Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор типа государственного учреждения




Таким образом, в целом можно говорить об эффективной организации системы управления финансами в анализируемом мной образовательном учреждении. Однако, рассматриваемой мной школе свойственны плюсы и минусы в организации данного процесса, свойственные любому казенному учреждению. В качестве основных недостатков можно выделить такие, как отсутствие стимула к ведению внебюджетной деятельности и возможности самостоятельного расходования средств, а также максимальное ограничение проявления инициативы в управлении. Взамен же школа получает финансовые гарантии от учредителя в лице Департамента образования Кировской области. К тому же в случае нехватки денежных средств у учреждения для оплаты своих долгов он несет субсидиарную ответственность по таким обязательствам.

По мнению многих специалистов, форма казенного учреждения не подходит современному образовательному учреждению, которое должно быть свободно, инициативно, независимо и активно. Для сферы образования это всегда вынужденная мера. Поэтому в качестве путей совершенствования я предлагаю сменить Юрьянской школе тип государственного учреждения. Для этого, в первую очередь, необходимо проанализировать все преимущества и недостатки двух оставшихся форм бюджетных учреждений (бюджетное и автономное) и определить наиболее подходящую для школы п.г.т. Юрья.

Бюджетное и автономное учреждения получают гарантированное и обязательное финансирование своей уставной деятельности (в нашем случае, обучение детей по программам начального, основного и полного среднего образования) на основании разработанного учредителями государственного задания в виде субсидий. Кроме того, учредитель может делегировать школе часть других своих социальных полномочий - таких как организация питания детей или охрана учреждения. Чем больше объем госзадания, тем больше субсидии, хотя в конечном итоге их размер будет зависеть от возможностей бюджета. При этом субсидии предполагают долевое, то есть возможно не стопроцентное участие государства в финансировании бюджетного или автономного учреждения. В этой связи должна активизироваться приносящая доход деятельность. В то же время данные типы учреждений по закону не являются собственниками заработанных средств, а только вправе самостоятельно ими распоряжаться: например, купить на заработанные средства мебель, но самостоятельно продать ее ни те, ни другие не вправе. И автономные, и бюджетные учреждения вправе привлекать заемные средства, что позволяет существенно расширить хозяйственную деятельность, а значит, способствует своевременному выполнению задач, возложенных на учреждение. Однако, они, в отличие от казенного, лишаются субсидиарной ответственности государства по своим обязательствам.

Таким образом, на первый взгляд кажется, что бюджетные и автономные учреждения совпадают на 80 процентов. Переход из казенного учреждения в оба этих статуса чреват серьезными рисками. Риски компенсируются различным масштабом получаемой взамен экономической самостоятельности. Например, в бюджетном учреждении остается лицевой счет, что не позволяет избежать казначейского контроля за расходованием средств. Крупные закупки товаров, будут осуществляться только на конкурсной основе, что, безусловно, ограничит активность школы при неочевидных преимуществах. В частности, тендер при таких условиях, как правило, выигрывает организация, предлагающая более дешевые, а значит, менее качественные услуги. У автономных же учреждений больше свободы. У них есть расчетный счет, что выводит их из-под опеки казначейства.

Следует отметить, что при всех плюсах статуса автономного учреждения он значительно лучше подходит для тех субъектов, у которых есть стабильные внебюджетные доходы, составляющие не менее 30% от бюджетных средств. Еще одно условие безопасного перехода в них - формирование менеджмента, готового работать в новых условиях. Это предполагает не только повышение квалификации руководителя образовательного учреждения, но и его заместителей по экономическим и правовым вопросам, бухгалтеров. Пока что в КОГОКУ СОШ с УИОП п.г.т. Юрья данных условий не служилось. К тому же низкий уровень дохода населения поселка не позволит в полной мере осуществлять платные образовательные услуги. Переход в такой статус школы может вызвать даже социальную напряженность. К тому же статус бюджетного учреждения можно получить автоматически с минимальными организационными затратами. Получение статуса автономного учреждения требует, напротив, прохождения длительной и сложной процедуры смены типа учреждения, закрепленной в законодательстве. Таким образом, на мой взгляд, на кратко- и среднесрочную перспективу для Юрьянской школы наиболее оптимальным является переход в бюджетное учреждение.

При изменении типа государственного учреждения в соответствии с законодательством необходимо будет внести соответствующие изменения в учредительные документы школы (Устав).

 

4.2 Составление плана финансово-хозяйственной деятельности

 

Субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием бюджетным учреждением в соответствии с государственным заданием услуг населению, предоставляются бюджетному учреждению на основании Плана финансово-хозяйственной деятельности. Министерством образования и науки РФ утвержден «Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений». В каждом субъекте РФ, муниципальном образовании разрабатываются на его основе собственные нормативные акты, регулирующие данный аспект. Целями составления Плана финансово-хозяйственной деятельности являются:

планирование общих объемов поступлений и выплат;

определение сбалансированности финансовых показателей;

планирование мероприятий по повышению эффективности использования средств, поступающих в распоряжение учреждения;

планирование мероприятий по предотвращению образования просроченной кредиторской задолженности учреждения.

