Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Риторика - прежде и теперь - Rhetorik - einst und jetzt




Жизнь Древнего мира, греков и римлян, невоз­можно понять, не зная, какую роль тогда играло красноречие и методы обучения ему. Античная Гре­ция устную речь превратила в искусство; самое глав­ное - она попыталась обучать этому искусству и письменно зафиксировать методы обучения. Уже за 500 лет до Рождества Христова существовали теории обучения риторике. И в древнеримской государствен­ной системе искусство красноречия занимало важное место. Поэты, философы и политики - как Плутарх и Цицерон - и теоретически, и практически владели законами и формами риторики.

Естественная словоохотливость южан сплавилась воедино с глубоко укоренившимся демократическим чувством. Это соединение привело к подъёму оратор­ского искусства.

Античная риторика была развита Западом, в осо­бенности, в англосаксонских странах и во Франции, в которых непрерывная традиция сохранена в высшей школе. В Германии раньше к ораторскому искусству относились скорее с пренебрежением. Свою лепту в это внес и умеренно-северный климат. К этому доба­вилось и равнодушие большинства немцев к политике. Выступления казались немецким бюргерам чем-то из­лишним, даже неприличным; скорее предпочиталось "Frisch zur Tat!" /'скорее за дело!"/ и "Red nicht lange!" /"не болтай!"/. Именно потому незакомплексованные пропагандисты Третьего рейха так легко справились с массами немцев, поскольку те были полными профа­нами в вопросах риторики. В последние годы ситуация совершенно изменилась; правда, при этом наметилась трещина между более молчаливым пожилым поколени-

ем и говорливой и готовой подискутировать молодё­жью.

Обучение речи (die Sprecherziehung) должно стать со­ставной частью общего воспитания; это означает: обу­чение речи и обучение с помощью речи. Между тем, почти во всех высших школах есть кафедры оратор­ского искусства. Обучение речи и ораторскому искус­ству опирается на человеческую речевую деятельность в общем смысле, на постановке голоса, произноше­ния, декламации и чтении вслух. Всё это особенно важно теперь, когда средства массовой информации (радио и телевидение) приносят человеческие голоса в каждый дом.

В то время как красноречие (die Sprechkunde) имеет дело с живым процессом человеческой речевой дея­тельности и тесно связано с психологией, от него принципиально отличается языкознание (die Sprachwissenschaft). Ранее оно имело исключительно гуманитарную направленность, поскольку выдвигало исторический принцип исследований. В последние годы, начиная с 60-х, оно выбралось из задворок фи­лософских факультетов и заявило о многочисленных новых аспектах в исследованиях языка, которые объе­диняет понятие "лингвистика". Невозможно предста­вить по отдельности все эти теории. Можно конста­тировать, что исторический подход сменен на сис­темный, что исходят из истинного состояния языка, а не заданного. Один лингвист (Густав Инайхен) сле­дующим образом обобщает задачу лингвистики: она должна "Sprache darstellen, d.h. beschreiben, erklären und evtl. prognostizieren".

Многообразные побудительные мотивы, породившие лингвистику как гуманитарную науку, живительно воз­действовали на риторику как науку и обогатили её. У неё даже появились новые обозначения, которые сме-

стили новый акцент с академически-литературного в сторону практически-социолого-психологического. Сре­ди прочих для прежней "риторики" используются сле­дующие понятия: аппелятивное говорение, суггестивная коммуникация, коммуникативные действия, побуди­тельная речь, действия, регламентируемые речью и др.

"Практический советчик" вроде предлагаемого не может касаться научных дискуссий. Поэтому пусть всё ограничится данными замечаниями.

Между тем, риторика введена и в курс средних школ, и в довольно большом объёме. На это имеются многие основания.

