Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отрывки из неизвестных источников 1 глава




/. Стобей. Антология XVII, 34 (Узенер, фрагм. 181): Я ликую от радости телесной, питаясь хлебом с во­дою, и плюю на дорогие удовольствия, — не за них са­мих, но за неприятные последствия их.

9. Стобей. Антология XVII, 23 (Узенер, фрагм. 469): Благодарение блаженной природе за то, что она сде­лала необходимое легкодобывасмым, а труднодобы­ваемое — необходимым.

10. Порфирий. К Марцелле (Узенер, фрагм. 47 1): Нередко можно найти человека бедного по отно­шению к конечной цели природы и богатого вздор­ными мыслями. Ведь ни один безумец не доволь­ствуется тем, что имеет, а скорее горюет о том, чего не имеет. Таким образом, как больные лихорадкой вследствие дурного свойства (характера) этой бо­лезни постоянно чувствуют жажду и желают са­мых вредных вещей, так и люди, у которых душа в дурном состоянии, постоянно бывают бедны всем и по своей алчности впадают в многообразные страсти.

/ /. Элиан Пестрая история IV, 1 3 (Узенер, фрагм. 473> Кому малого недостаточно, тому ничего недоста­точно.

12. Климент Алекс. (Узенер, фрагм. 478): Доволь­ство своим — величайшее из всех богатств.

13- Порфирий. К Марцелле (Узенер, фрагм. 478): Большая часть людей, боясь простоты стола, из страха обращается к действиям, могущим в очень большой степени произвести его, [страх].

14- Порфирий. К Марцелле (Узенер, фрагм. 479): Многие, получив богатство, находят в нем не избавле­ние от зол, но перемену на большие.

15- Порфирий. К Марцелле (Узенер, фрагм. 480): От зверских занятий количество имущества накапли­вается кучей, но жизнь образуется несчастная.

16. Порфирий. К Марцелле (Узенер, фрагм. 485): Человек бывает несчастлив или вследствие страха, или вследствие безграничной вздорной страсти; обуз-

дывая их, человек может приобрести себе способ­ность счастливо мыслить.

/ 7. Порфирий. К Марцелле (Узенер, фрагм. 486): Страдание заключается не в том, чтобы не иметь недо­статка в этом, а скорее в том, чтобы переносить беспо­лезное страдание от вздорных мыслей.

18. Парижский сб. изречений (Узенер, фрагм. 488): Низкая душа от удач возгоржается, а от несчас­тий смиряется.

19- Порфирий. К Марцелле (Узенер, фрагм. 489): Природа учит считать ничтожным то, что дается случаем, и, находясь в счастье, признавать себя не­счастными, а находясь в несчастье, не придавать большого значения счастью и принимать без шума (спокойно) блага, которые даются случаем, и быть готовыми к бою с кажущимся злом, которое дается им: ведь бренно все, что толпа считает благом и злом, а мудрость не имеет ничего общего со слу­чаем.

20. Плутарх. О спокойствии духа, гл. 17, стр. 474 С (Узенер, фрагм. 490): Кто наименее нуждается в завт­рашнем дне, тот с наибольшим удовольствием присту­пит к завтрашнему дню.

21. Афиней XII, стр. 547 а (Узенер, фрагм. 512): Я плюю на красоту и на тех, кто попусту (зря) восхи­щается ею, когда она не доставляет никакого удо­вольствия.

22. Климент Алекс. (Узенер, фрагм. 519): Величай­ший плод справедливости — безмятежность.

23. Стобей. Антология XUII, 139 (Узенер, фрагм. 530): Законы изданы ради мудрых, — не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла.

24. Плутарх. О том, что нельзя жить счастливо по наставлениям Эпикура, гл. 6, стр. 1090 С (Узенер, фрагм. 532): Если даже могут они, [т. е. преступники], остаться скрытыми, то получить уверенность в том, что останутся скрытыми, невозможно. Поэтому по­стоянный страх за будущее, гнетущий их, не дает возможности радоваться и не тревожиться за насто­ящее.

