Учение об обществе и государстве 15 глава
ходить разным образом, то мы будем сохранять спЫ койствие духа (безмятежность) так же, как если будем знать, что оно происходит так как-нибудь. Кроме всего этого, вообще следует уяснить себе то, что главное смятение в человеческой душе происходит, оттого, что люди считают небесные тела блаженными и бессмертными и вместе с тем думают, что они имеют желания, действия, мотивы, противоречащие этим свойствам (не соответствующие этим свойствам); смятение происходит также оттого, что люди всегда ожидают или воображают какое-то вечное страдание, как оно описано и мифах, может быть боясь и самого бесчувствия в смерти, как будто оно,имеет отношение к ним; также оттого, что они испытывают это не вследствие соображений мышления, а вследствие какого-то безотчетного (неразумного) представления (воображения) себе этих ужасов. Поэтому они, не зная их границ, испытывают такое же или же даже более интенсивное беспокойство (смятение), чем если бы дошли до этого мнения путем размышления. А безмятежность (спокойствие духа) состоит в отрешении от всего этого и в постоят юм памятова] гии общих и важнейших принципов. Поэтому надо относиться с вниманием к чувствам ннутрсппим и внешним, которые у нас имеются: о делах общих — к чувствам, общим всем людям, в делах индивидуальных — к чувствам индивидуальным, — и ко всякой имеющейся очевидности каждого орудия суждения. Ибо, если мы будем относиться К этому с вниманием, то будем правильно определять причины, откуда явилось (отчего происходило) смятение и страх, и. определяя причины небесных явлений и остальных спорадически случающихся , фактов, мы устраним все, что крайне страшит от-
,., дельных людей. t Вот тебе, Геродот, изложение главнейших поло- ,, жений, касающихся природы общей системы, в сокращенном виде, так что этот очерк может быть в точности удержан в памяти (усвоен). Думаю, что, даже если кто не обратится к точному изучению всех частностей системы, он все-таки приобретет могущество, не сравнимое с остальными людьми. Именно, он сам уяснит (сделает ясным) себе многое из того, что тщательно излагается нами в деталях во всей нашей работе (исследовании); да и эти самые положения, если он будет слагать их в своей памяти, будут постоянно помогать ему. Ибо они такого свойства, что даже те, которые уже знают детали в достаточной мере (степени) или даже в совершенстве, могут производить большую часть своих изысканий (исследований) о природе всего, основывая их на таких соображениях. А кто не принадлежит к числу вполне совершенных (идущих к полному совершенству), из тех некоторые могут не устным путем (способом) получить из этого очерка с быстротою мысли обзор самых важных положений для успокоения духа. «ЭПИКУР ПРИВЕТСТВУЕТ ПИФОКЛА» r Принес мне Клеон письмо от тебя, в котором ты выражаешь свои добрые чувства к нам, равные нашему расположению к тебе, и разумно стараешься держать в памяти рассуждения, способствующие счастливой жизни. Ты просишь прислать тебе краткое, небольшого размера рассуждение о небесных явлениях, чтобы легко помнить его, потому что то, что написано нами в других сочинениях, трудно запомнить, хотя, как ты говоришь, ты постоянно их носишь с собою. Мы с удовольствием приняли (рады были принять) твою просьбу и исполнились приятными надеждами. Поэтому, окончив все остальные наши писания, мы исполним твое желание, думая, что эти рассуждения будут полезны и многим другим, особенно тем, которые лишь недавно стали вкушать истинное учение о природе, и для тех, которые погружены слишком глубоко в занятие каким-нибудь обыденным делом. Поэтому хорошенько пойми это, держи в памяти и старательно изучай это вместе со всем остальным, что
