Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 1. Звучащее и незвучащее в музыке.




Т.В.Чередниченко

МУЗЫКА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

Том 1-й и 2-й

Том 1

Курс лекций для студентов-немузыкантов,

а также для всех, кто интересуется

музыкальным искусством

Выпуск первый

ДОЛГОПРУДНЫЙ

АЛЛЕГРО-ПРЕСС

УДК 78

ББК 85.31

Ч 46

В лекциях очерчена масштабная картина истории музыкального искус­ства различных типов (народное творчество, профессиональное развлека­тельное музицирование, церковная и светская композиция), регионов и эпох. История музыки рассматривается как часть истории культуры. Сводя к минимуму использование специальных музыковедческих терминов, автор пытается раскрыть глубинные связи внутренних проблем музыкального творчества с тенденциями философского, религиозного, социального само­сознания общества.

Ч4905000000-01

П15(03)-94 Без объявления

ISBN 5-87859-002-6 (Вып. 1] 5-87859-001-8

© Чередниченко Т.В., 1994 © Аллегро-Пресс, 1994 -оригинал-макет

Том 1.............................................................................................................................................. 1

К ЧИТАТЕЛЮ......................................................................................................................................................................... 9

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА......................................................................................................................................................... 13

Часть 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА........................ 24

Лекция 1. ЗВУЧАЩЕЕ И НЕЗВУЧАЩЕЕ В МУЗЫКЕ......................................................................................... 24

1 Парадокс музыки................................................................................................................................................................... 24

2. Пение и инструментальная игра.......................................................................................................................................... 25

Музыка есть модель чистого мышления............................................................................................................................. 31

3. Музыкальный звук - реальный и идеальный..................................................................................................................... 32

Идеальный звук..................................................................................................................................................... 35

ПРИМЕЧАНИЯ....................................................................................................................................................................... 41

Лекция 2. ЗВУКОВАЯ СТРУКТУРА КАК СМЫСЛ И ЦЕННОСТЬ................................................................. 45

1. «Что» и «как» в искусстве................................................................................................................................................... 45

2. Близость технического, логического и эстетического аспектов описания музыки указывает на специфику музыкального языка и его понимания................................................................................................................................................................................. 46

3. Правила техники и качество произведения........................................................................................................................ 49

4. Системность музыкальных норм........................................................................................................................................ 51

ПРИМЕЧАНИЯ....................................................................................................................................................................... 62

Лекция 3. ГАРМОНИЯ....................................................................................................................................................... 66

1. Термин «гармония».............................................................................................................................................................. 67

2. Лад (латинский аналог этого русского слова - «modus», т.е. мера, размеренность, соблюдение меры......................... 68

3. Экмелика (буквальное значение древнегреческой основы термина - «внемелодический»)........................................... 69

4. Звукоряд................................................................................................................................................................................ 69

5. Интервал (буквальное значение этого латинского слова - «промежуток»)..................................................................... 77

6. Аккорд (итал. accordo, от позднелат. accordare - «согласовывать»)................................................................................. 81

8. Ладовые системы и образы движения................................................................................................................................. 85

Движение-проявление (обнаружение, воплощение)................................................................................... 87

Образ развития выражается в тональной ладовой системе..................................................................... 88

ПРИМЕЧАНИЯ.................................................................................................................................................................... 92

Лекция 4. ОТ ГАРМОНИИ К ФОРМЕ, или как абстрактные законы лада (например, тональности) превращаются в конкретное произведение (например, «Лунную сонату»).................................................................................... 94

1. Гармония и форма................................................................................................................................................................ 94

2. Фактура. Лат. «factura» означает «обработка», от «facio» - «делаю»............................................................................... 95

Пуантилизм - это полифония, в которой от мелодий-тем остались только единичные звуки-точки................ 99

З. Ритм (от греч. глагола, означающего «теку»)........................................................................................ 100

РОНДО................................................................................................................................................................... 114