25. Геркул. свитки (Узенер, фрагм. 533): Кто до­стиг конечной цели человеческого рода, тот одина­ково хорош, хотя бы никто [при этом] не присутст­вовал.

26. Парижский сб. изречений (Узенер, фрагм. 537): Кто кажется страшным, тот не может быть сво­бодным от страха.

27- Плутарх. О слушании поэтов, гл. 14, стр. 37 А (Узенер, фрагм. 548): Благополучие и счастье не в оби­лии денег, не в высоте положения, не в должностях ка­ких-либо или силе, но в свободе от печали, умеренно­сти чувств и расположении души, полагающей [всему] пределы, назначенные природой.

28. Плутарх. Правильно ли сказано «Живи неза­метно», стр. 1128 (Узенер, фрагм. 551): Живи неза­метно!

29- Плутарх. Против Колота, гл. 31, стр. 1125С(Узе-нер, фрагм. 554): Надо сказать о том, как лучше всего человек соблюдает цель жизни, назначенную приро­дой, и как никто не будет добровольно стремиться с самого начала к власти над массами.

'R '.('I. ; f

'.;..: •;.:?* Of о

til

-mats

ЧАСТЬ II

ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ РИМЛЯН

«г-Сч

ЦИЦЕРОН МАРК ТУЛЛИЙ

"ft-. '<•<%>:

I Umcpoi i Марк Туллий (106—43 ДО н. э.) — римский философ, государственный деятель, оратор, теоретик риторики. Учился у греческих эпикурейцев Федра, Филона из Ларисы, стоика Диодота, с которым дру­жил, эпикурейца Зенона и ритора Деметрия. Наиболь­шее влияние оказал на него Посидоний. После убий­ства Цезаря в 44 г. до н. э., Цицерон был фактическим главой республиканского Рима. В 43 г. до н. э. цезари-анцы взяли верх и убили Цицерона.

Цицерон был противником эпикурейского ато­мизма, являлся сторонником стоического учения о целесообразности и провидении. Главное внима­ние он уделял проблемам этики. Наперекор скепти­кам отстаивал идею достоверности и всеобщей врож­денности моральных понятий. Аффекты души пред­ставлялись Цицерону слишком хаотичными, поэтому он считал, что лучше избавиться от них. По убежде­нию Цицерона, философия — это «наука об исцеле­нии души», «наука жить достойно», «руководительни­ца душ, изыскательница добродетелей, гонительница пороков».

Цицерон создал латинскую научно-философ­скую терминологию, которой европейцы пользуют­ся и теперь.

Влияние идей Цицерона прослеживается в веках, и — что показательно — особым почетом они пользо­вались в эпоху Просвещения и Великой французской революции, т. е. в эпоху, просветительские и респуб­ликанские идеалы которой были во многом созвучны идеалам самого Туллия. Как и гуманистам Ренессанса, идеологам Просвещения импонировало Цицероново

Античность

25. Геркул. свитки (Узенер, фрагм. 5 33): Кто до­стиг конечной цели человеческого рода, тот одина­ково хорош, хотя бы никто [при этом] не присутст­вовал.

26. Парижский сб. изречений (Узенер, фрагм. 537): Кто кажется страшным, тот не может быть сво­бодным от страха.

27- Плутарх. О слушании поэтов, гл. 14, стр. 37 А (Узенер, фрагм. 548): Благополучие и счастье не в оби­лии дс! ier, i ic в высоте по/южа 1ия, не в должностях ка­ких-либо или силе, но в свободе от печали, умеренно­сти чувств и расположении души, полагающей [всему] пределы, назначенные природой.

28. Плутарх. Правильно ли сказано «Живи неза­метно», стр. 1 128 (Узенер, фрагм. 551): Живи неза­метно!

29. Плутарх. Против Колота, гл. 3 1, стр. 1 1 25 С (Узе­нер, фрагм. 554): Надо сказать о том, как лучше всего человек соблюдает цель жизни, назначенную приро­дой, и как никто не будет добровольно стремиться с самого начала к власти над массами.

