеличивается доля сотрудников со стажем работы от 10 до 15 лет (на 4,93 пп.). Совсем небольшое количество учителей имеют педагогический стаж до 5 лет, что свидетельствует, с одной стороны, о направленности кадровой политики школы принимать на работу преимущественно уже опытных сотрудников, а с другой стороны, о нехватке молодых специалистов. Об этом говорят и результаты группировки персонала по возрасту. Видно, что для преобладающего числа сотрудников он находится в пределах от 30 до 40 лет. Это, несомненно, является положительной характеристикой, учитывая общую тенденцию старения педагогических кадров в России. В юрьянской же школе на 1 сентября 2011 года лишь 3 человека были старше 60лет. Анализ образования трудовых ресурсов учреждения позволил выяснить, что наибольшая часть сотрудников (более 60%), имеют оконченное высшее образование, что необходимо для оказания населению качественных образовательных услуг.

Оценку динамики трудовых ресурсов КОГОКУ СОШ с УИОП пгт Юрья проведем на основе данных Приложения И.

Данные таблицы позволяют сделать вывод, что среднесписочная численность персонала школы к концу 2011 г. составила 72 человека, что ниже уровня 2009 г. на 2 человека (2,7%). При этом если в 2009г число уволившихся сотрудников превышало количество принятых на работу, то в 2010 г. и 2011 г. коэффициент восполнения трудовых ресурсов вырос почти в 5раз и стал равен 1,03. В связи с кадровыми перестановками общий оборот рабочей силы в 2011 г. превысил показатель 2009 г. почти в 6 раз и составил 0,93. Коэффициент же постоянства состава за этот же период сократился, соответственно на 91,77%. Следует отметить, что текучесть кадров в учреждении не связана с нарушением трудовой дисциплины. Работники увольнялись в течение анализируемых лет по собственному желанию. Основными причинами стали низкий уровень заработной платы, неудовлетворенность графиком работы, морально тяжелая работа, требующая эмоциональной устойчивости и навыков общения с детьми.

Окончательное представление об обеспеченности школы трудовыми ресурсами дает анализ коэффициентов укомплектованности и совместительства относительно самых важных кадров для образовательного учреждения - учителей. Данные о количестве должностей были взяты из штатного расписания. Исходные данные для анализа представлены в Приложении К. Полученные значения свидетельствуют о том, что количество фактически занятых педагогических должностей в школе не соответствует тому объему образовательных услуг, который планировалось оказывать населению. На начало трех рассматриваемых учебных лет отчетливо прослеживается нехватка персонала. Так штат учреждения недоукоплектован учителями, соответственно, в 2009г на 13%, в 2010 г. - на 27%, в 2011 г. - на 18%. То есть наблюдается тенденция снижения коэффициента укомплектованности основными работниками школы на 5,75%. Коэффициент укомплектованности штатами в 2011 г. вырос на 5,38% и составил 0,98. Наименьшее его значение приходилось на 2010 г. - 0,73. В связи со сложившейся ситуацией в учреждении растет уровень совместительства. К концу 2011 года он увеличился на более чем на 11% и составил 1,19. Такое положение дел может привести в дальнейшем к перегрузке работающего педагогического персонала и, как следствие, к снижению уровня и качества обучения школьников.

О состоянии школы можно получить данные также на основе анализа бухгалтерского баланса, представленного в Приложении Е. Для начала изучим состав и структуру актива баланса. Исходные данные для оценки представлены в Приложении Л. На основе их можно сделать вывод, что преобладающую (почти абсолютную) долю в активах учреждения занимают нефинансовые активы. На них в течение всех трех анализируемых лет приходилось более 99%, из которых на основные средства в 2009 г. - 98,087%, в 2010 г. - 98,329%, 2010 г. - 97,286%. При этом к концу 2011 г. величина данной статьи баланса снизилась по сравнению с 2009г на 3276706,67 руб.

На балансе школы в составе нефинансовых активов также числятся материальные запасы. Видна тенденция роста их стоимости на 275744,53 руб. с одновременным увеличением удельного веса в общих активах к концу 2011 г. до 2,714%. В целом же, если в процентах доля нефинансовых активов в 2011 г. возросла до 100%, в денежном выражении наблюдается тенденция снижения их стоимости за три исследуемых года на 3000962,14 руб. Финансовые активы в виде задолженности дебиторов по доходам числились на балансе учреждения только в 2009г. Их величина составила 10398,82 руб. и доля в активах была совсем незначительной - 0,024%.

Анализ состава и структуры пассива баланса можно провести на основе исходных данных Приложения М. Отсюда видно, что на конец 2009 г. и 2010 г. рассматриваемое образовательное учреждение имело дебиторскую задолженность в третьем разделе баланса «Обязательства» по платежам в бюджет соответственно в суммах 5723,45 руб. и 59371,81 руб. (может быть, это связано с переплатой). Также в 2009 г. дебиторская задолженность перед школой числится у поставщиков и подрядчиков на сумму 39744,26руб. В 2010 г. по данной статье отражена уже кредиторская задолженность на сумму 46528,6 руб. На конец же 2011 г. учреждение не имело непокрытых обязательств. В четвертом разделе баланса указаны финансовые результаты школы в виде общей суммы расходов, которые совершает учреждение в течение года. Отсюда видно, что их величина на конец года составила 40346103,10 руб., что ниже уровня 2009 г. более чем на 3 млн. руб. В целом анализ актива и пассива баланса свидетельствует о тенденции снижения его валюты на 3011360,96 руб.

Из всего вышесказанного следует, что анализируемое в курсовой работе образовательное учреждение является средним по размерам. В нем обучается примерно 600учащихся. Среднесписочная численность работников за все три года была около 70 человек. При этом наиболее остро в Юрьянской школе стоит проблема нехватки основных работников. Штат учреждения был недоукоплектован учителями, соответственно, в 2009г на 13%, в 2010 г. - на 27%, в 2011 г. - на 18%. Кроме того, в 2011г наблюдались высокий уровень текучести кадров (более 90%) и общая нестабильность состава работников. Низкий уровень укомплектованности и существующая система организации труда вызвали повышение уровня совместительства, а следовательно интенсивности и учебной нагрузки на одного работника. Основной причиной подобной кадровой ситуации являются, бесспорно, условия труда и его оплаты, которые не могут устраивать высококвалифицированных специалистов.

Школа достаточно хорошо обеспечена основными средствами и эффективно их использует. Наибольшую долю его активов составляют основные фонды, финансовых же активов на конец 2011 г. школа не имела. На конец 2011 г. все обязательства школы были погашены.

Для того чтобы дать полную оценку экономической деятельности рассматриваемого в курсовой работе учреждения нужно также изучить состав расходов школы и дополнить это анализом исполнения бюджетной дисциплины. Данные вопросы подробно раскрыты в следующей главе курсовой работы.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...