Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От каменных петроглифов к современным изданиям




История книги – это составная часть истории культуры, а сама книга –«инструмент насаждения мудрости» (Я. Коменский), наиболее полное и всестороннее выражение культуры человечества. Другие средства массовой коммуникации, даже такие прогрессив­ные, как телевидение, – только вспомогательные средства развития культуры. Зарождение и развитие книги неразрывно связаны с развитием общества. Недаром Ф. Бэкон видел в книгах «корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Книга помогает обществу совершенствоваться, перенимать и использовать всю массу знаний, накопленных человечеством. С другой стороны, прогрессивное развитие общества, его растущие интеллектуальные запросы заставляют совершенствовать технологию производства книги и организацию ее распространения. Анализ социальной и культурной среды, в которой создается и функционирует книга, – обязательная исходная точка для исследователя ее исторического развития. В зависимости от задач, которые в разные эпохи приходится решать книге, меняется и ее тематическое содержание. Эти изменения также одна из специфических проблем истории книги. Нельзя обойти вниманием и проблему формирования читательской аудитории – процесс этот определяется общим культурным уровнем общества, состоянием системы просвещения.

Книга – это особая форма организации и хранения письменных текстов, объединенных определенной тематикой. В общетехническом понятии, как изделие полиграфической промышленности, книга – это непериодическое печатное издание в виде сброшюрованных и заключенных в переплетную крышку (обложку) листов, на которых представлена текстовая и изобразительная информация.

Книга является, с одной стороны, источником информации и предназначена выполнять посреднические функции для передачи читателю определенной совокупности сведений. С другой стороны – это предмет, изготовленный вручную или с помощью технических средств, призванный обеспечить восприятие заложенной в него информации наилучшим образом. Обеспечение максимально благоприятного восприятия информации, представленной в книге, достигается за счет удобочитаемости шрифтовых знаков, отсутствия искажений в изобразительной информации, создания элементов оформления, позволяющих в наиболее благоприятной форме довести замысел автора до читателя. Целостное восприятие как художественного строя книги, так и ее информационной составляющей требует видеть ее знаковые, орнаментальные, изобразительные элементы не изолированно, а в определенной связи с самим содержанием издания.

Вся техническая сторона книги – выбор и обработка материалов, их физические свойства: цвет, шрифты, формат, способ скрепления и другие показатели качества – входят неотъемлемой составляющей в восприятие книжного или другого издания как предмета искусства.

Характер оформления книги позволяет отразить ее принадлежность к тому или иному виду издания, например:

- художественная литература;

- учебник;

- справочник и т.п.

В значительной мере книгу характеризуют иллюстрации, расположенные внутри книги или вынесенные на обложку. Однако формат издания, тип переплета или обложки и другие детали оформления призваны подчеркнуть саму суть содержания книги, позволить читателю с первого взгляда «войти в глубину» авторского замысла.

В разных странах на протяжении веков, отражая культуру общества того или иного государства, происходило формирование как внутреннего содержания книги, так и ее внешнего вида.

 

Книги Древнего Востока

Поистине всемирно исторической заслугой культуры Древнего Востока было то, что она подарила человечеству первые «книги». Конечно, по материалу, из которого они были изготовлены, и оформлению они ничем не напоминают привычную для нас современную книгу, так что назвать их книгами можно лишь условно. Первые памятники письменности были высечены на крутых скалах или на обтесанных каменных монументах. Такой способ запечатления и увековечения мысли возник еще в доисторические времена, но сохранялся он долго, даже в ту пору, когда уже были изобретены другие материалы для письма, более удобные, чем камень.

Особая функциональная техническая особенность книги состоит в том, что она способна в относительно компактной, не распадающейся на отдельные составляющие ее части вмещать и хранить письменные или иные сообщения. Кроме того, эти сообщения могут быть пригодны для многократного использования в течение достаточно длительного времени.

 

Книги Древнего Египта

Во все времена в разных странах делами создания рукописных, а затем и печатных книг управляли служители религиозных кругов.

Книга в истории развития художественной культуры Древнего Египта, как особая форма организации и хранения писаных текстов, может быть отнесена к III тысячелетию до н.э. Естественно, прежде чем человечество созрело в потребности создавать, закреплять и распространять информацию, понадобились тысячелетия для создания письменности, которой могли пользоваться определенные слои населения.