К;(*;. J г к<Ш;г;ф,-jy-._»,'.•;-,,') В »*/МС|*;) у*" J¥.'«M1 ОТ'-

о*«»» км ни т*»» г i а к*-

I,: '.ч

ЧШ О»««ГА";

ISt

ЧАСТЫ1

ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ РИМЛЯН

25- Геркул. свитки (Узенер, фрагм. 533): Кто до­стиг конечной цели человеческого рода, тот одина­ково хорош, хотя бы никто [при этом] не присутст­вовал.

26. Парижский сб. изречений (Узенер, фрагм. 537); Кто кажется страшным, тот не может быть сво­бодным от страха.

27- Плутарх. О слушании поэтов, гл. 14, стр. 37 А (Узенер, фрагм. 548): Благополучие и счастье не в оби­лии денег, не в высоте положения, не в должностях ка­ких-либо или силе, но в свободе от печали, умеренно­сти чувств и расположении души, полагающей [всему] пределы, назначенные природой.

28. Плутарх. Правильно ли сказано «Живи неза­метно», стр. 1128 (Узенер, фрагм. 551): Живи неза­метно!

29- Плутарх Против Колота, гл. 31, стр. 1125С(Узе-нер, фрагм. 554): Надо сказать о том, как лучше всего человек соблюдает цель жизни, назначенную приро­дой, и как никто не будет добровольно стремиться с самого начала к власти над массами.

•.•г.*): Л О'. ВТ.

! Л,

о*

ЧЯ

•>*/

ЧАСТЫХ

ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ РИМЛЯН

•с. -

.*•.'

цищрон марк туллий

Цицерон Марк Туллий (1 Об—43 до н. э.) — римский философ, государственный деятель, оратор, теоретик риторики. Учился у греческих эпикурейцев Федра, Филона из Ларисы, стоика Диодота, с которым дру­жил, эпикурейца Зснопа и ритора Демстрия. Наиболь­шее влияние оказал на пего 11осидопий. После убий­ства Цезаря в 44 г. до н. э., Цицерон был фактическим главой республиканского Рима. В 43 г. до н. э. цезари-анцы взяли верх и убили Цицерона.

Цицерон был противником эпикурейского ато­мизма, являлся сторонником стоического учения о целесообразности и провидении. Главное внима­ние он уделял проблемам этики. Наперекор скепти­кам отстаивал идею достоверности и всеобщей врож­денности моральных понятий. Аффекты души пред­ставлялись Цицерону слишком хаотичными, поэтому он считал, что лучше избавиться от них. По убежде­нию Цицерона, философия — это «наука об исцеле­нии души», «наука жить достойно», «руководительни­ца душ, изыскательница добродетелей, гонительница пороков».

Цицерон создал латинскую научно-философ­скую терминологию, которой европейцы пользуют­ся и теперь.

Влияние идей Цицерона прослеживается в веках, и — что показательно — особым почетом они пользо­вались в эпоху Просвещения и Великой французской революции, т. е. в эпоху, просветительские и респуб­ликанские идеалы которой были во многом созвучны идеалам самого Туллия. Как и гуманистам Ренессанса, идеологам Просвещения импонировало Цицероново

Античность

ЦИЦЕРОН МАРК ТУЛЛИЙ

Цицерон МаркТуллий (106—43 до н. э.) — римский философ, государственный деятель, оратор, теоретик, риторики. Учился у греческих эпикурейцев Федра,;; о Филона из Л.«рисы, стоика Диодота, с которым дру-#* жил, эпику) к-ица.Ченона и ритор.| Дсмсфия. Наиболь-f шее шипите с>ка:ил иа него Погпдомий. После убий-Г сгиаЦсмирм ii-1'l г. дом. ж, Цицерон был фактическим; главой республиканского 1'им.г IM3 г. до н. э. цезари-,?? * анцы взяли верх и убили Ци! щу.» ia. f',

Цицерон был противником эпикурейского ато-i-мизма, являлся сторонником стоического учения; о целесообразности и провидении. Главное внима­ние он уделял проблемам этики. Наперекор скепти­кам отстаивал идею достоверности и всеобщей врож-?: денности моральных понятий. Аффекты души пред-; ставлялись Цицерону слишком хаотичными, поэтому он считал, что лучше избавиться от них. По убежде­нию Цицерона, философия — это «наука об исцеле-; нии души», «наука жить достойно», «руководительниц ца душ, изыскатсльпица добродетелей, гонительница* пороков».

