Методика 10. Мотивация учения
Назначение. Определение мотивов к учению. Стимульный материал. Семь карт со схематическим изображением фигур. На одной стороне карты изображен вариант для мальчиков, на другой для девочек. Карта 1. На улице женская фигура, несколько склоненная в сторону мальчика (девочки) с указывающим в направлении школы жестом. У ребенка ранец за спиной. Видно здание школы с вывеской «Школа» (внешний мотив; рис. 10.1-а, 10.1-б). Карта 2. Мальчик (девочка) за партой, склонившись над раскрытой книгой (учебный мотив; рис. 10.2-а, 10.2-б). Карта 3. На картинке двое мальчиков (девочек), играющих в мяч (игровой мотив; рис. 10.3-а, 10.3-б). Карта 4. На улице две фигуры двигаются по направлению к школе. Взрослый мужчина изображен с портфелем. Рядом мальчик (девочка) с ранцем. Видна четко написанная вывеска «Школа» (мотив взрослости; рис. 10.4-а. 10.4-б). Карта 5. На фоне школы группа детей, идущих по направлению к ней. Один мальчик (девочка) с ранцем за спиной идет в противоположную сторону (отрицание мотива учебы; рис. 10,5-а, 10.5-б). Карта 6. Мальчик за столом собирает планер. Девочка в медицинской шапочке осматривает куклу (социальный мотив; рис. 10.6-а, 10.6-б). Карта 7. В классе учительница стоит около парты с двумя мальчиками (девочками). У одного ребенка раскрыт дневник с пятеркой (пятерка должна быть видна), ребенок улыбается. У другого тетрадь (мотив успеха; рис. 10.7-а, 10.7-). Инструкция. Я тебе буду рассказывать о школе и показывать картинки. Будь внимателен. Затем я задам тебе вопросы. Процедура. Ребенку в указанной последовательности зачитываются рассказы и одновременно выкладываются в ряд карточки, иллюстрирующие их содержание. В зависимости от пола обследуемого выкладываются карточки со схематичным изображением фигур мальчика или девочки.
«Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». При этом на стол перед ребенком выкладывается карта 1. Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится узнавать новое, делать уроки, нравится учиться. Если бы не было школы, я все равно учился бы». Выкладывается карта 2. Третий мальчик (девочка) сказал: «А я хожу в школу, потому что в школе весело, там много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карта 3. Четвертый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть взрослым, таким, как папа, мама и брат с сестрой. До школы я был маленький (маленькая)». Выкладывается карта 4. Пятый мальчик (девочка) сказал: «Да я вообще не хочу ходить в школу, не хочу учиться». Выкладывается карта 5. Шестой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться – без знаний ничего не сделаешь, а выучишься, и можешь стать кем хочешь», выкладывается карта 6. Седьмой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе ставят хорошие, отличные отметки». Выкладывается карта 7.
После прочтения всех рассказов, сопровождаемых показом соответствующих карточек, ребенку задается четыре вопроса: 1. Как, по-твоему, кто из них прав? Почему? 2. С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему? 3. С кем из них ты хотел бы учиться? Почему? 4. На какой картинке нарисован ты? Почему? Ответы ребенка записываются в протоколе. Обработка. Мотив определяется па основе выборакарты. 1-я карта – внешний мотив; 2-я карта – учебный мотив; 3-я карта – игровой мотив; 4-я карта – мотив взрослости; 5-я карта – отрицание мотива учения; 6-я карта – социальный мотив; 7-я карта – мотив успеха. Анализируются содержание и обоснование мотивов каждого выбора. Определяется осознанность мотивов и выделяется ведущий мотив.
Устойчивость мотива определяется количеством его выборов. Устойчивым считается мотив, выбранный 4(3) раза, неустойчивым – 1(2) раза. Протокол обследования
Интерпретация результатов 1-й уровень отражает высокую мотивацию к школьному обучению. Ребенок положительно относится к обучению в школе, активно стремится как можно скорее пойти в школу, ориентируясь при этом на успех. Среди мотивов обучения преобладает познавательный: «хочу много знать», «хочу быть грамотным», «хочу знать все» и т. п. Ребенок осознает специфику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержания учебных занятий сочетается с отчетливым представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признает авторитет учителя, отводит учителю особое место в системе отношений с окружающими людьми. 2-й уровень отражает достаточно высокую мотивацию к школьному обучению. Ребенок в основном положительно относится к обучению в школе. Среди мотивов обучения преобладает познавательный. Осознает специфику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержания учебных занятий сочетается с представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признает авторитет учителя. 3-й уровень отражает достаточную мотивацию к школьному обучению. Ребенок положительно относится к посещению школы, хотя не всегда активно стремится начать обучение. Среди мотивов обучения преобладает мотив получений новых знаний. В то же время встречаются и игровые мотивы. Ребенок ориентируется в содержании школьной деятельности, осознает специфику обучения и его отличие от игры, знает содержания учебных занятий. Свой успех в обучении связывает как с необходимостью овладения знаниями и подчинения дисциплине, так и со случайными моментами. Дисциплинарные требования осознает не в полной мере, авторитет учителя признает частично.
4-й уровень отражает в основном положительное отношение к обучению. Однако степень осознания мотивов обучения низкая. Преобладают мотивы подражания или случайные мотивы. Дисциплинарные требования осознаются далеко не в полной мере. Ориентация на успех в обучении связывается с необходимостью заниматься и соблюдать дисциплину. 5-й уровень отражает негативное отношение к обучению в школе или отсутствие сформированности какого-либо отношения. Ребенок может не выражать своего отношения. Не видит существенных различий между игрой и школьными занятиями, не осознает требований учителя, его особой роли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|