I . Изучение общих сведений о ребенке.
Фамилия, имя ребенка. Пол, возраст, адрес. Дошкольное учреждение, класс, школа, успеваемость. Общее физическое здоровье. Состав семьи. II. Исследование психического, индивидуально-личностного развития ребенка в структуре ведущей деятельности. Особенности развития мышления Состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления. Особенности оперирования знаниями. Способность к установлению причинно-следственных зависимостей и функциональных связей. Индивидуальные качества мышления: логичность, доказательность, критичность, избирательность, активность. Затруднения в мыслительных операциях: анализе, синтезе, аналогии, сравнении, абстрагировании, обобщении, классификации. Затруднения в умозаключениях, в построении суждений и выводов. Особенности развития памяти Развитие непроизвольной и произвольной памяти различной модальности: Зрительной и слуховой. Особенности запоминания, сохранения и воспроизведения. Соотношение образной и словесной памяти. Значение волевой установки в мнестической деятельности. Затруднения в кратковременном запоминании, сохранении и воспроизведении. Особенности волевого развития Волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности. Настойчивость, склонность к завершению заданий. Работоспособность. Индивидуальный стиль деятельности. Ориентация на точность или скорость выполнения заданий. Неустойчивость волевой регуляции. Отсутствие способности к самоорганизации деятельности. Особенности развития внимания Непроизвольное и произвольное внимание. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключаемость. врабатываемость, истощаемость. Отвлекаемость, рассеянность.
Особенности развития мотивации Осознанность, обоснованность, содержательность, устойчивость мотивов учения. Ведущий мотив учения. Отсутствие ведущего мотива учения. Неустойчивость, неопределенность, неосознанность мотивов учения. Особенности развития межличностных отношений. Степень популярности в межличностных отношениях детей в структуре учебной и внеучебной деятельности. Индивидуальная потребность личности в общении «Отверженные», «изолированные» в системе отношений с одноклассниками в учебной и внеучебной деятельности. Сложности общения, отсутствие потребности в общении с одноклассниками в учебной и внеучебной деятельности. Особенности развития системы отношений личности Отношение ребенка к членам своей семьи, к себе, к друзьям, к окружающей среде. Положительные, отрицательные, безразличные отношения. Затруднения, неопределенность, несформированность отношений. Проблемные зоны в системе отношений личности. Особенности развития речи Связность, логичность, развернутость, эмоциональность речевых высказываний. Индивидуальные особенности речи. Разбросанность, бедность, нелогичность речи, затруднения в речевой деятельности. Общее недоразвитие речи. Состояние успеваемости и поведения Успеваемость школьника по основным учебным дисциплинам. Стабильность успеваемости. Избирательное отношение к учебным предметам. Возрастная динамика успеваемости. Неуспеваемость, второгодничество. Затруднения в овладении материалом учебных дисциплин. Неустойчивость успеваемости. Соответствие поведения ребенка требованиям детского учреждения. III. Заключение об индивидуальных особенностях психического развития ребенка. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ 1. Фамилия, имя, отчество 2. Адрес 3. Пол: Ж. М.
4. Возраст 5. Класс, дошкольное учреждение 6. Состояние здоровья: практически здоров, болеет редко, болеет часто, диагноз 7. Социальные условия жизни 7.1. Живет в семье (характеристика семьи) 7.2. Живет вне семьи (характеристика условий жизни) 8. Успеваемость: по русскому языку, по математике, по чтению 9. Поведение
II. ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО, ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКС МЕТОДИК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Предмет обследования | №, Название методики | |||||||||||
Психические функции
| Мышление | 1 | Четвертый лишний (наглядный материал) | |||||||||
2 | Четвертый лишний (словесный материал) | |||||||||||
3 | Последовательные картинки | |||||||||||
4 | Продолжи ряд | |||||||||||
Память | 5 | Зрительная непроизвольная память | ||||||||||
6 | Зрительная произвольная память | |||||||||||
7 | Слуховая произвольная память | |||||||||||
Воля | 8 | Раскрашивание кружков | ||||||||||
Внимание | 9 | Отыскивание чисел | ||||||||||
Личностный статус | Мотивация | 10 | Мотивация учения | |||||||||
Самооценка | 11 | Экспертная оценка | ||||||||||
12 | Самооценка учебы и поведения | |||||||||||
Социометрический статус | 13 | Социометрическое исследование | ||||||||||
Система отношений | 14 | Незаконченные предложения | ||||||||||
Речевые особенности | 15 | Особенности развития речи | ||||||||||
Школьная успеваемость | Школьные предметы | 16 | Успеваемость и поведение |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПРОЦЕДУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
Обследование каждого ребенка проводится в течение двух дней по 35— 40 мин. В случае жалоб ребенка на усталость, утомление обследование прекращается раньше.
Первый день
Второй день
Методика «Экспертная оценка» (№ 11) и изучение состояния успеваемости (№ 5 16) осуществляются при работе психолога с учителем.
Исследование речи (№ 15) реализуется психологом в ходе всей процедуры обследования.
|
|
|
|