Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учение об обществе и государстве 15 глава




ходить разным образом, то мы будем сохранять спЫ койствие духа (безмятежность) так же, как если бу­дем знать, что оно происходит так как-нибудь. Кро­ме всего этого, вообще следует уяснить себе то, что главное смятение в человеческой душе происходит, оттого, что люди считают небесные тела блаженны­ми и бессмертными и вместе с тем думают, что они имеют желания, действия, мотивы, противоречащие этим свойствам (не соответствующие этим свойст­вам); смятение происходит также оттого, что люди всегда ожидают или воображают какое-то вечное страдание, как оно описано и мифах, может быть боясь и самого бесчувствия в смерти, как будто оно,имеет отношение к ним; также оттого, что они ис­пытывают это не вследствие соображений мышле­ния, а вследствие какого-то безотчетного (неразум­ного) представления (воображения) себе этих ужа­сов. Поэтому они, не зная их границ, испытывают такое же или же даже более интенсивное беспокой­ство (смятение), чем если бы дошли до этого мне­ния путем размышления. А безмятежность (спокой­ствие духа) состоит в отрешении от всего этого и в постоят юм памятова] гии общих и важнейших прин­ципов.

Поэтому надо относиться с вниманием к чувст­вам ннутрсппим и внешним, которые у нас имеются: о делах общих — к чувствам, общим всем людям, в делах индивидуальных — к чувствам индивидуаль­ным, — и ко всякой имеющейся очевидности каждо­го орудия суждения. Ибо, если мы будем относиться К этому с вниманием, то будем правильно опреде­лять причины, откуда явилось (отчего происходило) смятение и страх, и. определяя причины небесных явлений и остальных спорадически случающихся

, фактов, мы устраним все, что крайне страшит от-

,., дельных людей.

t Вот тебе, Геродот, изложение главнейших поло-

,, жений, касающихся природы общей системы, в со­кращенном виде, так что этот очерк может быть в точности удержан в памяти (усвоен). Думаю, что, даже если кто не обратится к точному изучению

всех частностей системы, он все-таки приобретет могущество, не сравнимое с остальными людьми. Именно, он сам уяснит (сделает ясным) себе многое из того, что тщательно излагается нами в деталях во всей нашей работе (исследовании); да и эти самые положения, если он будет слагать их в своей памяти, будут постоянно помогать ему. Ибо они такого свой­ства, что даже те, которые уже знают детали в доста­точной мере (степени) или даже в совершенстве, могут производить большую часть своих изысканий (исследований) о природе всего, основывая их на таких соображениях. А кто не принадлежит к числу вполне совершенных (идущих к полному совершен­ству), из тех некоторые могут не устным путем (спо­собом) получить из этого очерка с быстротою мыс­ли обзор самых важных положений для успокоения духа.

«ЭПИКУР ПРИВЕТСТВУЕТ ПИФОКЛА» r

Принес мне Клеон письмо от тебя, в котором ты выражаешь свои добрые чувства к нам, равные на­шему расположению к тебе, и разумно стараешься держать в памяти рассуждения, способствующие счастливой жизни. Ты просишь прислать тебе крат­кое, небольшого размера рассуждение о небесных явлениях, чтобы легко помнить его, потому что то, что написано нами в других сочинениях, трудно запомнить, хотя, как ты говоришь, ты постоянно их носишь с собою. Мы с удовольствием приняли (рады были принять) твою просьбу и исполнились приятными надеждами. Поэтому, окончив все ос­тальные наши писания, мы исполним твое жела­ние, думая, что эти рассуждения будут полезны и многим другим, особенно тем, которые лишь не­давно стали вкушать истинное учение о природе, и для тех, которые погружены слишком глубоко в за­нятие каким-нибудь обыденным делом. Поэтому хорошенько пойми это, держи в памяти и стара­тельно изучай это вместе со всем остальным, что