СОНАТНАЯ ФОРМА........................................................................................................................................ 114

ПРИМЕЧАНИЯ.................................................................................................................................................................. 122

Лекция 5. ТИПЫ МУЗЫКИ........................................................................................................................................... 123

1. Музыка и «музыки»........................................................................................................................................................... 123

2. Типы музыкального творчества........................................................................................................................................ 125

3. «Обочины» (?) и «магистрали» (?) музыкальной истории.............................................................................................. 137

ПРИМЕЧАНИЯ.................................................................................................................................................................. 139

ЛИТЕРАТУРА К ЧАСТИ ПЕРВОЙ................................................................................................................................... 141

Музыкальный звук.................................................................................................................................................. 141

Звуковая структура................................................................................................................................................ 141

Гармония................................................................................................................................................................... 142

Фактура..................................................................................................................................................................... 142

Ритм............................................................................................................................................................................. 142

Композиционные типы.......................................................................................................................................... 142

Типымузыки............................................................................................................................................................. 142

Часть 2. ТРАДИЦИОНАЛИСТСКИЕ (ИСТОРИЧЕСКИ «МЕДЛЕННЫЕ») МУЗЫКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ............................................................................................................................. 142

Лекция 6. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР.............................................................................................................. 143

1. Многообразие народной музыки....................................................................................................................................... 143

2. Общие черты фольклорного музицирования................................................................................................................... 145

3. Фольклорно-музыкальные пласты................................................................................................................................... 149

4. Архаичный фольклор (касс. 2, 3)...................................................................................................................................... 153

5. Классический фольклор (касс. 4,5,6)............................................................................................................................... 157

6. Поздний и вырожденный фольклор.................................................................................................................................. 160

7. Фольклор и профессиональная музыка............................................................................................................................ 165

ПРИМЕЧАНИЯ..................................................................................................................................................................... 167

Лекция 7. МЕНЕСТРЕЛЬСТВО................................................................................................................................... 169

1. Устойчивое и мимолетное в развлекательной музыке.................................................................................................... 169

2. Метаисторические константы музыкальных развлечений.............................................................................................. 174

3. Музыкальные увеселения в Средние века (касс. 7-9)...................................................................................................... 180

4. Городская развлекательная музыка XVIII-XIX веков................................................................................................... 188

5. Мировые тенденции и особые варианты поп-музыки XX века...................................................................................... 195

6. Поп-музыка в аранжировке видеоклипа........................................................................................................................... 203

ПРИМЕЧАНИЯ..................................................................................................................................................................... 207

Лекция 8. КАНОНИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ.................................................................................................. 209

1. Фольклор, менестрельство и культуры канонической импровизации........................................................................... 209

2. Каноническая импровизация и письменная композиция................................................................................................ 211

3. Типологические винегреты джаза и рок-музыки............................................................................................................. 213

4. Основные черты «большой» канонической импровизации............................................................................................. 216

5. Древнегреческая идея музыки и ее влияние на европейские, ближне- и средневосточные традиции.......................... 223

6. Христианская монодия,...................................................................................................................................................... 226

7. Макомат.............................................................................................................................................................................. 232

8. Рага...................................................................................................................................................................................... 236

ПРИМЕЧАНИЯ.................................................................................................................................................................. 238

ЛИТЕРАТУРА К ЧАСТИ ВТОРОЙ................................................................................................................................... 240

Фольклорное музицирование.............................................................................................................................. 240

Менестрельство....................................................................................................................................................... 240

Каноническая импровизация............................................................................................................................... 241

Том 2-й....................................................................................................................................... 244

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА....................................................................................................................................................... 247

Часть 3. ОПУС-МУЗЫКА: ИСТОРИЯ НОВАЦИЙ......................................................... 258

Лекция 9. КАНОНИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ. Музыкальные революции XI-XVI веков..................... 258

1. От канонической импровизации к канонической композиции........................................................................................ 258

2. Линейная нотация и искусство контрапункта................................................................................................................... 259