Цицерон создал латинскую научно-философ­скую терминологию, которой европейцы пользуют­ся и теперь.

Влияние идей Цицерона прослеживается в веках, и — что показательно — особым почетом они пользо­вались в эпоху Просвещения и Великой французской революции, т. е. в эпоху, просветительские и респуб­ликанские идеалы которой были во многом созвучны идеалам самого Туллия. Как и гуманистам Ренессанса, идеологам Просвещения импонировало Цицероново

Античность

 

стремление соединить мудрость с красотой и поль­зой и создать «популярную» — понятную всем обра­зованным людям, — «красноречивую» и применимую на практике философию. Вместе с тем по мере выдви­жения новых грандиозных спекулятивных систем, подобных учениям Декарта, Спинозы и Лейбница, «популярная» философия Цицерона становилась все менее привлекательной для философов-профессио­налов. В сравнении с теоретической строгостью и метафизической углубленностью этих учений, а тем более возникших позднее учений классического не­мецкого идеализма философия Цицерона восприни­малась как развлекательная беллетристика. С другой стороны, расширение историко-философского кру­гозора, позволившее в конце концов по достоинству оценить значение великих античных систем Демо­крита, Платона и Аристотеля, а также учений основ­ных эллинистических школ, опять же ставило Цице­рона в невыгодное положение. Сопоставление его с греческими корифеями приводило исследователей к выводу о сугубой подражательности и эклектичнос­ти его философии. Роковую роль в падении репута­ции Цицерона в XIX в. сыграли два известных немец­ких историка — Моммзен и Друмапн, представившие его в своих «Историях Рима» и самом дурном свете и как политического деятеля, и как мыслителя. Т. Момм­зен видел в сочинениях Цицерона только упражнения «фельетониста и адвоката». Под влиянием подобной гиперкритики русский биограф Цицерона Е. Орлов говорил о нем, что «он не дал ни одной мысли, кото­рая обогатила бы сумму наших идей». Такие оценки вообще типичны для прошлого века.

Правда, французский историк Г. Буасье, автор ве­ликолепно написанной монографии «Цицерон и его друзья», считал Цицерона родоначальником новой, специфически римской философии с ее ориентаци­ей на практичность и рациональность, полагая, что народы Запада только через ее посредство смогли потом воспринять философию греческую. Позднее взгляд на Цицерона как на учителя Запада подробно развил выдающийся представитель русской школы

546 -,>

классической филологии Ф. Зелинский в работе «Цицерон в ходе веков», изданной на немецком язы­ке. Другой представитель той же школы — М. По­кровский характеризовал Цицерона как «одного из крупнейших римских и европейских гуманистов-просветителей». Так что стремление по достоинству оценить Цицерона имело место и в тот период, ког­да в относящейся к римской эпохе историографии почти безраздельно господствовали мнения Момм-зена. В более близкие к нам времена это стремление нашло свое выражение в двух работах, имеющих од­но и то же название «Цицерон и его время», — италь­янского историка Э. Чачери и советского ученого С. Л. Утчснко. Касаясь попроси об исторической ро­ли философского тпорчсстиа Цицерона, Утченко спрансдлино отмечает, что i паипой заслугой Цице­рона как мыслители i недуст»• i и тать не то, что он по­пулярно иа/южил римлянам греческую философию и привил им вкус к философии нообщс, и даже не то, что он создал латинскую научно-философскую тер­минологию, которой европейцы пользуются и те­перь, а то, что он осуществил сознательный и целе­направленный синтез идей греческой философии «на основе извлечении и отбора всего, по его мне­нию, наиболее приемлемого» для здравого смысла римлян.