мы послали в малом сокращения к Геродоту. Итак, прежде всего не следует думать, что при по­знании небесных явлений, когда о них говорится — в связи ли [с другими учениями системы] или само­стоятельно, — нет никакой другой цели, кроме без­мятежности (спокойствия духа) и твердой уверен­ности, так же, как и при всем остальном (при всех остальных отраслях знания). Не следует насильст­венным путем приводить невозможное объяснение и применять во всех случаях метод исследования, подобный тому, который применяется в наших со­чинениях об образе жизни или относительно реше­ния остальных физических проблем, каковы, на­пример, положения, что вселенная состоит из тел и недоступной прикосновению природы, [т. е. пус­тоты], или что начала (элементы) неделимы, и все подобные утверждения, в которых имеется только одно объяснение, согласное с видимыми явления­ми. Это неприменимо к небесным явлениям, но они допускают и несколько (более чем одну) причин возникновения (происхождения) своего и несколь­ко суждений о бытии своем (природе своей), со­гласных с чувственными восприятиями. Ибо иссле­довать природу не должно на основании пустых (недоказанных) предположений (утверждений) и произвольных законоположений, но должно ис­следовать ее так, как вызывают к этому (требуют) видимые явления. Нашей жизни нужны уже не нера­зумная вера и необоснованные мнения, но то, что­бы жить нам без тревоги. Итак, всё (вся жизнь) про­исходит без потрясений по отношению ко всему, что может быть объяснено различным образом в согласии с видимыми явлениями, когда допускают, как и должно, правдоподобные (убедительные) вы­сказывания об этом. Но если кто одно оставляет, а другое, в такой же степени согласное с видимыми явлениями, отбрасывает, тот, очевидно, оставляет область всякого научного исследования природы и спускается в область мифов. А указания относитель­но того, что совершается в небесных сферах, дают некоторые явления у нас на Земле, течение которых

можно наблюдать, тогда как мы не можем наблю­дать явлений в небесных сферах, ибо последние мо­гут происходить различным образом (по-разному). Однако каждое небесное явление надо наблюдать, и затем по отношению к тому, что связано с ним, надо выделять те факты, совершению которых раз­ным образом не противоречит то, что у нас проис­ходит.

Мир есть ограниченная часть неба, заключающая в себе светила, Землю и все небесные явления. Если он разрушится, все придет в смешение. Эта часть не­ба есть отрезок от бесконечности: кончается она гра­ницей — или редкой, или густой, или вращающейся, или находящейся в покое — и имеет окружение — или круглое, или треугольное, или какое бы то ни бы­ло. Это может быть всячески, потому что этому не противоречит (против этого не свидетельствует) ни одно явление в этом (в нашем) мире, в котором нель­зя заметить конца (окончания). А что число таких миров безгранично, это можно понять, и что такой мир может возникнуть и внутри [какого-нибудь] ми­ра и в междумирии, — так мы называем пространство между мирами, — в месте, где много пустоты, а не в большом, прозрачном, [совершенно] пустом, как утверждают некоторые. Такое возникновение бывает тогда, когда какие-нибудь пригодные [для этого] се­мена потекут от одного мира или междумирия или даже от нескольких, мало-помалу производя прибав­ки, расчленения и, при случае, перемещения в другое место и орошения из пригодной материи до дости­жения законченности и устойчивости (стабилиза­ции); [это продолжается до тех пор], пока заложен­ные в основании устои могут получать прибавления. И действительно, не должно быть, [т. е. недостаточ­но], только того, чтобы произошло скопление [ато­мов] и чтобы вихрь [пришел в движение] по необхо­димости, как предполагают, в пустом пространстве, в котором может возникнуть мир, и чтобы мир воз­растал до тех пор, пока не столкнется с другим ми­ром, как утверждает один из так называемых физи­ков: ведь это противоречит явлениям.

