Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диоген лаэртский о Зеноне из Кития 2 глава




ДиогенЛаэртский VII. (55) Что касается диалек­тического познания, то большая часть [стоиков] еди­нодушно считает, что следует начинать с изучения звука. Звук — это колыхание воздуха, или, как гово­рит Диоген Вавилонский в своем «Искусстве речи», одному лишь слуху свойственное восприятие... По [учению] стоиков, звук — это также тело, как говорит Архедем в [сочинении] о голосе, Диоген, Антипатр, а также Хрисипп во второй книге о явлениях приро­ды. (56) Ведь все, что оказывает действие, есть тело. Оказывает действие и звук, поскольку он переходит от произносящего его к слушающему.

п. физика т-

1,-.

Диоген Лаэртский VII. (152) Физику они делят на учения о телах, о началах, о стихиях, о богах, о ко­нечном, о пространстве, о пустоте. Это — деление по видам. По родам же физику делят на три учения — о мироздании, о стихиях и о причинах. Учение о ми­роздании они делят на две части. Одна часть, общая у них с математиками, изучает неподвижные и блуж­дающие звезды, исследует, например, такого ли раз­мера солнце, каким оно нам кажется; сходным обра­зом она исследует луну, а также вращение [звезд]. (133) Другая часть, которая касается только физиков и которая исследует природу мироздания, доискива­ется, состоят ли солнце и звезды из материи и фор­мы, сотворено ли мироздание или не сотворено, на­делено ли оно душой или нет, преходяще ли оно или непреходяще, управляется ли провидением или нет и т. д. Учение о причинах также состоит из двух час­тей. Одна из них, общая с исследованиями врачева-телей, исследует управляющую силу души и то, что происходит в душе, ее семена и прочее тому подоб-

ное. Другая часть, на которую притязают также мате­матики, исследует, как мы воспринимаем зрением, какова причина отражения в зеркале, как образуются облака, гром, радуга, ореол, кометы и т. п. (134) Они I полагают, что существуют два начала всего: деятель-I ное и страдательное. Начало страдательное — это t материя, бескачественная сущность; начало деятель-< ное — это находящийся в материи разум, Бог. Ведь он, будучи вечным, создает каждую вещь посредст­вом всей материи. Это учение было изложено Зено-ном из Кития в его книге о сущности, Клеанфом в его книге об атомах и Хрисиппом в конце первой: рниги о явлениях природы, Архедемом в книге о {стихиях и Посидонием во второй книге его «Учения о природе». Они различают начала и стихии: первые не сотворены и неуничтожимые, стихии же гибнут от воспламенения. Кроме того, начала бестелесны и лишены формы, стихии же имеют форму. (135)- Бог, ': ум, судьба, Зевс — это одно, и называется он мно-гими другими именами. (136) Сначала, будучи са­мим по себе, он всю сущность посредством воздуха превратил в воду. И подобно тому как в семени со­держится зародыш, он помещает во влаге образова­тельное начало мироздания, делая, таким образом, материю пригодной порождать вещи, которые по­том появились. Затем он создал прежде всего четыре стихии: огонь, воду, воздух, землю. Так рассуждают Зенон в книге о Вселенной, Хрисипп в первой книге / о явлениях природы и Архедем в одной из книг о стихиях. Стихия — это то, из чего как из первона-яального происходит все рождающееся, и то, на что как последнее все разлагается. (137) Четыре стихии вместе образуют бескачественную сущность — мате­рию. Огонь — это теплое, вода — влажное, воздух — холодное, а земля — сухое; но и в воздухе находится что-то из последней стихии. Выше всего находится огонь, который называют эфиром и в котором сна­чала возникает круг неподвижных звезд, а потом круг блуждающих звезд. Затем следует воздух, потом вода и, наконец, земля — основание всего, находя­щееся в центре всего.

