Лекция 1. Звучащее и незвучащее в музыке.
Стр 1 из 53Следующая ⇒ Т.В.Чередниченко МУЗЫКА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ Том 1-й и 2-й Том 1 Курс лекций для студентов-немузыкантов, а также для всех, кто интересуется музыкальным искусством Выпуск первый ДОЛГОПРУДНЫЙ АЛЛЕГРО-ПРЕСС УДК 78 ББК 85.31 Ч 46 В лекциях очерчена масштабная картина истории музыкального искусства различных типов (народное творчество, профессиональное развлекательное музицирование, церковная и светская композиция), регионов и эпох. История музыки рассматривается как часть истории культуры. Сводя к минимуму использование специальных музыковедческих терминов, автор пытается раскрыть глубинные связи внутренних проблем музыкального творчества с тенденциями философского, религиозного, социального самосознания общества. Ч4905000000-01 П15(03)-94 Без объявления ISBN 5-87859-002-6 (Вып. 1] 5-87859-001-8 © Чередниченко Т.В., 1994 © Аллегро-Пресс, 1994 -оригинал-макет Том 1.............................................................................................................................................. 1 К ЧИТАТЕЛЮ......................................................................................................................................................................... 9 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА......................................................................................................................................................... 13 Часть 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА........................ 24 Лекция 1. ЗВУЧАЩЕЕ И НЕЗВУЧАЩЕЕ В МУЗЫКЕ......................................................................................... 24 1 Парадокс музыки................................................................................................................................................................... 24 2. Пение и инструментальная игра.......................................................................................................................................... 25 Музыка есть модель чистого мышления............................................................................................................................. 31
3. Музыкальный звук - реальный и идеальный..................................................................................................................... 32 Идеальный звук..................................................................................................................................................... 35 ПРИМЕЧАНИЯ....................................................................................................................................................................... 41 Лекция 2. ЗВУКОВАЯ СТРУКТУРА КАК СМЫСЛ И ЦЕННОСТЬ................................................................. 45 1. «Что» и «как» в искусстве................................................................................................................................................... 45 2. Близость технического, логического и эстетического аспектов описания музыки указывает на специфику музыкального языка и его понимания................................................................................................................................................................................. 46 3. Правила техники и качество произведения........................................................................................................................ 49 4. Системность музыкальных норм........................................................................................................................................ 51 ПРИМЕЧАНИЯ....................................................................................................................................................................... 62 Лекция 3. ГАРМОНИЯ....................................................................................................................................................... 66 1. Термин «гармония».............................................................................................................................................................. 67 2. Лад (латинский аналог этого русского слова - «modus», т.е. мера, размеренность, соблюдение меры......................... 68 3. Экмелика (буквальное значение древнегреческой основы термина - «внемелодический»)........................................... 69 4. Звукоряд................................................................................................................................................................................ 69 5. Интервал (буквальное значение этого латинского слова - «промежуток»)..................................................................... 77 6. Аккорд (итал. accordo, от позднелат. accordare - «согласовывать»)................................................................................. 81
8. Ладовые системы и образы движения................................................................................................................................. 85 Движение-проявление (обнаружение, воплощение)................................................................................... 87 Образ развития выражается в тональной ладовой системе..................................................................... 88 ПРИМЕЧАНИЯ.................................................................................................................................................................... 92 Лекция 4. ОТ ГАРМОНИИ К ФОРМЕ, или как абстрактные законы лада (например, тональности) превращаются в конкретное произведение (например, «Лунную сонату»).................................................................................... 94 1. Гармония и форма................................................................................................................................................................ 