Солнце и Луна и остальные светила не возникли сами по себе, [т. е. независимо от мира, вне мира], и лишь впоследствии были принимаемы миром, но они тотчас, [т. е. с самого начала], стали образо­вываться и увеличиваться благодаря прибавлению и вращению некоторых мелких природ, или ветря­ных, или огнеобразных, или состоящих из того и другого: так ведь подсказывает чувственное воспри­ятие. А величина Солнца, Луны и остальных светил с нашей точки зрения такая, какою кажется; а сама но себе она или немногим больше видимой, или не­многим меньше, или такая же. Ведь так и огни у нас [на Земле], наблюдаемые с некоторого расстояния, рассматриваются на основании чувственного вос­приятия. Равным образом всякое возражение про­тив этого пункта будет устранено, если внимательно относиться к очевидным фактам, как мы и показыва­ем в сочинениях о природе. Восход и заход Солнца, Луны и остальных светил может происходить и вследствие возгорания и угасания, если окружающая материя, и притом в обоих местах, [т. е. в месте вос­хода и в месте захода], такова, что вышесказанное может совершаться, ибо ни одно явление против этого не свидетельствует (этому не противоречит). Да и вследствие явления их над Землей и, наоборот, заслонении их Землею вышесказанное могло бы со­вершаться, ибо также ни одно явление не свиде­тельствует против этого (не противоречит этому). Что касается движений их, то нет невозможного в том, что они совершаются вследствие вращения всего неба или вследствие того, что при стоянии не­ба они вращаются благодаря необходимости, обра­зовавшейся с самого начала при возникновении мира с целью их восхода, — от жара по причине распространения огня, всегда движущегося после­довательно в прилегающие места. Повороты Солн­ца и Луны, может быть, происходят вследствие кос­венного положения неба, которое принуждается к этому положению временами года; равным обра­зом возможно, что и вследствие противоположного давления воздуха или вследствие того, что пригод-

ная в каждом случае материя последовательно заго­рается, а та, [прежде горевшая], приходит к концу; или также, может быть, вследствие того, что с само­го начала такое вращение неба было придано этим светилам, что они движутся наподобие спирали. Ведь все такие и родствен! ibie им объяснения не находятся в противоречии ни с одним из очевидных фактов, ес­ли кто при исследовании всех частностей подобных вопросов всегда придерживается возможного и мо­жет каждую частность привести в согласие с явле­ниями, не боясь рабских хитросплетений астро­номов.

Ущерб Луны и опять наращение ее могло бы про­исходить как вследствие вращения этого тела, так равно и вследствие строения воздуха, а также вслед­ствие заслонения ее друшм телом и вообще может быть объяснено всякими способами, которыми и яв­ления у нас на Земле призывают пас объяснить эти фазы, — если только кто-нибудь, увлекшись страс­тью к методу объяснять явления одним способом, не отвергает безрассудно все другие методы, не рас­смотрев, что возможно человеку познать и что не­возможно, и через это стремясь познавать невоз­можное. Кроме того, возможно, что Луна имеет свет от себя, но возможно, что и от Солнца. В самом деле, и у нас, как мы видим, многие предметы имеют свет от себя, а многие — от других предметов. И ни одно из небесных явлений не препятствует этим объясне­ниям, если кто всегда помнит о методе объяснять яв­ления разными способами и рассматривает вместе с тем гипотезы и причины, согласные с ними, [т. е. с небесными явлениями], а на то, что с ними не со­гласно, не обращает внимания, не придает пона­прасну этому значения и не спускается то так, то этак к методу объяснять явления одним спосо­бом. Отпечаток лица на Луне может происходить как вследствие перемещения ее частей, так и вслед­ствие заслонения ее чем-нибудь и вследствие всякой другой причины, которая может быть наблюдаема, если она находится в согласии с явлениями. Ибо по отношению ко всем небесным явлениям не должно

отказываться от способа исследования таким путем: ведь если кто будет бороться с очевидными факта­ми, тот никогда не сможет получить в удел истин­ную безмятежность (спокойствие души).

Затмение Солнца и Луны может происходить как вследствие угасания, как и у нас это (такой процесс) наблюдается, так и вследствие заслонения их какими-нибудь другими телами, — Землею, или каким-нибудь невидимым телом, или чем-нибудь другим таким. И, таким образом, надо рассматривать вместе близкие друг другу причины, и не следует считать невозмож­ным, что некоторые из них действуют одновременно. Далее, правильность обращения небесных тел следу­ет понимать так же, как и правильность некоторых явлений, случающихся у нас на Земле. Божественную природу никоим образом не должно привлекать для этого, но должно хранить ее свободной от тягостных обязанностей, в полном блаженстве. Ведь если это не будет выполнено, то все исследование о причинах не­бесных явлений будет напрасным, как уже и случи­лось с некоторыми, которые не держались возмож­ных объяснений, но впали в мысль вздорную, будто небесные явления происходят лишь одним спосо­бом, а все другие возможные способы отбрасывают, доходя до немыслимого и не будучи в состоянии финншшть земные явления, которые должно прини­мать:ta указания.

