Ведущий дискуссии (Der Diskussionsleiter)
Ведущим дискуссии открывается, ведётся и закрывается мероприятие. Поэтому следует сначала обговорить его качества и задачи, стоящие перед ним. Руководитель дискуссии избирается или назначается, но, в любом случае, участники беседы подчиняются ему добровольно и безусловно. Критика со стороны участника во время дискуссии бестактна и вообще недопустима, по окончании же в целом возможна и оправданна. Существуют ли идеальные ведущие дискуссий? Сложно описать необходимые качества, поскольку он должен обладать многочисленными взаимоисключающими дарованиями и свойствами. Авторитет как важнейшая предпосылка (Autorität als wichtigste Voraussetzung). Самое важное - естественный авторитет, исходящий от цельной личности. Именно им, ведущим дискуссии или собрания, определяется её течение. Уже первыми своими словами он должен внушить чувство уверенности. Но эта уверенность не должна вести к диктаторству, при этом следует сохранять уважительное отношение к каждому участнику дискуссии. Организаторские способности (organisatorische Fähigkeiten). Немаловажны известные технические и организаторские навыки, связанные с ведением собраний: дар постоянно видеть весь зал, замечать участников, просящих слово, водворять спокойствие перед выступлением. Эти и множество других задач, которые ещё будут рассмотрены ниже, поддаются освоению; известная рутина в этом деле существенно облегчает задачу ведения дискуссии, она даже помогает преодолеть некоторые недостатки характера - скажем, отсутствие склонности к руководству. Предрасположенность к логическому мышлению (Sinn für logisches Denken). Сконцентрированность в последовательном мышлении - важное качество ведущего дискуссии; он должен выработать её в себе и требовать от дискутирующих участников. Таким образом, его задача заключается в постоянном самоконтроле и наблюдением за развитием мысли у остальных.
Чувство меры (Sinn für richtige Maßstäbe). Верная оценка участников является необходимой предпосылкой ведения дискуссии. Прежде всего следует соблюдать два условия: давать возможность высказаться и внимательно слушать! Готовность к компромиссу, пока он в интересах дела, отличает опытного ведущего дискуссии. Соблюдение интересов всех сторон (Berücksichtigung aller Interessen). Чемобъективнее ведётся беседа, тем реже возникают обидные конфликты. Правда, основанием их выступает подспудный скепсис относительно справедливости его собственных убеждений. Ведущий дискуссии подчиняется тем же самым законам целесообразности, что и все остальные участники. Ошибка, которую часто совершают все начинающие ведущие, заключается в том, что отдают предпочтение тем, кто охотно и много говорит. Это чаще всего случается в том случае, когда дискуссия грозит стать вялой и утомительной и ведущий поневоле чувствует себя обязанным активным участникам. Однако всегда можно выявить застенчивых участников дискуссии, которые способны сделать существенный вклад в развитие дискуссии, но робеют попросить слово. Выявить их и вовлечь в беседу - прекрасная и благодарная для ведущего задача. Публичные дискуссии. Öffentliche Diskussionen Дискуссия - это обсуждение спорного вопроса, проблемы всеобщего значения. В то время как обычная беседа не требует подготовительной работы, для дискуссии требуются хорошо подготовленные участники. Как правило, при дискуссии образуются две "партии", представляющих доводы и контрдоводы по какой-либо обсуждаемой теме. Таким образом, дискуссия имеет характер противоборства. С одной стороны, это заставляет играть по определённым правилам. С другой стороны, все участники должны не забывать, что речь идёт о совместных усилиях для достижения истины.
Правила ведения дискуссии (Spielregeln für die Durchführung). Для участников дискуссии (für die Diskussionsteilnehmer): 1. Участники дискуссии должны заранее хорошо ориентироваться в теме или проблеме дискуссии; 2. Ориентирование означает не просто сбор материала; оно также требует умения полемизировать по проблеме; 3. Подготовьте листочек с тезисами - для возможного прочтения - и держите его так, чтобы в нужный момент он оказался под рукой. 4. Участник дискуссии должен добровольно и безоговорочно подчиняться ведущему. Для ведущего дискуссию (für den Diskussionsleiter): 1. В качестве "хозяина" он может отдавать распоряжения и при необходимости иногда отходить от руководства. 2. Он открывает дискуссию. 3. Если он предполагает, что слушатели колеблются, он также формулирует первый вопрос (который должен быть заранее подготовлен). 4. Участник высказывается лишь тогда, когда руководитель даст ему слово. Реплики с места допускаются, но должны удерживаться в определённых рамках. 5. Слово даётся в порядке очерёдности заявки на выступление. Однако ведущий может нарушить очерёдность, например, при реплике, уточнении или вопросе. 6. Кроме очередного выступления, можно дать слово "к регламенту ведения" дискуссии, то есть внести предложение по ведению дискуссии (завершение дебатов; сокращение времени, отводимого на выступление). 7. Ведущий вправе сам сократить время выступлений. Многословных ораторов он может лишать слова. 8. При личностных нападках или отклонении от темы ведущий сначала обязан сделать предупреждение. Если выступающий не следует призыву, ведущий лишает его слова. 9. Неясные высказывания ведущий обязан уточнять. 10. Ведущий определяет конец дискуссии. 11. Ведущий закрывает дискуссию. При этом он может подвести её итоги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|