Оказывается, египтяне были первым на земном шаре народом, письменные знаки которого передавали звуки. Однако полностью звуковым письмом, как у нас, египетская письменность не стала. Главной причиной этого явилось то, что египтяне, как и некоторые другие народы, не писали гласных.

Внешний вид книги, как и любой другой вещи, зависит, прежде всего, от материала, из которого она изготовляется.

Материалом для написания иероглифов служили камень (стены храмов, гробниц, саркофагов, стелы, обелиски, статуи), глиняные черепки (остраконы), дерево (саркофаги, доски), кожаные свитки.

«Книга мертвых» является одним из основных источников египетской мифологии. Очень часто под «Книгой мертвых» подразумевают и тексты аналогичного предназначения, но более ранние: «тексты пирамид» – древнейшие из известных, вырезанные на стенах пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI–XXIII вв. до н. э.), «тексты саркофагов» – вырезанные на саркофагах Среднего царства XXI–XVIII вв. до н. э. «Книга мертвых» составлялась начиная с периода Нового царства (XVI в. до н. э.) и до конца истории Древнего Египта. Богато иллюстрированные тексты писались на листах папируса и вкладывались в пелены мумий.

Однако главным материалом для передачи событий, происходивших в Древнем Египте, служил папирус. С незапамятных времен бытовало в Египте изречение: «Египет – подарок Нила». А среди даров великой реки особое место занимал папирус. Берега Нила были густо покрыты этим тростниковым растением трехметровой высоты. Местные жители называли его «па-п-иур» («из реки»). Стебель этого болотного растения разделяли на тонкие полоски и складывали их так, что края находили один на другой. Затем на слой вертикальных полосок клали слой горизонтальных полосок, смачивали водой и клали под пресс. Полоски склеивались – и получался лист папируса (рис. 1.12).

 

Рис. 1.12. Основные этапы изготовления папируса

 

Получалась прочная длинная страница светло-желтого цвета, если папирус был молод, или темно-желтого, если он был стар. Листы нарезали по нужному формату, приклеивали один к другому, а образовавшуюся таким образом длинную полосу папируса сворачивали в рулон (свиток). При частом употреблении свитка его края стирались, текст терялся. Во избежание этого края укрепляли, наклеивая одну на другую несколько дополнительных полосок папируса. Такой свиток иногда достигал стометровой длины. Видимо, самый длинный из сохранившихся папирусных свитков находится в Британском музее в Лондоне. Это летописный свод времен Рамсеса II. Длина свитка – 46 м, ширина – 40 см. Обычно свиток состоял не более чем из 20 листов, т.е. не превышал в длину 8–12 м. Если этого оказывалось мало, то приклеивали еще столько листов, сколько было необходимо (рис. 1.13).

Рис. 1.13. Папирусный свиток и писчие инструменты

 

Писали египтяне чернилами, выделяя начало абзаца или главы красной краской (отсюда выражение – «красная строка»).

По сравнению с современной бумагой папирус хрупок и непрочен. Его нельзя сгибать, сшивать в тетради. Это естественным образом определило форму древнейшей книги – свиток. Кроме того, это рыхлый, промокаемый материал, поэтому текст обычно писали лишь на одной стороне листа. Несмотря на все недостатки, папирус получил широкое распространение на Древнем Востоке, в античной Греции и Риме как самый удобный и дешевый по тем временам писчий материал. Изобретенный египтянами в начале III, а может быть, даже в IV тысячелетии до н.э., он стал со временем для Египта одним из важнейших предметов экспорта, причем монополию на его производство Египет сохранил и тогда, когда некогда могущественное государство оказалось рядовой провинцией Римской империи. Папирус верой и правдой служил человеку более четырех тысяч лет.

Собирание свитков было уделом жителей Египта богатых сословий. Александрийская библиотека – наиболее известная библиотека античности, крупнейшее хранилище античных книг. Библиотека являлась частью одного из главных научных центров античного мира – Александрийского мусейона. Мусейон (музей – святилище Муз) и библиотека были созданы и существовали во время правления в Египте Птолемея I в начале III в. до н. э. (рис. 1.14).

 

Рис. 1.14. Библиотека папирусных свитков

 

Издательская программа библиотеки предусматривала переписывание, подробное филологическое комментирование сочинений греческих авторов, разделение произведений на секции, которые мы сейчас называем «книгами» (возможно, для обеспечения стандартной длины свитков), и последовательное введение систем пунктуации и акцентуации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...