Изменение длины ночей и дней происходит как оттого, что движения Солнца над Землей бывают бы­стры и опять медленны, вследствие его прохождения чрез места меняющейся (неравной) длины, так и от­того, что оно проходит чрез некоторые места быст­рее или медленнее, как и у нас наблюдаются некото­рые явления, с которыми должно согласоваться, го­воря о небесных явлениях. А те, которые принимают одну причину, борются против очевидности явле­ний и не задаются вопросом — возможно ли челове­ку делать такие наблюдения.

Приметы [предсказания] погоды могут быть как на основании совпадения обстоятельств, как это бывает у животных, видимых у нас, так и на основа-

нии перемен воздуха: и то и другое не противоре­чит [видимым] явлениям. Но при каких обстоятель­ствах действует та или эта причина, понять невоз­можно.

Облака могут образовываться и собираться как вследствие сгущения воздуха под давлением ветров, так и вследствие переплетения атомов, держащихся друг за друга и пригодных для совершения (осуще­ствления) этого, и вследствие собрания излияний (испарений) из земли и вод; также нет невозможно­го в том, что и разными другими способами образу­ются соединения таких вещей. А затем, когда они где (в одном месте) подвергаются давлению, где (в дру­гом месте) изменению, из них может образоваться вода (дожди), а еще когда нисходящим потоком вет­ры движутся через воздух из пригодных для этого мест, причем более сильный л и пень образуется от некоторых скоплений атомоп, пригодных для таких излияний.

Гром может происходить или вследствие круче­ния ветра в пустотах туч, как бывает в наших сосу­дах, или вследствие гудения огня, наполненного вет­ром внутри туч, или вследствие разрывов туч и их разделения, или вследствие трения туч, или вследст­вие того, что тучи ломаются, получив отвердение, подобное льду: явления призывают нас говорить, что как целое, [т. е. все небесные явления], так и явле­ния этого рода могут происходить разными спосо­бами.

Точно также и молния может происходить разны­ми способами: именно, вследствие трения и столкно­вения туч сочетание атомов, способное произвести огонь, выскальзывая [из туч], рождает молнию; вслед­ствие того, что ветры выталкивают из туч такие тела, которые производят это блистание; вследствие вы­давливания (вытеснения), когда производится дав­ление на тучи или друг другом, или ветрами; вслед­ствие того, что свет, рассеянный (истекающий в рас­сеянном виде) от небесных светил, воспринимается тучами, потом сгоняется (сдавливается) движением туч и ветров и выпадает через тучи; вследствие того,

что через тучи процеживается (просачивается) свет, состоящий из тончайших частиц, благодаря чему тучи от огня воспламеняются, и вследствие движе­ния огня происходит гром; вследствие того, что ве­тер воспламеняется как от напряженности (стреми­тельности) движения, так и от сильного вращения; вследствие того, что тучи разрываются ветрами и выпадают атомы, способные производить огонь и производящие явление молнии. Да и mi югими дру­гими способами легко можно будет наблюдать, если придерживаться постоянно явлений и быть в состо­янии сравнивать [с ними] то, что подобно им. Мол­ния предшествует грому при таком строении туч или потому, что одновременно со вторжением ветра в тучу выталкивается строение атомов, способное производить молнию, а потом ветер, крутясь, произ­водит этот гул; или потому, что они оба одновремен­но выпадают из тучи, но молния движется к нам с более напряженной (с более стремительной) быст­ротой, а гром запаздывает (приходит позже), подоб­но тому, как это бывает при некоторых предметах, наблюдаемых с расстояния и производящих какие-нибудь удары.