Мироздание^

- ДиогенЛаэртский VII. (137) Они понимают слово «мироздание» трояко: это Бог, единственный из все­го сущего, обладающий особым свойством — быть неуничтожимым и нссотворснным; он творец ми­ропорядка, через определенные промежутки време­ни поглощает все сущее и из себя снова рождает его; (138) далее, они называют мирозданием само распо­ложение звезд и, в-третьих, то, что состоит из того и другого. Мироздание — это также особое свойство сущности всего, как говорит Посидоний в «Началах учения о небесных явлениях»; это совокупность не­ба и земли, а также находящихся на них созданий или совокупность богов и людей, а также вещей, со­зданных ради них. Небо есть крайняя окружность, обиталище всего божественного. Мироздание уп­равляется сообразно с умом и провидением, как го­ворит Хрисипп в пятой книге о провидении и Поси­доний в третьей книге о богах; этот ум проникает все части мироздания, как душа внутри нас, но одни части больше, а другие меньше. (139) В одних вещах он содержится как состояние, например в костях и жилах, в других — как ум, например в управляю­щей части души. Поэтому все мироздание — живое, одушевленное, наделенное разумом — имеет управ­ляющей силой эфир, как говорит Антипатр из Тира в восьмой книге о мироздании. Хрисипп же в пер­вой книге о провидении и Посидоний в сочинении о богах считают управляющей силой мироздания небо, а Клеанф — солнце. Но Хрисипп, противореча самому себе, в той же книге считает управляющей силой самую чистую часть эфира, которую стоики называют также первым богом, проникающим, как бы чувственно, все, что в воздухе и во всех живых су­ществах и растениях, а самое землю — как состоя­ние. (140) Существует, говорят они, лишь одно ми­роздание, ограниченное, имеющее шарообразную форму, ибо эта форма наиболее удобна для движе­ния, как говорят Посидоний в пятой книге своего «Учения о природе» и ученики Антипатра в сочине-

ниях о мироздании. Вне этого мироздания разлита безграничная пустота, которая бестелесна. Бесте­лесно то, что может быть занято телами, но не заня­то ими. В мироздании нет пустоты, оно едино; к это­му [выводу] неизбежно приводят согласие и связь небесного и земного. Хрисипп говорит, однако, о пустоте в сочинении о пустоте и в первой книге о природных средствах, Аполлофан в сочинении о природе, Аполлодор, а также Посидоний во второй книге своего «Учения о природе»... (141) Далее, вре­мя, говорят они, бестелесно, оно — измерение дви­жения мироздания; прошедшее и будущее бесконеч­ны, настоящее же ограничено. Стоики считают, что мироздание преходяще, так как оно было порожде­но подобно вещам, познаваемым чувствами. И то, части чего преходящи, преходяще как целое. Части же мироздания преходящи: ведь одни превращают­ся в другие; следовательно, преходяще и мирозда­ние. Все, что может измениться к худшему, преходя­ще; следовательно, и мироздание: ведь оно и сгуща­ется, и разжижается. (142) Мироздание рождается, когда сущность из огня превращается через воздух во влагу. Затем наиболее плотная часть ее становит­ся землей, тонкая превращается в воздух, а после этого, разрежаясь еще больше, становится огнем. И наконец, от смешения этих [стихий] возникают растения, живые существа и все остальное. О воз­никновении и гибели мироздания говорят Зенон в книге о Вселенной, Хрисипп в первой книге о яв­лениях природы, Посидоний в первой книге о ми­роздании, Клеанф и Антипатр в десятой книге о ми­роздании. Панетий, напротив, считает мироздание непреходящим. О том, что мироздание — это нечто живое, разумное, одушевленное и умопостигаемое, говорят Хрисипп в первой книге о провидении и Аполлодор в сочинении о природе, а также Поси­доний. (143) Мироздание есть нечто живое, по­скольку оно сущность одушевленная и восприимчи­вая. Ведь живое превосходит неживое; нет ничего превосходящего мироздание, поэтому оно живое. Оно одушевлено, как это явствует из рассмотрения

