Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика 10. Мотивация учения

Назначение. Определение мотивов к учению.

Стимульный материал. Семь карт со схематическим изображением фигур. На одной стороне карты изображен вариант для мальчиков, на другой для девочек.

Карта 1. На улице женская фигура, несколько склоненная в сторону мальчика (девочки) с указывающим в направлении школы жестом. У ребенка ранец за спиной. Видно здание школы с вывеской «Школа» (внешний мотив; рис. 10.1-а, 10.1-б).

Карта 2. Мальчик (девочка) за партой, склонившись над раскрытой книгой (учебный мотив; рис. 10.2-а, 10.2-б).

Карта 3. На картинке двое мальчиков (девочек), играющих в мяч (игровой мотив; рис. 10.3-а, 10.3-б).

Карта 4. На улице две фигуры двигаются по направлению к школе. Взрослый мужчина изображен с портфелем. Рядом мальчик (девочка) с ранцем. Видна четко написанная вывеска «Школа» (мотив взрослости; рис. 10.4-а. 10.4-б).

Карта 5. На фоне школы группа детей, идущих по направлению к ней. Один мальчик (девочка) с ранцем за спиной идет в противоположную сторону (отрицание мотива учебы; рис. 10,5-а, 10.5-б).

Карта 6. Мальчик за столом собирает планер. Девочка в медицинской шапочке осматривает куклу (социальный мотив; рис. 10.6-а, 10.6-б).

Карта 7. В классе учительница стоит около парты с двумя мальчиками (девочками). У одного ребенка раскрыт дневник с пятеркой (пятерка должна быть видна), ребенок улыбается. У другого тетрадь (мотив успеха; рис. 10.7-а, 10.7-).

Инструкция. Я тебе буду рассказывать о школе и показывать картинки. Будь внимателен. Затем я задам тебе вопросы.

Процедура. Ребенку в указанной последовательности зачитываются рассказы и одновременно выкладываются в ряд карточки, иллюстрирующие их содержание. В зависимости от пола обследуемого выкладываются карточки со схематичным изображением фигур мальчика или девочки.

«Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». При этом на стол перед ребенком выкладывается карта 1.

Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится узнавать новое, делать уроки, нравится учиться. Если бы не было школы, я все равно учился бы». Выкладывается карта 2.

Третий мальчик (девочка) сказал: «А я хожу в школу, потому что в школе весело, там много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карта 3.

Четвертый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть взрослым, таким, как папа, мама и брат с сестрой. До школы я был маленький (маленькая)». Выкладывается карта 4.

Пятый мальчик (девочка) сказал: «Да я вообще не хочу ходить в школу, не хочу учиться». Выкладывается карта 5.

Шестой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться – без знаний ничего не сделаешь, а выучишься, и можешь стать кем хочешь», выкладывается карта 6.

Седьмой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе ставят хорошие, отличные отметки». Выкладывается карта 7.

 

После прочтения всех рассказов, сопровождаемых показом соответствующих карточек, ребенку задается четыре вопроса:

1. Как, по-твоему, кто из них прав? Почему?

2. С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему?

3. С кем из них ты хотел бы учиться? Почему?

4. На какой картинке нарисован ты? Почему?

Ответы ребенка записываются в протоколе.

Обработка. Мотив определяется па основе выборакарты.

1-я карта – внешний мотив;

2-я карта – учебный мотив;

3-я карта – игровой мотив;

4-я карта – мотив взрослости;

5-я карта – отрицание мотива учения;

6-я карта – социальный мотив;

7-я карта – мотив успеха.

Анализируются содержание и обоснование мотивов каждого выбора. Определяется осознанность мотивов и выделяется ведущий мотив.

Устойчивость мотива определяется количеством его выборов. Устойчивым считается мотив, выбранный 4(3) раза, неустойчивым – 1(2) раза.

Протокол обследования

Вопросы № выбранной карты Ответы
1. Как, по-твоему, кто них прав? Почему?    
2. С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему?    
3.С кем из них ты хотел бы учиться? Почему?    
4.На какой картинке нарисован ты? Почему?    

Ведущий мотив

Устойчивость                          Неустойчивость

Интерпретация результатов

1-й уровень отражает высокую мотивацию к школьному обучению. Ребенок положительно относится к обучению в школе, активно стремится как можно скорее пойти в школу, ориентируясь при этом на успех. Среди мотивов обучения преобладает познавательный: «хочу много знать», «хочу быть грамотным», «хочу знать все» и т. п. Ребенок осознает специфику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержания учебных занятий сочетается с отчетливым представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признает авторитет учителя, отводит учителю особое место в системе отношений с окружающими людьми.

2-й уровень отражает достаточно высокую мотивацию к школьному обучению. Ребенок в основном положительно относится к обучению в школе. Среди мотивов обучения преобладает познавательный. Осознает специфику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержания учебных занятий сочетается с представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признает авторитет учителя.

3-й уровень отражает достаточную мотивацию к школьному обучению. Ребенок положительно относится к посещению школы, хотя не всегда активно стремится начать обучение. Среди мотивов обучения преобладает мотив получений новых знаний. В то же время встречаются и игровые мотивы. Ребенок ориентируется в содержании школьной деятельности, осознает специфику обучения и его отличие от игры, знает содержания учебных занятий. Свой успех в обучении связывает как с необходимостью овладения знаниями и подчинения дисциплине, так и со случайными моментами. Дисциплинарные требования осознает не в полной мере, авторитет учителя признает частично.

4-й уровень отражает в основном положительное отношение к обучению. Однако степень осознания мотивов обучения низкая. Преобладают мотивы подражания или случайные мотивы. Дисциплинарные требования осознаются далеко не в полной мере. Ориентация на успех в обучении связывается с необходимостью заниматься и соблюдать дисциплину.

5-й уровень отражает негативное отношение к обучению в школе или отсутствие сформированности какого-либо отношения. Ребенок может не выражать своего отношения. Не видит существенных различий между игрой и школьными занятиями, не осознает требований учителя, его особой роли.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...