З. Звукогеометрическое «богословие» Ars Antiqua............................................................................................................. 261

4 Ученая игра Ars nova.......................................................................................................................................................... 268

5. Совершенное мироздание «строгого письма».................................................................................................................. 274

КАНОН (касс. 77; см. также Лекцию 4, раздел 2)................................................................................. 276

имитация(касс. 23)........................................................................................................................................ 276

6. На пороге оперы................................................................................................................................................................. 283

ПРИМЕЧАНИЯ.................................................................................................................................................................. 287

Лекция 10. ОТ ОПЕРЫ К СИМФОНИИ. Музыкальные революции XVII-XVIII веков и автономная (постканоническая) композиция.......................................................................................................................................................................... 289

1. Революция Каччини. Опера............................................................................................................................................... 289

2. Генерал-бас и автономное искусство................................................................................................................................ 295

3. Кантатно-ораториальные жанры........................................................................................................................................ 297

4. Инструментальная музыка. Театральная и аллегорическая программность................................................................. 302

5. Великий синтез И.С.Баха................................................................................................................................................... 306

6. Фуга, ария, вариации и сонатно-симфоническая тема..................................................................................................... 309

7. Мангеймский переворот и рождение симфонизма........................................................................................................... 311

8. Симфония и идея абсолютной музыки............................................................................................................................. 313

9. Специфика русского пути.................................................................................................................................................. 319

ПРИМЕЧАНИЯ.................................................................................................................................................................. 322

Лекция 11. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА XIX ВЕКА. Бетховен и «традиция революционеров» 326

1. Западная модель: индивидуальное как революционное.................................................................................................. 326

2. Бетховенский симфонизм: «история» и «мгновение»..................................................................................................... 328

3. Мгновение как «история»: эстетика романтической миниатюры................................................................................... 330

4. История как «мгновение»: эстетика симфонической поэмы........................................................................................... 333

5. «Гипертрофия» и «норма» в опере и симфонии............................................................................................................... 336

7. Предчувствие новой музыки............................................................................................................................................. 344

ПРИМЕЧАНИЯ.................................................................................................................................................................. 345

Лекция 12. РУССКАЯ МУЗЫКА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ. Глинка и революции традиционалистов 348

1. Русская модель: исторически-истинное как соборное..................................................................................................... 349

2. Синтез духовного концерта, симфонии и романса в глинкинской опере....................................................................... 353

3. «Свое» и «чужое», картинное и психологическое в симфоническом наследии Глинки............................................... 358

4. «Старое» и «новое» в последних замыслах Глинки и неоканоническая перспектива................................................... 361

5. Хоровая соборность и сольный монолог в опере 1860-1920-х годов............................................................................ 362

6. Картинность и психологизм в симфонической музыке 1860-1920-х годов.................................................................. 365

7. «Свое» и «чужое»: князь Игорь и хан Кончак, царь Додон и Шемаханская царица.................................................... 370

8. Отчуждение своего и освоение чужого: начало новой музыки XX века....................................................................... 374

ПРИМЕЧАНИЯ.................................................................................................................................................................. 379

Лекция 13. НОВАЯ МУЗЫКА XX ВЕКА. Замедление истории....................................................................... 383

1. Взаимообратимость вчера и завтра в музыке XX века................................................................................................... 384

2. Специфика музыкального сегодня.................................................................................................................................... 387

3. Календарь из сплошных «завтра»..................................................................................................................................... 391

1910-50-е годы: серийная (додекафонная) композиция; сериализм.................................................... 391

1950-70-е годы: алеаторика, вариабельная композиция, индетерминированная композиция... 393

1950-70-е годы: электронная музыка........................................................................................................... 394

1960-90-е годы: сонорика................................................................................................................................ 395

1960-90-е годы: минимализм.......................................................................................................................... 395

1950-80-е годы: инструментальный театр (хэппенинг).......................................................................... 397

1970-90-е годы: мультисенсорные процессы, или музыка окружающей среды.............................. 398