мы послали в малом сокращения к Геродоту. Итак, прежде всего не следует думать, что при познании небесных явлений, когда о них говорится — в связи ли [с другими учениями системы] или самостоятельно, — нет никакой другой цели, кроме безмятежности (спокойствия духа) и твердой уверенности, так же, как и при всем остальном (при всех остальных отраслях знания). Не следует насильственным путем приводить невозможное объяснение и применять во всех случаях метод исследования, подобный тому, который применяется в наших сочинениях об образе жизни или относительно решения остальных физических проблем, каковы, например, положения, что вселенная состоит из тел и недоступной прикосновению природы, [т. е. пустоты], или что начала (элементы) неделимы, и все подобные утверждения, в которых имеется только одно объяснение, согласное с видимыми явлениями. Это неприменимо к небесным явлениям, но они допускают и несколько (более чем одну) причин возникновения (происхождения) своего и несколько суждений о бытии своем (природе своей), согласных с чувственными восприятиями. Ибо исследовать природу не должно на основании пустых (недоказанных) предположений (утверждений) и произвольных законоположений, но должно исследовать ее так, как вызывают к этому (требуют) видимые явления. Нашей жизни нужны уже не неразумная вера и необоснованные мнения, но то, чтобы жить нам без тревоги. Итак, всё (вся жизнь) происходит без потрясений по отношению ко всему, что может быть объяснено различным образом в согласии с видимыми явлениями, когда допускают, как и должно, правдоподобные (убедительные) высказывания об этом. Но если кто одно оставляет, а другое, в такой же степени согласное с видимыми явлениями, отбрасывает, тот, очевидно, оставляет область всякого научного исследования природы и спускается в область мифов. А указания относительно того, что совершается в небесных сферах, дают некоторые явления у нас на Земле, течение которых можно наблюдать, тогда как мы не можем наблюдать явлений в небесных сферах, ибо последние могут происходить различным образом (по-разному). Однако каждое небесное явление надо наблюдать, и затем по отношению к тому, что связано с ним, надо выделять те факты, совершению которых разным образом не противоречит то, что у нас происходит.
Мир есть ограниченная часть неба, заключающая в себе светила, Землю и все небесные явления. Если он разрушится, все придет в смешение. Эта часть неба есть отрезок от бесконечности: кончается она границей — или редкой, или густой, или вращающейся, или находящейся в покое — и имеет окружение — или круглое, или треугольное, или какое бы то ни было. Это может быть всячески, потому что этому не противоречит (против этого не свидетельствует) ни одно явление в этом (в нашем) мире, в котором нельзя заметить конца (окончания). А что число таких миров безгранично, это можно понять, и что такой мир может возникнуть и внутри [какого-нибудь] мира и в междумирии, — так мы называем пространство между мирами, — в месте, где много пустоты, а не в большом, прозрачном, [совершенно] пустом, как утверждают некоторые. Такое возникновение бывает тогда, когда какие-нибудь пригодные [для этого] семена потекут от одного мира или междумирия или даже от нескольких, мало-помалу производя прибавки, расчленения и, при случае, перемещения в другое место и орошения из пригодной материи до достижения законченности и устойчивости (стабилизации); [это продолжается до тех пор], пока заложенные в основании устои могут получать прибавления. И действительно, не должно быть, [т. е. недостаточно], только того, чтобы произошло скопление [атомов] и чтобы вихрь [пришел в движение] по необходимости, как предполагают, в пустом пространстве, в котором может возникнуть мир, и чтобы мир возрастал до тех пор, пока не столкнется с другим миром, как утверждает один из так называемых физиков: ведь это противоречит явлениям. Солнце и Луна и остальные светила не возникли сами по себе, [т. е. независимо от мира, вне мира], и лишь впоследствии были принимаемы миром, но они тотчас, [т. е. с самого начала], стали образовываться и увеличиваться благодаря прибавлению и вращению некоторых мелких природ, или ветряных, или огнеобразных, или состоящих из того и другого: так ведь подсказывает чувственное восприятие. А величина Солнца, Луны и остальных светил с нашей точки зрения такая, какою кажется; а сама но себе она или немногим больше видимой, или немногим меньше, или такая же. Ведь так и огни у нас [на Земле], наблюдаемые с некоторого расстояния, рассматриваются на основании чувственного восприятия. Равным образом всякое возражение против этого пункта будет устранено, если внимательно относиться к очевидным фактам, как мы и показываем в сочинениях о природе. Восход и заход Солнца, Луны и остальных светил может происходить