Византийская рукописная книга
Техника изготовления книг отличалось от той, что имела место в Западной Европе, только в деталях. И здесь с первых столетий нашей эры папирусный свиток был вытеснен кодексом на пергамене. Византийцы вынуждены были отказаться от папируса, поскольку арабы запретили вывозить его за пределы халифата. В VI–VII вв. папирусная книга–свиток фактически вышла из употребления. Впрочем, уже в IV в. три четверти книг, найденных во входившем тогда в Византийскую империю Египте, составляли книги–кодексы. Как в Западной Европе, так и в Византии производство пергамена отставало от спроса, кроме того, он был дорог, и это заставило перейти к палимпсестам, т.е. к соскабливанию старых текстов и заполнению пергамена новыми. Только с появлением в Византии в VIII–IX вв., несколько раньше, чем в Западной Европе, бумаги палимпсесты мало-помалу теряют свое значение. До XIII в. византийцы импортируют бумагу из арабских стран, а с XIV в. предпочитают ввозить высококачественную бумагу с итальянских бумажных мельниц, где бумага изготавливалась ручным способом. Ряд историков считает периодом расцвета византийского искусства XI в. Это касается и искусства оформления книги. Как раз в тот период окончательно сложились все элементы орнаментики византийской книги: роскошные фронтисписы и виньетки, нередко заполняющие чуть ли не всю страницу, заставки, растительный орнамент на полях, замысловатые, орнаментированные заглавные буквы (инициалы) – словом, все то, что делает византийскую книгу истинным произведением искусства. Необходимый элемент ее оформления – великолепный переплет. С особой роскошью переплетали литургические книги. Одно время для этого употреблялась слоновая кость, но она представляла собой большую редкость, и потому с IX – начала X в. все чаще используют золото и эмаль. Умелые византийские ювелиры достигли изумительных успехов. По заказу богачей они украшали золотой рельеф инкрустациями из драгоценных камней. Работы византийских переплетчиков ценились настолько высоко, что их отдавали в приданое, когда принцессы выходили замуж в другие европейские страны.
Книги Древней Руси Берестяные грамоты Найденные в Новгороде берестяные грамоты с самого начала обещали новые перспективы изучения средневековой культуры и истории. С 1951 по 2001 годы в Новгороде обнаружено 918 берестяных грамот. Древнейшая из найденных грамот относится к первой половине XI в. Позднейшая – к середине XV в., когда береста как писчий материал была вытеснена массовым распространением бумаги. В те же годы берестяные грамоты были найдены еще в 10 древнерусских городах: в Старой Руссе, Торжке, Смоленске, Пскове, Твери, Звенигороде Галицком, Москве, Рязани, Витебске и Мстиславле. На рис. 1.24 представлен образец новгородской берестяной грамоты.
Рис. 1.24. Берестяная грамота, Новгород, 1100–1120 гг.
Обычно обнаружение в Новгороде берестяных грамот рассматривается как свидетельство высокого уровня грамотности русского человека. Разумеется, это так, тем более, что до1951 года в науке существовало устойчивое мнение о почти поголовной неграмотности населения Древней Руси. Новгородские находки не только опровергли это мнение, но и доставили прямые свидетельства обучения новгородцев грамоте. Находка древней славянской книги показала, что уже в начале XI в. в Новгороде учили грамоте первых христиан.
Рукописные книги История рукописных книг на европейской территории прекрасно представлена в Российской национальной библиотеке. В ней бережно хранятся более 30 тысяч славянских рукописных книг – древнерусских, болгарских, сербских, молдовлахийских, западнорусских. Хранящаяся в фондах библиотеки рукопись 1348 года сборника болгарского сказания черноризца Храбра «О письменах» – одно из древнейших свидетельств о происхождении славянской азбуки и о начале письменности у славян.
Среди старейших рукописных книг имеются книги, написанные как глаголицей, так и кириллицей. К ним относятся, например, глаголическое Зографское евангелие XI в., старейшая из дошедших до нас русских рукописных книг – Остромирово евангелие 1056 г., написанное кириллическим письмом. Оформление рукописных книг отличалось большим разнообразием. Наряду с богато украшенными богослужебными книгами существует множество более скромных по оформлению, предназначенных для чтения. Примером может служить древнейшие русские книги – Изборник, Служебник (рис. 1.25).
а б Рис. 1.25. Русские рукописные книги а – «Изборник», 1076 г.; б – «Служебник», XIV в.
