Русская православная миссия в Японии с 1908 г. до настоящего времени
После ухода архиепископа Николая Японскую Православную Церковь возглавил епископ Сергий (Тихомиров), прибывший еще в 1908 г. на Киотоскую кафедру. Быстро овладев японским языком, епископ Сергий занялся активной миссионерской деятельность и всячески стремился продолжать дело своего предшественника. На долю Тихомирова выпало множество испытаний. Первым серьезным ударом были события 1917 г. в России. Прекратилась финансовая помощь из России, за счет которой существовала миссия. Как следствие этого стало закрытие семинарии, женской школы. Закрылись и многие приходы, которые уже не могли сами себя содержать. В этих условиях о. Сергий продолжал оставаться в ведении Московского Патриархата, хотя необходимость автономии была уже очевидной. В 1921 г. он был возведен в сан архиепископа, а в 1930 г. - в сан митрополита. В 1939 г. в Японии вышел закон, согласно которому иностранцы не могли возглавлять религиозные общины. В связи с этим владыке Сергию пришлось покинуть пост предстоятеля Японской Православной Церкви. Временное управление организационными и финансовыми делами перешло к Арсению Ивасаве. Встал вопрос об избрании епископа из японцев. Главным претендентом на этот пост был священник Иоанн Оно, который в апреле 1941 г. Синодом Русской Православной Церкви Заграницей и был рукоположен в сан епископа Японского и Токийского. Он был направлен в Харбин, где его подстригли в монахи с наречением имени Николая (в монахини постригли и его жену) и в апреле возвели в сан епископа Японского и Токийского, с именем Николай. Вскоре епископ Николай обратился с просьбой к Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому) о разрешении перейти из юрисдикции РПЦЗ в подчинение РПЦ Московского Патриархата, на что было дано согласие. Новый епископ не пользовался авторитетом и по возвращении в Токио не был допущен верующими в собор. Возмущенное большинство православных японцев предлагали возвести в епископы протоиерея Якова (Тоохея)[12].
Споры приняли настолько скандальный характер, что в дело вмешались представители японского генштаба, жандармерии, полиции и министерства просвещения, которые поставили свои условия: признать Николая (Оно) епископом, управляющим Японской православной церковью; дополнительно возвести в епископы представителя большинства верующих, протоиерея Якова (Тоохея); оба епископа должны управлять церковью поочередно, через год. В связи с тем, что последнее требование было совершенно не совместимо с православными канонами, протоиерей Яков (Тоохей) не был возведен в епископы. В годы второй мировой войны советское руководство стремилось извлечь максимальную пользу от своих взаимоотношений с РПЦ, прежде всего во внешней политике. Расширение юрисдикции Московской патриархии и распространение ее на входившие до революции в состав РПЦ приходы были последовательными шагами в этом направлении. Однако политические акции советского правительства неблагоприятно сказывались на положении русских эмигрантов, а также представителей православного духовенства и верующих тех стран, что не вошли в сферу влияния СССР. В большей степени, чем где бы то ни было, это коснулось Японии, вступившей в войну с СССР. Здесь еще до военных действий русские эмигранты рассматривались японцами как потенциальные шпионы. Неудивительно, что православная церковь и ее последователи были под подозрением у японских властей. В апреле 1945 г. владыка Сергий был арестован японской жандармерией по подозрению в шпионаже в пользу СССР. Вероятно, причиной было то, что летом 1944 г. митрополит Сергий выразил желание вернуться на родину и принять советское гражданство.
В годы войны православная церковь в Японии была представлена, во-первых, русскими эмигрантами, а во-вторых, принявшими православие японцами. Они в полной мере испытывали на себе политику государства в отношении северного соседа. В эти годы в Японии насчитывалось 25 священников и 15 катехизаторов, но не было ни одной православной школы, семинарии или монастыря. В связи с этим Православная церковь в Японии не получила прав юридического лица, и ее приходы рассматривались как группы. Эти группы регистрировались не в министерстве просвещения, как другие религиозные организации, а в министерстве внутренних дел. Осенью 1945 г. с началом союзной оккупации Японии группа православных японцев, возглавляемая протоиереем Юдзавой и четырьмя влиятельными мирянами, обратилась в религиозный отдел гражданской секции информации и воспитания ставки генерала Д. Макартура. Они заявили, что выборы епископа Николая (Оно) не были желанием японских христиан, что епископ Николай сотрудничал с японской ставкой, что он не заслуживает звания епископа и должен быть удален. После проведенного американской военной администрацией следствия обнаружилось, что обвинение было обоснованным. Епископ Николай вынужден был сложить с себя полномочия. Но еще до оккупации Японии он от имени всех православных верующих просил патриарха Алексия I о воссоединении с Московской патриархией. Посылаемые в Японию патриархом Алексием I для возобновления нормальных деловых контактов с Японской православной церковью епископы Борис (Вик) и Сергей (Ларин) не получили виз на въезд в страну. Американские военные власти не захотели впустить их в Японию. Группа православных японцев во главе с протоиереем Арсением (Ивасавой) в апреле 1946 г. провела собор, на котором решено было подчинить японскую церковь Американской митрополии, вышедшей из подчинения Московской патриархии, во главе с митрополитом Феофилом (Пашковым). Японскую церковь возглавил архиепископ Вениамин (Басалыга), присланный из США. Ему были переданы храмы и помещение русской духовной миссии. Только несколько приходов сохранили верность Московской патриархии. Они создали отдельную "Истинную православную церковь", во главе которой встали протоиереи Николай (Оно) и Антоний (Такаи). 30 сентября 1957 г. Священный Синод РПЦ официально признал эту церковь истинной Японской православной церковью, и именно ее стали считать преемницей Православной церкви Японии, основанной архиепископом Николаем еще во второй половине XIX века. В 1965 г. Антоний (Такаи) скончался и его преемником стал архиепископ Николай Саяма (в то время священник). 10 декабря 1967 г. в Ленинграде он был рукоположен во епископа Токийского и Японского и объявлен третьим Предстоятелем Японской православной церкви. В апреле 1970 года отколовшаяся от РПЦ японская церковь вернулась в ее лоно и начала свое существование в качестве Святой автономной японской православной церкви. В связи с этим решением Священного Синода с апреля 1970 года Японская православная церковь стала подворьем РПЦ в Японии. 22 мая 1979 г. в день перенесения мощей св. Николая Чудотворца, Подворье было зарегистрировано в качестве религиозного юридического лица с изменением названия на "Подворье Русской Православной церкви Московского Патриархата в Японии". С июля 1991 г. настоятель Подворья - протоирей Николай Кацюбан.
В настоящее время в Японии действует только одна православная семинария - при Токийском соборе Воскресения. В префектуре Тиба существует православный монастырь Святой Софии. В Японской автономной православной церкви 3 епархии: Восточно-Японская, Западно-Японская и Токийская, объединяющие 43 православных храма. Епископские кафедры имеются в Сэндае, Токио и Киото. Православных - около 30 тыс. семей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|