и вследствие возгорания и угасания, если окружающая материя, и притом в обоих местах, [т. е. в месте восхода и в месте захода], такова, что вышесказанное может совершаться, ибо ни одно явление против этого не свидетельствует (этому не противоречит). Да и вследствие явления их над Землей и, наоборот, заслонении их Землею вышесказанное могло бы совершаться, ибо также ни одно явление не свидетельствует против этого (не противоречит этому). Что касается движений их, то нет невозможного в том, что они совершаются вследствие вращения всего неба или вследствие того, что при стоянии неба они вращаются благодаря необходимости, образовавшейся с самого начала при возникновении мира с целью их восхода, — от жара по причине распространения огня, всегда движущегося последовательно в прилегающие места. Повороты Солнца и Луны, может быть, происходят вследствие косвенного положения неба, которое принуждается к этому положению временами года; равным образом возможно, что и вследствие противоположного давления воздуха или вследствие того, что пригод-
ная в каждом случае материя последовательно загорается, а та, [прежде горевшая], приходит к концу; или также, может быть, вследствие того, что с самого начала такое вращение неба было придано этим светилам, что они движутся наподобие спирали. Ведь все такие и родствен! ibie им объяснения не находятся в противоречии ни с одним из очевидных фактов, если кто при исследовании всех частностей подобных вопросов всегда придерживается возможного и может каждую частность привести в согласие с явлениями, не боясь рабских хитросплетений астрономов. Ущерб Луны и опять наращение ее могло бы происходить как вследствие вращения этого тела, так равно и вследствие строения воздуха, а также вследствие заслонения ее друшм телом и вообще может быть объяснено всякими способами, которыми и явления у нас на Земле призывают пас объяснить эти фазы, — если только кто-нибудь, увлекшись страстью к методу объяснять явления одним способом, не отвергает безрассудно все другие методы, не рассмотрев, что возможно человеку познать и что невозможно, и через это стремясь познавать невозможное. Кроме того, возможно, что Луна имеет свет от себя, но возможно, что и от Солнца. В самом деле, и у нас, как мы видим, многие предметы имеют свет от себя, а многие — от других предметов. И ни одно из небесных явлений не препятствует этим объяснениям, если кто всегда помнит о методе объяснять явления разными способами и рассматривает вместе с тем гипотезы и причины, согласные с ними, [т. е. с небесными явлениями], а на то, что с ними не согласно, не обращает внимания, не придает понапрасну этому значения и не спускается то так, то этак к методу объяснять явления одним способом. Отпечаток лица на Луне может происходить как вследствие перемещения ее частей, так и вследствие заслонения ее чем-нибудь и вследствие всякой другой причины, которая может быть наблюдаема, если она находится в согласии с явлениями. Ибо по отношению ко всем небесным явлениям не должно
отказываться от способа исследования таким путем: ведь если кто будет бороться с очевидными фактами, тот никогда не сможет получить в удел истинную безмятежность (спокойствие души). Затмение Солнца и Луны может происходить как вследствие угасания, как и у нас это (такой процесс) наблюдается, так и вследствие заслонения их какими-нибудь другими телами, — Землею, или каким-нибудь невидимым телом, или чем-нибудь другим таким. И, таким образом, надо рассматривать вместе близкие друг другу причины, и не следует считать невозможным, что некоторые из них действуют одновременно. Далее, правильность обращения небесных тел следует понимать так же, как и правильность некоторых явлений, случающихся у нас на Земле. Божественную природу никоим образом не должно привлекать для этого, но должно хранить ее свободной от тягостных обязанностей, в полном блаженстве. Ведь если это не будет выполнено, то все исследование о причинах небесных явлений будет напрасным, как уже и случилось с некоторыми, которые не держались возможных объяснений, но впали в мысль вздорную, будто небесные явления происходят лишь одним способом, а все другие возможные способы отбрасывают, доходя до немыслимого и не будучи в состоянии финншшть земные