Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика 3. Последовательные картинки

Назначение. Изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями.

Стимульный материал. Три набора картинок, связанных между собой сюжетом: «Ключ» (4 картинки, рис. 2.1-2.4), «Пловец» (6 картинок: рис. 3.1-3.6), «Хитрецы» (7 картинок, рис. 4.1-4.7).

Инструкция. Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ.

Процедура. Перед ребенком выкладываются картинки первого набора «Ключ» с нарушением последовательности сюжетной линии: ch, u, l, k. Предлагается разложить картинки в соответствии с логиков развития сюжета и составить рассказ. Ребенок выполняет задание. Фиксируется особенности его деятельности, результаты которой могут быть отнесены к одному из пяти уровней.

Затем предлагается разложить по порядку картинки из второго набора «Пловец» и составить по ним рассказ. Последовательность предъявлений – o, p, e, v, z, l.

Правильный вариант разложения картинок p, l, o, v, e, z.

Далее предлагается разложить по порядку картинки третьего напора «Хитрецы» и составить по ним рассказ. Последовательность предъявлений – i, e, h, y, t, z, r.

Обработка. Каждое из трех заданий оценивается следующими образом,

Правильный вариант разложения картинок: h, i, t, r, e, z, y.

1-й уровень — разложил без ошибок, без дополнительных и поправочных действий;

2-й уровень — разложил верно, самостоятельно внеся поправки;

3-й уровень — сделал одну ошибку и при обосновании (на вопрос «Почему?») ее исправил;

4-й уровень — сделал одну ошибку и не справился с обоснованием;

5-й уровень — разложил картинки без установления логической последовательности или отказался выполнить задание.

Протокол обследования

№ набора Выполнение Уровень
1. Ключ    
2. Пловец    
3. Хитрецы    

Общий уровень _________

 

Рассказ ребенка.

1.

2.

3.

Общий уровень выполнения задания.

Интерпретация результатов

1-й уровень отражает высокий уровень сформированности логического мышления, способность понимать логику отдельных ситуаций и прогно­зировать их дальнейшее развитие. Ребенок быстро и точно устанавливает причинно-следственные связи. Способен обосновать правильность своего решения. Умозаключения правильны, суждения точны. Речь правильная, связная, эмоционально насыщенная.

2-й уровень отражает высокий уровень логического мышления. Ребенок достаточно быстро устанавливает причинно-следственные отношения между событиями, способен понимать логику отдельных ситуаций и прогнозировать их дальнейшее развитие. Допущенные ошибки обнаруживает самостоятельно и устраняет сам.

3-й уровень отражает достаточный уровень развития логического мышления. Ребенок практически самостоятельно выполняет все задания. Безошибочно устанавливает причинно-следственные отношения между небольшим числом событий. Самостоятельно исправляет ошибки при организующей помощи специалиста-психолога.

4-й уровень отражает недостаточную сформированность логического мышления. Ребенок способен установить причинно-следственные отношения между небольшим числом событий. Испытывает трудности при обосновании своего решения, часто ориентируется на субъективную логику видения событий. Замечает и исправляет ошибки с помощью специалиста-психолога.

5-й уровень отражает несформированность умения устанавливать причинно-следственные отношения между событиями. Ребенок выполняет задание чисто механически, вне логики событий. Неспособен объяснить свой вариант решения.


МЕТОДИКА 4. ПРОДОЛЖИ РЯД

Назначение. Выявление способности к анализу и синтезу, к установлению закономерностей пространственных соотношений.

Стимульный материал. Четыре отдельных бланка с заданиями, цветные фломастеры.

Инструкция. Рассмотри внимательно, что нарисовано, продолжи рисунок так же, как здесь.

Процедура. Задания №1, №2, №3, №4 (рис. 5.1-5.4) предъявляются отдельно один за другим, начиная с задания №1 (рис. 5.1). При правильном выполнении задания №1 обследование прекращается.

Обработка. Учитывается правильность воспроизведения совокупности ше­сти признаков: последовательность фигур, расстояние между ними, цвет, вели­чина, расположение относительно оси, направление штриховки.

Оценка результатов.

1-й уровень – выполнено задание №1.

2-й уровень – выполнено задание №2.

3-й уровень – выполнено задание №3.

4-й уровень – выполнено задание №4.

5-й уровень – не выполнено ни одного задания.

Задание считается правильно выполненным, если школьник воспроизводит все шесть признаков. В случае нарушения хотя бы одного из них задание считается неправильно выполненным, и предлагается выполнить другое, менее сложное.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...