Технологии передачи информации. Достоинства и недостатки различных подходов. Перспективы использования Интернет.
Как уже отмечалось, само наличие большой и полной базы правовой информации без регулярного и оперативного обновления не может удовлетворить всех потребностей пользователя. Специфика правовой информации как раз в том, что специалисту нельзя не знать последних изменений в законодательстве. Более того, несвоевременное получение даже одного небольшого документа может привести к серьезным проблемам. Можно выделить два основных этапа, или технологические процедуры, в процессе обновления информационных правовых баз, которые в том или ином виде присутствуют во всех технологиях, представленных на рынке СПС. Отметим, что речь идет только о технической стороне дела. Первый этап — актуализация эталонного банка правовой информации у компании-производителя. Второй этап — передача новой информации потребителю. В настоящее время используются два основных способа (технологии) доступа к правовым базам. Первый способ — удаленный доступ. В этом случае эталонная база имеется полностью только на сервере компании-разработчика. На компьютере пользователя копия базы (системы) отсутствует, и для получения доступа к любому документу необходимо использовать телекоммуникации При втором способе вся информационная база со специальной поисковой оболочкой, то есть полноценная СПС, устанавливается на компьютер пользователя или на его локальную сеть, и вся свежая информация целиком загружается в эту базу. При удаленном доступе поисковые и аналитические возможности работы с базой будут значительно беднее в силу универсальности телекоммуникационных пакетов и специфики работы с удаленными информационными ресурсами.
С чисто финансовой точки зрения технологии удаленного доступа более удобны для тех пользователей, которым не требуется очень часто обращаться к правовым базам. В последнее время наибольшую популярность приобретает работа с информацией через Интернет. Работа в сети Интернет это, по сути, тоже использование удобной технологии удаленного доступа. Причина ее популярности в очень простом и удобном графическом интерфейсе, позволяющем в едином стандарте работать с любой информацией. Правовые базы также могут быть доступны через сеть Интернет. Все наиболее известные СПС представлены в этой сети своими специальными онлайновыми версиями. Также в сети Интернет можно найти несколько серверов государственных органов с правовой информацией в открытом доступе. Как правило, эти базы, в отличие от профессиональных СПС, содержат только некоторые ограниченные наборы документов в основном отдельных ведомств. Доступ к правовым базам через Интернет имеет те же достоинства и недостатки, что и любой другой вид удаленного доступа. С одной стороны, использование Интернет позволяет очень оперативно получать свежую информацию непосредственно из ИБ разработчика. С другой стороны, обстоятельная исследовательская работа с многократными повторными обращениями к одним и тем же документам, во-первых, может быть неэффективна из-за серьезной зависимости от работы телекоммуникационных сетей и, во-вторых, пользователь лишается ряда дополнительных сервисных возможностей, которые могут быть реализованы только при работе со специализированной программной оболочкой, установленной на своем компьютере или локальной сети. Для профессиональной работы с российскими правовыми базами более удобен второй вид доступа, то есть установка всей базы данных со специальной поисковой оболочкой на компьютер пользователя (или на его локальную сеть). Специфика работы с правовой информацией такова, что пользователю приходится часами исследовать отдельные проблемы, просматривая десятки документов и возвращаясь по нескольку раз к одним и тем же фрагментам. Естественно, это лучше делать, если вся информация находится на ПК пользователя, а не на удаленном сервере.
На практике существует несколько разновидностей передачи информации в базы, расположенные на компьютерах пользователей. Во-первых, возможна передача только свежей информации и введение ее в СПС пользователя, то есть актуализация ИБ пользователя. После такой процедуры ИБ пользователя становится полностью идентичен эталонному банку разработчика. Этот вариант наиболее удобен, так как он позволяет передавать относительно малые объемы информации (только свежую информацию) и, соответственно, делать это оперативно и экономично. Во-вторых, иногда информационные базы передаются пользователю на CD-ROM. В этом случае обычно передается вся база полностью, что тоже удобно, но менее оперативно, особенно при передаче дисков в регионы. Таким образом, в настоящее время достаточно активно используются оба описанных способа доступа к правовым базам, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Более того, значительная часть пользователей сочетают эти две технологии. С одной стороны, на их компьютерах стоят полноценные СПС, информационные базы которых обновляются, например, раз в неделю. С другой стороны, для получения самых свежих документов пользователи изредка, по мере острой необходимости, обращаются на Интернет-сервер производителя СПС. По-видимому, в перспективе такое сочетание этих технологий и будет определять методику работы с СПС.
Таких систем уже довольно много: «Гарант», «Юрисконсульт», «Юсис», «Кодекс», «КонсультантПлюс», база данных ИНИОН (AISON) и, возможно, пока пишется эта книга, разрабатываются новые системы. По своим функциям и структуре эти системы имеют много схожих черт: — все они содержат довольно полно представленный банк данных по всем разделам законодательства РФ; — являются открытыми и постоянно пополняются новыми документами; — базы данных пользователя обновляются с удобной для пользователя периодичностью, так как кроме привычных форм передачи информации (почта, курьер) сейчас многим доступны электронная почта и выход в Ин-тернет;
— как правило, все системы работают под управлением как MS-DOS, так и WINDOWS и хорошо документированы; — каждая из систем позволяет осуществлять поиск документов разными методами, используя карточку реквизитов и словари по каждому реквизиту; — в каждой системе предусмотрен набор операций для работы с отдельным документом и с текстом документа: просмотр документа строчка за строчкой от начала до конца; просмотр по разделам, главам и статьям; просмотр фрагментов, содержащих поисковый контекст; — все системы позволяют извлекать фрагменты текста и перемещать их в редактор, работать с каждым документом не только в режиме просмотра, но и в режиме редактора; — существует возможность перехода от документа к документу по ссылкам (гипертекстам); — для путешествия по документам помимо ссылок предусмотрена еще и система закладок; — информационные банки хорошо структурированы по тематическим разделам, и такой подход позволяет пользователю приобретать только разделы, необходимые для дела. Например, только банковское и финансовое законодательство. Это заметно отражается на стоимости «приобретения» и на затратах, связанных с его сопровождением. Имеются, конечно, и отличия, а возможно, и недостатки, но каждый разработчик в условиях конкуренции стремится устранить недостатки и сделать свой программный продукт привлекательным для пользователя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|