94 2. Фактура. Лат. «factura» означает «обработка», от «facio» - «делаю»............................................................................... 95 Пуантилизм - это полифония, в которой от мелодий-тем остались только единичные звуки-точки................ 99 З. Ритм (от греч. глагола, означающего «теку»)........................................................................................ 100 РОНДО................................................................................................................................................................... 114 СОНАТНАЯ ФОРМА........................................................................................................................................ 114 ПРИМЕЧАНИЯ.................................................................................................................................................................. 122 Лекция 5. ТИПЫ МУЗЫКИ........................................................................................................................................... 123 1. Музыка и «музыки»........................................................................................................................................................... 123 2. Типы музыкального творчества........................................................................................................................................ 125 3. «Обочины» (?) и «магистрали» (?) музыкальной истории.............................................................................................. 137 ПРИМЕЧАНИЯ.................................................................................................................................................................. 139 ЛИТЕРАТУРА К ЧАСТИ ПЕРВОЙ................................................................................................................................... 141 Музыкальный звук.................................................................................................................................................. 141 Звуковая структура................................................................................................................................................ 141 Гармония................................................................................................................................................................... 142
Фактура..................................................................................................................................................................... 142 Ритм............................................................................................................................................................................. 142 Композиционные типы.......................................................................................................................................... 142 Типымузыки............................................................................................................................................................. 142 Часть 2. ТРАДИЦИОНАЛИСТСКИЕ (ИСТОРИЧЕСКИ «МЕДЛЕННЫЕ») МУЗЫКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ............................................................................................................................. 142 Лекция 6. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР.............................................................................................................. 143 1. Многообразие народной музыки....................................................................................................................................... 143 2. Общие черты фольклорного музицирования................................................................................................................... 145 3. Фольклорно-музыкальные пласты................................................................................................................................... 149 4. Архаичный фольклор (касс. 2, 3)...................................................................................................................................... 153 5. Классический фольклор (касс. 4,5,6)............................................................................................................................... 157 6. Поздний и вырожденный фольклор.................................................................................................................................. 160 7. Фольклор и профессиональная музыка............................................................................................................................ 165 ПРИМЕЧАНИЯ..................................................................................................................................................................... 167 Лекция 7. МЕНЕСТРЕЛЬСТВО................................................................................................................................... 169 1. Устойчивое и мимолетное в развлекательной музыке.................................................................................................... 169 2. Метаисторические константы музыкальных развлечений.............................................................................................. 174 3. Музыкальные увеселения в Средние века (касс. 7-9)...................................................................................................... 180