явления, которые должно принимать:ta указания. Изменение длины ночей и дней происходит как оттого, что движения Солнца над Землей бывают быстры и опять медленны, вследствие его прохождения чрез места меняющейся (неравной) длины, так и оттого, что оно проходит чрез некоторые места быстрее или медленнее, как и у нас наблюдаются некоторые явления, с которыми должно согласоваться, говоря о небесных явлениях. А те, которые принимают одну причину, борются против очевидности явлений и не задаются вопросом — возможно ли человеку делать такие наблюдения. Приметы [предсказания] погоды могут быть как на основании совпадения обстоятельств, как это бывает у животных, видимых у нас, так и на основа- нии перемен воздуха: и то и другое не противоречит [видимым] явлениям. Но при каких обстоятельствах действует та или эта причина, понять невозможно. Облака могут образовываться и собираться как вследствие сгущения воздуха под давлением ветров, так и вследствие переплетения атомов, держащихся друг за друга и пригодных для совершения (осуществления) этого, и вследствие собрания излияний (испарений) из земли и вод; также нет невозможного в том, что и разными другими способами образуются соединения таких вещей. А затем, когда они где (в одном месте) подвергаются давлению, где (в другом месте) изменению, из них может образоваться вода (дожди), а еще когда нисходящим потоком ветры движутся через воздух из пригодных для этого мест, причем более сильный л и пень образуется от некоторых скоплений атомоп, пригодных для таких излияний. Гром может происходить или вследствие кручения ветра в пустотах туч, как бывает в наших сосудах, или вследствие гудения огня, наполненного ветром внутри туч, или вследствие разрывов туч и их разделения, или вследствие трения туч, или вследствие того, что тучи ломаются, получив отвердение, подобное льду: явления призывают нас говорить, что как целое, [т. е. все небесные явления], так и явления этого рода могут происходить разными способами. Точно также и молния может происходить разными способами: именно, вследствие трения и столкновения туч сочетание атомов, способное произвести огонь, выскальзывая [из туч], рождает молнию; вследствие того, что ветры выталкивают из туч такие тела, которые производят это блистание; вследствие выдавливания (вытеснения), когда производится давление на тучи или друг другом, или ветрами; вследствие того, что свет, рассеянный (истекающий в рассеянном виде) от небесных светил, воспринимается тучами, потом сгоняется (сдавливается) движением туч и ветров и выпадает через тучи; вследствие того, что через тучи процеживается (просачивается) свет, состоящий из тончайших частиц, благодаря чему тучи от огня воспламеняются, и вследствие движения огня происходит гром; вследствие того, что ветер воспламеняется как от напряженности (стремительности) движения, так и от сильного вращения; вследствие того, что тучи разрываются ветрами и выпадают атомы, способные производить огонь и производящие явление молнии. Да и mi югими другими способами легко можно будет наблюдать, если придерживаться постоянно явлений и быть в состоянии сравнивать [с ними] то, что подобно им. Молния предшествует грому при таком строении туч или потому, что одновременно со вторжением ветра в тучу выталкивается строение атомов, способное производить молнию, а потом ветер, крутясь, производит этот гул; или потому, что они оба одновременно выпадают из тучи, но молния движется к нам с более напряженной (с более стремительной) быстротой, а гром запаздывает (приходит позже), подобно тому, как это бывает при некоторых предметах, наблюдаемых с расстояния и производящих какие-нибудь удары. Удары молнии могут происходить вследствие более обильных собраний ветров, их вращения, сильного воспламенения, прорыва части их и весьма силы юго выпадения этой части на места внизу, причем прорыв происходит потому, что соседние места более сгущены от давления туч, или вследствие самого выпадения вращающегося огня, — подобно тому, как может происходить гром, — когда огонь станет довольно большим, сильно наполнится ветром и прорвет тучу оттого, что не может податься в соседние места из-за постоянного давления туч одной на другую. И многими другими способами могут происходить удары молнии; только пусть [при объяснении их] не будет сказки; а сказки не будет, если надлежащим образом следовать видимым явлениям и из них брать указания для объяснения невидимых. ?.