Кризис 7 лет – проблема готовности к школе.
⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25 Кризис 7 лет – проблема готовности к школе. Основная симптоматика: потеря непосредственности (вклинивается значение действия), манерничание, симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается этого не показывать). То есть, у ребенка возникает внутренняя жизнь. Ребенку предстоит вступить в новую систему отношений. Готовность к школе определяется по трем основным линиям: формирования произвольного поведения, овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, перехода от эгоцентризма к децентрации. Плюс мотивационная готовность к школе. Младший школьный возраст. Ребенок оказывается в новой системе отношений, не только ребенок – родители, но и учитель, другие дети. Причем система ребенок – учитель начинает определять отношения в других системах. Но стоит задача – научиться учиться. Мотив не совпадает с содержанием деятельности, мотивация преобладает внешняя, нужно формировать познавательную мотивацию. Основные психологические образования: произвольность и осознанность всех психических процессов, кроме интеллекта; осознание своих собственных изменений. Подростковый возраст. Имеется три линии созревания. У современного ребенка сначала происходит половое созревание, потом органическое и спустя некоторое время – социальное. Это расхождение и обусловило появление подросткового возраста. По современным данным он охватывает от 11 до 20 лет. Помимо социальной ситуации, большое значение играют особенности исторического времени. Из 200 человек, которые были подростками во время ВОВ, только 2 имели четкие признаки подросткового кризиса, но все они имели проблемы в юношеском возрасте. Так как у них не было ситуации, когда они рвутся во взрослую жизнь, а их не пускают, им не нужно было бороться за право на взрослую жизнь. Но было упущено время, когда подростки осознают себя, формируют цели, планируют жизнь.
Учебная деятельность производит переворот от направленности на мир к направленности на себя. Встает вопрос «Что я такое? ». Кризис подросткового возраста. Симптомы: вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценкам успехов и т. д.; Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к выводу, что никакой разницы нет. Он начинает отстаивать свои права. Что вызывает сопротивление со стороны действительности. ВВД – общение со сверстниками. Здесь осваиваются нормы социального поведения, морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Учебная деятельность отступает на задний план. Все главное для подростка происходит на переменах. Место, которое подросток занимает в своем коллективе, оказывается важнее, чем оценка учителя. Происходит мыслимое проигрывание всех важнейших сторон жизни. Формируется самосознание. Основное новообразование – социальное самосознание, т. е. общественное знание, перенесенное во внутренний план. Появляется контролирование своего поведения на основе моральных норм. Юношеский возраст Происходит осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Из-за этого возникает внутренняя напряженность и чувство одиночества, которые усиливают потребность в общении и повышают его избирательность. Новообразование – открытие внутреннего мира и потребность в духовной близости с другим человеком. Юношеский кризис самотождественности. В настоящее время сексуальная зрелость наступает на 2-3 года раньше, а эмоциональное созревание замедляется. Начало самостоятельной жизни часто сопровождается личностной незрелостью, инфантильностью. Выбор профессии, создание семьи и т. д.
Зрелость (акмеологический период). Завершается биологическое развитие, достигает своего оптимума. Наиболее высокий уровень интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений. 18-20 лет – оптимумы зрительной, слуховой, кинестетической чувствительности. Внимание плавно нарастает от 18 до 33 лет, после 34 оно начинает постепенно снижаться. О устойчивость и концентрация сохраняются. Кратковременная вербальная память – 18-30 лет, долговременная 18-35, образная не изменяется. Интеллект – оптимум в 20 лет, в 30 – 96%, 60 – 75%, снижению интеллекта противостоит образование. Кризис зрелости 30-33г. Происходит рассогласование между жизненными планами и реальными возможностями. Завершается пересмотром системы ценностей. Кризис середины жизни 40-45 лет – потеря смысла жизни. Попытки радикально изменить свою жизнь. Старость. Прежде всего стареют тормозной рефлекс и подвижность нервной системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|