Отрывки из произведений Цицерона приводятся в переводе М. И. Рижского по изданию: Цицерон. «Философские трактаты». М., 1985.

«ОДИВИНАЦИИ*

;г ' Книга первая

I. (1) Существует древнее мнение, ведущее свое начало чуть ли не с героических времен, мнение, ко­торого придерживаются и римляне и все другие на­роды (и это единодушие, несомненно, подкрепляет его), что есть у людей нечто такое, что у нас называ­ется дивинация (divinatio), т. е. способность предчув-

.547

ствовать и узнавать будущее. Это была бы, конечно, великолепная и спасительная вещь (если бы только она существовала в действительности), с ее помо­щью смертная природа могла бы вплотную прибли­зиться к божественной. Так что мы в этом, как и во многом другом, поступили лучше, чем греки, присво­ив этой превосходнейшей способности название, производное от слова «divus» (божественный), между тем как греки, судя по толкованию Платона, произве­ли свое название от [слова «цсма», означающего] «ис­ступление» (furor).

(2) Я по крайней мере не знаю ни одного народа, будь то самый цивилизованный и образованный или дикий и варварский, который не верил бы в воз­можность предзнаменований будущего и в то, что некие люди способны понимать эти предзнамено­вания и предвещать.

Обратимся к авторитету самых древних и начнем с ассирийцев. Населяя страну ровную и обширную, они могли наблюдать небо, со всех сторон открытое, внимательно следить за передвижением и перемеще­нием звезд. Наблюдая все это, они заметили, что пред­знаменуют те или иные изменения в положении не­бесных светил, и эти свои познания передали позд­нейшим поколениям. Среди этого народа халдеи (название это происходит не от их искусства, а от на­звания их племени), постоянно наблюдая за звездами, создали, как считают, целую науку, которая дает воз­можность предсказывать, что с кем случится и кто для какой судьбы рожден. Считают, что это искусство раз­вивалось также у египтян с глубочайшей древности и в течение почти бесчисленных столетий.

Жители же Киликии, Писидии и соседней с ними Памфилии (я в свое время сам управлял этими стра­нами) считают, что полет птиц и их пение — это са­мые верные знамения, чтобы предсказывать будущее. (3) А Греция разве выслала хоть одну колонию в Эо-лию, Ионию, Азию, Сицилию, Италию без оракула Пифии, или Додонского, или Аммона? А какая война предпринималась Грецией без совета, полученного от богов?

//. И в государственных и в частных делах приме­няется не один только вид дивинации. Не говоря о других народах, какое множество видов [дивина­ции] в ходу у нашего! Сначала родитель этого города [Рима], Ромул, согласно преданию, не только приме­нил ауспиции при закладке города, но и сам также был наилучшим авгуром. Затем и другие цари ис­пользовали авгуров, а после изгнания царей никакое государственное дело ни в мирное время, ни на вой­не не велось без ауспиций. А так как казалось, что на­ука гаруспиков имела большое значение и тогда, ког­да нужно было испросить что-нибудь у богов, и тог­да, когда надо было принимать какое-либо решение или истолковать знамение и принести умилостиви­тельную жсртну, к) |римлипе| переняли из Этрурии всю эту пауку, ч и >< >м ни один вид дивинации не ока­зался у них к npciK орсжснии. (4) Поскольку же души, [как полагали наши предки), Moiyr без участия разума и науки, собственным споим независимым и свобод­ным движением ВДОХНОВЛЯТЬСЯ Д1ЮЯКО: ИЛИ В СОСТОЯ­НИИ умоисступления, или во сне, — то, считая сивил-лины, большею частью в стихах, прорицания данны­ми в состоянии умоисступления, [римляне] сочли нужным выбирать для их истолкования из числа граждан по десять человек. По этим же соображени­ям часто считали нужным внимательно прислуши­ваться также к вдохновенным предвещаниям таких прорицателей и провидцев, как Корнелий Куллеол во время Октавиевой войны. Не пренебрегал наш верховный совет и более важными сновидениями, если в них усматривалось нечто, имеющее отноше­ние к государственным иш-ересам. Да вот и на нашей памяти Л. Юлий, бывший консулом вместе с П. Рути-лием, восстановил храм Юноны Соспиты (Спаси­тельницы) по распоряжению сената на основании сна, увиденного дочерью Метелла Балеарского Це­цилией.