нашей души, которая есть как бы отторгнутая от не­го часть. Однако Боэт говорит, что мироздание не живое существо. Что оно одно, пишут Зенон в своей книге о Вселенной, Хрисипп, а также Аполлодор в сочинении о природе и Посидоний в первой книге своего «Учения о природе». Под Вселенной Аполло­дор понимает то мироздание, то сочетание миро­здания и находящейся вне его пустоты. Мироздание ограничено, пустота безгранична... (148)...Природу стоики иногда представляют как нечто скрепляю­щее все мироздание, а иногда как нечто порождаю­щее все земное. Природа есть свойство, она движет­ся сама по себе согласно образовательным началам, которые в определенные времена производят и скрепляют то, что из нее возникает... (149) Она стре­мится к пользе и удовольствию, как это явствует из создания человека. Мее происходит по велению судьбы, как говорят Хрисипп и книгах о судьбе, По­сидоний во второй книге о судьбе, Зенон, а также Боэт в первой книге о судьбе. (Судьба — это непре­рывная [цепь] причин сущего или разум, согласно которому управляется мироздание. Они говорят, что в совокупности прорицание основательно, посколь­ку существует провидение. Они признают прорица­ние искусством на основании некоторых успехов. Об этом говорят Зенон и Хрисипп во второй книге о прорицании, Афинодор, а также Посидоний во второй книге своего «Учения о природе» и в пятой книге о прорицании. Что касается Панетия, то он считает прорицание неосновательным. (150) Пер­вичная материя, говорят они, есть сущность всех ве­щей. Об этом пишет Хрисипп в первой книге о явле­ниях природы, а также Зенон. Материя — это то, из чего что-то возникает. Называется она двояко: сущностью и материей, [смотря по тому], относится ли она ко всем вещам или к отдельным. Вся материя в целом не увеличивается и не уменьшается; материя же отдельных вещей увеличивается и уменьшается. По их мнению, сущность — это тело, и притом она ограниченна, как говорит Антипатр во второй книге о сущности и Аполлодор в сочинении о природе.

Последний говорит, что сущность изменчива; в са­мом деле, если бы она была неизменной, то не было бы тех вещей, которые из нее возникли. Поэтому, го­ворит он, деление ее бесконечно. Хрисипп же не считает деление бесконечным... (155) По мнению стоиков, миропорядок таков: земля как срединное занимает самый центр, за ней — вода, которая сфе-рична и имеет тот же центр, что и земля, так что зем­ля находится в воде. За водой — воздух, тоже сфери­ческий... (156)... Они полагают, что природа — это огонь-творец, который определенным путем уст­ремляется к созиданию и который есть огнеиодоб-ная и творческая пневма. Что касается души, то она восприимчива, она прирожденная нам пневма. По­этому она есть также тело и остается после смерти, но все же она преходяща, в то время как душа Все­ленной — души живых существ суть части ее — не­преходяща. (157) Зенон из Китая и Антипатр в кни­гах о душе, а также Посидоний называют душу горя­чей пневмой, поскольку ею мы дышим и благодаря ей мы двигаемся. Клеанф считает, что все [души] ос­таются вплоть до воспламенения мироздания; Хри­сипп говорит — что только души мудрецов. Они раз­личают восемь частей души: пять чувств, находящие­ся в нас образовательные начала, голос и разум... (158)... Причины страданий они усматривают в пе­ременах, происходящих в пневме... (160) Таковы их взгляды на природные явления, и мне кажется, я их -изложил достаточно.

nceedonnymapxdeplac.phil.II 1. Стоики говорят, что есть разница между всеобъемлющим и целым, поскольку всеобъемлющее — это бесконечное вмес­те с пустотой, а целое — мироздание без пустоты.

Стобей Eclog. 1184 (Арним, II, № 52 7). Хрисипп го­ворит, что мироздание — это совокупность неба, зем­ли и находящихся на них созданий или совокупность;богов, людей и тех, кто от них родился. Мироздание он называет иначе божеством, от которого возникает и достигает законченности миропорядок.

