Материально-техническое обеспечение дисциплины
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Для осуществления образовательного процесса по дисциплине необходима следующая материально-техническая база: экран, мультимедиа-проектор, компьютеры, интерактивная доска
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИю ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Вузовское обучение предполагает большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности в следующих областях: - Изучать основной материал по учебнику и основной литературе, по рекомендации ведущего курса; - Обратить внимание на определение основных понятий курса, подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно; - Составлять опорные конспекты, вести записи; - Отмечать вопросы для консультации с преподавателем, а также выводы, полученные в результате изучения для запоминания. Индивидуальная разработка проекта, презентации, выступления, доклада эссе и т. д. одна из наилучших возможностей формирования у себя научного способа познания и методологии. Для эффективности самостоятельной работы необходимо научиться: - работать в библиотеке, пользоваться алфавитным и систематическим каталогами, включая электронные каталоги; - работать электронными и / или мультимедийными ресурсами (интернет, CD) - подобрать подходящую литературу в связи заданной темой; - составить библиографию, систематизировав литературу; - оценивать подобранную литературу по релевантности, актуальности, новизне ит.д. - конспектировать экономично и рационально: выписывать кратко основные идеи автора, приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц); - обобщать суть прочитанной литературы (статьи или книги), и критически проанализировать материал и т.п.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Список текстов для обязательного чтения ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХХ ВЕКА 1. Абрамов Ф. Братья и сестры. 2. Симонов К. Живые и мертвые. 1 текст на выбор 3. Гроссман В. Жизнь и судьба. 4. Астафьев В. Прокляты и убиты. 5. Аксенов В. Коллеги. 6. Арбузов А. Иркутская история. 7. Розов В. Вечно живые. В добрый час. 8. Радзинский Э. Лунин, или Смерть Жака, записанная в присутствии хозяина. 104 страницы про любовь. Беседы с Сократом. 9. Астафьев В. Пастух и пастушка. 10. Бондарев Ю. Последние залпы. Берег. 11. Бакланов Г. Пядь земли. Июль 41. 12. Богомолов В. Иван. Зося. В августе 44-го. 2 текста на выбор 13. Васильев Б. Неопалимая купина. 14. Воробьев К. Убиты под Москвой.
15. Кондратьев В. Сашка. 16. Вампилов А. Старший сын. Прошлым летом в Чулимске (на выбор). 17. Владимов Г. Верный Руслан. 18. Гинзбург Л. Крутой маршрут. 19. Гранин Д. Зубр. Блокадная книга. 20. Давыдов Ю. Глухая пора листопада (или другое произведение на выбор) 21. Довлатов С. Зона (или другое произведение на выбор). 22. Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей. на выбор 23. Дудинцев В. Белые одежды. 24. Ерофеев Вен. Москва – Петушки. 25. Казаков Ю. Рассказы (на выбор). 26. Маканин В. Один и одна. 27. Можаев Б. Живой. 28. Овечкин В. Районные будни. 29. Нагибин Ю. Встань и иди. 30. Окуджава Б. Лирика. Глоток свободы. 31. Пастернак Б. Доктор Живаго. 32. Распутин В. Прощание с Матерой. Дочь Ивана, мать Ивана. Живи и помни (на выбор). 33. Солженицын А. В круге первом (или другой роман на выбор). 34. Солоухин В. Капля росы. 35. Твардовский А. По праву памяти. Стихи последних лет. 36. Трифонов Ю. Обмен. (или другие – на выбор) 37. Шаламов В. Колымские рассказы (на выбор). 38. Шукшин В. Рассказы (на выбор). Я пришел дать вам волю… 39. Петрушевская Л. Свой круг (или др.). 40. Токарева В. Рассказы. на выбор
