Вопрос 11. Школы мен.: эволюция и современность.
Классические школы направление менеджмента включало в себя три области: школа научного управления, административная школа и школа человеческих отношений Школа научного управления (1885—1920) связана с работами Ф. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет, Генри Гантта. Считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции руч труда. Первой фазой методологии были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Положения:1.) систематическое использование стимлирования с целью заинтересовать раб-ков в увеличении произв-сти и объема произв-ва. 2) Кол-во времени, выделяемое для выполнение заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. При этом люди, которые производили больше, вознаграждались больше.Важность отбора людей-срециалистов,большое значение обучению. 3) выступала за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Работа по управлению — это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Школа научного управления Фредерик Тейлор был первым, кто выделил менеджмент как отдельную отрасль профессиональной деятельности и смог провести свои исследования на примере единственного предприятия. Он отделил рабочих от машин, сделав их основным критерием производительности. Существенное достижение этой школы заключалось в систематическом стимулировании работников с целью заинтересованности их в увеличении производительности и объемов производства. При этом предусматривался отдых и перерывы в производстве, а время на выполнение определенных заданий считалось реальным и справедливо определенным.
Основные принципы Фредерика Тейлора. Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев. Сотрудничество администрации с рабочими. Равномерное и справедливое распределение обязанностей. Тейлор утверждает, что в обязанности руководства входит выбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении. Подготовка является определяющим моментом для повышения эффективности работы.
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах; должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями. Следует нормировать и стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. В своей концепции Тейлор значительное внимание уделяет «человеческому фактору». Административная школа 1920—1950) А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, Эфф-ть применительно к работе всей организации. Смотрели на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие хар-ки и закономерности орг-ий. Цель- создание универсал. принципов упр, связанных с двумя аспектами: 1. разработка рациональной системы упр-я орг-ей. Определяя осн функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, были уверены, что могут определить лучший способ разделения орг-ии на подразделения или группы. Файоль рассматривал упр как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. 2. построения структуры орг-ии и управления раб-ми. А. Файоль сформулировал принципы управления: 1. разделение труда - выполнение работы, большей по объему и лучшей по кач-ву при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;
2. полномочия (право отдавать приказ) ответственность- дисциплина. 3. единоначалие. 4. единство направления. действия в рамках одной цели, 5. подчиненность личн интересов общим. 6.вознаграждение персонала 7. централизация.8.справедливость 9.стабильность рабочего места для персонала. Большая текучесть кадров снижает эффективность организации; инициатива. Теория человеческих ресурсов (Герцберг, Макгрегор, Маслоу) Разработаны теории мотивации.Одной из них является иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу (1908–1970). Одной из наиболее известных концепций мотивации, продолжающей теорию Маслоу, Вопрос 12 Особенности российского менеджмента и современные проблемы использования зарубежного опыта управления Идеи совершенствования государственного управления высказывали в своих трудах в XVIII в. И.Т. Посошков, A.П. Волынский, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Д.А. Голицын, А.Н. Радищев и др. Заметный вклад в истории России XVIII в. и в развитии ее экономики оставила Екатерина II. В целях совершенствования управления Россия была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами, создано «Учреждение для управления губерний Российской империи», а каждая губерния делилась на 10–12 уездов. В развитие науки и практики управления в советский период вложили свой вклад А.К. Гастев, А.И. Берг, В.М. Глушков, Л.А. Канторович, С.Р. Струмилин, B.C. Немчинов и другие. М - это вид деят-ти чел-ка, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают нац и истор особенности, географ условия, уровень соц-эк отношений, культуру. Поэтому существует понятие не только менеджмента вообще,но и различных моделей менеджмента. Россия сейчас проходит тот эволюционный путь, который страны с развитой эк-кой прошли полвека тому назад. У нас нет опыта упр предприятиями в условиях рын эк-ки. Именно поэтому имеют место такие "болезни", как: 1)спрос не изучен, непонятен.Его наличие определяется по результатам продаж;2)не может быть и речи об установлении долгосрочных целей по сохранению и развитию бизнеса;3)отсутствуют объективные оценки деятельности управленцев;
