Объект, предмет и структура политической географии
Термин «политическая география» начали использовать по крайней мере с XVIII в., понимая под ним совокупность сведений о политической организации государств, о новых территориях, включавшихся в мировое хозяйство или в национальные рынки. Однако говорить о политической географии как об особой дисциплине стало возможным лишь через много лет, когда в результате накопления разнообразной научной географической информации и по мере дифференциации наук стали формироваться представления о ее содержании, категориях и закономерностях. Годом рождения современной политической географии можно условно считать 1897-й, когда появилась знаменитая книга Ф. Рат-целя «Политическая география». Для научного направления, претендующего на статус особой дисциплины, принципиально важно определить ключевое систе-мообразующее отношение, которое она изучает, особые методологию и методы, систему категорий и проблематику. Нужно также дать дисциплине дефиницию. На Западе политическая география долгое время определялась как наука, изучающая пространственные аспекты политических процессов, она лишалась, таким образом, собственного предмета исследований. Так, в известных американских учебниках конца 1960-х – начала 1970-х годов ее определяли как: • науку, изучающую пространственные аспекты международных отношений [de Blij, 1973]; • размещенческий подход к изучению власти и конфликтов [Сох..., 1974J; • пространственный анализ политических явлений [Kasperson and Minghi, 1969]. Несколько более конкретны определения, в которых целью политической географии названо изучение политических единиц, т.е. прежде всего государства. Все эти определения так или иначе опираются на широко известную работу крупного американского географа Р. Хартшорна, надолго предопределившую многие направления развития политической географии [Хартшорн, 1957]. Он считал ее задачей
изучение политических единиц (районов), задаваемых государственными или политико-административными границами, а также пространственных сходств и различий между такими единицами. Позже известные американские географы С. Коэн и Л. Розен-таль [Cohen and Rosenthal, 1971] определяли политическую географию как науку о динамике и пространственных проявлениях политического процесса, под которыми они понимали действия, направленные па установление и поддержание контроля над политической единицей. Другой американский географ, автор ряда учебников по политической географии Н. Паундс [Pounds, 1972] указывал, что ее предмет - государство с точки зрения его генезиса, обеспеченности ресурсами, обусловленности конкретных географических форм. Вслед за немецкими географами К. Риттером и А. Геттнером Хартшорн и его последователи фактически призывали своих коллег к изучению политической дифференциации пространства, причем лишь дифференциации де-юре, полагая, что только юридически закрепленные политические единицы объективны. Тем самым политическая география превращалась в «политическую хорологию». Ряд географов стремился «географизировать» политическую географию – найти ей такую нишу среди наук, где она не могла бы быть подменена. Для этих географов типична точка зрения австралийского географа Дж. Прескотта, считавшего, что политическая география изучает географические последствия политических решений, а также географические факторы, принимаемые во внимание при принятии таких решений (Prescott, 1972). Несколько раньше группа видных американских географов определила политическую географию как науку, изучающую взаимодействие географических ареалов и политического процесса [Berry, Cohen and Minghi, 1965].
В нашей стране широкую известность получило предложенное И. М. Маергойзом определение политической географии как «особой географической науки, изучающей территориальную расстановку (размещение, сочетание, соотношение) политических сил, главным образом, классовых» [Маергойз, 1971,с.20]. Однако в этом определении упор сделан лишь на одну из трех функций научной дисциплины – описание. Реализация двух других функций – объяснения и управления (или прогнозирования) – возможна лишь при понимании всей сложной системы взаимосвязей политико-территориальных явлений между собой, а также с явлениями экономике-, историке-, социально-географическими и др., т.е. при анализе особых территориальных социально-экономических систем (ТСЭС), формирующихся в процессе исторического развития, и их динамики. Более емки определения, трактующие политическую географию как науку о «политико-территориальной организации общества в географическом пространстве» [Горбацевич, 1976, с. 43] или «законах формирования и развития политико-территориальной организации общества, которая определяется в конечном счете способом производства» [Ягья, 1982, с. 61]. Под политико-территориальной организацией общества российский экономико-гео-граф В. С. Ягья понимает «совокупность территориальной дифференциации политических явлений и управления территориальной структурой политики. Однако если подразумевать под политико-территориальной (или территориально-политической) организацией общества (ТПОО) все взаимодействующие территориальные структуры, связанные с политической жизнью, то они явно не сводятся лишь «к территориальной дифференциации политических явлений». Как видно из приведенной выше дефиниции, Р. А. Горбацевич вплотную подошел к категории «политико-географическое пространство». Но разработана она была в советской литературе позже, в публикациях Н. В. Каледина и К. Э. Аксенова [Каледин, 1996; Аксенов, 1989, 1990]. Политико-географическое пространство – форма бытия политических феноменов и политико-географических объектов, их сосуществования, соразмерности, взаимного расположения, взаимодействия, интенсивности и т.п.