Удары молнии могут происходить вследствие бо­лее обильных собраний ветров, их вращения, силь­ного воспламенения, прорыва части их и весьма силы юго выпадения этой части на места внизу, при­чем прорыв происходит потому, что соседние мес­та более сгущены от давления туч, или вследствие самого выпадения вращающегося огня, — подобно тому, как может происходить гром, — когда огонь станет довольно большим, сильно наполнится вет­ром и прорвет тучу оттого, что не может податься в соседние места из-за постоянного давления туч од­ной на другую. И многими другими способами мо­гут происходить удары молнии; только пусть [при объяснении их] не будет сказки; а сказки не будет, если надлежащим образом следовать видимым яв­лениям и из них брать указания для объяснения не­видимых. ?.- Циклоны (ураганы) могут возникать вследствие

того, что туча в виде столба спускается в нижние ме­ста, толкаемая скопившимся внутри ее ветром и вле­комая сильным ветром, причем одновременно тучу толкает в бок внешний ветер. Или вследствие того, что ветер принимает кругообразную форму, причем часть воздуха вместе с тем вталкивается сверху. Или вследствие того, что образуется сильный поток вет­ров и не может протечь в бок по причине сгущения окружающего воздуха. Если циклон спускается до земли, то образуются смерчи всеми способами, ко­торыми происходит их возникновение от движения ветра; а если циклон спускается до моря, то проис­ходят водяные смерчи.

Землетрясения могут возникать вследствие того, что ветер заключен в земле, перемещает ее неболь­шими массами и непрсрыино двигает, что и сообща­ет колебание земле. Этот истер земля или принимает в себя извне, или же он возникает оттого, что массы земли внутри падают в псщерообразные места зем­ли, обращая в ветер заключенный в них воздух. Кро­ме того, землетрясения Moiyr происходить вследст­вие самого распространения движения от падения многих масс и отдачи удара (обратного удара), когда движение встречается (сталкивается) с сильнее сгу­щенными массами земли. Также и многими другими способами (от многих других причин) могут проис­ходить эти движения земли.

А ветры образуются, когда время от времени какая-нибудь посторонняя материя постоянно и постепенно (мало-помалу) проникает (пробива­ется), а также вследствие обильного собрания во­ды. А остальные ветры образуются также, когда не­многие потоки воздуха попадают во многие углуб­ления, причем происходит распространение их, [потоков].

Град образуется как вследствие более сильного замерзания, когда некоторые ветристые тела соби­раются отовсюду и разделяются, так и вследствие более умеренного замерзания некоторых водооб-разных тел и их одновременного разрыва, что про­изводит в одно и то же время и столкновение их

и ржфын, так что они, замерзая, соединяются частя­ми и целыми массами. Что касается круглой формы Грлдй, то нет невозможного в том, что она становит­ся такою оттого, что оконечности (края) тают со всех сторон [во время падения], или же оттого, что, как говорят, тела, будут ли они водообразные или ве-тристые, при соединении собираются ровно частя­ми со всех сторон.

Снег может образовываться оттого, что тонкая иода (тонкий дождь) выливается из туч благодаря порам соответствующей формы и сильному, посто­янному сдавливанию ветрами пригодных для этого чуч, а потом она, [вода], при своем движении по воз­духу замерзает по причине холодности воздуха, ок­ружающей ее в местах ниже туч. Такое излияние из туч может происходить также вследствие замерза­ния н тучах, имеющих равномерную неплотность (редкость, пористость), когда тучи водообразные, лежащие рядом, давят одна на другую: они, совершая как бы столкновение, производят град, что бывает очень часто в воздухе. Также вследствие трения за­мерзших туч [одной о другую] это скопление снега может (эти комочки снега могут) получать отскаки- наиие. И другими способами может снег образовы^

Мтъея.

Роса образуется как вследствие того, что из возду­ха сходятся одна с другою такие частицы, которые бывают способны образовать такую сырость; также И вследствие того, что частицы поднимаются от мест, или влажных, или содержащих воды, — в како­вых местах особенно образуется роса, и потом, ког­да они сойдутся в одно место и образуют сырость, они падают на места внизу, как и у нас подобным об-ра:юм наблюдаются некоторые такие явления во многих случаях. Иней тоже образуется вследствие изменения частиц росы оттого, что такие частицы замерзают под влиянием окружающего их холодно­го воздуха.

Лед образуется как вследствие вытеснения из во­ды частиц круглой формы и соединения находя­щихся в воде треугольных и остроугольных частиц,

так и вследствие прибавления извне таких частиц, которые, сплотившись (скопившись), доставляют замерзание воде, вытеснив некоторое количество круглых частиц.

