Методика 13. Социометрическое исследование
Назначение. Определение социометрического статуса школьника в классе и его потребности в общении. Стимульный материал. Бланки социометрических карточек, список учеников класса, в котором обучается обследуемый, две социометрические матрицы: «Урок», «День рождения». Инструкция. Посмотри: на этом листке перечислены все ребята из твоего класса, ты хорошо их знаешь. Ситуация 1. Скажи, к кому из них ты обратился бы за помощью, когда у тебя не получаются уроки? Ты можешь назвать не более «n» одноклассников. Объясни, почему ты выбрал их? А теперь скажи, к кому ты ни за что не стал бы обращаться за помощью по поводу уроков. Почему? Ситуация 2. Скажи, пожалуйста, кого из класса ты пригласил бы к себе на день рождения? Назови не более «n» одноклассников. Объясни, почему ты их выбрал. А кого из класса ты ни за что не пригласил бы на день рождения? Почему? Процедура. Перед ребенком выкладывается список одноклассников, из которого он должен сделать положительный выбор в двух ситуациях. Количество выбираемых одноклассников ограничивается числом «n», которое определяется по нижеприведенной таблице в зависимости от общего числа учеников в классе. Например, если в классе 25 человек, то ребенок может выбрать не более 5 человек. Допустимо, если ребенок сделает меньшее число выборов, чем «n», или не сделает ни одного. Ответы по первой или второй ситуациям выбора фиксируются в социометрической карточке. Для оценки степени популярности обследуемого в межличностных отношениях с одноклассниками подсчитывается индекс социометрического статуса отдельно для ситуаций «учебы» и «дня рождения» по следующей формуле:
где Ci – социометрический статус i-члена, Ri – полученные i-членом выборы, ∑ - знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N – число членов группы.
Кроме оценки социометрического статуса ребенка в классе вычисляется индекс его эмоциональной экспансивности по формуле:
где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, R – сделанные j-членом выборы (+, -). Показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении (ситуации «день рождения», «уроки»). Таблица определения ограничения социометрических выборов.
Обработка. Полученные результаты из социометрической карточки заносятся в соответствующую социоматрицу, затемподсчитывается количество положительных и отрицательных выборов, сделанных обследуемым, а также количество полученных им выборов. Для каждой ситуации заполняется отдельная социоматрица. Пример социоматрицы для группы из 8 детей
Примечание: + положительный выбор, - отрицательный выбор.
Интерпретация результатов. По степени популярности в группе принято выделять безусловного лидера в определенной ситуации или «звезду» - ученика, набравшего наибольшее число положительных выборов, «предпочитаемого» - ученика, набравшего около половины положительных выборов от «звезды», «оттесненного» - получившего единичные выборы, «изолированного» - ученика, не получившего ни одного выбора, и «отверженного» - ребенка, получившего отрицательные выборы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|