Особенности российского менеджмента определяются: - высокой скоростью протекания соц-эк, полит и др. процессов, определяющих среду существования рос М; -комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению М в Р; -культурная среда, особенности общественного сознания и т. п. Воздействие факторов внеш и внутр среды придало рос м специфические черты. Р. находится в положении "догоняющего" и вынуждена идти революционным путем к освоению методов соврем менеджмента. Проблемы: 1)В России теория – основное, практика – вторична, на западе менеджер быстро мыслит, адаптируется 2)ресурсы, ценные – финансовые, на западе все одинаково ценные3) На западе менеджера от работника отличает не наличие подчиненных, а уровень прибыли, которую он приносит компании. Вопрос 13. Проектирование организационных систем. Модели и методы. (Вебер, Файоль) Структура организации - это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Организационная система управления — понятие многостороннее. Оно включает систему целей и их распределение между различными звеньями, поскольку механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей. Наконец, организационная система — это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач. Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценке и принятии к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений. Методы проектирования: 1) аналогий; экспортно-аналитического - состоит в обследовании и аналитическом изучении организации, с тем чтобы выявить специфические особенности, проблемы, «узкие места» в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации 2) структуризации целей - выработка системы целей организации и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей; организационного моделирования - представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации,
В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: Механистическая модель. цель которого – достижение высокого уровня производства и эффективности на основе широкого использования правил и процедур, централизованной власти и высокой специализации работ, ведомственная основа. К механистической модели относятся такие виды организационных структур как линейная (каждый работник подчинен только одному руководителю); линейно-штабная (осмысленная подготовка решений, высшее руководство высочайшей компетенции, нет четкости в распределении ответственности, тенденция к централизации власти); функциональная (иерархия органов управления по каждой функции, усложнение процедуры принятия решения, снижение ответственности исполнителей, дублирование функций); линейно-функциональная Вопрос 14 Элементы организационного проектирования. Структура организации - это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Организационная система управления — понятие многостороннее. Оно включает систему целей и их распределение между различными звеньями, поскольку механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей. Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценке и принятии к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений. Методы проектирования: 1) аналогий; экспортно-аналитического - состоит в обследовании и аналитическом изучении организации, с тем чтобы выявить специфические особенности, проблемы, «узкие места» в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации 2) структуризации целей - выработка системы целей организации и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей; организационного моделирования - представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации.
Проектируются все функциональные и целевые подсистемы, подсистемы обеспечения управления, подсистема линейного руководства, все составляющие их элементы: функции, оргструктура, технология управления, управленческие решения, производственные функции, оргструктура производства, кадры, технология производства, масштаб управляемости централизация и децентрализация, департаментизация и кооперация, иерархия и уровни, права и ответственность, дифференциация и интеграция. Проектируются взаимосвязи этих компонентов между собой и с внешней средой. Этапы оргпроектирования: ТЭО, задание на оргпроектирование системы управления, общий проект системы управления организацией, Организационный рабочий проект системы управления организацией, внедрение проекта. Департаментизация - группировка схожих работ и их исполнителей, т.е. осуществление их определенного организационного обособления исполнителей схожих работ. Группирование работ может быть вокруг ресурсов и вокруг результата деятельности. Например: группировка по численности, по территории, по времени; группировка по функциям, по процессам, по технологиям; по клиенту, по продукту, по территории. проектировании организации происходит группирование людей и работ по какому-то принципу. Существует две системы распределения прав и ответственности. Первая система строится на основе принципа единства подчинения, а ее схема похожа на «елочку». система является основой веберовской бюрократической организации и отличается высокой четкостью в фиксации прав и ответственности руководителя каждого уровня. • централизация и децентрализация, Централизация — это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации. Децентрализация — это передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией. • дифференциация и интеграция Дифференциация означает деление в организации работ между ее частями или подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения. Вопрос 15 Организационная культура: сущность, структура,функции.