1.3. МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗОВАВШИЕСЯ ДЛЯ РУКОПИСНЫХ КНИГ Папирус Всемирно исторической заслугой культуры Древнего Востока было то, что она подарила человечеству первые книги. Конечно, по материалу, из которого они были изготовлены, и оформлению они ничем не напоминают привычную нам современную книгу, так что назвать их книгами можно лишь условно. Первые памятники письменности были высечены на скалах или на обтесанных каменных монументах. Такой способ запечатления и увековечения мысли возник еще в доисторические времена, но сохранялся он долго, даже в ту пору, когда уже были изобретены другие материалы для письма, более удобные, чем камень. Однако в истории культуры и письменности «каменные книги» не занимают столь важного места, как книги настоящие, появившиеся впервые 5–6 тысяч лет назад. Какими же они были? Как выглядели, кем и для кого были написаны, о чем повествовали? Внешний вид книги, как и любой другой вещи, зависит, прежде всего, от материала, из которого она изготовляется. В Египте в эпоху Раннего Царства для письма использовались и камень, и дерево, и кожа, и полотно, и даже черепки. Однако главным материалом служил папирус. Листы, изготовленные из папируса, нарезали по нужному формату, приклеивали один к другому, а образовавшуюся таким образом длинную полосу папируса сворачивали в рулон (свиток).
Пергамент Ограниченность географического распространения папируса и трудность его получения вызвали появление нового материала для письма – пергамента (пергамена), представлявшего собой выделанную кожу козлят, телят и др. Пергамент появился примерно в III столетии до нашей эры в малоазиатском городе Пергаме. Древнейшие документы на пергаменте датируются 196–195 годами до нашей эры. Пергамент уступал папирусу в дешевизне, но зато был гораздо прочнее и мог исписываться с обеих сторон, а дороговизна пергамента повлекла за собой многочисленные случаи вытравливания старых текстов для нового употребления, особенно средневековыми монахами – переписчиками. Новые свойства материала подсказали и новую форму книги, более удобную, чем свиток. При чтении свитка его необходимо все время разворачивать и сворачивать. Если нужно было вернуться к предыдущему тексту, свиток снова разворачивали, что представляло значительные неудобства. Пергаменные листы, сложенные один на другой и скрепленные как восковые таблички, породили форму кодекса. В раннем средневековье основными центрами как производства, так и потребления пергамена были монастыри, в которых действовали скриптории (от лат. scriptorius – писчий) – мастерские рукописной книги в западноевропейских монастырях VI–XII вв. В скриптории переписывались книги преимущественно религиозного содержания. С XIII в. за изготовление пергамена взялись горожане–ремесленники. Они создавали самостоятельные цехи по выделке пергамена. Но все-таки его постоянно не хватало. Вот почему широкое распространение получили так называемые палимпсесты – пергаменты, с которых был стерт, соскоблен первоначальный текст, а затем написан новый. К этому способу в Европе прибегали еще во времена раннего средневековья. В результате подверглось соскабливанию множество ценнейших текстов, особенно античных.
Для разлиновки листа употреблялись острый серебряный грифель или свинцовый карандаш. В 1125 г. для этого впервые использовали графит.
Бумага Для приготовления бумаги годятся любые растительные волокна, обладающие гибкостью. Можно перечислить сотни растений, годных для производства бумаги, и это не только растения, но и коконы шелковичных червей, шерсть и кожа животных и пр. Изобретение бумаги традиционно приписывается китайскому придворному Цай Луню, у которого возникла идея создания бумажного листа из древесного луба, пеньки и тряпья. Древнейшая ручная технология изготовления бумажного листа в Китае заключалась в следующем. Исходное сырье сортировали, мыли, размалывали. В качестве сырья для изготовления бумаги применялись различные волокнистые материалы. Вначале это были отходы текстиля, рваные рыбацкие сети, камыш, тростник и т.п. Отсортированное сырье варили в воде в специальных чанах. Процесс варки продолжался до тех пор, пока волокнистая масса не становилась однородной и равномерно распределенной в воде. Центральной фигурой всего производства был черпальщик. Когда процесс варки завершался, работник доставал черпаком из чана сваренную бумажную массу и выливал ее на раму с натянутой сеткой (ситом). Протряхивая сито, он выгонял сквозь него излишек воды и одновременно формовал бумажный лист. Предварительно обезвоженную бумажную массу опрокидывали на гладкую, хорошо отполированную поверхность. Затем форму принимал укладчик: он осторожно вынимал из формы еще сырой бумажный лист и выкладывал его на сукно или войлок, накрывая сверху таким же отрезком сукна. Подмастерье-прессовщик прессовал листы сначала вместе с сукном, а потом без него. Затем бумагу вывешивали на просушку. Просохшие листы разглаживали на мраморной доске специальным утюгом или шлифовальной костью и передавали штамповщику, который отбивал ее деревянной или железной кувалдой. Обработанные таким способом листы погружали в котел с желатиновым клеем из рогов и копыт, чтобы бумага уплотнилась и не пропускала чернила. Затем листы вновь сушили под крышей и вновь разглаживали. Лишь после всех этих операций (по свидетельству современника, бумажный лист 33 раза проходил через руки рабочих) бумага считалась готовой к продаже. Только в III в. н.э. способ изготовления бумаги стал известен в Корее, в VI в. н.э. искусство бумагоделания достигло Японии. После изобретения книгопечатания спрос на бумагу резко повысился, что привело к созданию крупных фабрик-мануфактур по ее изготовлению. Конечно, процесс проникновения бумаги в Европу гораздо сложнее. Ранее она ввозилась через Грецию, позже – через новый центр торговли на Средиземном море, Венецию. Из Малой Азии и Африки производство бумаги проникло в Европу.