- Циклоны (ураганы) могут возникать вследствие того, что туча в виде столба спускается в нижние места, толкаемая скопившимся внутри ее ветром и влекомая сильным ветром, причем одновременно тучу толкает в бок внешний ветер. Или вследствие того, что ветер принимает кругообразную форму, причем часть воздуха вместе с тем вталкивается сверху. Или вследствие того, что образуется сильный поток ветров и не может протечь в бок по причине сгущения окружающего воздуха. Если циклон спускается до земли, то образуются смерчи всеми способами, которыми происходит их возникновение от движения ветра; а если циклон спускается до моря, то происходят водяные смерчи. Землетрясения могут возникать вследствие того, что ветер заключен в земле, перемещает ее небольшими массами и непрсрыино двигает, что и сообщает колебание земле. Этот истер земля или принимает в себя извне, или же он возникает оттого, что массы земли внутри падают в псщерообразные места земли, обращая в ветер заключенный в них воздух. Кроме того, землетрясения Moiyr происходить вследствие самого распространения движения от падения многих масс и отдачи удара (обратного удара), когда движение встречается (сталкивается) с сильнее сгущенными массами земли. Также и многими другими способами (от многих других причин) могут происходить эти движения земли. А ветры образуются, когда время от времени какая-нибудь посторонняя материя постоянно и постепенно (мало-помалу) проникает (пробивается), а также вследствие обильного собрания воды. А остальные ветры образуются также, когда немногие потоки воздуха попадают во многие углубления, причем происходит распространение их, [потоков]. Град образуется как вследствие более сильного замерзания, когда некоторые ветристые тела собираются отовсюду и разделяются, так и вследствие более умеренного замерзания некоторых водооб-разных тел и их одновременного разрыва, что производит в одно и то же время и столкновение их и ржфын, так что они, замерзая, соединяются частями и целыми массами. Что касается круглой формы Грлдй, то нет невозможного в том, что она становится такою оттого, что оконечности (края) тают со всех сторон [во время падения], или же оттого, что, как говорят, тела, будут ли они водообразные или ве-тристые, при соединении собираются ровно частями со всех сторон. Снег может образовываться оттого, что тонкая иода (тонкий дождь) выливается из туч благодаря порам соответствующей формы и сильному, постоянному сдавливанию ветрами пригодных для этого чуч, а потом она, [вода], при своем движении по воздуху замерзает по причине холодности воздуха, окружающей ее в местах ниже туч. Такое излияние из туч может происходить также вследствие замерзания н тучах, имеющих равномерную неплотность (редкость, пористость), когда тучи водообразные, лежащие рядом, давят одна на другую: они, совершая как бы столкновение, производят град, что бывает очень часто в воздухе. Также вследствие трения замерзших туч [одной о другую] это скопление снега может (эти комочки снега могут) получать отскаки- наиие. И другими способами может снег образовы^ Мтъея. Роса образуется как вследствие того, что из воздуха сходятся одна с другою такие частицы, которые бывают способны образовать такую сырость; также И вследствие того, что частицы поднимаются от мест, или влажных, или содержащих воды, — в каковых местах особенно образуется роса, и потом, когда они сойдутся в одно место и образуют сырость, они падают на места внизу, как и у нас подобным об-ра:юм наблюдаются некоторые такие явления во многих случаях. Иней тоже образуется вследствие изменения частиц росы оттого, что такие частицы замерзают под влиянием окружающего их холодного воздуха. Лед образуется как вследствие вытеснения из воды частиц круглой формы и соединения находящихся в воде треугольных и остроугольных частиц, так и вследствие прибавления извне таких частиц, которые, сплотившись (скопившись), доставляют замерзание воде, вытеснив некоторое количество круглых частиц. Радуга образуется вследствие того, что Солнце освещает водообразный воздух, или вследствие особенного