Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Крайняя эпоха. Апокалиптический синкретизм. Диффузия жанрово-стилевых форм.




Москва 2016

Цель освоения дисциплины (модуля)

 

Основная цель преподавания дисциплины – развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки. Частная цель дисциплины – сформировать у студентов адекватное представление об отечественном историко-литературном процессе XX в.

Историко-литературный курс призван разрешить ряд взаимосвязанных, но при этом вполне самостоятельных задач:

I. Задачи познавательного, эвристического характера. Изучение творчества отдельных советских, эмигрантских и т.н. андеграундных писателей ХХ в. позволяет развить у студентов знания о специфике литературы ХХ в. как художественного феномена;

II. Задачи обучающие. Дисциплина позволяет научить студента корректной работе с художественным произведением, интерпретация которого неоднократно в течение века изменялась;

III. Задачи развивающие. Курс помогает развить навыки работы с научными и литературно-критическими текстами, освоить жанры устной и письменной речи (доклад, сообщение, рецензия, эссе);

IV. Задачи воспитательные. Отечественная литература ХХ в. неразрывно связана с драматичной историей России ХХ в. Ее изучение позволит студенту в дальнейшем разрешить важнейшие проблемы в процессе реализации профессиональной деятельности.

 

Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

«История отечественной литературы ХХ в. (первая половина)» входит в группу основных образовательных дисциплин. Изучение данной дисциплины методически и логически связано, во-первых, со всеми этапами истории отечественной литературы и, естественно, с дисциплинами, изучающими историю страны.

Для глубокого и обоснованного анализа историко-литературных фактов требуется опора на опыт изучения основных литературоведческих курсов, формирующих методологию и навыки профессиональной работы с текстом: введение в литературоведение, историю и теорию литературной критики, теорию литературы и историю литературоведения.

Студент должен иметь достаточно чёткие представления о литературной традиции и природе художественного направления, уметь обоснованно формулировать приёмы и способы художественной объективации авторского замысла, устанавливать границы между стадиями литературного процесса, автором биографическим и автором художественным.

Освоение истории отечественной литературы 20 в. – необходимый этап в изучении отечественной истории литературы, культуры, общества и овладении профессиональными знаниями.

ПланируемыЕ результатЫ обучения по дисциплине (модулю)

 

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

 

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области (ОПК-1);

способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3);

владением базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста (ОПК-4);

способностью применять полученные знания в области теории и истории литературы, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-1);

способностью проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-2);

владением навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-3);

владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-4);

готовностью к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с обучающимися (ПК-7);

владением навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных, научных, и культурно-просветительских организациях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-11);

способностью организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способностью обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности (ПК-12).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать: основные историко-литературные факты, соответствующие хронологическим границам изучаемого курса (стилевые закономерности в литературном процессе 20 в., модификации жанровых форм, художественные достижения эпохи, механизмы управления литературой, историко-функциональные слои)

· Уметь: демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии

· Владеть: базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; владеть основными методами и приёмами различных типов устной и письменной коммуникации

 

 

Объем дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет ЗЕТ (академических часа).

 

  Количество академических часов
4.1. Объем контактной работы обучающихся с преподавателем  
4.1.1. аудиторная работа  
в том числе:  
лекции  
практические занятия, семинары  
лабораторные занятия  
4.1.2. внеаудиторная работа[1]  
в том числе:  
индивидуальная работа обучающихся с преподавателем 4,5
курсовое проектирование  
групповые, индивидуальные консультации и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем  
Объем самостоятельной работы обучающихся  
в том числе аудиторных часов, выделенных на подготовку к экзамену  

5..содержание дисциплины (модуля)