4. Городская развлекательная музыка XVIII-XIX веков................................................................................................... 188 5. Мировые тенденции и особые варианты поп-музыки XX века...................................................................................... 195 6. Поп-музыка в аранжировке видеоклипа........................................................................................................................... 203 ПРИМЕЧАНИЯ..................................................................................................................................................................... 207 Лекция 8. КАНОНИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ.................................................................................................. 209 1. Фольклор, менестрельство и культуры канонической импровизации........................................................................... 209 2. Каноническая импровизация и письменная композиция................................................................................................ 211 3. Типологические винегреты джаза и рок-музыки............................................................................................................. 213 4. Основные черты «большой» канонической импровизации............................................................................................. 216 5. Древнегреческая идея музыки и ее влияние на европейские, ближне- и средневосточные традиции.......................... 223 6. Христианская монодия,...................................................................................................................................................... 226 7. Макомат.............................................................................................................................................................................. 232 8. Рага...................................................................................................................................................................................... 236 ПРИМЕЧАНИЯ.................................................................................................................................................................. 238 ЛИТЕРАТУРА К ЧАСТИ ВТОРОЙ................................................................................................................................... 240 Фольклорное музицирование.............................................................................................................................. 240 Менестрельство....................................................................................................................................................... 240 Каноническая импровизация............................................................................................................................... 241 Том 2-й....................................................................................................................................... 244 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА....................................................................................................................................................... 247 Часть 3. ОПУС-МУЗЫКА: ИСТОРИЯ НОВАЦИЙ......................................................... 258 Лекция 9. КАНОНИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ. Музыкальные революции XI-XVI веков..................... 258 1. От канонической импровизации к канонической композиции........................................................................................ 258 2. Линейная нотация и искусство контрапункта................................................................................................................... 259 З. Звукогеометрическое «богословие» Ars Antiqua............................................................................................................. 261
4 Ученая игра Ars nova.......................................................................................................................................................... 268 5. Совершенное мироздание «строгого письма».................................................................................................................. 274 КАНОН (касс. 77; см. также Лекцию 4, раздел 2)................................................................................. 276 имитация(касс. 23)........................................................................................................................................ 276 6. На пороге оперы................................................................................................................................................................. 283 ПРИМЕЧАНИЯ.................................................................................................................................................................. 287 Лекция 10. ОТ ОПЕРЫ К СИМФОНИИ. Музыкальные революции XVII-XVIII веков и автономная (постканоническая) композиция.......................................................................................................................................................................... 289 1. Революция Каччини. Опера............................................................................................................................................... 289 2. Генерал-бас и автономное искусство................................................................................................................................ 295 3. Кантатно-ораториальные жанры........................................................................................................................................ 297 4. Инструментальная музыка. Театральная и аллегорическая программность................................................................. 302 5. Великий синтез И.С.Баха................................................................................................................................................... 306 6. Фуга, ария, вариации и сонатно-симфоническая тема..................................................................................................... 309 7. Мангеймский переворот и рождение симфонизма........................................................................................................... 311 8. Симфония и идея абсолютной музыки............................................................................................................................. 