41. Улицкая Л. Казус Кукоцкого (или др.). 42. Толстая Т. Кысь. 43. Пелевин В. 1 текст на выбор. 44. Рубцов Н. Лирика. на выбор 45. Вознесенский А. Лирика. на выбор по 1 стихотворению 46. Е.Евтушенко. на выбор наизусть 47. Р.Рождественский. на выбор 48. В. Высоцкий. на выбор 49. Бродский И. Поэтические тексты – на выбор. СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Акунин Б. Внеклассное чтение. Чайка 2. Битов А. Пушкинский дом. 3. Богаев О. Русская народная почта. Мертвые уши. 4. Вишневецкий И. Ленинград 5. Галковский Д. Бесконечный тупик. 6. Гандлевский С. Лирика. Трепанация черепа. 7. Довлатов С. Компромисс. Заповедник. Зона. Чемодан. Филиал. Иностранка. 8. Ерофеев Вен. Москва-Петушки. Шаги командора. 9. Ерофеев В. Русские цветы зла. Рассказы. Русская красавица. 10. Жданов И. Лирика. Портрет (сб.). Фоторобот запретного мира (сб.). Место земли (сб.). 11. Иванов А. Географ глобус пропил. Сердце Пармы 12. Кибиров Т. Лирика. Поэмы. Сантименты (сб.). Парафразис (сб). Интимная лирика (сб.). 13. Коляда Н. Пьесы для любимого театра (сб.). «Персидская сирень» и другие пьесы (сб.). 14. Королев А. Голова Гоголя. Быть Босхом 15. Кураев М. Капитан Дикштейн. Ночной дозор. 16. Лимонов Э. Это я, Эдичка! Подросток Савенко. 17. Маканин В. Лаз. Андеграунд, или Герой нашего времени. Кавказский пленный, Буква А, Асан 18. Мамлеев Ю. Рассказы. 19. Пелевин В. Синий фонарь (сб.). Омон Ра. Жизнь насекомых. Желтая стрела. Чапаев и Пустота. Generation «П». «Священная книга оборотня», «t» 20. Петрушевская Л. Бессмертная любовь (сб.).По дороге бога Эроса (сб.).Дом девушек (сб.) Три девушки в голубом. Уроки музыки. Карамзин. Дикие животные сказки 21. Пригов Д. Лирика. Поэмы. Слезы геральдической души (сб.). 22. Пьецух В. Рассказы 24. Рубинштейн Л. Лирика. Поэмы. Случаи из языка (сб.). 25. Соколов С. Школа для дураков. Палисандрия. 26. Сорокин В. Рассказы. Очередь. Сердца четырех. Роман. Тридцатая любовь Марины. Голубое сало. День опричника. Сахарный Кремль 27. Толстая Т. На золотом крыльце сидели (сб.). Любит – не любит (сб.). Река Оккервиль (сб.). Сомнамбула в тумане. Кысь. 28. Улицкая Л. Сонечка. Медея и ее дети
По 1 стихотворению выделенных поэтов – наизусть!!! ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Архетип (с гр. начало + образ) — прообраз, первичная форма, образец. К.-Г. Юнг определяет этим термином структурные элементы коллективного бессознательного, лежащего в основе психики человека и этносов. Антропоцентризм (с гр.) — воззрение, согласно которому человек — это центр Вселенной и высшая цель всего, совершающегося в мире. Бессознательное — психическая жизнь, происходящая без участия сознания. По Фрейду это— id или Оно, К. Т. Юнг считает бессознательное коллективным достоянием, оно формирует основные мотивы жизнедеятельности, является источником творческой фантазии духа и архетипов культуры. Виртуальный (с лат. сила, способность) — могущий создать, способный быть, существовать. Гедонизм (с гр. удовольствие) — направление в этике, считающее удовольствие, наслаждение смыслом бытия человека. Возникло в античности, в XX в. заново обосновывается многими философами. Герменевтика (с гр.) — истолкование текстов или искусство перевода, объяснения. В XX в. герменевтикой называют учение о понимании, о научном постижении наук о культуре, философская герменевтика определяет превосходство понимания и интерпретации над объяснением. Деконструкция (с лат.) — процесс, обратный конструкции, разборка смысловых конструкций текста с целью выявления его подлинного смысла. Детерминация (с лат. определять) — причинная обусловленность явлений действительности, наличие закономерности в явлениях природы и общества. Дискурс (с лат. рассуждение) — знания, полученные на основе предшествующих суждений, зафиксированные в письмах или устной речи. Имманентность (с лат.) — пребывающий внутри, внутренне присущий. Имманентность означает то, что всегда остается внутри границ возможного опыта. Имморализм (с лат.) — отрицание обязательности принципов и предписаний морали. Крайний имморализм стоит на точке зрения аморализма, Т. е. отрицания требований морали и принятых норм поведения в любом обществе. Интравертност ь (с лат.) — обращенность человека, на свой внутренний мир, его боязнь мира, грубо вмешивающегося в мысли и чувства человека и подчиняющего воздействиям извне (термин: введен К.-Г. Юнгом).
