Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ведущий дискуссии (Der Diskussionsleiter)




Ведущим дискуссии открывается, ведётся и закрывается меро­приятие. Поэтому следует сначала обговорить его ка­чества и задачи, стоящие перед ним.

Руководитель дискуссии избирается или назначает­ся, но, в любом случае, участники беседы подчиняют­ся ему добровольно и безусловно. Критика со сторо­ны участника во время дискуссии бестактна и вообще недопустима, по окончании же в целом возможна и оправданна.

Существуют ли идеальные ведущие дискуссий? Сложно описать необходимые качества, поскольку он должен обладать многочисленными взаимоисклю­чающими дарованиями и свойствами.

Авторитет как важнейшая предпосылка (Autorität als wichtigste Voraussetzung).

Самое важное - естественный авторитет, исходящий от цельной личности.

Именно им, ведущим дискуссии или собрания, оп­ределяется её течение. Уже первыми своими словами он должен внушить чувство уверенности. Но эта уве­ренность не должна вести к диктаторству, при этом следует сохранять уважительное отношение к каждому участнику дискуссии.

Организаторские способности (organisatorische Fähigkeiten).

Немаловажны известные технические и организаторские навыки, связанные с ведением собра­ний: дар постоянно видеть весь зал, замечать участни­ков, просящих слово, водворять спокойствие перед вы­ступлением. Эти и множество других задач, которые ещё будут рассмотрены ниже, поддаются освоению; известная рутина в этом деле существенно облегчает задачу ведения дискуссии, она даже помогает преодо­леть некоторые недостатки характера - скажем, отсут­ствие склонности к руководству.

Предрасположенность к логическому мышлению (Sinn für logisches Denken).

Сконцентрированность в последовательном мышлении - важное качество веду­щего дискуссии; он должен выработать её в себе и требовать от дискутирующих участников. Таким обра­зом, его задача заключается в постоянном самокон­троле и наблюдением за развитием мысли у осталь­ных.

Чувство меры (Sinn für richtige Maßstäbe).

Верная оценка участников является необходимой предпосыл­кой ведения дискуссии. Прежде всего следует соблю­дать два условия: давать возможность высказаться и внимательно слушать!

Готовность к компромиссу, пока он в интересах дела, отличает опытного ведущего дискуссии.

Соблюдение интересов всех сторон (Berücksichtigung aller Interessen).

Чемобъективнее ведётся беседа, тем реже возникают обидные конфликты. Правда, осно­ванием их выступает подспудный скепсис относи­тельно справедливости его собственных убеждений. Ведущий дискуссии подчиняется тем же самым зако­нам целесообразности, что и все остальные участни­ки.

Ошибка, которую часто совершают все начинаю­щие ведущие, заключается в том, что отдают предпоч­тение тем, кто охотно и много говорит. Это чаще всего случается в том случае, когда дискуссия грозит стать вялой и утомительной и ведущий поневоле чув­ствует себя обязанным активным участникам. Однако всегда можно выявить застенчивых участников дис­куссии, которые способны сделать существенный вклад в развитие дискуссии, но робеют попросить слово. Выявить их и вовлечь в беседу - прекрасная и благодарная для ведущего задача.

Публичные дискуссии. Öffentliche Diskussionen

Дискуссия - это обсуждение спорного вопроса, проблемы всеобщего значения. В то время как обыч­ная беседа не требует подготовительной работы, для дискуссии требуются хорошо подготовленные участ­ники. Как правило, при дискуссии образуются две "партии", представляющих доводы и контрдоводы по какой-либо обсуждаемой теме. Таким образом, дис­куссия имеет характер противоборства. С одной сто­роны, это заставляет играть по определённым прави­лам. С другой стороны, все участники должны не за­бывать, что речь идёт о совместных усилиях для дос­тижения истины.

Правила ведения дискуссии (Spielregeln für die Durchführung).

Для участников дискуссии (für die Diskussions­teilnehmer):

1. Участники дискуссии должны заранее хорошо ориентироваться в теме или проблеме дискуссии;

2. Ориентирование означает не просто сбор мате­риала; оно также требует умения полемизировать по проблеме;

3. Подготовьте листочек с тезисами - для возмож­ного прочтения - и держите его так, чтобы в нужный момент он оказался под рукой.

4. Участник дискуссии должен добровольно и бе­зоговорочно подчиняться ведущему.

Для ведущего дискуссию (für den Diskussionsleiter):

1. В качестве "хозяина" он может отдавать распо­ряжения и при необходимости иногда отходить от ру­ководства.

2. Он открывает дискуссию.

3. Если он предполагает, что слушатели колеблют­ся, он также формулирует первый вопрос (который должен быть заранее подготовлен).

4. Участник высказывается лишь тогда, когда руко­водитель даст ему слово. Реплики с места допускают­ся, но должны удерживаться в определённых рамках.

5. Слово даётся в порядке очерёдности заявки на выступление. Однако ведущий может нарушить оче­рёдность, например, при реплике, уточнении или во­просе.

6. Кроме очередного выступления, можно дать сло­во "к регламенту ведения" дискуссии, то есть внести предложение по ведению дискуссии (завершение де­батов; сокращение времени, отводимого на выступле­ние).

7. Ведущий вправе сам сократить время выступле­ний. Многословных ораторов он может лишать слова.

8. При личностных нападках или отклонении от темы ведущий сначала обязан сделать предупрежде­ние. Если выступающий не следует призыву, ведущий лишает его слова.

9. Неясные высказывания ведущий обязан уточ­нять.

10. Ведущий определяет конец дискуссии.

11. Ведущий закрывает дискуссию. При этом он может подвести её итоги.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...