313 9. Специфика русского пути.................................................................................................................................................. 319 ПРИМЕЧАНИЯ.................................................................................................................................................................. 322 Лекция 11. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА XIX ВЕКА. Бетховен и «традиция революционеров» 326 1. Западная модель: индивидуальное как революционное.................................................................................................. 326 2. Бетховенский симфонизм: «история» и «мгновение»..................................................................................................... 328 3. Мгновение как «история»: эстетика романтической миниатюры................................................................................... 330 4. История как «мгновение»: эстетика симфонической поэмы........................................................................................... 333 5. «Гипертрофия» и «норма» в опере и симфонии............................................................................................................... 336 7. Предчувствие новой музыки............................................................................................................................................. 344 ПРИМЕЧАНИЯ.................................................................................................................................................................. 345 Лекция 12. РУССКАЯ МУЗЫКА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ. Глинка и революции традиционалистов 348 1. Русская модель: исторически-истинное как соборное..................................................................................................... 349 2. Синтез духовного концерта, симфонии и романса в глинкинской опере....................................................................... 353 3. «Свое» и «чужое», картинное и психологическое в симфоническом наследии Глинки............................................... 358 4. «Старое» и «новое» в последних замыслах Глинки и неоканоническая перспектива................................................... 361 5. Хоровая соборность и сольный монолог в опере 1860-1920-х годов............................................................................ 362 6. Картинность и психологизм в симфонической музыке 1860-1920-х годов.................................................................. 365 7. «Свое» и «чужое»: князь Игорь и хан Кончак, царь Додон и Шемаханская царица.................................................... 370 8. Отчуждение своего и освоение чужого: начало новой музыки XX века....................................................................... 374 ПРИМЕЧАНИЯ.................................................................................................................................................................. 379 Лекция 13. НОВАЯ МУЗЫКА XX ВЕКА. Замедление истории....................................................................... 383 1. Взаимообратимость вчера и завтра в музыке XX века................................................................................................... 384 2. Специфика музыкального сегодня.................................................................................................................................... 387 3. Календарь из сплошных «завтра»..................................................................................................................................... 391 1910-50-е годы: серийная (додекафонная) композиция; сериализм.................................................... 391 1950-70-е годы: алеаторика, вариабельная композиция, индетерминированная композиция... 393 1950-70-е годы: электронная музыка........................................................................................................... 394 1960-90-е годы: сонорика................................................................................................................................ 395 1960-90-е годы: минимализм.......................................................................................................................... 395 1950-80-е годы: инструментальный театр (хэппенинг).......................................................................... 397 1970-90-е годы: мультисенсорные процессы, или музыка окружающей среды.............................. 398 4. Календарь из сплошных «вчера»....................................................................................................................................... 399 1910-20-е годы: французский дадаизм и итальянский футуризм......................................................... 399 1930-50-е годы дадаизм-футуризм развернулся в конкретную музыку:............................................ 400 1920-50-е годы: неоклассицизм..................................................................................................................... 400 1910-1990-е годы: неофольклоризм.............................................................................................................. 401 1970-90-е годы: неоромантизм....................................................................................................................... 402 1980-90-е годы: «новая простота»................................................................................................................ 403 5. Материал может быть любым: старая «мировая музыка» сегодня............................................................................... 404 6. Конструкция самоценна: грядущее отношение к миру в сегодняшней музыке............................................................ 407 Фон - альтернатива слушаемому произведению...................................................................................... 409 7. Абсурдистский смех и сакральный канон......................................................................................................................... 