Структура полиграфической промышленности
Полиграфическое производство характеризуется большим разнообразием выпускаемой продукции и применяемой технологии ее изготовления. Разнообразие спроса на издательскую полиграфическую продукцию в современных условиях приводит к значительному разнообразию производственно-технических характеристик изданий – форматов, объемов, тиражей. В настоящее время производитель любой продукции, товара и услуги заинтересован в том, чтобы потребитель получил информацию о ее достоинствах, особенностях, привлекательных сторонах. Обеспечение своевременного выпуска конкурентоспособной печатной продукции требует высокой организованности и гибкости производства и предъявляет высокие требования к организации производства на полиграфических предприятиях. Деятельность полиграфических предприятий должна быть нацелена на максимальное удовлетворение потребностей заказчиков полиграфических работ. Классическая схема взаимоотношений заказчика (автора) с полиграфическим предприятием, как правило, построена на разделении сферы влияния производства издательской продукции на две части – редакционно-издательскую обработку и полиграфическое воспроизводство заказа (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Классическая схема прохождения заказа
СТРУКТУРА ИЗДАТЕЛЬСТВА Общая схема подготовки и выпуска издательской продукции, будь то книги, газеты или журналы, состоит из редакционно-издательской подготовки авторских оригиналов и передачи для воспроизведения этих оригиналов на полиграфические предприятия.
Автор произведения должен обратиться в издательство с просьбой издать его работу. Издательство при наличии свободных производственных мощностей принимает у автора оригинал, составляет соответствующий договор и осуществляет работу, связанную с подготовкой авторского оригинала и передачей его для полиграфического воспроизведения в типографию. Прежде всего издательство производит редакционно-техническую подготовку авторского оригинала к воспроизводству на полиграфическом предприятии, заключающуюся в выборе формата издания, шрифтов, расположения элементов издания, работе с автором и т.п. После подготовки издательского оригинала издательство передает его в типографию. Требования, предъявляемые к авторским и издательским оригиналам, регламентированы государственными и отраслевыми стандартами, например, ГОСТ 7.89-2005 «Оригиналы авторские и издательские», ОСТ 29.106-90 «Оригиналы изобразительные для полиграфического репродуцирования. Общие технические требования» и др. Общий перечень редакционно-издательской обработки авторского оригинала включает: - работу над композицией произведения; - работу над содержанием; - выбор и согласование формата издания; - выбор шрифтов; - редакционно-техническое оформление формул, таблиц; - оценку и редактирование иллюстраций и т.д. Для выполнения всех работ, обеспечивающих высокое качество издательского оригинала и сопровождение типографских работ, требуется достаточно развитая производственная структура. На рисунке 3.2. представлена обобщенная типовая схема крупного издательства, осуществляющего редакционную обработку книжно-журнальной, картографической и другой издательской продукции. С целью повышения качества книжно-журнальной продукции издательство производит редактирование авторского оригинала.
После обработки авторского оригинала издательство заключает с типографией договор на полиграфическое воспроизведение издания и передает в типографию издательский оригинал. Издательство осуществляет сопровождение и контроль по изготовлению тиража заказа. Изготовленный тираж заказа после контроля качества и бухгалтерских расчетов передается издательству, выступающему в роли заказчика В прежней практике авторский оригинал, как правило, предоставлялся в виде машинописных листов на формате А4. Редактор работал с таким оригиналом и после обработки и оформления соответствующей документации передавал издательский оригинал на полиграфическое предприятие для изготовления тиража. В настоящее время в связи с введением в технологические процессы полиграфического производства цифровых технологий автор чаще всего предоставляется оригинал в редакцию на СD-диске с приложением распечатки на принтере. Развитие практики цифровых технологий позволяет передавать в типографию издательский оригинал на компакт-диске (с приложением распечатки). Изготовление издательского оригинала в цифровом виде требует оснащения издательских структур соответствующими цифровыми издательскими системами (ЦИС) и осуществляется по схеме, представленной на рисунке 3.3.
Рис. 3.3. Общая схема изготовления издательского оригинала Преобразования, произошедшие в полиграфической промышленности после 90-х годов прошлого века, привели к резкому изменению структуры заказов полиграфической продукции. Прежде всего, следует отметить, что основная масса книжных издательств оказалась в Москве. На остальной территории России книжные издательства либо прекратили свое существование, либо сократились настолько, что перестали работать с крупными заказами. Тем не менее осталось большое количество мелких заказчиков, интересы которых, как правило, ограничивались региональными проблемами. Тиражи таких заказов редко превышали 1–2 тысячи экземпляров. Кроме того, на территориях регионов произошло увеличение предприятий малого бизнеса. Продукция этих предприятий стала нуждаться в упаковке, расширились потребности в рекламе. На фоне снижения тиражей центральных газет, печатаемых в региональных типографиях, увеличилось общее количество периодических изданий. Таким образом, общее количество заказчиков, нуждающихся в редакционно-технической подготовке печатной продукции существенно возросло.
Для удовлетворения потребностей в редакционно-технической подготовке печатной продукции (не только книжно-журнальной и периодической, но и этикеточно-упаковочной) типографии стали формировать свои редакционно-издательские подразделения. При наличии редакционно-издательских отделов типографии стали выполнять для заказчиков полный комплекс услуг по подготовке и печатанию заказов, не заставляя их бегать по городу в поисках организаций, выполняющих редакционную подготовку заказов. Такое построение структуры производства позволило типографиям не только не потерять заказчиков, но и расширить клиентуру, тем самым улучшив экономические показатели предприятия. Подобные полиграфические предприятия стали называться «издательско-полиграфическими комплексами», или ИПК. С другой стороны, в это же время, учитывая дефицит в оказании редакционно-издательских услуг, стали создаваться малые редакционные центры, которые производили редакционно-техническую подготовку заказов, оказывая услуги мелким заказчикам. После получения подготовленного издательского оригинала заказчик обращался в типографию, где ему печатали тираж заказа. Со временем издательские структуры такого рода стали понимать, что, выполняя роль промежуточного звена, они теряют деньги. Наиболее предприимчивые руководители этих малых редакционных предприятий постепенно стали приобретать полиграфическую технику, тем самым не упуская заказчика и получая дополнительную прибыль. Предприятия этого направления со временем стали называться «редакционно-издательскими центрами» – РИЦ. В настоящее время обе формы таких предприятий объединены общими целями – обеспечить заказчика, имеющего намерение получить полиграфическую продукцию полным комплексом услуг. На рисунке 3.4 представлена общая схема построения структуры ИПК и РИЦ.
Рис. 3.4. Новые формы структурного построения взаимоотношений
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|