План состоит из следующих частей:

) заголовочная часть - указывается наименование учреждения - составителя Плана, гриф утверждения документа, адрес фактического местонахождения, ИНН/КПП, финансовый год, на который представлены содержащиеся в документе сведения, наименование единиц измерения показателей, включаемых в План.

) содержательная часть

Содержательная часть Плана состоит из четырех разделов.

а) Раздел I <consultantplus://offline/ref=732FBD36A79264A10CF07C8F85452B8430670DD1B9E87EBF4C184C230711C3A3235DC4FC67A3916FCEl4K> - сведения о деятельности государственного бюджетного учреждения. В нем указываются:

цели деятельности учреждения в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом учреждения;

виды деятельности учреждения, относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом учреждения;

перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности учреждения, предоставление (выполнение) которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату.

б) Раздел II <consultantplus://offline/ref=732FBD36A79264A10CF07C8F85452B8430670DD1B9E87EBF4C184C230711C3A3235DC4FC67A3916FCEl0K> - показатели финансового состояния учреждения. В этом разделе <consultantplus://offline/ref=732FBD36A79264A10CF07C8F85452B8430670DD1B9E87EBF4C184C230711C3A3235DC4FC67A3916FCEl0K> приводятся данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана.

в) Раздел III <consultantplus://offline/ref=732FBD36A79264A10CF07C8F85452B8430670DD1B9E87EBF4C184C230711C3A3235DC4FC67A39062CElCK> - показатели по поступлениям и выплатам учреждения.

г) Раздел IV <consultantplus://offline/ref=732FBD36A79264A10CF07C8F85452B8430670DD1B9E87EBF4C184C230711C3A3235DC4FC67A39367CElDK> - мероприятия стратегического развития учреждения.

Поступления от оказания учреждением платных услуг, относящихся в соответствии с уставом к его основным видам деятельности, а также поступления от иной приносящей доход деятельности рассчитываются исходя из планируемого объема оказания услуг в соответствии с утвержденным государственным заданием и планируемой стоимости их реализации. Плановые показатели по поступлениям указываются в разрезе видов услуг (работ). Плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе выплат, указанных в Плане, с детализацией до уровня групп и статей КОСГУ <consultantplus://offline/ref=732FBD36A79264A10CF07C8F85452B84306700D1B8EA7EBF4C184C230711C3A3235DC4FC67A79066CElCK>.

3) оформляющая часть - должны быть проставлены подписи должностных лиц, ответственных за содержащиеся в Плане данные, - руководителя учреждения, руководителя финансово-экономической службы учреждения, главного бухгалтера и исполнителя документа.

Пример заполненного Плана о финансово-хозяйственной деятельности по Юрьянской школы на 2012 г., если бы на начало этого года учреждение перешло бы в статус бюджетного, представлен в Приложении Ф. Данные представлены с учетом изменения контингента учащихся в планируемом периоде, а также прогнозируемого уровня инфляции (6%). Предложены такие варианты оказания платных услуг населению, как проведение культурно-массовых мероприятий (например, дискотек, концертов), а также осуществление за плату внеурочной деятельности (кружки, индивидуальные занятия и т.п.).

 


 

Заключение

Важнейшими субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства являются бюджетные учреждения. Результатом реформирования социальной сферы, которое активно проводится последнее время в нашей стране, стало появление нового типа государственных и муниципальных учреждений - казенное учреждение. Данная организационно-правовая форма обладает своими особенностями, но, в целом, казенные учреждения действуют по тем же правилам, по которым работали ранее бюджетные с дополнительным ограничением в виде требования о зачислении доходов от платных услуг в бюджет.

Финансы казенного учреждения-отношения возникающие у него с распорядителем бюджетных средств, с другими организациями и физическими лицами, с бюджетом по уплате налогов и страховых взносов, с контрагентами, работниками и связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов учреждения для достижения целей деятельности, предусмотренных в его уставе. Основным методом ведения хозяйства таких учреждений является сметное финансирование. Главные специфические черты и принципы формирования и использования финансовых ресурсов указаны в курсовой работе.

Управление финансами казенного учреждения по аналогии с коммерческими включает такие основные элементы, как финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль. Главным плановым документов является Бюджетная смета. Порядок ее формирования, а также содержание и особенности остальных двух этапов управления финансами также были подробно раскрыты в курсовой работе.

К казенным учреждениям относится и проанализированное в моей курсовой работе КОГОКУ СОШ с УИОП п.г.т. Юрья. Данная школа является средней по размерам, достаточно хорошо обеспечена необходимыми основными средствами. Однако анализ трудовых ресурсов показал наличие проблем нехватки кадров, высокого уровня совместительства и их текучести. Также мной было предложено проводить администрации школы активные мероприятия по стимулированию педагогов к повышению своей категории, в том числе путем ввода дополнительных премий. Финансовых же активов на конец 2011 г. школа не имела, все обязательства также были погашены.

