Студенты самостоятельно осваивают список основной художественной и научно-методической литературы.
Художественные тексты рекомендуется прочитывать до занятий (лекционных, практических, семинарских), посвященных данным литературным произведениям Должное внимание следует уделить историко-культурному контексту. Желательно обращение к справочно-энциклопедической и научной литературой по Новейшей русской и мировой истории и культуре (например: Сенявская Е. С. Психология войны в ХХ веке: исторический опыт России. - М., 1999; Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. – М., 1997). В рамках курса изучается итоговый период советской литературы, что предполагает знание и анализ данного литературного материала исходя из законов эстетики социалистического реализма, а также умение его типологического обобщения. 4. Русская литература начала 20 века испытала сильное влияние и активно взаимодействовала с европейской литературой, философией и культурой, по этой причине желательно еще раз обратиться к соответствующим разделам в курсах «Зарубежная литература» и «История русской литературы (рубеж 19–20 вв.)». Степень усвоения и понимания материала контролируется в ходе практических занятий, промежуточных тестов и письменных работ. Кроме того, студентам предоставляется возможность выступить с самостоятельно подготовленными докладами и сообщениями/презентациями. Темы докладов и сообщений заранее выбираются и обсуждаются с преподавателем. Примерные темы творческих заданий: •Подготовьте научное, научно-художественное эссе или презентацию на тему «Феномен положительного героя в советской литературе ХХ в.». •Эссе по творчеству писателя, произведение которого Вас особо заинтересовало в курсе истории литературы изучаемого периода (тема формируется в процессе выбора).
•Анализ названия произведения и/или его критических интерпретаций (по выбору, например: А. Платонов «Котлован», Н. Островский «Как закалялась сталь» и т.д.). •Напишите рецензию на произведение «производственной литературы» ХХ в. (ее дискуссионное обсуждение на семинарском занятии). •Рецензия на экранизацию литературного произведения о революции 1920-х гг. (ее дискуссионное обсуждение на семинарском занятии). Требования к оформлению творческих работ: Научная этика: Все имеющиеся в творческой работе цитаты и сноски тщательно выверяются и снабжаются “адресами”. Недопустимо включать в свою работу выдержки из работ других авторов без указания на это, пересказывать чужую работу близко к тексту без отсылки к ней, использовать чужие идеи без указания первоисточника. Это касается и источников, найденных в интернете. Необходимо указывать название сайта, его полный адрес в соответствии с международными требованиями. Все случаи плагиата должны быть исключены, все авторские права должны быть строго соблюдены. В конце работы дается исчерпывающий список всех использованных источников. Требования к набранным на компьютере творческим работам: Полуторный интервал, кегль — 12-14, формат rtf, цитирование и сноски в соответствии с принятыми стандартами, тщательная выверенность орфографии, грамматики и синтаксиса. Творческая работа не должна быть только реферативного, описательного характера, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики. Темы творческих работ: Споры о сущности и судьбе произведений отечественного искусства первой половины XX века Доклады (0-2 баллов) ЭССЕ
Цель самостоятельной творческой работы – закрепить у студента навыки историко-функционального исследования отечественной классики. В работе предполагается решение следующих вопросов:
· Что даёт повод рассматривать данное произведение как явление истории отечественной литературы XX в. и литературы возвращённой? · Что из себя представляет историко-культурный контекст этого произведения? Речь здесь, в первую очередь, должна идти о художественной системе, включающей в себя возникшие в литературе официально признанной (мейнстриме) и аттестированной, андеграунде и зарубежье мотивы, матрицы, детали, типы персонажей и фабульных ситуаций, маркирующих историко-культурный контекст. · Каким был исторический способ функционирования избранного произведения как части единого целого? Тематика: 1. Русская литература XX в. в учебниках нового поколения: состав, этапы развитие, основные художественные достижения. 2. Историко-функциональный слой: границы, методология исследования 3. Русский литературный андеграунд: основные закономерности, типология, история. 4. Андеграунд «крайних» и «серединных» (Н.И. Конрад) литературных эпох. 5. Русская литература мейнстрима и русское зарубежье: проблема границ. «Ошибки» советской цензуры 6. Андеграундный «слой» в прозе мейнстрима советского периода 7. Евангелические модели в советском мейнстриме a. «Забвение» как стратегия советской цензуры b. Проблема внешних и внутренних границ Русской литературы XX в. 8. «Крайние» эпохи; состав и поэтика. 9. «Серединные» эпохи и их внутренняя градация 10. Историко-функциональный слой 11. Современная литература как научная проблема 12. Возвращённая литература как историко-литературная и теоретическая проблема 13. Проблема историко-художественного контекста при изучении провиденциальной литературы: 14. Модели Дантового ада в русской поэзии ХХ века. 15. Проблема историко-художественного контекста при изучении лагерной литературы: 16. «Колымские рассказы» Варлама Шаламова, 17. Уголовная поэзия лагерного Орфея - Валентина Соколова, 18. «Архипелаг ГУЛаг» А.И. Солженицына, 19. Проблема историко-художественного контекста при изучении романа Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей» 20. Проблема историко-художественного контекста при изучении прозы Б. Пастернака («Доктор Живаго»)
21. Проблема историко-художественного контекста при изучении «Воспоминаний» Д.С. Лихачёва 22. Проблема историко-художественного контекста при изучении поэзии Леонида Губанова 23. Проблема историко-художественного контекста при изучении романа Ф. Светова «...Отверзи ми двери» 24. Проблема историко-художественного контекста при изучении «исповеди юродивого» в «Бестселлере» Ю.В. Давыдова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|