///. (5) Но древние, как я думаю, придерживались всего этого, скорее следуя традиции, чем руководст­вуясь разумом. Философами же были подобраны не­которые доказательства возможности истинной ди-

винации. Из философов, если начать разговор с древнейших, Ксенофан из Колофона (единственный из тех, кто утверждал, что боги существуют) полно­стью отвергал дивинацию. А прочие все, кроме Эпи­кура, болтавшего пустое и о природе богов, призна-,вали дивинацию, но неодинаковым образом. Так, Со­крат и все сократики, а также Зенон и его ученики остались при том же мнении, что и древние филосо­фы, в согласии со Старой Академией и перипатети­ками. Еще раньше 11ифагор иысоко по/и «ял авторитет этого мнения, он ведь и сам хотел быть авгуром. Так­же и Демокрит, серьезный автор, во многих местах признает возможность предвидения будущего. А вот перипатетик Дикеарх отвергал все виды дивинации, за исключением тех, которые даются в сновидениях и в исступлении. И наш друг Кратипп, которого я считаю равным самым знаменитым перипатетикам, также этим видам дивинации оказывает доверие, а прочие отбрасывает.

(6) Но стоики почти все виды дивинации защища­ют в соответствии с тем учением, которого как бы се­мена рассеял еще Зенон в своих комментариях, а Клеанф это учение еще немного пополнил. Затем присоединился к ним еще Хрисипп, человек острей­шего ума, который все учение о дивинации изложил в двух книгах, и, помимо этого, еще в одной — об оракулах и в одной — о сновидениях. А вслед за ними издал одну книгу его ученик, Диоген Вавилонянин, две — Антипатр, пять — наш Посидоний.

Но отступился от стоиков их, можно сказать, глава, учитель Посидония и ученик Антипатра, Панетий. Не осмелившись, правда, отрицать возможность и значе­ние дивинации, он заявил, что сомневается в ней. А раз ему, стоику, позволительно было высказывать та­кие, нежелательнейшие для стоиков, мысли по како­му-то одному вопросу, то почему бы стоикам не поз­волить нам того же по остальным вопросам? В осо­бенности, если то, что Панетию казалось неясным, остальным представителям той же школы представ­ляется яснее солнечного света. (7) Но как бы то ни было, это большая честь для Академии иметь в под-

крепление своих взглядов суждение и свидетельство превосходнейшего философа.

IV. Я сам, занимаясь исследованием вопроса, что следует думать о дивинации, — вопроса, по которому Карнеад так много и остроумно спорил со стоиками, и, опасаясь, как бы не увлечься невзначай теорией или ложной, или недостаточно обоснованной, при­шел к мнению, что следует и в этом случае поступить так, как я сделал в написанных мною трех книгах о природе богов, а именно тщательно еще и еще раз сопоставить аргументы с аргументами. Ибо если лег­комысленная доверчивость и ошибки постыдны во всех делах, то в этом — в высшей степени, поскольку тут приходится решать, какую меру доверия мы долж­ны иметь к ауспициям, обрядам, культу богов. И сле­дует недь опасаться, как бы мы или, проявив к этому i ipci 1сбрсжитсш>1 юс суп к)П1С1 me, I ie впали в нечестие, или, приняв [все на веру), не предались бабьим суеве­риям.