Псевдоплутархdeplac.pbil.111. Стоики говорят, что все причины телесны. т

Плотин Ennead. 114,1. [Стоики], полагая, что те­ла — единственно реальное и единственная сущ­ность, говорят, что материя одна; она лежит в основе стихий и она же сущность; все другое, даже стихии, суть только определенные состояния материи; они отваживаются считать материей даже богов и в кон­це концов говорят, что сам Бог не что иное, как ма­терия в известном состоянии. Признавая материю бескачественным телом, они приписывают ей также величину.

Немезий de not. horn. 164- Стоики говорят, что одни стихии деятельные, другие страдательные. Деятельны воздух и огонь, страдательны земля и вода.

Александр Афродисийскнй de mixt.p. 216,14 (Ар­ним II,№ 473). Хрисиии утверждает, что всеобщая сущность едина, поскольку по всей этой сущности распространяется некая пневма, посредством кото­рой она скрепляется и остается единой, и целое на­ходится в согласии с самим собой.

Прокл in Plat. Tim. 138E (Арним II, № 533). Платон утверждает, что мир един в силу единства прообра­за... Аристотель — в силу единства материи и ограни­чения естественными местами. Стоики исходят из единства сущности, то есть из того, что материя — это тело.

Цицерон Acad. post. 124. Сама материя не была бы возможна, если бы она не поддерживалась какой-то силой, и сила невозможна без какой-нибудь мате­рии.

Лактшщии ImM. div. VII23 (Арним II, № 623). Хри­сипп говорит: нет, очевидно, ничего невозможного в том, что после нашей смерти по прошествии опре­деленных промежутков времени мы вновь принима­ем тот же облик, что теперь.

Немезий de nat. horn. 38 (Арним II, № 625)- Снова будут Сократ, Платон и каждый из людей с теми же самыми друзьями и согражданами... и это возвраще­ние всего в прежнее состояние происходит не один раз. а многократно или, вернее, бесконечно и не­умолимо.

Стобей Eclog. 125,3- Зенон говорит, что солнце,

луна и каждое из других светил обладают разумом, умом и творческим огнем; имеются же два рода огня: один — лишенный творчества, превращающий в се­бя то, чем он питается; другой — творящий, способ­ный к росту и наблюдению, как в растениях и живот­ных; он-то и есть природа и душа; сущность светил состоит из подобного огня.

Цицерон Acad.prior. II126. Для Зенона и почти для всех стоиков эфир есть высшее божество, наделен­ное умом и управляющее всем. Клеанф, ученик Зено­на, считающийся едва ли не самым великим стои­ком, полагает, что над всем господствует и властвует солнце.

Цицерон de nat. deor.II29,37. Итак, существует природа, которая объемлет в себе все мироздание и оберегает его; она не лишена ни чувства, ни разу­ма; в самом деле, необходимо, чтобы вся природа, которая не единична и не проста, но которая со­единена и связана с чем-то другим, имела в себе некое управляющее начало: в человеке — это ум, в животных — нечто подобное уму, откуда возникают определенные влечения... Управляющим началом я называю то, что греки называют hegemonikon и превосходнее чего не может и не должно быть ни в каком роде. Нот почему необходимо, чтобы то, в чем заключается управляющее начало всей при­роды, также было наилучшим и самым достой­ным из всего благодаря своему могуществу и гос­подству.

Цицерон de nat. deor. II14. Хрисипп остроумно за­мечает, что как чехол сделан для щита, ножны для меча, так, за исключением мироздания, все вещи со­зданы для других вещей. Так, например, злаки и пло­ды, которые родит земля, созданы ради животных, животные — ради людей: лошадь — для перевозок, бык — для землепашества, собака — для охоты и ох­раны; сам же человек рожден для созерцания миро­здания и подражания ему; человек вовсе не соверше­нен, но он некая частица совершенного. Мирозда­ние же во всех отношениях совершенно, поскольку объемлет все и нет ничего вне его...