411 8. Великая музыкальная деревня.......................................................................................................................................... 414 9. Великий музыкальный «поселок городского типа» (советская опус-музыка).............................................................. 415 10. «Дороги нет, но надо идти вперед»................................................................................................................................. 420 ПРИМЕЧАНИЯ.................................................................................................................................................................. 423 ЛИТЕРАТУРА К ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ................................................................................................................................... 427 Композиция XI - XVI веков................................................................................................................................... 427 Опера и симфония................................................................................................................................................... 428 Бах............................................................................................................................................................................... 428 Традиция Бетховена.............................................................................................................................................. 428 Западноевропейская романтическая композиция......................................................................................... 428 Русская музыка XVIII - XX веков....................................................................................................................... 428 Новая музыка XX века........................................................................................................................................... 429 ОГЛАВЛЕНИЕ....................................................................................................................................................................... 429
В 1992 году в рамках российской образовательной реформы была развернута программа «Обновление гуманитарного образования в России». Эта программа реализуется совместными усилиями Министерства образования России, Государственного комитета РФ по высшему образованию, Международного фонда «Культурная инициатива» и Международной ассоциации развития и интеграции образовательных систем. Основная цель программы - гуманизация образования, создание нового поколения вариативных учебников и учебных пособий, ориентированных на ценности отечественной и мировой культуры современного демократического общества. В целях реализации программы было организовано три тура конкурса, в котором приняло участие более полутора тысяч авторских коллективов из различных регионов России. В конкурсной комиссии работали как отечественные, так и зарубежные эксперты Другими направлениями программы являлись: организация творческих мастерских для авторов учебников и учебных пособий, переподготовка преподавателей гуманитарных дисциплин, создание региональных экспериментальных площадок, центров гуманитарного образования, Международного центра экономического образования, Международной лаборатории гуманитарного образования и т.д Спонсором программы выступил известный американский предприниматель и общественный деятель Джордж Сорос. Данное издание представляет оригинальную авторскую работу, вошедшую в число победителей на конкурсе. Издательство с благодарностью примет отзывы, а также замечания и предложения в адрес данной работы, проходящей экспериментальную проверку в учебных аудиториях. Стратегический комитет программы: Эдуард Днепров Теодор Шанин Виктор Болотов Дэн Дэвидсон Елена Карпухина Елена Ленская Елена Соболева Евгений Ткаченко Конкурсная комиссия: Михаил Кузьмин Нина Брагинская Елена Подосенова Марина Свидерская
К ЧИТАТЕЛЮ У музыковедов выработался комплекс вины - неосознаваемый и грызущий научно-этическое подсознание. Мы говорим языком, понятным, главным образом, в стенах нашего же цеха. Кто не писал учебные фуги, пусть даже плохие, не решал задач на гармонизацию мелодии, хотя бы и вполне топорно, вряд ли оценит тонкость (или тривиальность) наших рассуждений. Специальные понятия (вроде «индекс вертикалис», - не спешите захлопывать книгу, этого термина в ней нет) попросту отпугивают читателя. Тем не менее без слова о музыке, в том числе сугубо профессионального, не обойтись. Давно замечено люди слышат в музыке то, что они о ней прочли. Анекдотическую, но доказательную иллюстрацию этого правила можно почерпнуть из воспоминаний Д Д Шостаковича (его рассказ записала профессор М Д Сабинина). В бильярдной академического дома отдыха «Усово» в 1948 году, в разгар «всенародного обсуждения» партийных решений об «антинародных формалистах», некий, начитавшийся газет, академик, не подозревая, что перед ним «тот самый» Шостакович, с раздражением выключил радио, воскликнув «Какую, в самом деле, белиберду сочиняют эти формалисты!». А звучала-то Шестая симфония Чайковского. Цеховую вину перед публикой музыковеды избывают не лучшим образом. «Снисходя» к аудитории, авторы популярных брошюр или радиопередач не находят ничего вернее, чем разразиться охами и ахами, - мол, какой гений был (или есть) композитор такой-то! Родился тогда то, написал то то и то-то. И как его не понимали (не понимают)! А вот мы сейчас поахаем, и вы сразу все поймете! Однако после таких эмоциональных акций (ах-ций) комплекс вины лишь сильнее точит психологическое нутро несчастного специалиста. Ведь ему ясно: в море расплывчатых восторгов можно только утопить смысл музыки. Это все равно, как содержание философской концепции, например, И.