Радуга образуется вследствие того, что Солнце освещает водообразный воздух, или вследствие осо­бенного смешения света и воздуха, которое может производить эти особенные цвета — или все, или каждый в отдельности (особенности этих цветов — или всех, или каждого в отдельности); а благодаря обратному отблеску от этого соседние области воз-с духа могут получать такой цвет, какой мы видим, —i" именно вследствие освещения частей. Это представ* ление о круглой форме радуги происходит оттого, что расстояние от всех точек ее воспринимается взором как раш к >е, или же отгого, что так как атомы в воздухе или н тучах, несущиеся от того же самого воздуха, получают ci uu m iu шс в такой форме, то это сочетание [света н ш>:1духа| спускается в виде некой окружности.

Кольцо вокруг Луны образуется или вследствие того, что воздух со всех сторон несется к Луне, или вследствие того, что воздух настолько равномерно задерживает несущиеся от Луны истечения, что рас­полагает их кругом нее в виде этого облакообразно-го кольца, совершенно не разделяя его (без всяких пропусков в нем). Или же это кольцо образуется вследствие того, что земной воздух равномерно со всех сторон задерживает окружающий Луну воздух, располагая окружение ее так, что оно становится круглым и толстым. А это происходит в некоторых частях [неба] или потому, что какое-нибудь тече­ние извне понуждает [воздух], или потому, что теп­лота овладевает порами (загораживает поры) [Лу-§ ны] надлежащим образом для того, чтобы это про*г* извести.

Кометы возникают или потому, что в некоторых местах в некоторые промежутки времени в небес­ных высях сгущается огонь по причине скопления материи, или же потому, что по временам небо над нами имеет какое-то особенное движение, так что

Античность

такие звезды открываются (становятся видимыми), или они сами в некоторые времена начинают дви­гаться вследствие какого-нибудь скопления материи и приходят в наши места и становятся видимыми. И исчезновение их происходит по причинам, про­тивоположным этим.

Некоторые звезды вращаются на одном и том же месте, что случается не только потому, что стоит [неподвижно] эта часть мира, вокруг которой ос­тальное вращается, как говорят некоторые, но так­же и потому, что ее окружает круговое вращение воздуха, которое препятствует этим звездам вра­щаться, как вращаются остальные, или также потому, что в дальнейших местах для них нет пригодного вещества, а есть оно только в этом месте, в котором мы видим их находящимися. И другими многими способами это может совершаться, если кто может делать умозаключение, согласное с [видимыми] яв­лениями.

Что некоторые звезды блуждают — в случае, если действительно они так совершают движения, — а некоторые не так двигаются, причина этого, может быть, заключается в том, что они, с самого начала двигаясь кругообразно, подчинены такой необходи­мости, что одни двигаются по одной и той же орби­те — правильной, а другие — по орбите, которая в то же время имеет некоторые неправильности. Однако возможно, что в пространствах, через которые они двигаются, в одних местах есть правильные протя­жения (течения) воздуха, последовательно толкаю­щие их в одном и том же направлении и правильно воспламеняющие их, а в других местах протяжения (течения) воздуха неправильны, так что происходят наблюдаемые нами отклонения. А приводить одну причину для этого, тогда как [видимые] явления тре­буют нескольких объяснений, это — безумно, и не­правильно поступают ревнители (приверженцы) бессмысленной астрологии, попусту приводящие причины некоторых явлений, причем они никоим образом не освобождают божественную природу от тяжелых обязанностей.

5М " ' «««. ч

Случается видеть, что некоторые звезды отстают от некоторых других; это бывает или потому, что они хотя обходят (описывают) тот же самый круг, но двигаются медленнее; или потому, что они [в дей­ствительности] двигаются в противоположном на­правлении, хотя и увлекаются обратно тем же самым вихрем; или же потому, что они хотя несутся по кругу тем же вихрем, но вращаются — одни по большему пространству, другие — по меньшему. Но давать одно объяснение этим явлениям — это прилично только тем, кто хочет морочить толпу.