V. (8) Эти и некоторые другие вопросы мы часто обсуждали, и более основательно недавно, когда мы, я и мой брат Квинт, были в моем Тускуланском име­нии. Мы прогуливались в Ликее (это название верх­него гимнасия), и Квинт сказал: «Я перечитал недав­но твою третью книгу о природе богов. И хотя в ней доводы Котты поколебали мои убеждения, но полно­стью их не подорвали». «Вот и отлично, — говорю, — потому что и сам Котта рассуждал таким образом, чтобы скорее опровергнуть аргументы стоиков, чем сокрушить религию людей». «Об этом-то Котта и сам говорил, и много раз, — заметил Квинт, — думается мне, с той целью, чтобы не выглядеть уклоняющимся от общепринятых верований. Но мне кажется, что усердие его нападок против стоиков совершенно ус­траняет богов. (9) Я вовсе не собираюсь отвечать на его речь, так как Луцилий во второй книге достаточно защитил религию, и, как ты пишешь в конце третьей книги, тебе самому именно его мнение показалось ближе к истине Но ты в тех книгах обошел молчанием дивинацию, т. е. предсказание и предчувствие таких событий, которые считаются случайными (fortuitae).

Ты это сделал, полагаю, потому что счел удобнее рас­смотреть и обсудить это отдельно. Так вот, если угод­но, давай рассмотрим сейчас, что собой представляет дивинация и каковы ее возможности. Потому что я так рассуждаю: если существуют такие истинные виды дивинации, через которые мы узнаем о буду­щем и которые мы поэтому и применяем, то суще­ствуют и боги; и, в свою очередь, если существуют боги, то должны быть и люди, способные провидеть будущее».

VI. (10) «Ты, — говорю я Квиту, — защищаешь са­му цитадель стоиков, приводя их двойной аргумент: если есть дивинация, то существуют боги, а если су­ществуют боги, то должна быть дивинация. Но ни первое, ни второе из этих положений не так легко принять, как ты полагаешь. Ведь и будущее может быть предзнаменовано естественным образом, без участия Бога, и, пусть боги существуют, они, мо­жет быть, никакой дивинацией род человеческий не наделили».

«А для меня, — отозвался Квинт, — вполне хватает доказательств и того, что боги существуют и что они заботятся о людях, так как я считаю, что есть вполне ясные и несомненные виды дивинации. Если угодно, я изложу, что я об этом думаю, если, конечно, у тебя есть время и ты не предпочитаешь заняться чем-ни­будь другим вместо этих разговоров». (11) «У меня, — говорю, — Квинт, всегда найдется время для филосо­фии. А теперь, когда у меня нет ничего другого, чем бы я смог с охотой заниматься, я тем более хотел бы услышать, что ты думаешь о дивинации».

«Я, — ответил Квинт, — не скажу ничего нового, ничего такого, что бы не сказали другие до меня. Ибо я придерживаюсь того мнения, которое не только сложилось в глубочайшей древности, но и получило всеобщее признание у всех народов и племен, а именно, что есть два вида дивинации, из них один —-искусственный, другой — естественный (alterum artis est, alterum naturae). (12) Есть ли такой народ или та­кое государство, которые не придавали бы никакого значения предсказаниям будущего по внутреннос-

тям жертвенных животных или по толкованиям ди­ковинных явлений, молний, по предсказаниям авгу­ров или астрологов или по толкованиям жребиев (ведь во всем этом есть и какое-то искусство), или по­лученным в сновидениях, или в экстазе (эти два вида считаются естественными)? И я считаю, что в этих вопросах факты имеют большое значение, чем поис­ки их причин. Потому что есть некая сила и природа (vis et natura quaedam), которая при длительном на­блюдении над знамениями, равно как и при дейст­вии некоего наития и божественного вдохновения (aliguo instinctu inflatuque divino) возвещает буду­щее». <...>

XXIII. (46) Перейдем теперь к иноземным приме­рам. Гсраклид 11онтийский, человек ученый, слуша­тель и ученик 11л;1топа, пишет, что мать Фаларида уви­дела носч к* статуи Погон, которые она сама освятила в своем доме. Одна из этих статуй, Меркурия, держала в правой руке жертвенную чашу, и было видно, как из нее лилась кровь на землю. И, достигнув земли, кровь на глазах разливалась, так что весь дом залило кро­вью. Беспримерная жестокость Фаларида вполне под­твердила сон его матери.