смешения света и воздуха, которое может производить эти особенные цвета — или все, или каждый в отдельности (особенности этих цветов — или всех, или каждого в отдельности); а благодаря обратному отблеску от этого соседние области воз-с духа могут получать такой цвет, какой мы видим, —i" именно вследствие освещения частей. Это представ* ление о круглой форме радуги происходит оттого, что расстояние от всех точек ее воспринимается взором как раш к >е, или же отгого, что так как атомы в воздухе или н тучах, несущиеся от того же самого воздуха, получают ci uu m iu шс в такой форме, то это сочетание [света н ш>:1духа| спускается в виде некой окружности. Кольцо вокруг Луны образуется или вследствие того, что воздух со всех сторон несется к Луне, или вследствие того, что воздух настолько равномерно задерживает несущиеся от Луны истечения, что располагает их кругом нее в виде этого облакообразно-го кольца, совершенно не разделяя его (без всяких пропусков в нем). Или же это кольцо образуется вследствие того, что земной воздух равномерно со всех сторон задерживает окружающий Луну воздух, располагая окружение ее так, что оно становится круглым и толстым. А это происходит в некоторых частях [неба] или потому, что какое-нибудь течение извне понуждает [воздух], или потому, что теплота овладевает порами (загораживает поры) [Лу-§ ны] надлежащим образом для того, чтобы это про*г* извести. Кометы возникают или потому, что в некоторых местах в некоторые промежутки времени в небесных высях сгущается огонь по причине скопления материи, или же потому, что по временам небо над нами имеет какое-то особенное движение, так что Античность такие звезды открываются (становятся видимыми), или они сами в некоторые времена начинают двигаться вследствие какого-нибудь скопления материи и приходят в наши места и становятся видимыми. И исчезновение их происходит по причинам, противоположным этим. Некоторые звезды вращаются на одном и том же месте, что случается не только потому, что стоит [неподвижно] эта часть мира, вокруг которой остальное вращается, как говорят некоторые, но также и потому, что ее окружает круговое вращение воздуха, которое препятствует этим звездам вращаться, как вращаются остальные, или также потому, что в дальнейших местах для них нет пригодного вещества, а есть оно только в этом месте, в котором мы видим их находящимися. И другими многими способами это может совершаться, если кто может делать умозаключение, согласное с [видимыми] явлениями. Что некоторые звезды блуждают — в случае, если действительно они так совершают движения, — а некоторые не так двигаются, причина этого, может быть, заключается в том, что они, с самого начала двигаясь кругообразно, подчинены такой необходимости, что одни двигаются по одной и той же орбите — правильной, а другие — по орбите, которая в то же время имеет некоторые неправильности. Однако возможно, что в пространствах, через которые они двигаются, в одних местах есть правильные протяжения (течения) воздуха, последовательно толкающие их в одном и том же направлении и правильно воспламеняющие их, а в других местах протяжения (течения) воздуха неправильны, так что происходят наблюдаемые нами отклонения. А приводить одну причину для этого, тогда как [видимые] явления требуют нескольких объяснений, это — безумно, и неправильно поступают ревнители (приверженцы) бессмысленной астрологии, попусту приводящие причины некоторых явлений, причем они никоим образом не освобождают божественную природу от тяжелых обязанностей. 5М " ' «««. ч Случается видеть, что некоторые звезды отстают от некоторых других; это бывает или потому, что они хотя обходят (описывают) тот же самый круг, но двигаются медленнее; или потому, что они [в действительности] двигаются в противоположном направлении, хотя и увлекаются обратно тем же самым вихрем; или же потому, что они хотя несутся по кругу тем же вихрем, но вращаются — одни по большему пространству, другие — по меньшему. Но давать одно объяснение этим явлениям — это прилично только тем, кто хочет морочить толпу. То, что называется падающими звездами, может происходить отчасти вследствие трения их между собой и выпадении [обломкои] там, где бывает выдувание их нгфом, как мы гоиорим относительно молнии, или что происходит вследствие соединения атпм< in, < not <>f>iиjx производить огонь, когда бывает скопление родственной материи, пригодной для совершения этого, и вследствие движс! 