Наилучшее в мироздании должно содержаться в чем-то совершенном и неограниченном. В самом деле, нет ничего совершеннее мироздания, нет ни­чего лучше добродетели, следовательно, доброде­тель — принадлежность мироздания. Природа чело­века не совершенна, однако добродетель встречается в человеке; насколько же легче [встретить ее] в миро­здании. В нем имеется добродетель, оно мудро, и по­этому оно Бог.

ДиогенЛаэртский VII. (147) Бог, говорят они, жи­вое существо, бессмертное, разумное, совершенное, умопостигаемое, пребывающее в блаженстве, невос­приимчивое ко всякому злу, пекущееся о мирозда­нии и о находящемся в нем. Однако он не человеко­подобен. Он творец всего и как бы отец всего... Его называют многими именами сообразно с его дейст­виями. 'Гак, его называют I)ia, ибо благодаря (dia) ему существует все, a D/ena называют его потому, что он причина жизни (toy dzCn) или проникает все жи­вое... (148) Зенон говорит, что сущность Бога — это все мироздание и небо. Подобным же образом вы­сказываются Хрисипп в первой книге о богах и По-сидоний в первой книге о богах. Антипатр же в седь­мой книге о мироздании говорит, что сущность Бога воздухообразная. Боэт в своей книге о природе го­ворит, что сущность Бога — это круг неподвижных звезд.

Тертулпиан adv. Hertnog. 44 (Арним II, № 1036). Стоики хотят, чтобы Бог наполнял материю, как мед соты.

Посидонийу Стобея Eclog. 12,58. Бог — это огнен­ная пневма, наделенная разумом, лишенная формы, превращающаяся в то, во что желает, и уподобляю­щаяся всему.

Псевдоплутархаер1ас.рЫ1.17- Чаще всего стоики определяют Бога как творческий огонь, устремляю­щийся к созданию мира и содержащий в себе все об­разовательные начала, из которых все с необходи­мостью рождается, и как пневму, которая проникает все мироздание, меняя свои имена сообразно с из­менениями материи. Они говорят, что мироздание,

звезды, земля — это Бог, а выше всех богов ум, нахо­дящийся в эфире.

Ипполит Pbilos. 21 (АрнимЦ, 1029). Хрисипп и Зе-нон говорят, что Бог, начало всего, — это самое чис­тое тело; его провидение простирается на все.

Аэций 17,33 (Арним II, №102 7). Бог — это пнев-ма, простирающаяся на все мироздание.

Халкидий in Tim. 294 (Арним I, № 87). Согласно стоикам, Бог тождествен материи или же Бог — это качество, неотделимое от материи. Он движется через материю, как семя — через детородный ор­ган.

Ориген contra Cels. VI7 (Арним II, №1051). Разум Бога есть не что иное, как телесная пневма.

Цицерон de nat. dear. II16. Хрисипп говорит: «В са­мом деле, если в природе существует нечто, чего не могли бы произвести человеческий ум, разум, сила, человеческое могущество, то ясно, то, что создало это нечто, лучше человека... И как его назвать иначе, чем Богом? Действительно, если боги не существуют, что может быть в природе лучше человека? Ведь только у него имеется разум, превосходнее которого ничего не может быть. Если человек считает, что во всем мироздании нет ничего лучше его самого, то это признак безрассудного высокомерия. Следо­вательно, есть нечто лучшее, чем мы. Итак, Ьог дсйст-вителы ю существует».

Секст adv. math. IX119,120. В любом теле, состоя­щем из разных частей, управляемых природой, есть нечто главное. Поэтому оно имеется и у нас; оно, как полагают, находится в сердце, или в мозгу, или в ка­кой-то другой части тела. У растений не так: у одних оно находится в корнях, у других — в листьях, у треть­их—в сердцевине. Поэтому, поскольку мироздание управляется природой и состоит из многих частей, в нем есть нечто главное, что вызывает движения. Этим может быть только природа сущего, которая есть Бог. Значит, Бог существует.