Упр. Организационная культура набор наиболее важных положений, применяемых членами организации, и получающих выражение в заявленных организацией ценностях и нормах, дающих людям ориентиры их поведения и действий. Структура: Внешние составляющие: символика, истории, традиции, церемонии; имидж: взаимоотношения. с людьми, дизайн, манера работы с контрагентами. Внутр. составляющие: правила, нормы поведения, должност. инструкции, общеуправленческая концепция, ценностная ориентация. Функции: координация (сплачивание), мотивация, профилирование (отличие от др организаций), привлечение кадров. Управление культурой: анализ культуры (идентификация, определение её влияния на оргсоставляющие); разработка спец мер по изменению культуры; формирование и поддержание системы ознакомления с культурой. Методы поддержания оргкультуры: Объекты и предметы внимания; реакция руководства на кризисные ситуации; моделирование ролей; система наград; критерии принятия на работу, продвижения, увольнения; ритуалы, обряды. Формирование культуры: комплексность представлений о назначении организации, первоочередность определения ценностей и философии, историчность, отрицание силового воздействия, комплексность оценки. Типы: опекунская (обсуждение, консенсус); предпринимательская (средства привлечения ресурсов для дальнейшего развития); бюрократическая (разработка формальных процедур оценки, контроля, принятия решения); праксиологическая (увеличение прибыли). Вопрос 16 Организация как система: жизненный цикл и типы орг. Организация -так же группа людей, деят-ть которых сознательно коорденированна для достижения поставленной цели. Организация — это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Признаки организации как системы: дифференциация, интеграция, сложность, единство цели, целостность и единство элементов, четко выраженное управление, открытость, формализация, динамичность. Состоит из: 1. соц составляющая – участники взаимодействующие м/у собой. 2.Техническая – совокупность материальных элементов 3.Соц-тех – совокупность рабочих мест 4.нормативно-правовая – совокупность юридических норм и стандартов. Св-ва: *наличие множества взаимозависящих элементов *относительная самостоят элементов *Наличие общей цели *наличие связи м/у элементами *определенная структура *четко выраженное управление. этапы развития: зарождение, рост орг-ции, зрелость, завершение(спад).Они составляют жизненный цикл фирмы. Как правило м/у жизненными циклами наступает кризис - характеризуется снижением эффективности деят-ти ниже границ рентабельности, потерей места на рынке, и возможностью гибели организации. Организация может выжить и перейти к следующему циклу развития, если найдет новую идею, новый товар, привлекательные для потребителя, и займет новое место на рынке. Задача руководства заключается в постоянном осуществлении мониторинга среды с целью прогнозирования позиции предприятия на кривой жизненного цикла и осуществления эволюционных организационных изменений. Жизненный цикл организации Адизес. Выхаживание. Основатель формирует преданность идее. Организация рождается тогда, когда основатель и инвесторы принимают на себя определенный риск. В противном случае, если никто не разделяет преданность организации, такая организация умирает. Младенчество. Ориентация на продукт. Компания на этапе Младенчества практически не имеет разработанной политики, системы, процедур или бюджета. Устанавливаются прочные межличностные отношения. Требует регулярного пополнения оборотного капитала. Авторитарный стиль управления, концентрация полномочий. «Давай-давай». Ориентация на сбыт. Лидеры компании стремятся расширить свои возможности за счет развития многих направлений. Такое распыление не дает ожидаемого эффекта. На данном этапе компания испытывает непреодолимое стремление к количественному росту, а ее единовластный лидер не любит прислушиваться к чужим советам. Юность. Основные характеристики: найм профессиональных менеджеров для наведения порядка и конфликтность на этой почве; старожилы против новичков; отсутствие средств контроля. Главные проблемы: делегирование полномочий (передача полномочий др лицу), смена целей, смена руководства. Расцвет. Характеристики: контролируемая и развиваемая креативность, рост сбыта и рост прибыльности, фокусирование на потребителях, забота и удовлетворение их потребностей. необходимые корректировки. Они стремятся удовлетворять потребности своих клиентов. Болезнь – спад: безынициативность, консервативные подходы, нежелание идти на риск, определенный застой, ориентация на прошлые достижения. Типы орг-ций: По форме собственности: гос, частные, муниципальные. По отраслевой принадлежности: транспорт, с/х, промышленность, торговля и т.д. По видам деят-ти: хоз, и общественные. По формализации: формальные – намеренно созданные по воле руководства, имеют четко поставленные Вопрос 17 Законы и принципы функционирования и развития организации. Закон - устойчивая, объективная связь явлений или событий, присущая большому числу объектов и обладающая неизбежной повторяемостью в сходных условиях. Законы: 1)синергии (единое целое больше суммы его элементов), 2)композиции и пропорциональности (стремление закрепить в своей структуре все необходимые элементы), 3)соответствия (соответствовать качеству ее составляющих), 4)информированности, упорядоченности (информация должна быть полной, достоверной, упорядоченной), 5)единства анализа и синтеза (анализ-преобразование-синтез), 6)развития (целенаправленное изменение с использованием максим-го потенциала, теория жизненного цикла), 7)самосохранения (за счет оптимального использования ресурсов), специфические законы соц. организаций (своеобразия (удобство структур пр-ва и управления), соц. гармонии (развитие соц.сферы способствует увеличению производительности), соц. загрузки. Принципы статической организации: целеобусловленность, системность, связность, линейность и функциональность, разделения и специализация, разделение и кооперация, единство директивы и распоряжений Принципы динамической организации: соотв-е задач и возможностей, ранжиров-е целей, целевая адаптация, стратегич-е планирование, толерантность, оперативность и гибкость, компенсация противодействий, профессиональное соответствие, компетентность Принципы рационализации: оптимальность, необходимое разнообразие, необходимости и достаточности, резервирование, единства формы и содержания, оптимальная звенность, обратная связь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|