Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Русское зарубежье. История и «волны»




Литература русского зарубежья развивалась в среде, отличающейся от той, в которой формировалась литература русского андеграунда и советская, официально признанная. Имея общие корни с литературой метрополии, литература Зарубежья иначе относилась к своим традициям и пребывала вне своей исторической культурной среды, а потому и структурировалась иначе, чем литература метрополии. В ней большую роль играет генетический компонент (поколение), в сравнении с литературой метрополии, где принадлежность к поколению определяла оттенки (стиль), а не писательскую судьбу.

История русского зарубежья уходит корнями в далёкое прошлое нашей страны.

Русское зарубежье ХХ века включает четыре этапа, четыре волны эмигрантов.

Основные направления в изучении художественного наследия старшего поколения Первой волны связаны с характером духовных исканий писателей. Ещё в России многие из них обратились к проблеме восстановления духовно расколотого мира (Н.К. Рерих, Д.С. Мережковский, М.А. Алданов.) В эмиграции многие обратятся к историко-семейному повествованию. Не одна ностальгия двигала авторами «Золотого узора» и «Повести о Вере», «Другая Вера» (Б. Зайцев), «Жизни Арсеньева» (И. Бунин), «Детства Никиты» (А. Толстой), «Свидетеля истории», «Сивцева Вражка» (М. Осоргин), «Оли» (А. Ремизов). Фамилиативная проза, восходящая к традициям семейной хроники и исторической прозы, имела особый тип художественного времени (настоящее в значении длящегося прошлого) и сквозной символический женский образ, олицетворяющий душу России (И. Бунин, А. Куприн, М. Осоргин, М. Алданов, Б. Зайцев, А. Ремизов, И. Шмелёв…) К любому из этих произведений подошли бы в виде эпиграфа строки Блоковского стихотворения: «О, Русь моя, жена моя! До боли нам ясен общий путь…»

С Первой волной связана и русская религиозная литература, созданная А.. Ремизовым, И. Шмелёвым («Лето Господне» и «Богомолье»), Б. Зайцевым («Афон» и «Сергий Радонежский»), Е.Ю. Кузьминой-Караваевой,. К. Мочульским… А позднее религиозные литературные традиции найдут воплощение в произведениях Л. Зурова, представителя молодого поколения Первой волны.

Художникам Первой волны предстояло исследовать и воспроизвести загадочный «механизм» русской ностальгии (А. Куприн «Жанетта» и «Колесо времени», Г. Иванов «Дневник», «Петербургские зимы», М. Цветаева).

Молодое поколение первой волны имело особую трагическую судьбу. Оно было лишено иллюзий старшего поколения, его духовной ностальгической опоры. Билингвизм художников этого поколения – следствие отсутствия своего завоёванного читателя, а таинственные и страшные жизненные итоги (Б. Поплавский, М. Агеев и др.) – «сиротской» ментальности.

Г.И. Газданов, Н.Н. Берберова, Г. Кузнецова, И. Одоевцева.

Поэзия и проза В.В. Набокова.

Вторая волна эмиграции связана с Великой Отечественной войной. В состав её представителей входит и деятельность выдающегося политолога Абдурахмана Авторханова, трудами которого успешно заполнялся интеллектуальный вакуум, образовавшийся в конце 80-х годов, когда советская версия истории страны была отвергнута.

Ко Второй волне принадлежит наследие таких интересных художников, как Виктор Серж, Сергей Юрасов, Григорий Климов, И. Савин…

Подчёркнуто полемичен по отношению к В. Набокову и уважителен по отношению к классике русского 19 века и к Достоевскому Н. Нароков (Николай Владимирович Марченко). В 30-е годы он был репрессирован. С 1944 в эмиграции. Умер в Калифорнии.

Среди написанного автором (романы Могу. Некуда. Мнимые величины) «Мнимые величины» представляют собой особенно значительное произведение.

 

Практические занятия по курсу.

Занятие 1.

РОССИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ВОЛОШИНА ПЕРВЫХ ЛЕТ ОКТЯБРЯ

Вопросы для обсуждения:

1. История России и революции в лекции М. Волошина "Россия распятая":

а) история русского самодержавия,

б) история и перспективы русской интеллигенции,

в) этапы революции.

2. Публицистика и лирика в лекции М. Волошина.

3. Художник и революция в литературно-критических и публицистических выступлениях М. Волошина.

Сообщения

Конспектирование М. Волошин. Россия распятая // М. Волошин. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. -М., 1991 (Менее удачная публикация произведения: Юность. 1990. №10).

Литература

1. М. Волошин. Россия распятая // М. Волошин. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. -М., 1991 (Менее удачная публикация произведения: Юность. 1990. №10).

Стихотворения: Трихины. На дне преисподней. Святая Русь.

Поэзия и революция. Александр Блок и Илья Эренбург // Александр Блок. Андрей Белый. Диалог поэтов о России и революции. М., 1990.

2. Бунин И.А. Окаянные дни.

3. Гиппиус З.Н. Петербургские дневники.

4. Андреев Л.Н. Veni creator //Вопросы литературы. 1990. №4.

5. Короленко В.Г. Письма к А.В. Луначарскому.

6. Горький А.М. Несвоевременные мысли.

7. Мережковский Д.С. Россия будет (Интеллигенция и народ) // Дружба народов. 1991. №4.

8. Короленко В.Г. Дневники (1917-1921) // Вопросы литературы. 1990..№ 5, 6.

9. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени (По любому изданию).

Занятие 2

Поэма А.Блока "ДВЕНАДЦАТЬ" в контексте споров о поэте

Вопросы для обсуждения:

1. Концепция поэмы А. Блока в школьном учебнике (главный герой поэмы, гуманистический пафос произведения, интерпретация сцены убийства Катьки, образ Христа, смысл финала).