Псевдоплутарх de plac. phil. 128. Хрисипп гово­рит, что судьба — это присущая пневме сила, кото­рая управляет миропорядком. В сочинении же о де-

финициях он утверждает, что судьба — это разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании, управляемом провидением, или разум, сообразно с которым ставшее стало, становящееся становится и предстоящее станет. Стоики говорят, что судьба — это цепь причин, то есть нерушимый порядок и не­рушимая связь.

Цицерон de nat. dear. 136. Зенон полагает, что ес­тественный закон божествен и обладает силой, по­велевающей [делать] правильное и запрещающей противоположное.

Феодорет VI14 (Арним II, № 916). Судьба — это движение вечное, непрерывное и правильное.

Cmo6euEclog.I5,15- Стоик Зенои в книге о приро­де говорит, что судьба — это сила, которая приводит в движение материю... она не отличается от прови­дения, и он называет ее природой.

Диогениан у Евсевия Pracp. uvang. IV 3 (Арним II, № 939). Они говорят, что пророческие предсказа­ния не были бы правдивыми, если бы все не было предопределено судьбой.

Цицерон de divin. I118. Стоикам кажется, что не в каждой выемке между долями печени и не в каж­дом птичьем крике присутствует Бог. Это не подоба­ет богам и недостойно их и никоим образом не мо­жет происходить. С самого начала мир устроен так, что определенным вещам предшествуют определен­ные приметы либо во внутренностях, либо в птицах, либо в молниях, либо в чудесах, либо в светилах, ли­бо в видениях спящих, либо в речи одержимых; те, кто правильно воспринял эти приметы, не часто ошибаются. Неправильно угаданные и неправильно истолкованные приметы ложны не по вине вещей, а из-за неумения толковать их.

Цицерон de divin. II129—130. Стоики утверждают, что только мудрец может быть прорицателем. Хри­сипп же определяет прорицание такими словами: это способность знать, видеть и объяснять приметы, которые боги предвещают людям; цель прорица­ния — заранее узнать, каковы намерения богов по от­ношению к людям, что боги предвещают, каким об-

т

разом можно их умилостивить и смягчить. Хрисипп так определяет толкование снов: это способность ви­деть и объяснять то, на что боги указывают людям во время сна. Так как же? Требуется ли для этого посред­ственное знание или нужно большое дарование и со­вершенная уЧенОСТЬ? ojj..:,

Б. Душа,

Псевдоплугпарх deplete, pbil. IV21. Стоики говорят, что высшая часть души — управляющая часть, созда­ющая представления, [логическое] приятие, чувства, влечения; ее они и называют способностью рассуж­дения. От этой управляющей части происходит семь [других] частей души, распространяющихся по телу наподобие щупалец осьминога. Пять из этих семи частей души составляют чувства: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Зрение — это пневма, распрост­раняющаяся от управляющей части до глаз; слух — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до ушей; обоняние — это пневма, распростра­няющаяся от управляющей части до носа; вкус — это пневма, распространяющаяся от управляющей час­ти до языка; осязание — это пневма, распространяю­щаяся от управляющей части до поверхности [ве­щей], которых можно коснуться чувствами. Из ос­тальных частей одна называется воспроизводящей, она пневма, распространяющаяся от управляющей части до детородных органов. Другая часть — это то, что Зенон называет голосом, она пневма, распрост­раняющаяся от управляющей части до горла, языка и других органов речи. Управляющая часть помеща­ется, словно в мироздании, в нашей шарообразной голове.

Псевдогшутарх deplac.phil. IV11. Стоики говорят: когда человек рождается, его управляющая часть ду­ши подобна листу папируса, готовому воспринять надписи. Именно на душе человек записывает каж­дую свою мысль, и его первая запись производится чувствами.