Анализ эффективности системы управления финансами показал, что в школе существуют недостатки в ее организации, свойственные любому казенному учреждению. При этом здесь осуществляются все виды контроля (предварительный, текущий и последующий) за расходованием бюджетных средств. Школа финансируется за счет средств Федерального казначейства, а также через его обособленное подразделение по Юрьянскому району Кировской области. Предпринимательской деятельности в рассматриваемый мной период не осуществлялось. Учет фактических расходов в учреждении ведется в разрезе целевых статей, кодов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации и КОСГУ. Анализ состава расходов показал, что общая сумма произведенных школой затрат в 2011 г. на 9618160,86 руб. была выше, чем в 2009г и почти в 3раза, чем в 2010 г. Основная доля в расходах приходится за все периоды на заработную плату и отчисления по ней, что соответствует специфике учреждения. В ходе изучения исполнения КОГОКУ СОШ с УИОП бюджетной было выявлено, что если на конец 2009 г. главный плановый документ была полностью исполнен, то на конец 2010 г. и 2011 г. наблюдалась экономия средств соответственно. Нецелевого использования бюджетных средств в течение трех лет не происходило, о чем свидетельствует отсутствие превышения размера обязательств, принятых школой, показателей, указанных в смете. Сравнение кассовых расходов с фактическими позволили выявить тенденцию превышения кассовых над фактическими. Все это свидетельствует о необходимости более рационального использования бюджетных средств. Если в 2009 г. школа уже не могла погасить больше обязательств, так как полностью использовала утвержденные сметой лимиты, то в последующие два года у нее существовала возможность уменьшить сумму отклонений в виде уже указанных мной сэкономленных средств.

В качестве путей совершенствования управления финансами юрьянской школы я предлагаю в среднесрочной перспективе сменить статус учреждения на бюджетное. Это позволит получить большую самостоятельность в управлении. Пример планового документа, который будет составляться в учреждении вместо сметы, мной представлен в приложении к курсовой работе.

 


Список использованной литературы

Законодательные и нормативно-инструктивные акты:

1. Конституция Российской Федерации

. Бюджетный кодекс Российской Федерации

. Гражданский кодекс Российской Федерации

. Федеральный закон от 8 мая 2010 г №83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"

. «Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений" (в редакции Приказа Минфина №84н от 30.07.2010 г.)

. Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации. Утверждены Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 №150н.

Книги одного, двух и более авторов:

7. Актуальные вопросы экономической науки: стратегии регионального развития: Сборник научных трудов. - Киров, 2005. - 244с.

8. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. - 2-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2003. - 409 с. - (Экономическое образование).

. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 1016с.

. Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Е.И. Шохина. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. - 408 с.

. Финансы бюджетных организаций: Учебник / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: Вузовский учебник, 2006. - 363с.

Статьи из газет или журналов:

12. Автономное учреждение: алгоритм преобразования// Руководитель бюджетной организации. - 2010. - №9. - с. 13-25

. Васильев Ю.А. Финансовое обеспечение бюджетных учреждений// Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2011. - №2. -с. 6-19

. Годовой отчет для учреждений образования // Аюдар Пресс. - 2011.

. Грищенко Ю.И. Финансовое планирование в некоммерческих организациях// Некоммерческие организации в России. - 2011. - №2. - с.2-11

. Е.А. Александрова. Бюджетная смета для казенных учреждений// Советник бухгалтера бюджетной сферы. - 2010. - №11. - с.4-21

. Казенное учреждение как некоммерческая организация// Право и экономика.- 2010. - №9. - с.15-31

. Кузнецов И.В. Реформа правового положения государственных (муниципальных) учреждений// Право и экономика.- 2010. - №9. - с.3-11

. Орлова О.Е. Особенности финансовой работы автономного учреждения//Руководитель автономного учреждения. - 2010. - №7. - с.17-25

. П. Фоминых. Контроль расходов бюджетных средств в 2011 году// Консультант. - 2011. - №5. - с.7-11

. Т.В. Саакян. Характерные признаки казенного учреждения// Бюджетный учет. - 2011. - №8. - с.13-30

. Т. Обухова. Казенные учреждения - новый тип некоммерческих организаций// Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2010. - №5. - с.23-34

23. Тараскина А.В., Чирикова И.В. Развитие методики анализа деятельности бюджетных учреждений как инструмент повышения эффективности управления государственными финансами//. - 2010. - №28. - с. 23-33

24. Учредитель для федеральных учреждений // БиНО: бюджетные учреждения. - 2011. - №1.- с. 28-44.

. Чагин К.Г. Создание АУ: практические аспекты и проблемные ситуации//Руководитель автономного учреждения. - 2011. - №6. - с.14-36

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...