Интерпретация (с лат.) — истолкование, разъяснение смысла и значения чего-либо. Интерпретация предполагает предписывание определенных значений исследуемому объекту или процессу. Контекст (с лат.) — тесная связь, соединение. Законченный кусок текста или устной речи, обеспечивающий понимание и определение смысла входящих в него слов и фраз. Креативность — способность к творчеству, созданию чего-либо нового. Креативность как свойство личности, как правило, сочетается с высоким интеллектом, творческой индукцией и правильной самооценкой личности. Ментальность (с лат.) — образ мышления, общая духовная настроенность этноса, социальной группы, индивида. Ментальность обусловлена национальными и социокультурными особенностями, в которых живут народы. Метафизика (с гр. после природы) — со времен Аристотеля — первофилософия, основная философская наука, которая ищет постоянное и связь всего, что есть в действительности. В XX в. возрождается стремление людей к простому, единому и целостному знанию, которое дает метафизика, толкующая связи всего сущего в мире. Мимесис (с гр. подражание) — стилистический прием; воспроизведение какого-либо образца или подражание каким-то манерам и стилю поведения. Термин введен Аристотелем. Миракль (с фр.) — средневековое религиозно-назидательное представление в Европе, посвященное "чуду", характерному какому-либо святому или Мадонне. Онтология ( с гр.) — учение о бытии, об основных началах всего существующего. Одна из наиболее древних частей философского знания, развиваемая с самых истоков философии. Отчуждение (с нем.) — одна из наиболее обсуждаемых проблем философии XX века. Понятие отчуждения раскрывает положение человека в современном мире, когда его судьба не зависит от его собственных усилий, само существование бессмысленно, основано на одиночестве и потере собственного "подлинного Я". Проблема истоков, сущности и снятия отчуждения исследуется многими философскими школами, но не получила убедительного теоретического решения. Пантеизм (с гр.) — учение о том, что все есть Бог. Обожествление Вселенной, природы приводит практически к исчезновению Бога, как творца и вседержителя. Парадигма ( с гр.) — образец, пример, своего рода эталон, который берется для доказательства определенных смысловых связей между изучаемыми явлениями. Термин парадигма заменяет понятие Картина мира. Пассионарность (с лат. страсть, неистовость) — термин Л. Гумилева, означает особое состояние этноса, получившего извне большой заряд энергии, что делает этнос пассионарным.