III. ЭТИКА

Диоген Лаэртский VII. (84) [Стоики] делят этичес­кую часть философии на учения о влечении, о добре и зле, о страстях, о добродетели, о цели, о высшей ценности, о поступках, об обязанностях, об убежде­нии и разубеждении. Такое разделение проводят по­следователи Хрисиппа, Архедема, Зенона из Тарса, Аполлодора, Диогена, Антипатра и Посидония. Зе­нон из Китая и Клеанф, как более старшие, понима­ли эти вопросы проще. Именно они различают ло­гику и физику. (85) Стоики говорят, что первичное влечение живого существа — это стремление к со­хранению себя, поскольку природа прививает ему это стремление с самого начала. Так говорит Хри­сипп и перкой книге о целях, утверждая, что всякому живому существу ближе всего собственное строение и осознание его. Ведь неестественно, чтобы живое существо относилось к себе как к чужому или дейст­вовало так, чтобы его строение стало чуждым и не­близким. Нам остается сказать, что природа сделала животное наиболее близким ему самому: ведь оно отгоняет все вредное и принимает все годное. Неко­торые считают, что первичное влечение живых су­ществ обращено к удовольствию; стоики показали, что это неверно. (86) В самом деле, удовольствие, го­ворят они, если оно существует, есть нечто привхо­дящее, [возникающее], когда природа в своих поис­ках сама находит то, что соответствует строению [живого существа]. Именно таким образом радуются живые существа и цветут растения. Стоики говорят, что природа не делает различия между растениями и живыми существами, потому что она управляет растениями, не наделяя их влечением и чувством, но в нас происходит нечто такое, что присуще рас­тениям. А так как у живых существ влечение в избыт­ке появляется вслед за тем, чем они пользуются, для того чтобы достичь подобающего им, то влече­ние управляется тем, что сообразно с природой. Но так как разум дан разумным для более совер­шенного руководства, то жить согласно разуму

22 Античность * " / D

в действительности означает для них жить по при­роде. Именно разум становится творцом влечения. (87) Вот почему Зенон в книге о природе человека первый говорит, что [высшая] цель — это жить со­гласно природе, а это значит жить добродетельно} ведь именно к добродетели ведет нас природа. По­добным же образом [высказываются] Клеанф в книге об удовольствии, Посидоний, Гекатон в книгах о це­лях. Хрисипп же в первой книге о целях говорит, что жить добродетельно — это то же самое, что жить ис­ходя из приобретаемого опытом знания того, что происходит в природе, так как наша природа есть часть общей природы. (88) Поэтому [высшая] цель — жить в согласии с природой — согласно своей при­роде и общей природе, ничего не делая такого, что запрещается общим законом, а именно правиль­ным разумом, проникающим все; он же присущ и Зевсу, устроителю и управителю всего сущего. Сама добродетель счастливого человека и полнота жиз­ни бывают тогда, когда все поступки совершаются* в согласии каждого человека с волей того, кто уп-»1 равляет всем. Диоген ясно говорит, что [высшая]; цель состоит в том, чтобы проявлять благоразумие при выборе того, что соответствует природе; (89) по Архедему, это означает жить, исполняя все обязан­ности. 11од природой, согласно которой нужно жить,' Хрисипп понимает и общую природу, и особенно природу человеческую. Клеанф же считает, что следовать нужно только общей природе, а не еди­ничной.!

Цицерон Acad. prior. II131. Зенон, основатель и; глава [школы] стоиков, считает, что цель людей доб-' родетельных — это честная жизнь, то есть согласная' с природой.