1. Политическая ситуация для темы "публичная речь" стала более благоприятной;

2. живая речь приобретает всё большую значимость по сравнению с речью письменной;

3. молодые граждане должны быть вооружены, ко­гда им приходится сталкиваться с агрессивным натис­ком склонной к манипуляциям риторики рекламы и политической пропаганды.

Что такое "риторическая коммуникация" - Was ist "rhetorische Kommunikation"?

Коммуникация - это связь между двумя или более партнёрами путём обмена информацией. Коммуника­ция является условием человеческого общежития, функционирующая коммуникация обязательна для ка­ждой жизни в каждой группе или обществе.

Процесс коммуникации различен в своих проявле­ниях лишь условно, в принципе, повторяется один и тот же процесс: один говорящий (его называют "отправителем" - "der Sender") говорит, пишет, теле­графирует, передаёт по радио или как-то ещё - слуша­телю ("получателю" - "der Empfänger"). Но это ещё не означает, что "отправитель" обязательно достигнет за-

пеленгованного "получателя". Это возможно лишь при определённых условиях, а именно:

1. Получатель должен быть в состоянии и готовым к приёму, готовым выслушать.

2. Используемый путь ("канал"), по которому на­правляется информация, должен попасть от "отправителя" к "получателю" (пояснения: при гово­рении получатель не должен быть глухим; при пере­даче получатель должен быть настроен на правильную волну).

3. "Отправитель" и "получатель" должны "говорить на одном языке" (пояснения: тот, кто говорит на верхненемецком, должен быть уверен, что слушаю­щий его понимает этот язык; кто использует профес­сиональные термины, может это делать в том случае, если его собеседник обладает таким же словарным запасом).

Лингвисты и исследователи коммуникаций ввели понятие "кода" ("Code"). Им они обозначают ту "систему обусловленных знаков, которыми может быть передано сообщение". Самой употребительной "знаковой системой" - но не единственной - являются фонемы, буквы. Когда мы говорим, мы издаём звуко­вые волны. Мы "кодируем" сообщение, а адресат со­общения должен "раскодировать" их. Оратор, как ни­кто другой, вынужден применять такой "код", кото­рый будет правильно понят публикой, то есть может быть "раскодирован" ('decodiert").

Риторическая коммуникация протекает в беседе с большей аудиторией слушателей и в выступлении. Между обеими ситуациями существует принципиаль­ное различие, оно заключается в наличествующей или отсутствующей "обратной связи" (англ. feed-back). Под ней исследователи коммуникации понимают - это по­нятие они позаимствовали из радиотехники - воз-

можность говорящего уяснить себе действенность своего высказывания. При беседе обычно собеседник в любой момент может оказаться в роли говорящего; таким образом, первый говорящий точно знает, какое он производит впечатление своим высказыванием. Но совсем иное дело - выступление! Как правило, при нём отсутствует обратная связь. В большинстве случа­ев выступление ограничивается регистрацией своего приятия или отторжения; но и она может отсутство­вать, например, при чтении проповеди.

Вполне понятно, что как раз отсутствующая реак­ция для оратора, особенно неопытного, представляет собой существенный фактор неуверенности. Оратор ощущает себя покинутым, изолированным, если он не получает ответа на высказанное им как в обычном разговоре.

В этой связи понятие "контактность" приобретает особый смысл. Что это означает для людей, обладаю­щих подобным качеством? То, что они способны ин­стинктивно распознать сферу интересов партнёра. Особых усилий для этого совершенно не требуется. Поскольку сфера, в которой всегда возможна комму­никация, - повседневные явления, "о которых может сказать любой". Тот, кто затрагивает подобную тему, почти уверен, что получит ответ, что у собеседника найдётся что сказать, например, "о погоде сегодня". Если же "контактный" партнёр постарается ещё чуть-чуть и нащупает сферу особого интереса собеседника, проблема может быть разрешена даже элегантно: фут­больного фаната можно спросить о результате по­следнего матча, а с любителем литературы поговорить о новой книге Генриха Бёлля.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...