4. Календарь из сплошных «вчера»....................................................................................................................................... 399

1910-20-е годы: французский дадаизм и итальянский футуризм......................................................... 399

1930-50-е годы дадаизм-футуризм развернулся в конкретную музыку:............................................ 400

1920-50-е годы: неоклассицизм..................................................................................................................... 400

1910-1990-е годы: неофольклоризм.............................................................................................................. 401

1970-90-е годы: неоромантизм....................................................................................................................... 402

1980-90-е годы: «новая простота»................................................................................................................ 403

5. Материал может быть любым: старая «мировая музыка» сегодня............................................................................... 404

6. Конструкция самоценна: грядущее отношение к миру в сегодняшней музыке............................................................ 407

Фон - альтернатива слушаемому произведению...................................................................................... 409

7. Абсурдистский смех и сакральный канон......................................................................................................................... 411

8. Великая музыкальная деревня.......................................................................................................................................... 414

9. Великий музыкальный «поселок городского типа» (советская опус-музыка).............................................................. 415

10. «Дороги нет, но надо идти вперед»................................................................................................................................. 420

ПРИМЕЧАНИЯ.................................................................................................................................................................. 423

ЛИТЕРАТУРА К ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ................................................................................................................................... 427

Композиция XI - XVI веков................................................................................................................................... 427

Опера и симфония................................................................................................................................................... 428

Бах............................................................................................................................................................................... 428

Традиция Бетховена.............................................................................................................................................. 428

Западноевропейская романтическая композиция......................................................................................... 428

Русская музыка XVIII - XX веков....................................................................................................................... 428

Новая музыка XX века........................................................................................................................................... 429

ОГЛАВЛЕНИЕ....................................................................................................................................................................... 429

 

 

В 1992 году в рамках российской образовательной реформы была развернута программа «Обновление гуманитарного образования в России». Эта программа реализуется совместными усилиями Министер­ства образования России, Государственного комитета РФ по высшему образованию, Международного фонда «Культурная инициатива» и Международной ассоциации развития и интеграции образовательных систем.

Основная цель программы - гуманизация образования, создание нового поколения вариативных учебников и учебных пособий, ориен­тированных на ценности отечественной и мировой культуры современ­ного демократического общества.

В целях реализации программы было организовано три тура конкур­са, в котором приняло участие более полутора тысяч авторских коллек­тивов из различных регионов России. В конкурсной комиссии работали как отечественные, так и зарубежные эксперты

Другими направлениями программы являлись: организация твор­ческих мастерских для авторов учебников и учебных пособий, перепод­готовка преподавателей гуманитарных дисциплин, создание регио­нальных экспериментальных площадок, центров гуманитарного обра­зования, Международного центра экономического образования, Меж­дународной лаборатории гуманитарного образования и т.д

Спонсором программы выступил известный американский предпри­ниматель и общественный деятель Джордж Сорос.

Данное издание представляет оригинальную авторскую работу, вошедшую в число победителей на конкурсе. Издательство с благодар­ностью примет отзывы, а также замечания и предложения в адрес данной работы, проходящей экспериментальную проверку в учебных аудиториях.

Стратегический комитет программы:

Эдуард Днепров

Теодор Шанин

Виктор Болотов

Дэн Дэвидсон

Елена Карпухина

Елена Ленская

Елена Соболева

Евгений Ткаченко

Конкурсная комиссия:

Михаил Кузьмин

Нина Брагинская

Елена Подосенова

Марина Свидерская

 

К ЧИТАТЕЛЮ

У музыковедов выработался комплекс вины - неосознаваемый и грызущий научно-этическое подсознание. Мы говорим языком, понятным, главным образом, в стенах нашего же цеха. Кто не писал учебные фуги, пусть даже плохие, не решал задач на гармонизацию мелодии, хотя бы и вполне топорно, вряд ли оценит тонкость (или тривиаль­ность) наших рассуждений. Специальные понятия (вроде «индекс вертикалис», - не спешите захлопывать книгу, этого термина в ней нет) попросту отпугивают читателя.