Редукция (с лат. отодвигать назад, возвращать) — методологический прием сведения исследуемых явлений к исходным началам. Реинкарнация (с лат.) — перевоплощение души, возрождение. Релятивизм (с лат. относительный) — учение об относительности всякого познания, а значит о невозможности получения константного, абсолютного объективного знания. Рефлексия (с лат.) — самоуглубление внутрь себя, вскрытие существенных характеристик, внутренне присущих исследуемому явлению. Ригоризм (с лат. строгость, суровость) — безусловное повеление какого-либо нравственного принципа. Например, у И. Канта — долг — главный принцип морали. Символ (с гp.) — отличительный знак, которому придает особое значение какая-либо группа людей. Символ всегда многозначен, он хранит тайну, намек, понятный только посвященным. Символы влияют на все стороны жизни человека: разрешают и запрещают, предписывают и покоряют. Синестезия (с гр.) — соединять, сочетать, сопоставлять. София ( с гр. мудрость) — в русской религиозной философии творческая премудрость Бога, в ней заключены все мировые идеи и идеи самого человечества. Олицетворение женственного в Боге и символ тайн бытия. Сублимация (с лат. вознесение, поднятие кверху) — в философии З. Фрейда обозначает переключение сексуальных влечений, не получающих удовлетворения, на более высокие, преимущественно духовные виды деятельности — политику, искусство, науку. Тенденция (с нем.; лат.) — стремление, склонность к чему-либо — предвзятая мысль, проводимая в какой-либо теории или научном труде; направление, в котором идет развитие каких-либо явлений действительности. Толерантность (с лат. терпение) — терпимость к разного рода взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которые разделяет субъект. Открытость для любых идейных течений, отсутствие страха перед конкуренцией идей. Тоталитаризм (с лат. целый, полный) — общественно-политический строй, основанный на авторитарном вмешательстве властных структур во все сферы жизни общества и отдельного человека. Этот строй характеризуют ликвидация демократических свобод, однопартийная система, репрессии в отношении инакомыслящих. Трансцендирование (с лат. выходящее за пределы) — недоступное познанию, то, что находится за" пределами опыта, лежит по ту сторону опытного, эмпирического знания. Феноменология (с гр. явление + наука) — по И. Канту: "наука о феноменах или явлениях действительности; по Гегелю: учение о развитии науки и знания, начиная от первой мысли познающего субъекта об объекте вплоть до абсолютной истины; по Гуссерлю: априорная наука о чистом сознании, которое всегда является "сознанием чего-либо" т. е. направленным на предмет. Экзистенция (с дат.) — существование как факт бытия. Центральное понятие в экзистенциализме, считающего, что существование предшествует сущности человека и по-разному определяющего эту сущность. Экстравертность (с лат.) — обращенность личности во вне. Такое поведение и образ мысли человека, когда он постоянно открыт для внешних влияний, в отличие от интровертов, обращенных в свой внутренний мир, замкнутых по отношению ко внешним воздействиям. Термины предложены К.-Г. Юнгом, психологом. Элитарность (с фр.)— лучшее, избранное. Свойства людей, делающие их интеллектуальной, военной, экономической, политической или творческой элитой — теми привилегированными слоями общества, которые на деле осуществляют функции управления и творческого развития всех сфер культуры. Эмпиризм (с гр. опыт) — направление в теории познания, которое считает главной силой в познании чувственный опыт (эмпирию). Эмпиризм как принцип познания противостоит рационализму. Эсхатология (с гр. крайний, последний) — представление о конце мира и связанных с ним возмездиях. Разрабатывалось преимущественно в религиозных концепциях. В XX веке используется в футурологических концепциях, связанных с катастрофическим видением мира. Эзотерическое учение (с гp.) — направленное внутрь, тайное учение, предназначенное только для избранных, специалистов и понятые только этому кругу. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 1. Культурная ситуация периода первой оттепели. 