1ия их в том направлении, куда сначала, при скоплении их, бывает направлен толчок; или это происходит вследствие стсче! шя ветра в некоторых тумановидных уплотнениях и воспламенения его благодаря круговращению, причем он затем прорывается из своего окружения в несется в то место, к которому бывает направлен толчок. Есть также и другие способы для совершения этого, свободные от мифических объяснений. Приметы [предсказания] погоды по некоторым животным основаны на случайном совпадении обстоятельств. Ведь животные не могут оказывать никакого принуждения на то, чтобы окончилась зима, и не сидит никакая божественная природа, которая следила бы за выходом этих животных и потом приводила бы в исполнение эти приметы. Ведь такая глупость не могла бы напасть ни на одно живое существо, если только оно обладает хоть каким-нибудь развитием, не говоря уже о существе, обладающем полным блаженством. Все это запомни, Пифокл: благодаря этому во многих случаях ты избегнешь мифической болтов- ни и будешь в состоянии понимать вещи, однородные с этими. Но больше всего предайся изучению начал, бесконечности и родственных с этим предметов, а также орудий суждения (критериев) и внутренних чувств и цели, ради которой мы ведем эти рассуждения. Тщательное изучение этого даст тебе легко возможность понимать причины частностей. А кто не предается с возможно большей любовью этим предметам, те не могут ни их самих хорошо понять, ни усвоить себе цели, ради которой следует изучать это. «ЭПИКУР ПРИВЕТСТВУЕТ МЕНЕКЕЯ» Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени. Поэтому и юноше и старцу следует заниматься философией: первому — для того, чтобы, старея, быть молоду благами «следствие благородного воспоминания о прошедшем, а второму — для того, чтобы быть одновременно и молодым и старым вследствие отсутствия страха перед будущим. Поэтому следует размышлять о том, что создает счастье, если действительно, когда оно есть, у нас все есть, а когда его нет, мы все делаем, чтобы его иметь. Что я тебе постоянно советовал, это делай и об этом размышляй, имея в виду, что это основные принципы прекрасной жизни. Во-первых, верь, что Бог — существо бессмертное и блаженное, согласно начертанному в уме человека общему представлению о Боге, и не приписывай ему ничего чуждого его бессмертию или несогласного с его блаженством; но представляй себе о Боге все, что может сохранять его блаженство, соединенное с бессмертием. Да, боги существуют: познание их — факт очевидный. Но они не таковы, какими их представляет себе толпа, потому что толпа не сохраняет о них постоянно своего представления. Нечестив не тот, кто устраняет богов толпы, но тот, кто применяет к богам представления толпы, ибо высказывания толпы о богах являются не естественными понятиями, но лживыми домыслами, согласно которым дурным людям боги посылают величайший вред, а хорошим — пользу. Именно люди, все время близко соприкасаясь со своими собственными добродетелями, к подобным себе относятся хорошо, а на все, что не таково, смотрят, как на чуждое. Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Ведь все хорошее и дурное заключается «ощущении, и смерть есть лишение ощущении III» пому иранилыюс [шалиетого, что смерть нг имеет н iим никакого oi ношения, делает смертность жшпи усладительной, не потому, чтобы оно прибавляло к ней Пограничное количество времени, но потому, что отнимает жажду бессмертия. И действительно, нет ничего страшного в жизни тому, кто всем сердцем постиг (вполне убежден), что в не-жизни нет ничего страшного. Таким образом, глуп тот, кто говорит, что он боится смерти не потому, что она причинит страдание, когда придет, но потому, что она причиняет страдания тем, что придет: ведь если что не тревожит присутствия, то напрасно печалиться, когда оно только еще ожидается. Таким образом, самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем. Таким образом, смерть не имеет отношения ни к живущим, ни к умершим, так как для одних она не существует, а другие уже не существуют.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|