№ п/п Наименование темы (раздела) дисциплины (модуля) Общая трудоёмкость в акад.часах Трудоёмкость по видам учебных занятий (в акад.часах)
Лек Лаб Пр СРС
  Вводный цикл. История изучения курса. Основные этапы истории отечественной литературы ХХ века и этапы изучения историко-литературного процесса. Проблема периодизации. Возвращённая литература как эстетический феномен          
  Типология историко-литературного процесса. Крайняя эпоха (литература Октября и Великой Отечественной войны). Апокалиптический синкретизм. Диффузия жанрово-стилевых форм.          
  Серединная эпоха. Восстановление издательской деятельности, стабилизация жанровых моделей и дистанции, разделяющей автора и читателя, автора и «исполнителя», искусства и реальности. Историко-функциональные слои. Соцреализм. Мейнстрим          
  Русское зарубежье. История и «волны»          

ЛЕКЦИИ по курсу

Тема 1 Вводный цикл. История изучения курса. Основные этапы истории отечественной литературы ХХ века и этапы изучения историко-литературного процесса.

Учебники нового поколения

Среди первых конструктивных работ нового поколения об истории отечественной литературы ХХ века исследования В.М. Акимова «Великие и трудные судьбы: Страницы литературной жизни Петрограда-Ленинграда» (Л.: Лениздат, 1990.-67с.); В.П. Скобелева «Слово далёкое и близкое: Народ – герой – жанр: [Очерки по поэтике и истории литературы]» (Самара: Кн. Изд-во, 1991.-278 с.); М.М. Голубкова «Утраченные альтернативы: Формирование монистической концепции советской литературы 20-30-х годов». /Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А.М.Горького. (М.: Наследие, 1992.199с.)…

Концептуальный инфантилизм и лукавый эмпиризм первых монографий. Единодушны исследователи, пожалуй, только в утверждении, что «разомкнувшееся в конце ХХ века культурное пространство» создаёт уникальную для историков литературы ситуацию, позволяющую осмыслить художественный феномен отечественной литературы во всём многообразии и сложности этого явления. Солидарны они в отрицательном отношении к прежним вульгаризированным схемам (Освобождение от догм. История русской литературы: Состояние и пути изучения: Сб. ст./РАН, Науч. сост. на рус. лит., Институт мировой литературы; Отв. ред. Д.П. Николаев (М.: Наследие, 1997. Т.1.-308с. Т.2.-214с.) и в признании необходимости выработки новой концепции историко-литературного процесса, в основу которой были бы положены «высокозначимые эстетические ресурсы, которые были накоплены в течение века русской литературой, часто и в значительной степени вопреки всем видам оказываемого на неё давления» (С.И. Тимина. Русский ХХ век // Русская литература ХХ века. Школы, направления, методы творческой работы. СПб.: «Logos»; М.: «Высшая школа», 2002.С.7). Исследование Русская литература ХХ века: Школы, Направления, методы творческой работы (В.Н. Альфонсов, В.Е. Васильев, А.А. Кобринский и др.: Учебник для студентов высших учебных заведений. / Под ред. Проф. С.И. Тиминой. Издательство «Logos», 2002. 586 с.) включает замечательные наблюдения над закономерностями некоторых малоизученных историко-литературных явлений. Эта работа теоретична, имеет превосходный справочный раздел.

Проблема периодизации.

Возвращённая литература как эстетический феномен

«Возвращение» как основной закон истории культуры впервые исследует Тейяр де Шарден в «Феномене человека». Согласно его взгляду на мир всё: предметы материальной и духовной культуры, люди, не только гениальные, но и самые обыкновенные, обречены на две жизни. Первая – короткая. Она подчинена закону убывания времени: заявляющему о себе с первых движений жизни у каждого из нас. Вторая начинается после неизбежного промежутка забвения и подчиняется закону возрастания времени: чем длиннее дистанция, отделяющая человечество от свидетельств его прошлого, тем ценнее кажутся эти свидетельства.

