Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Документирование трудовых правоотношений работника с работодателем - важный и ответственный участок работы службы ДОУ. Поэтому организация эффективной работы с документами по личному составу, кадровыми документами, совершенствование всех информационно-документационных процессов является приоритетным направлением управленческой деятельности. Актуальность изучения дисциплины «Делопроизводство в кадровой службе» обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с правовым регулированием порядка оборота информации с ограниченным доступом (конфиденциальной информации) в Российской Федерации. Курс «Делопроизводство в кадровой службе» ориентирован на формирование студентом профессиональных компетенций, содержание которых позволит будущим бакалаврам успешно реализовывать на практике профессиональные функции в области документоведения и архивоведения. Структурно учебная дисциплина «Делопроизводство в кадровой службе» состоит из четырех взаимосвязанных разделов. В рабочей программе дисциплины содержатся основные вопросы курса, которые в данной последовательности с той или иной степенью детализации планируется рассмотреть на лекционных и практических занятиях. При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Делопроизводство в кадровой службе». Выбор методов и форм обучения может определяться:
· общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов; · особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов; · целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия; · временем, отведенным на изучение того или иного материала; · уровнем подготовленности студентов; · уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств; · уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.
В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса федерального государственного образовательного стандарта. Алгоритмдействий преподавателя при проектировании содержания курса
Важным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Делопроизводство в кадровой службе» является лекция. Лекционный материал служит основой для контрольных вопросов по программе курса. В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе в преподавании дисциплины на очном отделении рекомендуются следующие типы лекций: вводная, текущая и заключительная. Вводная лекция открывает лекционный курс по предмету. На этой лекции четко и ярко показывается теоретическое и прикладное значение учебной дисциплины, ее связь с дисциплинами профессионального, гуманитарного и других циклов учебной программы, специфику организации и технологии современного конфиденциального. На вводной лекции преподаватель знакомит студентов с требованиями к текущей и промежуточной аттестации, порядком работы в аудитории и нацеливает на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом. Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУЭ, в том числе её электронные ресурсы. Текущая лекция служит для систематического изложения учебного материала предмета. Заключительная лекция завершает изучение учебного материала. На ней ранее изученное обобщается на более высокой теоретической основе. Особое внимание уделяется специфике самостоятельной работы обучаемых в предэкзаменационный период. В преподавании дисциплины «Делопроизводство в кадровой службе» рекомендуется использовать такие традиционные (пассивные) и инновационные (активные) формы, как: 1) информационная лекция, 2) лекция-визуализация, 3) лекция-беседа. 1. Информационная лекция ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы. 2. Лекция-визуализация является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.
Лекция-визуализация представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму средствами наглядности или аудиовидеотехники (видео-лекция). В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности: натуральные, изобразительные (слайды, рисунки, фото), символические (схемы, таблицы). Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов. Задача преподавателя - использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения. Лекцию-визуализацию рекомендуется провести например, при изучении темы 4.1. Систематизация и хранение документов кадровой службы. Визуальным материалом данной лекции являются таблицы достаточно большого формата, которые удобнее всего представлять на экране, например: Образец номенклатуры дел отдела кадров (фрагмент)
Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов. Участие студентов в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, так, например, озадачивание вопросами в начале лекции и по ее ходу, как уже описывалось в проблемной лекции, вопросы могут, быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала.
Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто-то из студентов не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично тому студенту, или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала. Во время проведения лекции-беседы преподаватель должен следить, чтобы задаваемые вопросы не оставались без ответов, так как они тогда будут носить риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления студентов. В диалоговой форме можно провести, например, лекцию по теме 1.3. «Локальные нормативные акты и документы, регулирующие трудовые отношения», поскольку студенты 3-его курса уже получили знания о правилах оформления управленческих документов при изучении дисциплин «Документоведение» и «Организация и технология ДОУ». Практические занятия призваны стимулировать учебную деятельность студентов на овладение ими профессионально важными компетенциями в области документной лингвистики и литературного редактирования. В зависимости от темы, методических и дидактических средств практические занятия могут проводиться в различных формах: 1) проектирования кадровых документов, 2) решения ситуационных задач, 3) индивидуального практикума. 1) Проектирование кадровых документов как самостоятельная форма учебной деятельности способствует совершенствованию профессиональных умений и навыков студентов, нацеливает их на самостоятельный поиск возможных вариантов создания кадровых документов и документов по личному. составу. Под проектом в данном случаепонимается конкретный локальный документ, регламентирующий трудовые правоотношения работника и работодателя. Проект документа может быть создан как по заданному образцу, так и в произвольной форме. Такую работу целесообразно организовать на практических занятиях по темам 2.2. - 2.6. 2) Решение ситуационных задач. Ситуационные задачи базируются на реальной информации, однако, как правило, при их разработке используются условные названия и фактические данные могут быть несколько изменены. Различают четыре основных вида учебных ситуаций: 1) ситуации иллюстрации, 2) ситуации-упражнения, 3) ситуации-оценки, 4) ситуации проблемы.
Данная рабочая программа содержит следующие сокращения:
АМО - активные методы обучения ВО – высшее профессиональное образование Д – диалоговый метод ДОУ - документационное обеспечение управления ДС - дискуссионный метод ИС - исследовательский метод ОИ -объяснительно-иллюстративный метод ОК – общекультурная компетенция ОПК - общепрофессиональная компетенция ОП –образовательная программа СРС – самостоятельная работа студентов П – метод проектирования ПК -профессиональная компетенция ПКВ -профессиональная компетенция вузовская ПС - проблемно-ситуационный метод Р – репродуктивный метод РФ – Российская Федерация ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт
Разработчики:
Эксперты:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|