Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция обеспечения доступа граждан к информации государства

 

Сегодня доступ граждан к информации государства регулируется рядом действующих нормативных правовых актов и является в той или иной форме предметом ряда обсуждающихся в обществе законопроектов. В связи с созданием электронного государства, доступ граждан к информации государства затрагивается целым рядом взаимосвязанных концепций, описывающих построение основных институтов электронного государства.

Сбор и хранение государством информации в бумажной и электронной форме является предметом «Концепции государственного учёта». В рамках этой концепции рассматриваются вопросы юридической значимости учётной информации, собираемой государством, в том числе в связи с предоставлением её иным лицам.

Систематизация правовых режимов информации государства (то есть совокупности установленных законом предписаний, ограничений и дозволений на доступ и распространение этой информации) является предметом «Концепции информационного регулирования» и законодательных актов, разрабатываемых в рамках её реализации. Для определения правил доступа граждан к информации государства важно отнесение информации к одному из правовых режимов:

· информация ограниченного доступа;

· информация, доступ к которой не ограничен.

В связи с исполнением государством различных обязанностей перед гражданами, предоставление информации государства можно разделить на несколько типов:

· Предоставление определённому лицу данных, относящихся к этому лицу. Общий принцип права гражданина на получение информации о себе распространяется практически на все системы государственного учёта.

· Предоставление определённому лицу данных, не относящихся к этому лицу, но на получение которых он имеет законное право. К этому типу относятся и получение данных представителями государственных органов для использования в своей деятельности, и получение данных по запросу суда, и отдельные случаи получения данных гражданами о других гражданах.

· Предоставление данных неопределённому кругу лиц. К этому типу относятся публикация информации государства, публичное раскрытие данных через интернет, предоставление данных по запросу, не требующее доказательства прав на получение этих данных. Среди систем государственного административного учёта можно выделить ряд систем, учётные события в которых приобретают правоустанавливающий характер исключительно после процедуры публичного раскрытия.

Предоставление информации ограниченного доступа требует идентификации запрашивающего информацию лица, проверку его полномочий, составление выборки учётных данных в соответствии с правами запрашивающего. Эта деятельность составляет часть деятельности по ведению государственного учёта и должна выполняться непосредственно организатором государственного учёта или его специально уполномоченными представителями.

Предоставление информации государства, доступ к которой не ограничен, производится неопределённому кругу лиц. В зависимости от уровня фактической доступности, такая информация подразделяется на опубликованную, раскрытую и доступную по запросу.

Предоставление информации претерпевает существенные изменения при переходе к государственному учёту (сбору и хранению информации) в электронной форме. Поэтому в настоящей концепции и в «Концепции информационного регулирования» вводится специальный термин

 

«раскрываемая информация» – информация, опубликованная в сети общего пользования и доступная по адресу, установленному законом. Для предоставления такой информации применяется термин «публичное раскрытие» или просто «раскрытие».

 

Для систем электронного учёта, содержащих публично раскрываемые данные, требуется создание специальной инфраструктуры раскрытия информации. Всякая система электронного государственного учёта должна иметь доступ к инфраструктуре раскрытия. Эта инфраструктура должна обеспечивать ряд принципиально новых свойств раскрытия информации в электронном виде.

 

Сбор, хранение и обработка информации в электронном виде позволяют раскрывать существенно большие объёмы информации, чем при ведении государственного учёта с помощью традиционных технологий.

 

Раскрытие информации электронного государственного учёта можно осуществлять проактивно, то есть помещать в публичный доступ всю информацию, подлежащую раскрытию. При этом исключаются механизмы предоставления данных по запросу (для информации, не требующей идентификации запрашивающего лица), запрос заменяется поиском по массиву уже раскрытой информации.

 

Применение технологий поиска и систематизации информации к раскрытым данным государственного учёта становится привлекательным рынком услуг для частного сектора, что гарантирует использование максимально эффективных методов организации информации и методов обработки информации (например, используемых для поиска в интернете).

Электронный учёт диктует необходимость раскрытия информации исключительно в электронном виде, с возможностью использования раскрытых данных гражданами в качестве юридически значимой информации без дополнительных обращений к государственным служащим.

Для обеспечения проактивного раскрытия юридически значимой информации инфраструктура раскрытия информации должна обеспечивать следующие свойства раскрытой информации:

· Доступность. Информация должна быть постоянно доступна, начиная с момента раскрытия. В настоящее время стандартной ситуацией является исчезновение информации из публичного доступа после официальной публикации (случаи скупки тиражей официальных бюллетеней и вестников).

· Официальность. Для раскрытой информации должно быть возможным определение источника информации и подтверждение прохождения установленных законодательно процедур её формирования. Инструментами обеспечения официальности являются электронная цифровая подпись и электронная нотаризация учётных событий.

· Неизменность. Нотаризация даёт также возможность удостовериться в целостности и неизменность раскрытой информации с момента раскрытия.

Инфраструктура раскрытия государственной информации включает репозитории раскрываемой государственной информации, получающие раскрываемые учётные данные и поддерживающие базовые функции публикации данных в интернете, поиска по ключевым параметрам, визуализации, предоставления метаданных, описывающих синтаксическую структуру и семантику учётных конкретной системы государственного учёта.

Обязанность по раскрытию информации государства состоит в обязанности определённого лица (органа государственной власти и управления) предоставлять информацию для раскрытия в соответствии с правилами, установленными законом. Обязанность по раскрытию считается выполненной в момент передачи информации органу, ответственному за осуществление раскрытия.

Раскрытие информации государства имеет правоустанавливающее значение для граждан и для самих органов государственной власти:

· Раскрытие фиксирует исполнение обязанности органа государственной власти по раскрытию информации.

· Учётные события в некоторых видах административного учёта приобретают правоустанавливающий характер исключительно после публичного раскрытия, то есть права и обязанности, вытекающие из данных административного электронного учёта, не могут возникнуть без раскрытия соответствующих учётных событий.

Поэтому система публичного раскрытия информации государства сама является системой электронного административного учётаинфраструктурной учётной системой. В связи с этим система раскрытия должны соответствовать требованиям, предъявляемым к системам электронного административного учёта, и, в частности, использовать иные инфраструктурные институты электронного учёта: нотаризацию событий получения информации.

Некоторые определения

 

Публичное раскрытие информации государства (раскрытие информации) – предоставление доступа в компьютерных сетях общего пользования к юридически значимой информации государства для неограниченного круга лиц, осуществляемое без направления специального запроса, обрабатываемого человеком.

Репозиторий раскрываемой информации – независимый от организатора учёта агент, осуществляющий получение раскрываемой информации, обеспечивающий её раскрытие всем заинтересованным лицам и отвечающий за обеспечение доступности информации.

Электронная нотаризация – удостоверения независимым агентом времени учётных событий и состава данных, входящих в учётное событие.

 

Использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет значительно повысить информационную прозрачность государства и существенно снизить затраты граждан и хозяйствующих субъектов на ознакомление с информацией о государстве. Раскрытие информации является важнейшей компонентой в таких сферах взаимодействия граждан и государства, как государственный учёт, оказание государственных услуг, надзор и контроль, аудит деятельности государства и пр. Внедрение ИКТ позволяет поддержать информационную открытость процессов и результатов государственного управления. Однако обеспечение информационной открытости невозможно в условиях отсутствия законодательно закреплённых требований к процедурам и средствам информационно-коммуникационной поддержки процессов раскрытия государственной информации.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...