Канта, передавать стонами по поводу того, что мыслитель так и не женился и вообще не знал женской ласки, - стонами, перемежаемыми для «научности» указанием дат выхода в свет его основных работ. Неужели нет альтернативы пиететным причитаниям и бухгалтерской возне с подсчетом тактов? Ужасно, если выбирать нужно исключительно между возможностью растрогать благожелательную публику (но при этом ничего не объяснить) и опасностью внушить аудитории стойкое убеждение, что уж лучше слушать Богдана Титомира (насквозь понятного без терминологического суесловия). Предлагаемые лекции - поиск иного пути. Как представляется, можно, не поступаясь самым ценным, что есть в музыке, - музыкой, объяснить, что она означает и почему так значима, если подсчет тактов (а без него тоже нельзя! - см. заключение Лекции 1) вести не только в единицах музыкального размера, но и в историко-культурных категориях. Отсюда - название курса: «Музыка в истории культуры». Первая часть лекций вводит в круг основных понятий музыкального искусства. Эти понятия вбирают в себя и историю музыки, и историю культуры. Даже такое, казалось бы, простое явление, как звук (см. Лекцию 1): в одном-единственном звуке можно расслышать глубинную судьбу искусства и цивилизации. Расслышал же Луиджи Ноно все это в созданном из единственного звука «соль» сочинении «Дороги нет, но надо идти вперед» (фонограмма №33). Вторая и третья части лекций погружают в музыкально-историческое время. Оно то растворяется в общем времени культуры, то концентрирует в себе скорость и направленность общекультурных процессов. Тут надо сказать, что в разных видах музицирования (см их краткую типологию в Лекции 5) история движется по-разному. В фольклорном творчестве, в профессиональном импровизационном искусстве арабов или индийцев, в традиционном церковном пении католиков и православных ход исторических изменений замедлен (хотя еще вопрос, что принимать за норму при определении скорости культурного движения). Зато в европейской профессиональной композиции он лихорадочно быстр. А развлекательная музыка во все века и во всех регионах, с присущей ей беззастенчивой ловкостью, умела совмещать историческую неподвижность своих типичных черт и оперативную изменчивость моды. Эти темпоральные различия, конечно, не случайны Они имеют те же причины, в силу которых китайская цивилизация свернула развитие техники в незапамятные времена, тогда как европейская только теперь задумывается об экологических пределах технического прогресса. Они коренятся в тех же духовных установках, которые не позволяют в оперном зале шуршать фантиком от купленной в антракте конфеты, позволяя, напротив, во время демонстрации по телевидению видеоклипа с Майклом Джексоном шелестеть не то что маленьким фантиком, а хоть целой газетой. Или наоборот (смотря кто сидит в оперных креслах и кто смотрит телевизор). Словом, за всем, что происходит в музыке, стоим мы сами: мы сегодня, а значит, все, что нас сделало сегодняшними, вся культура, с ее прошлым и настоящим, ее «центрами» и «окраинами» (ясно, что последние два понятия весьма относительны)'. А поскольку читать про себя самих, безусловно, дело самое интересное, то, надеюсь, пресловутые «термины» не отпугнут от знакомства с предлагаемыми лекциями. Во-первых, мы же не хотим профанировать все подряд, тем более - самих себя? Мы же, особенно в этом вопросе, - не сторонники «кратких курсов»? А во-вторых, музыкальные термины хороши тем, что не являются только лишь музыкальными. Разве не говорят испокон века о «гармонии мира»? Разве не пишут: «Могучая гамма мусороуборочных машин»? (Такой газетный заголовок я сама видела в «Правде» времен советского монументализма). И хотя сегодня не восклицают в сердцах: «Тритон!» вместо «дьявол», в Средние века название интервала расстоянием в три тона служило пусть не очень распространенным, но употребляемым ругательством (а почему - об этом можно узнать в Лекции 3, раздел 5). Итак, если удалось убедить в неоправданности априорной неприязни к терминам, то больше добавить нечего*. * К лекциям прилагается компакткассета с записью фрагментов и целых (по необходимости кратких) образцов, которые служат «многоцелевыми» звуковыми иллюстрациями. В разных частях книги поэтому фигурируют одни и те же музыкальные примеры, но рассмотренные то в связи с общими законами музыкального языка, то в связи с сущностными чертами того или иного вида музицирования, то ради понимания творческих тенденций определенной эпохи, то для уяснения особенностей отдельных жанров, техник письма и композиторских стилей. К пронумерованным фоноиллюстрациям отсылает в тексте лекций обозначение «кассета» В оглавлении лекций эти примеры указаны при темах и проблемах, к которым они относятся Читателям предстоит неоднократно обращаться к одним и тем же «номерам» звукоприложения Но ведь и вообще то музыкальные произведения не принято слушать единожды. Музыка рассчитана на то, чтобы к ней обращались вновь и вновь.
Только одно я благодарна студентам Московского физико-технического института, которым в течение нескольких лет читала курс истории музыки Их понятливость, а также, разумеется, и непонятливость, во всяком случае - всегда живой и критичный интерес к предмету, помогли удержаться от прочувствованных воспарений к популярным охам и ахам и от тягостных нисхождений к теме «тромбона от цифры 8» Удержаться, надеюсь, хотя бы в целом Ведь все же автор - музыковед, и ничто музыковедческое ему не чуждо. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА К читателю (касс. 33) Часть 1. Основные понятия музыкального искусства Лекция 1. Звучащее и незвучащее в музыке. 1) Парадокс музыки 2) Пение и инструментальная игра - пение (касс. 1 4, 26, 30) - инструментальная игра (касс. 7, 8, 10, 11, 15, 20) 3) Музыкальный звук - реальный и идеальный - реальный звук, из истории фальцета (касс. 5, 9, 11, 28, 29) - идеальный звук шкала высот параметр длительности (касс. 9 принцип деления наибольших, 15 принцип суммирования наименьших) параметр громкости (касс. 22, 23, 24 дифференциация континуума «тихо громко») параметр тембра (касс. 33 дифференциация тембровых плотностей по массе и окраске) различное упорядочение параметров одного звука в сериализме (касс. 31)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|