Диоген Лаэртский VII. (100) Существуют четыре вида прекрасного: справедливость, мужество, уме­ренность, благоразумие. Соответственно существу­ют четыре вида безобразного: несправедливость, трусость, неумеренность, неразумие... (101)... [Стои­ки] говорят, что одни существующие вещи суть бла­го, другие — зло, а иные — ни то, ни другое. (102) Бла-

сгд — это добродетели: рассудительность, справедли­вость, мужество, здравомыслие и т. д. Зло — это про­тивоположное [благам]: нерассудительность, не­справедливость и прочее. Не благо и не зло — это то, что не приносит ни пользы, ни вреда, например жизнь, здоровье, удовольствие, красота, сила, богат­ство, слава, знатность, а также противоположное им: ^смерть, болезнь, страдание, уродливость, бессилие, бедность, безвестность, незнатность и т. п. Так гово­рят Гекатон в седьмой книге о цели и Аполлодор в «Этике», а также Хрисипп. В самом деле, говорят они, все это не блага, а нечто безразличное, принад­лежащее к виду относительных [благ]. (103) Ведь так)же как особенность жара — согревать, а не охлаж­дать, так и особенность блага — быть полезным, а не приносим, пред. Богатство же и здоровье приносят вред не меньше, чем пользу; следовательно, ни бо­гатство, ни здоровье не благо. И еще они говорят таю то, чем мы можем пользоваться хорошо и плохо, не есть благо; богатством же и здоровьем пользуют­ся хорошо и плохо; значит, богатство и здоровье не благо. Однако Посидоний считает их благами. Гека­тон в девятой книге о благах и Хрисипп в книгах об j-удовольствии говорят, что удовольствие не благо. «-Ведь есть постыдные удовольствия, а ничто постыд-«ое не благо.

Диоген Лаэртский VII. (89) Добродетель, [по Кле-анфу], — это согласное расположение [души], она су­ществует в силу самой себя, а не в силу страха, на­дежды или чего-то внешнего. В пей заключается сча­стье, так как душе полагается пребывать в согласии со всей жизнью. Разумное живое существо портится i-как от воздействия внешних обстоятельств, так и из-

* за поучений тех, с кем оно общается, ведь природа ни- I когда не исходит из чего-то испорченного... (125) [Сто­ики] говорят, что добродетели сопутствуют друг дру­гу и тот, кто обладает одной добродетелью, обладает и всеми, ибо основы у них общие, как говорят Хри­сипп в первой книге о добродетелях, Аполлодор

-в «Учении древних о природе», Гекатон в третьей

• книге о добродетелях. (126) Добродетельный чело-

век и умозрителен, и деятелен, ибо то, что должно быть сделано, следует и выбирать, на это нужно ре­шиться, твердо его держаться, распределять. Поэто­му если кто-то делает одно с разбором, другое с ре­шимостью, третье с упорством, а четвертое путем [справедливого] распределения, то он будет благо­разумным, мужественным, справедливым и рассуди­тельным. Каждая добродетель имеет дело с чем-то определенным; например, мужество — с тем, на что нужно решиться, благоразумие — с тем, что нужно или не нужно делать, или с тем, что не нужно ни де­лать, ни не делать; подобным же образом и другие [добродетели] направлены на что-то свое. С другой стороны, благоразумию сопутствуют здравый смысл и сообразительность, сдержанности — добропоря­дочность и скромность, справедливости — бесприс­трастие и благожелательность, мужеству — постоян­ство и твердость. (72/,) [Стоики] утверждают, что нет ничего среднего между добродетелью и пороком, в то время как перипатетики заявляют, что между до­бродетелью и пороком находится преуспеяние... (130)... Жизнь бывает трех [видов]: умозрительная, деятельная и разумная; третий [вид] они считают предпочтительным. В самом деле, наделенное разу­мом живое существо (самой) природой расположе­но к умозрению и деятельности. Мудрец может на разумном основании отдать свою жизнь за отечест­во и за своих друзей, даже если он подвергается жес-токостям и испытывает боль или страдает от увечья либо неизлечимых болезней. (131) Они считают, что у мудрецов должны быть общие жены, дабы каж­дый мужчина мог сходиться с любой женщиной. Так пишут Зенон в «Государстве» и Хрисипп в книге о го­сударстве, а кроме того, киник Диоген и Платон. Всех детей мы одинаково будем любить, как отцы, и будем избавлены от ревности из-за нарушения су­пружеской верности. Лучший государственный строй — это сочетание демократии, царской власти и аристократии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...