2. Оттепельные явления в литературной жизни и в литературе 1950–1960-х гг. 3. «Молодежная» проза и судьбы ее авторов (В. Аксенов или др. на выбор). 4. Лирическая проза 1950-1960-х гг. 5. Социологическое и онтологическое начало в деревенской прозе. 6. Мотив памяти в художественных произведениях 1960-1980-х гг. 7. «Возвращенная» литература: первое и второе возвращение, значение для литературного процесса 1960-х и 1980-х гг. Современное состояние процесса. 8. Проблема национального характера и национальной самоидентификации в литературе 1960-1980-х гг. 9. «Лейтенантская» проза о войне: проблематика и поэтика. 10. Эволюция военной прозы (на примере одного писателя, работавшего в литературе от 1960-х до 1990-х годов). 11. «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына в контексте «лагерной» прозы (В. Шаламов, Ю. Нагибин, Г. Владимов и др.). 12. «Матренин двор» А. Солженицына в контексте прозы о деревне 2/2 ХХ в. 13. Народный и национальный характер в деревенской прозе. 14. Позднее творчество А. Твардовского-поэта (лирика и поэмы). Образ лирического героя, конфликтность сознания, исповедальность. 15. История страны в документальной прозе 1960-1980-х гг. (Н. Мандельштам, А. Ларина, О. Волков, Е. Гинзбург и др. – на выбор). 16. Исторический роман 1960-1980-х гг.: переориентация предмета изображения; качество версионности повествования; поэтика. 17. Основные тенденции развития драматургии 1950-1980-х гг. 18. Театр 1970-х гг. как публицистическая трибуна (И. Дворецкий, А. Гельман, М. Шатров, Э. Радзинский или др.). Характер конфликта. 19. Городская проза 1960-1980-х гг. (Ю. Трифонов, Д. Гранин, Г. Семенов и др.). Проблема героя. 20. Концепция человека в «оттепельной» литературе 1950–1960-х гг. 21. Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Герой. Поэтика лиро-эпического текста. Судьба романа. 22. Проблема героя в прозе В.М. Шукшина. 23. «Тихая» лирика. Лирический герой. Образ мира (Н. Рубцов или др. на выбор). 24. «Эстрадная» поэзия первой оттепели. Судьбы ее авторов. 25. Творческий портрет поэта 2/2 ХХ в. (на выбор). 26. Бардовская песня 2/2 ХХ в. Лирика В. Высоцкого и Б. Окуджавы (др. – на выбор). Ролевой герой. 27. Постмодернистские тенденции в литературе конца ХХ в. (С. Соколов, В. Пелевин, В. Сорокин или др. – на выбор). 28. За границей постмодернизма (феномен Е. Гришковца – или др. на выбор). 29. Андеграунд в русской прозе конца ХХ в. (В. Маканин, Л. Петрушевская и др.). 30. Традиции эпической прозы о войне в творчестве писателей 2/2 ХХ века (К. Симонов, В. Гроссман, В. Астафьев – на выбор). 31. Женская проза конца ХХ – начала ХХI века: гендерная проблематика (В. Токарева, Л. Улицкая и др. – на выбор). 32. Современная литературная ситуация: имена, тексты, проблемы. 33. Феномен И. Бродского. 34. Драматургическая поэтика драмы сознания (А. Вампилов) (тексты на выбор). 35. Жанр рассказа в прозе 1960-1980-х гг. (К. Паустовский, Ю. Казаков, Ю. Нагибин или др.). Лирическое начало. 36. Проблема выбора в исторической прозе Ю. Давыдова и Б. Окуджавы (тексты – на выбор). 37. Интеллектуальное начало в «национальных» текстах 2/2 ХХ в. (на выбор – роман сознания Я. Кросса «Императорский безумец», «Полет на месте»; Э. Ветемаа «Лист Мёбиуса», «О головах»; и др.). 38. Философия истории в произведениях национальных литератур 2/2 ХХ в. (на выбор – Ч. Айтматов «Плаха», «Буранный полустанок», О. Гончар «Капля крови», «Твоя заря», Н. Думбадзе «Закон вечности», «Родина» и др.). 39. Особенности современного литературного процесса (1990-2010-е). 40. Жанровые трансформации в современной прозе. 41. Стилевые тенденции в «другой» прозе. 42. Поэма В. Ерофеева «Москва-Петушки» как классика постмодернизма. 43. Притча и притчевость в прозе В.Маканина. 44. Метафоры и деконструкции в прозе В. Пелевина 45. Литература зарубежья 1970-80-х гг. как эстетический феномен. 46. Стилевые эксперименты в литературе русского зарубежья. 47. Историческая проза конца ХХ века. Автор рабочей программы дисциплины (модуля): Журавлева Т.Ю., доцент кафедры русской литературы, кандидат филологических наук, доцент.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|