К возвращенной литературе относят, в первую очередь, те произведения, которые, будучи созданными представителями русской культуры, либо никогда в нашей стране не издавались (как не публиковались до конца 1980-х гг. роман Е. Замятина «Мы», повесть Б. Пильняка «Повесть непогашенной луны», роман А. Платонова «Котлован» и т.п.), либо не переиздавались после ранних публикаций («Несвоевременные мысли» М. Горького, рассказы Е. Зозули, «Апокалипсис нашего времени» В. Розанова и др.). В составе возвращенной литературы и духовное наследие русской эмигрантской мысли (так называемое русское зарубежье), и андеграунд — произведения, созданные в Советской России, но не вписывавшиеся в рамки официальной идеологии по причинам политического, религиозного или эстетического характера (произведения Д. Андреева, Ф. Светова, А. Зиновьева, некоторые произведения М. Пришвина, Л. Пантелеева и др.). Но возвращенная литература — это и произведения советской литературы, не стремившейся к оппозиции с официальной идеологией. Так, после XX съезда КПСС возвратились в литературу И. Бабель, Б. Пильняк, В. Зазубрин... Не стремился к участи обличителя и автор «Котлована» А. Платонов.

Конечно, масштабы культурного возвращения прямо пропорциональны масштабам разрешенной ныне политической свободы и масштабам предшествовавшей всему этому цензуры, защищавшей определенную систему ценностей (политических, этических и т.д.). Однако возвращение не есть свойство только советской истории культуры

Тема 2. Типология историко-литературного процесса. Крайняя эпоха (литература Октября и Великой Отечественной войны). Апокалиптический синкретизм. Диффузия жанрово-стилевых форм. Публицистика первых лет Октября

Определяя границы между относительно завершёнными периодами в истории литературы, мы будем опираться на историко-литературную версию, которая была сформулирована в трудах Н.И. Конрада, Е.М. Мелетинского, Ю.М. Лотмана, так или иначе переосмыслявшего идеи И. Пригожина. В самом упрощённом варианте эта типология предполагает выявление признаков т.н. СЕРЕДИННЫХ и КРАЙНИХ эпох (Н.И. Конрад). Ю.М. Лотман именует их как эпохи «КУЛЬТУРЫ» и «ВЗРЫВА». Этих эпох в «химически чистом» виде никогда не встречается в истории, и определения указывают на преимущественное преобладание признаков. Именно потому вслед за вводным циклом лекций будет представлен цикл лекций о КРАЙНЕЙ и о СРЕДНЕЙ эпохах.

Иногда в значении «крайняя» эпоха встречается термин «ПЕРЕХОДНАЯ» эпоха. Мне он представляется менее удачным, но он начал употребляться раньше других и потому – «прижился». Этим и объясняется наше проявленное здесь к нему внимание.

Всегда следует помнить, что характеристика границ между эпохами (рельефная или прозрачная, чёткая или размытая) неизменно обусловлена и соотнесена с характеристикой очерчиваемых ими художественных эпох или периодов.

Крайняя эпоха. Апокалиптический синкретизм. Диффузия жанрово-стилевых форм.

Система поэтических признаков, воплотившая в литературе первых лет Октября это мистическое восприятие действительности, получила определение апокалиптического синкретизма.

Он предполагает такую модель мира, в которой хронотоп «сжимается» до предела, исключающего возможность историзма, психологизма, пространственного моделирования действительности, т.к. основным событием произведения становится не история а судьба, сущность человечества, мира… Сущность поглощает выраженность. Открывающийся душевному о к у смысл ПУТИ не нуждается в модели мира, требующей пространственно-временной протяжённости.

В «апокалиптической» модели действительности размываются границы индивидуальной участи и судьбы человечества, голоса исповедующегося и голоса Того, кто отпускает грехи и назначает наказание…

Основным приёмом в произведениях, построенных по принципам «апокалиптического синкретизма» становятся видение, откровение, т.н. «вспышка сознания» и соответствующие этому превращения, метаморфозы, обнажающие сущность события или его участников. Отсюда и возможность постановки вопросов об эзотеризме (мистичности, таинственности) в литературе первых лет Октября (М. Волошин, А. Блок…) и роли библейских образов в ней. Общая характеристика литературы первых лет Октября.

