Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика 13. Социометрическое исследование

Назначение. Определение социометрического статуса школьника в классе и его потребности в общении.

Стимульный материал. Бланки социометрических карточек, список учеников класса, в котором обучается обследуемый, две социометрические матрицы: «Урок», «День рождения».

Инструкция. Посмотри: на этом листке перечислены все ребята из твоего класса, ты хорошо их знаешь.

Ситуация 1. Скажи, к кому из них ты обратился бы за помощью, когда у тебя не получаются уроки? Ты можешь назвать не более «n» одноклассников. Объясни, почему ты выбрал их? А теперь скажи, к кому ты ни за что не стал бы обращаться за помощью по поводу уроков. Почему?

Ситуация 2. Скажи, пожалуйста, кого из класса ты пригласил бы к себе на день рождения? Назови не более «n» одноклассников. Объясни, почему ты их выбрал. А кого из класса ты ни за что не пригласил бы на день рождения? Почему?

Процедура. Перед ребенком выкладывается список одноклассников, из которого он должен сделать положительный выбор в двух ситуациях. Количество выбираемых одноклассников ограничивается числом «n», которое определяется по нижеприведенной таблице в зависимости от общего числа учеников в классе. Например, если в классе 25 человек, то ребенок может выбрать не более 5 человек.

Допустимо, если ребенок сделает меньшее число выборов, чем «n», или не сделает ни одного. Ответы по первой или второй ситуациям выбора фиксируются в социометрической карточке.

Для оценки степени популярности обследуемого в межличностных отношениях с одноклассниками подсчитывается индекс социометрического статуса отдельно для ситуаций «учебы» и «дня рождения» по следующей формуле:

 

где Ci социометрический статус i-члена, Ri полученные i-членом выборы, ∑ - знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N – число членов группы.

Кроме оценки социометрического статуса ребенка в классе вычисляется индекс его эмоциональной экспансивности по формуле:

 

где Ej эмоциональная экспансивность j-члена, R – сделанные j-членом выборы (+, -).

Показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении (ситуации «день рождения», «уроки»).

Таблица определения ограничения социометрических выборов.

Количество учеников в классе (N) Число выборов (n) Вероятность случайного выбора P (A)
5-7 1 0,22-0,14
8-11 2 0,25-0,18
12-16 3 0,25-0,19
17-21 4 0,23-0,19
22-26 5 0,22-0,19
27-31 6 0,22-0,19
32-36 7 0,21-0,19

 

Обработка. Полученные результаты из социометрической карточки заносятся в соответствующую социоматрицу, затемподсчитывается количество положительных и отрицательных выборов, сделанных обследуемым, а также количество полученных им выборов. Для каждой ситуации заполняется отдельная социоматрица.

Пример социоматрицы для группы из 8 детей

№ п/п

Кто выбирает (список класса)

Кого выбирают

Сделанные выборы

Всего

1 2 3 4 5 6 7 8 (+) (-)
1 А-ов                      
2 Б-ов                      
3 В-ова                      
4 К-ова                      
5 М-ова                      
6 П-ова                      
7 П-ов                      
8 Ш-н                      
  Сумма полученных «+» выборов                      
  Сумма полученных «-» выборов                      
  Всего                      

Примечание: + положительный выбор, - отрицательный выбор.

Интерпретация результатов. По степени популярности в группе принято выделять безусловного лидера в определенной ситуации или «звезду» - ученика, набравшего наибольшее число положительных выборов, «предпочитаемого» - ученика, набравшего около половины положительных выборов от «звезды», «оттесненного» - получившего единичные выборы, «изолированного» - ученика, не получившего ни одного выбора, и «отверженного» - ребенка, получившего отрицательные выборы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...