Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи, решаемые с помощью ИПС и требования к ним

Эффективность информационной правовой системы напрямую зависит от тех задач, которые могут решаться с ее помощью, учета наиболее важных особенностей законодательства той страны, где она используется, именно эти особенности и рождают требования к подобной системе.

Основными задачами, которые могут быть решены пользователем, при использовании ИПС, стали следующие:

־ возможность использования большого объема документов и аналитических материалов;

־ эффективный анализ правовой информации;

־ возможность копирования фрагментов правовых документов в собственные служебные документы;

־ дружелюбный интерфейс поиска требуемых документов;

־ возможность составления подборок документов по темам или (и) за определенный период времени.

При формулировании требований, предъявляемых к современной Российской информационной правовой системе, прежде всего, еще раз следует отметить огромное количество нормативно-право­вых документов, изданных в России за последнее десятилетие. Число таких документов продолжает расти, при этом лишь небольшая часть публикуется, а те, что публикуются, обычно поступают в печать с большими опоз­даниями. Таким образом, ко многим документам отечественного законодательства не существует широкого доступа. Эту задачу призваны решать информационные правовые системы, распространяя полную и оперативную правовую информацию. Большое количество издающихся в России правовых документов отражается и на требованиях к тех­нологии ИПС, которая должна справляться с хранением и обработ­кой любого объема информации, предоставляя при этом эффектив­ные средства поиска нужных документов.

Часто найти вовремя требуемый документ недостаточно, кроме того, следует знать взаимосвязи этого документа с другими нормативными актами. Ведь порой, вновь вышедший документ, вводя новые правила, фактически изменяет или отменяет то, что действовало ранее, но в нем самом часто об этом нет никаких упоминаний. Встречаются документы, содержащие формулировки, допускающие неоднозначную трактов­ку. Ряд документов требуется применять «в соответствии» или «в части, не про­тиворечащей действующему законодательству». Именно поэтому, для решения какой-то конкретной проблемы требуется знать все связи найденного документа с другими. Пользователю каждый раз приходилось бы тратить много сил и времени для самостоятельного анализа и выявления всех взаимосвязей в сложных вопросах российского законодательства. Стремясь облегчить задачу грамотного применения законода­тельства пользователем, разработчики ведущих ИПС проводят юридическую обработку подключаемых в систему документов, предоставляя по ним дополнительную информацию: комментарии, ссылки на другие докумен­ты, справки об источниках опубликования и т.п.

Весь массив актуальной правовой и экономической информации в информационной правовой системе огромен и не всем пользователям он требуется в полном объеме. По этой причине информационный банк ведущих ИПС формируется не как одна монолитная база, а как совокупность не­скольких информационных блоков (баз), из которых и комплектуют­ся персональные пользовательские системы. Такая структура информацион­ного банка ИПС позволяет пользователю выбрать для подклю­чения в свою персональную систему именно ту информацию, ко­торая требуется для эффективной организации его деятельности.

Федеративное устройство нашего государства требует включения в ИПС кроме документов федерального законодатель­ства и документы, изданные на уровне субъектов федерации. Что связано с тем, что многие важнейшие вопросы находятся в совместном ведении, как федеральных органов, так и органов субъектов федерации, поэтому возникает тре­бование единого информационного пространства для документов федерального и региональ­ного законодательства в информационной правовой системе.

На основании выше сказанного можно сформулировать основные требования к программной реализации современной компьютерной базы данных по законодательству:

־ полнота банка правовой информации;

־ интеграция в системе документов федерального и регионального значения;

־ классификация документов по нормам права;

־ оперативность поступления нормативных документов с последующей постоянной актуализацией баз данных;

־ аутентичность электронных документов оригиналу или отсутствие ошибок в текстах документов;

־ проведение глубокой юридической обработки документов ведущими юристами России;

־ создание юридических комментариев в текстах документов;

־ возможность формировать пользовательскую базу из произвольного набора информационных блоков;

־ организация удаленного доступа к базе через телекоммуникационные линии;

־ эффективная технология хранения больших объемов информации с широким спектром поисковых возможностей;

־ возможность просмотра истории запроса;

־ снабжение документов гипертекстовыми ссылками;

־ многоцветный формат представления текста документов.

 

Одним из требований к современным информационным правовым системам стало использование гипертекста. Гипертекст [3] –такая организация текста, при которой отображение и доступ к информационным блокам представлены в виде логических связей и явно указанных переходов. С гипертекстовыми структурами Вы встретитесь при работе с компьютерными справочниками по операционной системе Windows или при пользовании «подсказками» популярных программных пакетов типа Microsoft Office.

 

1.1.1. Полнота информационного банка отдельной СПС и полнота общих информационных ресурсов компании-разработчика.

Полноту той или иной информационной базы следует оценивать прежде всего с точки зрения задач, решаемых разработчиком, и целей стоящих перед ним. Вместе с тем полнота информационного банка СПС — понятие относительное. (Далее под информационным банком СПС будем понимать множество всех документов, входящих в эту сие тему.) Например, полнота ИБ системы нормативных правовых актов РФ будет измеряться отношением числа включенных в нее нормативных актов к числу реально существующих нормативных актов на момент создания базы, и тематическая подборка нормативных актов мо­жет превратиться из полной в неполную за считанные месяцы или да­же недели вследствие изменения законодательства.

Важно отметить, что достаточно часто потребителей интересует не только полнота отдельных баз, но и информационные ресурсы компа­нии — разработчика СПС в целом. Дело в том, что если пользователь при­обретает только одну или несколько баз, предлагаемых тем или иным раз­работчиком, иногда ему могут потребоваться документы самой разной на­правленности, не вошедшие в купленный им комплект. Также многие специалисты хотят быть уверенными в том, что по мере развития их компа­нии и расширения круга интересов они смогут получить у компании — разработчика СПС всю необходимую дополнительную информацию.

Оценка общих информационных ресурсов и возможностей разработ­чика важна не только для того, чтобы проанализировать предлагаемый им информационный массив, но также и для того, чтобы попытаться спрогнозировать объем будущих поступлений в ИБ. Естественно, такой прогноз может быть только приблизительным.

Оценивать полноту информационных ресурсов компании-разработ­чика в целом можно двумя способами.

Первый способ. Оценка возможностей доступа компании-разработчика к источникам правовой информации. Для этого достаточно запро­сить список договоров об обмене информацией с органами государствен­ной власти и управления. Наличие представительного пакета таких дого­воров является верным признаком стабильной и аккуратной работы с информацией. Второй способ. Формальная оценка общего числа документов различ­ных типов во всех базах разработчика. Практически у любого разработчи­ка СПС существует вариант бесплатной установки полных каталогов на компьютер пользователя. Под каталогом в этом случае понимают специ­альную демонстрационную версию СПС, содержащую все названия доку­ментов без текстов. Однако при таком способе оценки полноты информа­ционных ресурсов необходимо иметь в виду, что формально большое ко­личество документов в СПС не гарантирует аутентичности этих докумен­тов. Это связано с тем, что разработчики далеко не всех СПС получают документы из первоисточника, так как не имеют представительного пакета договоров об информационном обмене. Как следствие, разработ­чики таких СПС не могут вводить документы с копии подлинника, а зна­чит, не могут обеспечить аутентичность документов.

Таким образом, наиболее предпочтительным способом оценки полно­ты информационных ресурсов компании-разработчика является первый способ, так как он позволяет одновременно оценить не только полноту, но и достоверность информационных ресурсов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...