Литература Октября и Великой Отечественной войны:

Литература первых лет Октября – это последний период Серебряного века накануне его «разветвления» на две самостоятельно развивающиеся «линии» (в границах Зарубежья и советской культуры). Период «Литература первых лет Октября» – это литература в «точке бифуркации» (Ю.М. Лотман-И. Пригожин). Бифуркация – раздвоение, ослабление внутрилитературных связей и одновременное их сосуществование до момента флуктации - «случайного», т.е. не литературного, не политического, не этического (…или какого-либо иного!) отклонения величин (художников) от «серединного» значения (привычного, считающегося «нормальным»).. Основная характеристика литературы первых лет Октября обусловлена, с одной стороны, наличием генетической связи с Серебряным веком, пропитанным мистицизмом, предчувствиями и особым художественно-ритуальным экстазом. С другой стороны, на характеристику литературы первых лет Октября повлияли внешние обстоятельства, социально-политический сдвиг, воспринятый подавляющим большинством его свидетелей как самое сильное доказательство справедливости предчувствий и пророчеств (М. Волошин. Пророки и мстители, 1906)

Если апокалиптический синкретизм литературы первых лет Октября опирался на идеологическую многополярность, то в литературе периода Великой Отечественной войны идеологическая однозначность, обусловленная образом врага, характеризуемого эмблемно и «классицистично». Публицистика первых лет Октября

Основные различия литературы ПЕРВЫХ ЛЕТ ОКТЯБРЯ и литературы ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ войны как КРАЙНИХ ЭПОХ. Идея национального монолита в многонациональной стране неизбежно провоцировала рождение формулы «сверхкровновной связи». Она опиралась на универсальные ментальные роли: матери, отца, брата, сына…

Тема 3. Серединная эпоха. Восстановление издательской деятельности, стабилизация жанровых моделей и дистанции, разделяющей автора и читателя, автора и «исполнителя», искусства и реальности. Историко-функциональные слои. Соцреализм. Мейнстрим.

Отечественная литература «серединной» эпохи 20-30-х (- 40-х, 50-х, 60-х и т.д.…) развивается по трём отчётливо выраженным функциональным направлениям: официально признанная литература (литература соцреализма, минус репрессированные её представители: Б. Пильняк, И. Бабель, И. Катаев… Плюс литература так называемого «второго» ряда, куда входило издаваемое, но не поощряемое: фенологическая литература, книги нучно-популярного типа…), литература русского зарубежья и литература русского андеграунда.

Как известно, до конца 80-х годов ХХ века проблема изучения соцреализма в художественном творчестве, в теории литературы и в критике была одной из наиболее привлекательных в советской литературоведческой науке. Не случайно в самых авторитетных вузах страны на филологических факультетах неизменно выделялись своей гражданской активностью кафедры советской литературы (так было и в МГУ, и в ЛГУ им. А.А.Жданова). Правда, исследования теоретических аспектов соцреализма были скорее конъюнктурным и политизированным, чем объективным и, я бы сказала, в научном смысле продуктивным. Где теперь эти труды, большая часть которых замечательна только тем, что предоставила авторам своим возможность более или менее комфортного существования в академической среде?

С конца 80-х годов ХХ века к этой проблеме почти не обращаются с научными целями. Конъюнктурность, присущая прежним исследованиям, посвящённым этим вопросам, и в этот раз сказала своё веское слово: с конца 80-х эта тема наименее выигрышна. Не случайно же Е. Добренко вообще отказал явлениям соцреализма в праве на эстетическую состоятельность. «Последней религией» назовёт соцреализм А. Лебедев (Последняя религия // Вопросы философии. 1989.1).