Физическое пространство проявляется в политико-географическом опосредованно, в виде количественных и качественных характеристик – таких, как соразмерность, протяженность, форма дифференциации, связность и мозаичность и т.п. Отталкиваясь от представления о двуединой сущности политической географии как политической и одновременно географической науки, Н. В. Каледин предложил деятельностную концепцию политической географии, акцентирующую субъектно-объект-ную сторону политики как социального процесса, и показал суть политической географии как науки, имеющей целью выявить единство деятельностно-политического и географического факторов общественного развития. Базовой категорией у Н. В. Каледина выступает «геополитическое отношение», отражающее объективно существующую взаимосвязь между политической деятельностью и географическими условиями, в которых она протекает. Итак, политическая география занимается исследованием взаимодействия с интегральным геопространством политической сферы как одной из четырех сфер деятельности людей – экономической, социальной, политической и духовной. Интегральное геопространство состоит из экономического, социального, культурного, политического и физического пространств. Их наложение создает дифференциацию интегрального геопространства – социально-экономических и природных условий деятельности: специализации и структуры хозяйства, расселения, количественных и качественных характеристик населения – его состава, уровня и образа жизни, политической культуры и самосознания (идентичности). Глубинная основа дифференциации геопространства – динамично развивающийся процесс территориального разделения труда. Объект политической географии – территориально-политические системы (ТПС) в их взаимодействии друг с другом и с географическим пространством. ТПС – объективно взаимосвязанные сочетания элементов политической сферы (политических и административных границ, центров управления, органов власти, партий, общественных движений и т.д.), функционирующие на определенной территории.
Политическая сфера общественной жизни включает: •политические отношения, складывающиеся между социальными группами, нациями и этносами, политическими партиями, общественными движениями, государствами, местными органами власти и другими субъектами политической деятельности по поводу завоевания, удержания и использования политической власти; •систему социальных институтов, реализующих различные функции политической власти (законодательные, исполнительные, судебные, принуждения и др.) – как государственных (центральные и местные органы государственного управления, международные правительственные организации), так и негосударственных (партии, профсоюзы, общественные движения, профессиональные объединения и т.п.); • деятельность, посредством которой отдельные люди, социальные общности, в том числе территориальные, и социальные институты отстаивают свои политические интересы. К политической деятельности принадлежит организация, проведение и участие в выборах и референдумах, забастовках, демонстрациях, террористических акциях, вооруженной борьбе и других выступлениях, принятие политических решений, затрагивающих интересы социальных групп. Спектр субъектов политической деятельности постоянно расширяется и усложняется. Он включает отдельных людей, социальные группы, партии, общественные движения, государственные и международные организации, местные органы власти, нередко – экономические организации и предприятия и т.д. Фундаментальная закономерность формирования географических условий и факторов политической деятельности – несовпадение «собственного времени» изменения экономического, социального и политико-географического пространств. Наиболее динамично экономико-географическое пространство, по сравнению с которым, как правило, социально-географическое пространство более инерционно. Еще медленнее изменяются многие элементы политико-географического пространства. Так, давно не существующие политические границы прекрасно выражены и пространстве, прослеживаются и в культурном ландшафте, и в политическом сознании. Некоторые региональные политические культуры демонстрируют феноменальную устойчивость, сохраняясь порой на протяжении столетий вопреки огромным экономическим и социальным изменениям. В системе географических наук политическая география, являясь составной частью социально-экономической географии, подобно страноведению, «синтезирует» выводы географии хозяйства, населения, культуры и т.д., а вопределенной мере – и естественно-научных отраслей географии.
Вместе с тем политическая география как бы пронизывает, подобно географии населения, всю общественную географию. На стыках с каждой из общественно-географических дисциплин образуются зачатки новых научных направлений, которые представляют собой плоды их частной интеграции с политической географией (политическая геоэкология, политические факторы развития и размещения промышленности и т.д.). Политизация – одна из главных современных тенденций развития общественной географии. Структура политической географии. Выделяются три основания классификации политико-географических исследований: • по набору охватываемых элементов территориально-политической организации общества и субъектов политической деятельности; • по масштабу объекта; • по времени развития предмета и объекта. Политическая география изучает интегральные, многокомпонет-ные и «отраслевые» территориально-политические системы, к числу которых, например, принадлежат: • различные территориально-политические системы, входящие в территориально-политическую организацию общества – система государственных и административных границ, административных центров, избирательных округов и т.п.; • территориально-политические системы, возникшие в результате деятельности какого-либо класса ее субъектов или одного из субъектов – например, одной из партий, рабочего движения и т.п.; • взаимодействия территориально-политических систем и других территориально-общественных систем – например, политических факторов развития городских агломераций, взаимосвязи политической напряженности и остроты экологической ситуации и др. Деление на территориальные уровни исследований в нынешнем взаимосвязанном мире весьма условно (см. ниже раздел о масштабах исследования в политической географии). Можно тем не менее различать исследования на макроуровне (мир, крупные регионы), мезо-уровне (страны) и микроуровне (отдельные провинции, местности и города, специфические в политическом отношении территории – анклавы, ареалы этнических меньшинств и др.). Кроме того, как и другие географические науки, политическую географию можно подразделить не только «вертикально», но и «горизонтально»: например, в качестве особой подотрасли можно различать политическую географию Мирового океана и его акваторий. Политико-географические исследования делятся и по исторической «глубине» исследований (третье основание классификации). На стыке с исторической географией ведутся работы по политической географии более или менее отдаленного прошлого; существуют зачатки и прогнозной политической географии, в которой используются сценарные подходы. 1.2. Мировая и отечественная политическая география: Основные концепции и идеи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|