2. Поэма А. Блока в прочтении "СЛЕДУЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ" (А. Блок).

3. Современники А. Блока о поэме М. Волошин. К. Чуковский, Г. Шпет,

А. Луначарский, Л. Троцкий и др.

4. Позиция АВТОРА в поэме "Двенадцать".

Сообщения: Троцкий Л. Д. А. Блок (Литература:Троцкий Л.Д. Литература и революция. М., 1991)

Конспектирование:. А. Блок. Интеллигенция и революция. Крушение гуманизма. Катилина.

Литература:

1. А. Блок. Двенадцать. Катилина. /Об искусстве и критике/. Записка о "Двенадцати" от 1 апр. 1920 г. //А. Блок Собр. соч. Т.5. Л., 1933. Записные книжки А. Блока. Дневники.

2. Волошин М. Поэзия и революция //А. Блок, А. Белый. Диалог поэтов...-М., 1990.

3. Чуковский К. Современники (Александр Блок).

4. Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты // Г. Шпет. Сочинения. М., 1993 (С. 343-379, С. 360-379).

6. Медведева К.А. Концепция "нового человека" и идея "артисцизма" в творчестве А. Блока. -Владивосток, 1984.

7. Сарнов Б. О поэзии, о традиции и немного о совести // Вопросы литературы. 1938. №5.

8. Глушкова Т. Традиции - совесть поэзии. - М., 1987.

9. Роднянская И. Трагическая муза Блока // Роднянская И. Художник в поисках истины. - М., 1989.

10. Пьяных М. Слушайте революцию. - М., 1980 (О поэме: С. 39-88).

11. Горелов А. Избранное. – Л., 1988 (О поэме: С. 3-136).

12. Стратановский Сергей. Поэт и революция /Опыт современного прочтения поэмы А. Блока "Двенадцать" // Звезда. 1991. № 11.

13. Перцовский В. Сквозь революцию как состояние души // Новый мир. 1992. № 3.

14. Ломинадзе С. Концептуальный стиль и художественная ценность // Контекст. 1981. -М., 1932 (С. 146-191).

15. Бурова С.Н. Категория ДРУГОГО в поэме А. Блока "Двенадцать" // Русская литература и философская мысль 19-20 вв. - Тюмень. 1993; Бурова С. Советская классика в новом прочтении (Поэма А. Блока «Двенадцать» в прочтении «следующего поколения»).

Занятие 3.

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПРОЗЕ Л. ЛЕОНОВА 20-х: «БУРЫГА», «ПЕТУШИХИНСКИЙ ПРОЛОМ», «Конец мелкого человека»

Вопросы для обсуждения:

1. Дорога домой в рассказе Л. Леонова «Бурыга»

2. Прошлое, настоящее и будущее в повести Л. Леонова "Петушихинский пролом".

3. Проблематика и композиция в повести Л. Леонова "Конец мелкого человека":

а) паноптикум доктора Ёлкова и смысл заглавия повести;

б) мотив «мезозойского» ужаса в повести;

в) судьба Елены и смысл названия повести.

4. Диапазон художественных исканий и возможностей Л. Леонова 20-х. гг.

Конспектирование: Мяло К. Оборванная нить. Крестьянская культура и культурная революция // Новый мир. 1988. 3.

Литература:

1. Леонов Л. Бурыга. Петушихинский пролом. Уход хама. Конец мелкого человека.

2. Грознова Н.А. "Барсуки" // Н. Грознова. Творчество Л. Леонова и традиции русской классической литературы. Л., 1982.

3. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов.М., 1977.

4. Скобелев В. Масса и личность в русской советской прозе 20-х годов. -Воронеж, 1975 (Гл. 3).

5. Скороспелова Е. Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х гг. М., 1979.

б. Мяло К. Оборванная нить. Крестьянская культура и культурная революция // Новый мир. 1988. 3.

 

Занятие 4.

Портрет гения и формула эпохи в романе В.В. Набокова «Защита Лужина» (1929) и повести С.Д. Кржижановского «Воспоминание о будущем» (1929)

Вопросы для обсуждения:

1. Судьба прозы С.Д. Кржижановского.

2. Биография гения в повести С.Д. Кржижановского «Воспоминание о будущем» и романе В.В. Набокова «Защита Лужина» (курьёзы детства, самоощущение гения, исчезновение).

3. Потенциал заглавий в повести С.Д. Кржижановского «Воспоминание о будущем» и романе В.В. Набокова «Защита Лужина».

4. Поэтика финала в повести С.Д. Кржижановского «Воспоминание о будущем» и романе В.В. Набокова «Защита Лужина».

Сообщения: Судьба прозы С.Д. Кржижановского

Конспектирование: Перельмутер В. «Прозёванный гений» (С.Д. Кржижановский. Сказки для вундеркиндов: Повести и рассказы. М., 1991)

Литература:

1. Кржижановский С.Д. «Воспоминание о будущем» (есть электронный вариант).

2. Набоков В.В. «Защита Лужина».

3. Гаспаров М. Мир Сигизмунда Кржижановского // Октябрь. 1990.3.

4. Московская Д.В. В поисках слова // Вопросы литературы. 1999.6.

5. Перельмутер В. Когда не хватает воздуха // С.Д. Кржижмановский. Возвращение Мюнхгаузена: Повести, новеллы. Воспоминания о Кржижановском Л., 1990.

6. Перельмутер В. «Прозёванный гений» // С.Д. Кржижановский. Сказки для вундеркиндов: Повести и рассказы. М., 1991.

7. Семпер Н. (Соколова) Человек из небытия // Дружба народов. 1997.3.

8. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995 («Минус пространство Кржижановского»).

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...