Из потока столь же беспощадных, сколь и легковесных суждений о соцреализме необходимо выделить статьи Е. Сергеева (Несколько застарелых вопросов // Новый мир. 1988.9) и А. Гангнуса (На руинах позитивной эстетики // Новый мир. 1988.9), в которых социалистический реализм рассматривается как поздняя разновидностью классицизма, поэтика которого, как известно, имеет нормативный характер, но классицизма эпохи административно-командной и тоталитарной. “Самое-то главное, - писал Е. Сергеев, - в том, что метод, названный в середине 30-х годов социалистическим реализмом, был чрезвычайно далёк от реализма; и по форме и по сути он гораздо больше походил на классицизм. Как и классицизму, ему свойственны: строгая иерархия жанров (ода ценнее сатиры и интимной лирики); строгая тематическая иерархия (явное предпочтение отдавалось изображению событий государственной значимости, а события личной жизни расценивались как бытовизм и мелкотемье); конфликт между долгом и чувством, где долг неизменно берет верх; одномерность характеров персонажей, которые являются рупором идей, отсюда декларативность монологов и диалогов” (Новый мир.1988.9.С.145) Высказанное учёным почти два десятка лет тому назад не устарело, тем более что интерес к проблеме социалистического реализма с тех пор серьёзно ослабел.

МЕЙНСТРИМ. Официально признанная литература. Романтическая поэзия и проза и утопическая идеология страны. Онтологическая поэзия и проза. Философская поэзия и проза

Не смотря на то, что в невероятно разбухшей теории социалистического реализма, как ни в какой другой, накопилось с избытком идей и положений, искусственность которых не вызывает ныне ни у кого сомнений, рассматривать собственно аттестированную литературу в виде некоего артефакта советской критики и советского литературоведения - было бы непростительной ошибкой. Этот вопрос будет рассматриваться в связи с проблемой оценки так называемого основного метода советской литературы – метода социалистического реализма.

Официально признанная, советская литература может быть рассмотрена как явление неоднородное, в определённой мере соотносимое с функционирующими по-разному слоями: 1) литература, прошедшая аттестацию с высшим баллом, 2) литература, принадлежащая к так называемому «второму ряду» и 3) литература опубликованная, но не имеющая шансов на признание, или утратившая их по тем или иным, не относящимся к собственно литературе, причинам, Эти три разновидности, прошедшие тест на выживаемость с оценками «отлично», «хорошо» и «так себе», достаточно легко соотносятся с литературными направлениями, сохраняющими свою значимость на протяжении всего ХХ века. Это - РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ и ФИЛОСОФСКАЯ.

Именно в героико-революционной, романтической литературе 20-х в первую очередь и догматзируется МОДЕЛЬ СОЦРЕАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Позднее она будет проявлять себя и в других жанрово-тематических направлениях: исторической прозе и драматургии, индустриальной, воспитательной, в поэзии и прозе о новой деревне и т.д.

На материале героико-революционной литературы можно говорить не только о собственно модели произведения социалистической литературы, но и о роли советской поэзии и прозы в создании и развитии МИФА о революции и советской истории в целом.

Миф о новом типе личности и миф об истории имели целью укрепить новый государственный строй, потому мысль В.Н. Хабина о пафосе утверждения новой советской государственности в советской литературе героико-революционного направления, высказанная ещё в 70-е годы, представляется достаточно справедливой и сегодня, как, впрочем, и его наблюдения над системой поэтических приёмов, позволяющие выделить две основные тенденции в художественном осмыслении и изображении действительности. Первая из них – ЭКСТЕНСИВНЫЙ принцип композиционного построения: приёмы РАСШИРЕНИЯ пространственных координат и УДЛИННЕНИЯ временных Он позволял художнику приблизиться к обобщённым эпопейным формам. Мы легко обнаруживаем оба этих приёма и в поэзии (уже у А. Блока в поэме «Двенадцать», у В.В. Маяковского в поэмах о революции, о В.И. Ленине…), и в прозе А. Малышкина (Падение Даира), Б. Пильняка (Голый год)…

Вторая тенденция связана с использованием приёмов ИНТЕНСИФИЦИРОВАНИЯ повествования: акцентирование внимания на ритмическом рисунке произведения, позволяющем вывести на первый план не художественную модель действительности, а психологическую, нравственно-философскую модель ЛИЧНОСТИ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...