То, что называется падающими звездами, может происходить отчасти вследствие трения их между собой и выпадении [обломкои] там, где бывает выду­вание их нгфом, как мы гоиорим относительно мол­нии, или что происходит вследствие соединения атпм< in, < not <>f>iиjx производить огонь, когда бывает скопление родственной материи, пригодной для со­вершения этого, и вследствие движс! 1ия их в том на­правлении, куда сначала, при скоплении их, бывает направлен толчок; или это происходит вследствие стсче! шя ветра в некоторых тумановидных уплотне­ниях и воспламенения его благодаря круговраще­нию, причем он затем прорывается из своего окру­жения в несется в то место, к которому бывает на­правлен толчок. Есть также и другие способы для совершения этого, свободные от мифических объ­яснений.

Приметы [предсказания] погоды по некоторым животным основаны на случайном совпадении об­стоятельств. Ведь животные не могут оказывать ни­какого принуждения на то, чтобы окончилась зима, и не сидит никакая божественная природа, которая следила бы за выходом этих животных и потом при­водила бы в исполнение эти приметы. Ведь такая глупость не могла бы напасть ни на одно живое су­щество, если только оно обладает хоть каким-ни­будь развитием, не говоря уже о существе, обладаю­щем полным блаженством.

Все это запомни, Пифокл: благодаря этому во многих случаях ты избегнешь мифической болтов-

ни и будешь в состоянии понимать вещи, однород­ные с этими. Но больше всего предайся изучению начал, бесконечности и родственных с этим пред­метов, а также орудий суждения (критериев) и внут­ренних чувств и цели, ради которой мы ведем эти рассуждения. Тщательное изучение этого даст тебе легко возможность понимать причины частностей. А кто не предается с возможно большей любовью этим предметам, те не могут ни их самих хорошо понять, ни усвоить себе цели, ради которой следует изучать это.

«ЭПИКУР ПРИВЕТСТВУЕТ МЕНЕКЕЯ»

Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься фи­лософией: ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия фи­лософией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени. Поэтому и юноше и старцу следует заниматься философией: первому — для того, чтобы, старея, быть молоду бла­гами «следствие благородного воспоминания о про­шедшем, а второму — для того, чтобы быть одновре­менно и молодым и старым вследствие отсутствия страха перед будущим. Поэтому следует размышлять о том, что создает счастье, если действительно, когда оно есть, у нас все есть, а когда его нет, мы все делаем, чтобы его иметь.

Что я тебе постоянно советовал, это делай и об этом размышляй, имея в виду, что это основные принципы прекрасной жизни. Во-первых, верь, что Бог — существо бессмертное и блаженное, согласно начертанному в уме человека общему представле­нию о Боге, и не приписывай ему ничего чуждого его бессмертию или несогласного с его блаженством; но представляй себе о Боге все, что может сохранять его блаженство, соединенное с бессмертием. Да, боги существуют: познание их — факт очевидный. Но они

не таковы, какими их представляет себе толпа, пото­му что толпа не сохраняет о них постоянно своего представления. Нечестив не тот, кто устраняет богов толпы, но тот, кто применяет к богам представления толпы, ибо высказывания толпы о богах являются не естественными понятиями, но лживыми домысла­ми, согласно которым дурным людям боги посыла­ют величайший вред, а хорошим — пользу. Именно люди, все время близко соприкасаясь со своими соб­ственными добродетелями, к подобным себе отно­сятся хорошо, а на все, что не таково, смотрят, как на чуждое.

Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Ведь все хорошее и дурное за­ключается «ощущении, и смерть есть лишение ощу­щении III» пому иранилыюс [шалиетого, что смерть нг имеет н iим никакого oi ношения, делает смерт­ность жшпи усладительной, не потому, чтобы оно прибавляло к ней Пограничное количество време­ни, но потому, что отнимает жажду бессмертия. И действительно, нет ничего страшного в жизни то­му, кто всем сердцем постиг (вполне убежден), что в не-жизни нет ничего страшного. Таким образом, глуп тот, кто говорит, что он боится смерти не пото­му, что она причинит страдание, когда придет, но по­тому, что она причиняет страдания тем, что придет: ведь если что не тревожит присутствия, то напрасно печалиться, когда оно только еще ожидается. Таким образом, самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы сущест­вуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем. Таким обра­зом, смерть не имеет отношения ни к живущим, ни к умершим, так как для одних она не существует, а другие уже не существуют.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...