В Хативе на юго-востоке Испании в 1154 была открыта большая мастерская, поставлявшая бумагу в ближайшие страны, главным образом через Венецию. К XIV–XV векам бумага уже получила прочное распространение в Европе. В течение XIII и XIV веков открылись «бумажные мельницы» в Италии, Франции, Германии, Голландии. Технология производства бумаги находилась в самом примитивном состоянии и мало чем отличалась от китайской технологии II в. Сырье для бумаги измельчали в «толкушах», отлив, прессование и другие технологические операции выполнялись вручную. Первая писчебумажная фабрика была основана в Равенсбурге в 1290 году. Впоследствии подобные фабрики стали появляться в Германии, Австрии, Италии, Испании, Англии и Швейцарии, в особенности около университетских городов (рис. 1.26). Изобретение книгопечатания и Реформация дало сильный толчок бумажному делу.
Рис. 1.26. Первые бумагоделательные машины
Техника писчебумажного производства сделала большие успехи в конце XVIII века, когда увеличившийся спрос на большие форматы способствовал изобретению машины для изготовления «бесконечной бумаги», т. е. рулонной бумаги. Это была машина, в которой рабочим органом являлся цилиндр (барабан), обтянутый металлической тканью. Следующим шагом по усовершенствованию бумагоделательной машины стало использование бесконечного горизонтального сетчатого холста.
Рис. 1.27. Первая бумагоделательная машина для рулонной бумаги
На Руси писчая бумага вошла в употребление еще в первой половине XIV в. Наиболее вероятно, что впервые ее занесли ганзейцы через Новгород. В XIV веке бумага писчая была большею частью итальянского происхождения, и только к концу столетия все чаще и чаще стала появляться французская бумага. В самом Московском государстве с первой половины XVI в. происходит ряд попыток делать свою бумагу. Первая русская фабрика бумаги была устроена в селе Канино, расположенном при реке Чуе, в 30 верстах от Москвы, но в 1576 г. фабрики этой уже не существовало. Затем патриарх Никон сделал замечательную попытку завести при Московском печатном дворе собственную бумажную мельницу. Эта бумажная мельница устроена была в 1655 г. на реке Пахре в государевой Зеленой слободе (ныне село с тем же именем в Бронником уезде Московской губернии); но трехлетний опыт доказал, что мельница была построена на неудобном месте: вода беспрестанно прорывала плотину. Писчебумажное производство при Петре быстро приняло довольно широкие размеры. Устройство бумажных мельниц в России Петр I заимствовал из Голландии. Во второй половине XVII в. выделкой бумаги славились, кроме Москвы и Петербурга, города Ярославль и Калуга. В начале XX в. были изготовлены первые отечественные бумагоделательные машины (рис. 1.28).
Рис. 1.28. Первая российская бумагоделательная машина, 1916 г.
Бумагоделательное производство сегодня, как правило, осуществляется на целлюлозно-бумажных комбинатах. Производство печатных бумаг налажено на ЦБК во многих городах России: в Санкт-Петербурге, Соликамске, Краснокамске, Чехове и др.
Прочие материалы Современный уровень технологии полиграфического производства, обширный парк печатного оборудования, разнообразие видов печати позволяют осуществлять нанесение красочных изображений практически на любой материал. К ним можно отнести: - бумагу; - металлы; - стекло; - ткани; - пластмассы и др. Современное оборудование для трафаретной печати, тампопечати позволяет печатать как на листовых и рулонных материалах, так и на готовых изделиях. Можно сказать, что сегодня полиграфия осуществляет информационное обеспечение в любой сфере жизнедеятельности человека и является равноправным участником рынка медиаиндустрии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|