Тем не менее без слова о музыке, в том числе сугубо профессиональ­ного, не обойтись. Давно замечено люди слышат в музыке то, что они о ней прочли. Анекдотическую, но доказательную иллюстрацию этого правила можно почерпнуть из воспоминаний Д Д Шостаковича (его рассказ записала профессор М Д Сабинина). В бильярдной академи­ческого дома отдыха «Усово» в 1948 году, в разгар «всенародного обсуждения» партийных решений об «антинародных формалистах», некий, начитавшийся газет, академик, не подозревая, что перед ним «тот самый» Шостакович, с раздражением выключил радио, восклик­нув «Какую, в самом деле, белиберду сочиняют эти формалисты!». А звучала-то Шестая симфония Чайковского.

Цеховую вину перед публикой музыковеды избывают не лучшим образом. «Снисходя» к аудитории, авторы популярных брошюр или радиопередач не находят ничего вернее, чем разразиться охами и ахами, - мол, какой гений был (или есть) композитор такой-то! Родился тогда то, написал то то и то-то. И как его не понимали (не понимают)! А вот мы сейчас поахаем, и вы сразу все поймете! Однако после таких эмоциональных акций (ах-ций) комплекс вины лишь сильнее

точит психологическое нутро несчастного специалиста. Ведь ему ясно: в море расплывчатых восторгов можно только утопить смысл музыки. Это все равно, как содержание философской концепции, например, И.Канта, передавать стонами по поводу того, что мыслитель так и не женился и вообще не знал женской ласки, - стонами, перемежаемыми для «научности» указанием дат выхода в свет его основных работ.

Неужели нет альтернативы пиететным причитаниям и бухгалтерской возне с подсчетом тактов? Ужасно, если выбирать нужно исключитель­но между возможностью растрогать благожелательную публику (но при этом ничего не объяснить) и опасностью внушить аудитории стойкое убеждение, что уж лучше слушать Богдана Титомира (насквозь понятного без терминологического суесловия).

Предлагаемые лекции - поиск иного пути. Как представляется, можно, не поступаясь самым ценным, что есть в музыке, - музыкой, объяснить, что она означает и почему так значима, если подсчет тактов (а без него тоже нельзя! - см. заключение Лекции 1) вести не только в единицах музыкального размера, но и в историко-культурных катего­риях. Отсюда - название курса: «Музыка в истории культуры».

Первая часть лекций вводит в круг основных понятий музыкального искусства. Эти понятия вбирают в себя и историю музыки, и историю культуры. Даже такое, казалось бы, простое явление, как звук (см. Лекцию 1): в одном-единственном звуке можно расслышать глубинную судьбу искусства и цивилизации. Расслышал же Луиджи Ноно все это в созданном из единственного звука «соль» сочинении «Дороги нет, но надо идти вперед» (фонограмма №33).

Вторая и третья части лекций погружают в музыкально-историческое время. Оно то растворяется в общем времени культуры, то концентри­рует в себе скорость и направленность общекультурных процессов. Тут надо сказать, что в разных видах музицирования (см их краткую типологию в Лекции 5) история движется по-разному. В фольклорном творчестве, в профессиональном импровизационном искусстве арабов или индийцев, в традиционном церковном пении католиков и правос­лавных ход исторических изменений замедлен (хотя еще вопрос, что принимать за норму при определении скорости культурного движе­ния). Зато в европейской профессиональной композиции он лихора­дочно быстр. А развлекательная музыка во все века и во всех регионах, с присущей ей беззастенчивой ловкостью, умела совмещать историческую неподвижность своих

типичных черт и оперативную изменчивость моды.

