Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Книжное дело Древней Индии




О книгоиздательской деятельности в Древней Индииничего не известно. Но литература древних индийцев – это огромное наследие для всего человечества. Дошедшие до нас исторические шедевры древнеиндийской книжной деятельности являются рукописными изделиями. Древнейшими произведениями индийской литературы являются Веды, написанные между 1500 и 1000 гг. до н. э. Веды (буквально – мудрость) – священные книги, в которых были записаны все важнейшие для древних индийцев знания.

Обнаруженные историками древние индийские рукописи были написаны на узких полосках пальмовых листьев.

Листочки скреплялись шнурами по длинной стороне и с обеих сторон защищались украшенными деревянными дощечками. Подобный способ изготовления рукописных книг применялся и в XVII в н.э. (рис. 1.17). Ин­дийские чернила изготовлялись из сажи с со­ком сахарного тростника.

 

Рис. 1.17. Малабарская книга на пальмовых листьях

 

Насколько многочисленны были в Индии языки и виды письма, настолько же разнообразен был и писчий материал. В северо-западных областях Ин­дии тексты писались на глиняных табличках, как в Шумере и Вавилоне.

В других местах писали на тонких бамбуковых дощечках, использовали также кору гима­лайской березы.

Ма­териалом для письма служила и кожа – свое­образный пергамен, который большого распрост­ранения в Индии не получил. Одним из распро­страненных материалов для письма (особенно в XI и XII веках), служила хлопчатая ткань, обработан­ная смолой тамариска, и шелковая ткань.

Сохранились документы и це­лые книги, выгравированные на металлических досках (медных, оловянных, даже стальных).

Бумага вошла здесь в употребление только в XI в. По-видимому, она по­пала сюда из Китая, но, возможно, с проникно­вением в северную Индию ислама.

 

Книги Китая

Чаще всего исследователи обнаруживают сведения о возникновении первых попыток многократно воспроизвести информацию для распространения в документах о Древнем Китае.

Первые китайские книги написаны на бамбуковых или деревянных планках (рис. 1.18). Предполагается, что бамбуковая книга возникла в XIV–XIII вв. до н.э. и просуществовала до II в. н.э. Затем бумага стала заметно вытеснять бамбук, и уже в IV в. он перестал употребляться как писчий материал. На бамбуковых планках, длинных и узких, можно было уместить мало иероглифов, а следовательно, на книгу уходило множество планок. Чтобы они не перепутывались, их связывали в определенном порядке кожаным ремешком или шелковым шнурком. Книга получалась громоздкая, тяжелая, неудобная для чтения. К тому же шнурки и ремешки часто перетирались, и деревянные «листы» перепутывались.

 

Рис. 1.18. Книга, написанная на бамбуковых планках

 

Ни бамбук, ни тем более камень или бронза не могли долго соответствовать потребностям китайской империи в письменности. Начался поиск других материалов. В V–IV вв. до н.э. стали писать на шелке, но он был слишком дорогим. В конце концов появилась бумага, официальным изобретателем которой считается Цай Лунь. Историки, однако, полагают, что открытие было сделано не сразу и не одним человеком, а явилось результатом длительных экспериментов и поисков, начатых еще в III в. до н.э.

Не сразу бумага была оценена по достоинству. Ее стали употреблять лишь в III в. н.э. А в конце династии Цзинь (IV в. н.э.) был издан императорский указ о переходе с бамбуковых планок на бумагу.

Книги из бумаги в древности обычно изготавливались в виде свитков – цзюань. Листы бумаги склеивались в полосы, которые сворачивались в один рулон на деревянном ролике. Поверхностный слой рулона изготавливался из более плотной бумаги

Китайцы были изобретателями многоцветной печати. Сохранилось издание 1340 г. “Алмазной сутры”, в которой основной текст был напечатан черной тушью, а молитвы и рисунки – красной.

С начала VI в. н.э. вместо свитков стали печатать книги со складывающимися страничками. Одна матрица использовалась для печатания листа с двумя страницами. Бумага была такой тонкой, что позволяла печатать только с одной стороны. Листы, сложенные пополам, склеивались вместе у внешнего края, образуя книгу–гармошку (рис. 1.19), которая помещалась в специальный футляр.

 

Рис. 1.19. Китайская ксилографическая книга, сфальцованная гармоникой

 

Склеивание большого количества листов – занятие трудоемкое, поэтому в XIV–XV вв. листы стали прошивать насквозь и формировать в блоки. Скрепленный блок стали защищать твердым переплетом. Такой принцип брошюровки применяется и сегодня.

В XIX в. китайцы стали перенимать европейские методы печати. Но традиционные формы печати сохранились в Китае до наших дней в качестве кустарного промысла.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...