Должен ли я также напомнить известную из книг Динона Персидского историю о том, как маги истол­ковали то, что приснилось знаменитому царю Киру? Кир, пишет этот историк, во сне увидел солнце у сво­их ног. Три раза он протягивал руки, напрасно пыта­ясь охватить солнце, но оно каждый раз, откатив­шись от него, ускользало и уходило. Маги (у персов это был круг ученых и мудрых людей) объяснили ца­рю, что три его попытки схватить солнце знаменуют, что он будет царствовать тридцать лет. Что и осуще­ствилось, ибо он умер 70 лет от роду, а царствовать начал в 40 лет.

(47) Есть, конечно, и у варварских народов некая способность предчувствовать и предвещать. Индиец Калан, сам возжелавший умереть, вступив в пылаю­щий костер, воскликнул: «О, славный уход из жизни! Когда смертное мое тело сгорит, как тело Геркулеса, дух вознесется к свету». А когда Александр спросил

у него, не желает ли он еще что сказать, тот ответил: «Хорошо, скажу: вскоре увижу тебя». Так оно и вы­шло. Ибо спустя немного дней и Александр умер в Вавилоне.

Теперь я ненадолго отклонюсь от снов, к кото­рым, впрочем, скоро вернусь. Говорят, что в ту ночь, когда сгорел храм Дианы в Эфесе, Олимпиада родила Александра. И на заре следующего дня маги возвестили: прошлой ночью родился бич и поги­бель Азии. Это об индийцах и магах. Но вернемся к снам.

XXIV. (48) Целий пишет, что когда Ганнибал хотел вынести из храма Юноны Лацинии золотую колон­ну, которая там стояла, и усомнился, золотая ли она вся или только позолоченная, то он приказал про­сверлить ее насквозь. Обнаружилось, что колонна подлинно золотая, и Ганнибал велел ее вынести. Но во сне ему явилась Юнона и предостерегла, что­бы он этого не делал, пригрозив, что если он не по­слушается, то она позаботится о том, чтобы он и тот глаз, который у него хорошо видит, потерял. И этот умнейший человек не пренебрег советом, получен­ным во сне. А из высверленного золота он повелел сделать статуэтку телушки, которую он поставил на верх колонны.

(49) А вот что еще можно прочитать в «Греческой истории» Силена, подробнейшим образом описав­шего жизнь Ганнибала (Целий во многом следует этому историку). Ганнибал после взятия Сагунта уви­дел во сне, что Юпитер вызвал его на совет богов. Когда он явился туда, Юпитер приказал ему идти войной на Италию и дал ему сопровождающим од­ного бога из числа тех, которые были на совете [бо­гов]. После того как войско выступило в поход, со­провождавший бог приказал Ганнибалу не огляды­ваться назад. Но тот не смог долго удержаться; побуждаемый любопытством, он оглянулся и вот увидел: чудовище, огромное и страшное, окруженное змеями, движется за войском, уничтожая все на своем пути, выворачивая деревья и кусты, опрокидывая до­ма. Изумленный Ганнибал спросил у бога, что это за

чудовище такое? И бог ответил: это идет опустоше-. ние Италии. И велел Ганнибалу двигаться дальше,! не останавливаясь, и не беспокоиться о том, что де­лается сзади.

(50) Историк Агафокл пишет, что карфагенянин Гамилькар, когда осаждал Сиракузы, во сне услышал голос, сообщивший ему, что завтра он будет обедать в Сиракузах. Но когда наступил следующий день, в лагере его произошло сильное столкновение меж­ду входившими в состав его войска карфагенскими и сицилийскими воинами. А сиракузяне, услышав это, сделали неожиданно вылазку. Они ворвались в лагерь Гамилькара, и им удалось захватить его жи­вым. И таким образом сон его сбылся. История пол­на подобными примерами, да и повседневная жизнь' людей — тоже.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...