Эти темпоральные различия, конечно, не случайны Они имеют те же причины, в силу которых китайская цивилизация свернула развитие техники в незапамятные времена, тогда как европейская только теперь задумывается об экологических пределах технического прогресса. Они коренятся в тех же духовных установках, которые не позволяют в оперном зале шуршать фантиком от купленной в антракте конфеты, позволяя, напротив, во время демонстрации по телевидению видеок­липа с Майклом Джексоном шелестеть не то что маленьким фантиком, а хоть целой газетой. Или наоборот (смотря кто сидит в оперных креслах и кто смотрит телевизор).

Словом, за всем, что происходит в музыке, стоим мы сами: мы сегодня, а значит, все, что нас сделало сегодняшними, вся культура, с ее прошлым и настоящим, ее «центрами» и «окраинами» (ясно, что последние два понятия весьма относительны)'.

А поскольку читать про себя самих, безусловно, дело самое интерес­ное, то, надеюсь, пресловутые «термины» не отпугнут от знакомства с предлагаемыми лекциями. Во-первых, мы же не хотим профанировать все подряд, тем более - самих себя? Мы же, особенно в этом вопросе, - не сторонники «кратких курсов»? А во-вторых, музыкальные термины хороши тем, что не являются только лишь музыкальными. Разве не говорят испокон века о «гармонии мира»? Разве не пишут: «Могучая гамма мусороуборочных машин»? (Такой газетный заголовок я сама видела в «Правде» времен советского монументализма). И хотя сегодня не восклицают в сердцах: «Тритон!» вместо «дьявол», в Средние века название интервала расстоянием в три тона служило пусть не очень распространенным, но употребляемым ругательством (а почему - об этом можно узнать в Лекции 3, раздел 5).

Итак, если удалось убедить в неоправданности априорной неприяз­ни к терминам, то больше добавить нечего*.

* К лекциям прилагается компакткассета с записью фрагментов и целых (по необходимости кратких) образцов, которые служат «многоцелевыми» звуковыми иллюстрациями. В разных частях книги поэтому фигурируют одни и те же музыкальные примеры, но рассмотренные то в связи с общими законами музыкального языка, то в связи с сущностными чертами того или иного вида музицирования, то ради понимания творческих тенденций определенной эпохи, то для уяснения особенностей отдельных жанров, техник письма и композитор­ских стилей. К пронумерованным фоноиллюстрациям отсылает в тексте лекций обозначение «кассета» В оглавлении лекций эти примеры указаны при темах и проблемах, к которым они относятся Читателям предстоит неоднократно обра­щаться к одним и тем же «номерам» звукоприложения Но ведь и вообще то музыкальные произведения не принято слушать единожды. Музыка рассчитана на то, чтобы к ней обращались вновь и вновь.

 

Только одно я благодарна студентам Московского физико-техни­ческого института, которым в течение нескольких лет читала курс истории музыки Их понятливость, а также, разумеется, и непонятли­вость, во всяком случае - всегда живой и критичный интерес к предмету, помогли удержаться от прочувствованных воспарений к популярным охам и ахам и от тягостных нисхождений к теме «тромбона от цифры 8» Удержаться, надеюсь, хотя бы в целом Ведь все же автор - музыковед, и ничто музыковедческое ему не чуждо.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

К читателю (касс. 33)

Часть 1. Основные понятия музыкального искусства

Лекция 1. Звучащее и незвучащее в музыке.

1) Парадокс музыки

2) Пение и инструментальная игра

- пение (касс. 1 4, 26, 30)

- инструментальная игра (касс. 7, 8, 10, 11, 15, 20)

3) Музыкальный звук - реальный и идеальный

- реальный звук, из истории фальцета (касс. 5, 9, 11, 28, 29)

- идеальный звук

шкала высот

параметр длительности (касс. 9 принцип деления наиболь­ших, 15 принцип суммирования наименьших) параметр громкости (касс. 22, 23, 24 дифференциация кон­тинуума «тихо громко»)

параметр тембра (касс. 33 дифференциация тембровых плотностей по массе и окраске)

различное упорядочение параметров одного звука в сериа­лизме (касс. 31)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...