Программа психологической диагностики
КОМПЛЕКС МЕТОДИК
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ младшего школьного возраста
Под научной редакцией Л. М. Шипициной РЕЧЬ Санкт-Петербург 2008 ЕБК 83.5 В 49 Рецензенты: доктор психологических наук, профессор В. Г. Казанская кандидат психологических наук, доцент Т. П. Головина Печатается по решению Ученого Совета Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга А. Д. Виноградова, Н. Л. Коновалова, И. А. Михаленкова, С. Т. Посохом, А. А. Хилько, Л. М. Шипицына В 49 Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной — СПб.: Речь, 2008. — 48с. ISBN 5-9268-0682-8
Предлагаемая система психологической диагностики направлена на выявление отклонений психического развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие предназначено для практических психологов образования и может быть использовано в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций по отбору и комплектованию детских школьных учреждений, при подготовке и переподготовке практических психологов, коррекционных и социальных педагогов, руководителей школьных учреждений, работников образования.
ББК 86.5 ISBN 5-9268-0682-8 Издательство «Речь», 2008 Коллектив авторов: Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л., Михаленкова И. А., Посохом С. Т., Хилько А. А., Шипицына Л. М., 2004 Борозенец П. В., обложка, 2008 СОДЕРЖАНИЕ Введение. 4 Программа психологической диагностики. 5 Содержание программы психологической диагностики. 7 I. Общие сведения о ребенке. 7
II. ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО, ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ.. 7 Комплекс методик психологической диагностики. 7 Рекомендуемая процедура психологического обследования ребенка. 8 Диагностические Критерии Индивидуального Психического Развития Ребенка. 8 III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.. 9 Комплекс диагностических методик. 10 Методика 1. Четвертый лишний (наглядный материал) 10 Методика 2. Четвертый лишний (словесный материал) 12 Методика 3. Последовательные картинки. 14 Методика 4. Продолжи ряд. 16 Методика 5. Зрительная непроизвольная память. 18 Методика 6. Зрительная произвольная память. 19 Методика 7. Слуховая произвольная память. 20 Методика 8. Раскрашивание кружков. 21 Методика 9. Отыскивание чисел (таблицы Шульте) 23 Методика 10. Мотивация учения. 25 Методика 11. Экспертная оценка. 28 Методика 12. Самооценка учебы и поведения. 28 Методика 13. Социометрическое исследование. 29 Методика 14. Незаконченные предложения. 31 Методика 15. Особенности развития речи. 33 Методика 16. Состояние успеваемости и поведения. 33
ВВЕДЕНИЕ Одна из актуальных проблем современности – проблема психического здоровья ребенка. Пристального внимания специалистов требует изучение, прежде всего, интегральных феноменов психического развития, выявление проблемных зон индивидуального возрастного и личностного становления школьника, определение психического своеобразия детей «группы риска». Системные психолого-педагогические исследования дают основание рассматривать развитие как сложный структурный, разноуровневый и противоречивый процесс, отражающий как общечеловеческие, так и индивидуальные особенности и возможные отклонения в социально-психологическом становлении личности ребенка. Выраженность отклонений в развитии определяется состоянием основных психических образований: интеллекта, памяти, речи, мотивации, воли, а также сформированностью механизмов произвольной саморегуляции и межличностного взаимодействия. Одним из объективных показателей неблагополучия в психическом развитии, становлении личностных качеств ребенка является школьная успеваемость и поведение.
Своевременное выявление потенциала психического развития может быть обеспечено с помощью научно обоснованного методического аппарата, адекватного сложной психической организации ребенка, его возрасту, социальным условиям существования. Предлагаемая система психологического диагностирования предполагает комплексное обследование психического состояния и выявление индивидуальных особенностей интеллектуальной, мнестической, мотивационной, волевой, речевой сфер ребенка, сформированность механизмов волевой регуляции межличностного взаимодействия, определение трудностей в овладении учебными программами. Каждая из сфер исследуется с помощью надежных и валидных психодиагностических методик. Проведение комплексного обследования детей позволяет определить индивидуальный уровень развития ребенка. Предлагаемая психологическая диагностика построена на основе следующих принципов: 1. Целостно-системное диагностирование: установление взаимосвязей, взаимообусловленности и взаимозависимостей проявлений психической организации ребенка (интеллектуальной, мотивационной, регуляторной, речевой, личностной). 2. Структурно-динамическое диагностирование: выявление актуальных и потенциальных возможностей развития, возможных отклонений в развитии. 3. Конкретность диагностирования: определение соответствия состояния психического развития ребенка требованиям конкретной ситуации. 4. Единство психического развития и ведущей деятельности: учитываются индивидуальное своеобразие психического развития и успешность игровой и учебной деятельности. 5. Комплексность диагностирования: при проведении психодиагностики необходимо учитывать результаты медико-педагогического обследования и социальной ситуации развития ребенка. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ Психологическое диагностирование включаетследующие этапы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|