Обочины» (?) и «магистрали» (?) музыкальной истории.
Исторические судьбы описанных типов музицирования различны. И не только по событийному наполнению, но и в более глубоком отношении, затрагивающем само понимание истории. Под историей привычно подразумевать процессы изменений, в которых одни жизненные и культурные формы сменяются другими (или превращаются в другие) В таком определении искусство канонической импровизации не имеет истории. Ведь оно практически во всех региональных разновидностях остается неизменным долгие века с момента формирования соответствующей традиции. Говоря об истории, имеют также в виду эволюционно-революционную перспективу: постепенное или скачкообразное усложнение и совершенствование тех или иных функциональных систем - государства, хозяйства, права, религии и т.д. При таком взгляде должно быть отказано в истории фольклорному музицированию. Будь то фольклор архаичных сообществ или зрелый фольклор, он со временем не усложняется и не совершенствуется, а только вырождается, примитивизируется под влиянием заполняющих слух иных типов музыки. Наконец, история мыслится как некоторая непрерывность причинно-следственных связей, или, что то же самое, как развитие единого субъекта — народа, личности, государства, человечества. С этой точки зрения нет истории у развлекательного (менестрельного) музицирования. В средневековье и в XVI-XVII веках в Западной Европе оно консолидировалось в единую сферу благодаря профессионализации фольклорных форм и упрощающей адаптации рафинированных придворных жанров. С XVII века в той же Западной Европе оно росло на новой почве: из опустившихся со сцен оперных театров и концертных собраний на городские улицы и в гастрономические заведения арий, балетных номеров и концертных пьес. А в XX веке его питательной средой стали различные неевропейские музыкальные традиции, как фольклорные, так и профессиональные, вступающие в сложную связь со стандартами романсово-песенного наследия Европы.
История в указанных смыслах просматривается только в опус-музыке, которая переживает выраженный процесс изменений. Он может рассматриваться как череда революций, последовательно усложняющих гармонию, фактуру, ритм, форму музыкальных произведений. Выделяются в этом процессе и непрерывные линии. По крайней мере, в XIX - начале XX века историю профессиональной высокой европейской музыки было принято описывать в указанных параметрах6. Сегодня многое тут представляется сомнительным. Например, выстраивание опус-музыки в единый процесс: некоторые «революции» на ее пути, как показывает детальное изучение, по существу, явились вторжениями в высокие жанры идей и техник из низовых областей или периферийных стилевых манер (см. подробнее Часть III настоящих лекций). Так или иначе, но сформированное в идеологии Нового времени представление об истории-прогрессе совпадало с возможностями, которые опус-музыка предоставляла историку, стремящемуся реконструировать целостный путь ее развития. Поэтому длительное время опус-музыка считалась «магистралью» мировой музыкальной истории, тогда как неевропейский или развлекательный профессионализм -своего рода «обочинами». В преддверии экологической катастрофы можно усомниться в магистральности истории европейского типа. Но дело даже не в этом. В мире искусства различие исторических судеб отдельных типов творчества не означает того, что одни лидируют, а другие отстают. Типы музицирования рассчитаны на различные аудитории с разными наборами ценностей. Когда же, как сегодня, в один день одни и те же слушатели могут услышать на радиоволнах и шлягер, и фольклорный наигрыш, и симфонию, и импровизацию индийского ситариста, то происходит
(или не происходит) переключение сознания аудитории в различные ценностно-смысловые регистры, дополняющие друг друга, а не вытесняющие друг друга с магистрали на обочину. Вообще же представление о главной дороге развития и о периферийных «тропах» опирается на допущение о единственной возможной линии исторического времени. В музыке же нет какой-то единственной перспективы Нет «истории», в которую можно было бы «загнать» многообразие музыкального творчества. Каждый его тип формирует свое историческое время, трансформируясь (или не трансформируясь) в соответствии с собственной природой. Поэтому в дальнейшем речь пойдет о четырех историях музыки: фольклорной, менестрельной, канонически-импровизационной и композиторской. Три первых сходятся на признаке каноничности. Четвертый противостоит им принципиальной внеканонической ориентацией. Соответственно, выделяются два основных типа исторической жизни музыки: «медленный» и «быстрый». «Медленно» существуют традиции высокой импровизации, а также фольклорное творчество. «Быстро» движется опус-музыка. Развлекательное профессиональное музицирование в средневековье целиком принадлежит к «медленной» истории. С конца XVII века, оставаясь по сути «медленным» процессом, оно на поверхности превращается в «быстрые» смены модных стилей. В соответствии с этими темпоральными метафорами ниже предлагаются очерки «медленных» историй музыки (Часть II) и «быстрой» музыкальной истории (Часть III). В музыкальной истории XX века «быстрое», достигнув в 60-х годах предельной «скорости», «замедлилось», а «медленное» (в частности, фольклор и неевропейский высокий профессионализм) «убыстрилось» (либо в смысле ускоренной деградации, как фольклор, либо в смысле интеграции в европейские композиторские традиции, с присущей им новаторской динамикой). ПРИМЕЧАНИЯ 1. В европейской мысли о музыке традиция «музыки-в-целом» была заложена в средневековом образовании. Изучение древнегреческих трактатов о музыке в него включалось наряду с изучением античных руководств по риторике или математике.
При этом те теоретические описания музыки, которые содержались в классических античных текстах, мало соответствовали реальной музыкальной практике - церковной и менестрельной. Однако именно за античными теоретическими образами стоял авторитет давности и классики. Так возникло расхождение между мыслительным образом музыки и музыкальным творчеством, характерное и по-своему плодотворное для профессиональной европейской музыкальной культуры. Это расхождение не только породило абстрактную идею «музыки вообще», участвовавшую в философских спекуляциях от Боэция до Шопенгауэра (и позже), определявшую также генерализацию самой европейской музыки европейской музыкальной наукой, которая под сочинениями Палестрины, Моцарта или Бетховена подразумевала единственно сущностную реализацию возможностей музыкального искусства. Расхождение между умопостигаемой «музыкой» и конкретным музыкальным творчеством оказалось еще и стимулом новаторских исканий европейской композиции. В ней возник постоянно преодолеваемый и постоянно возрождаемый зазор между идеальным образом музыки и композиторским творчеством, между проектом нового сочинения или даже новой системы норм письма и реальными сочинениями и системами норм. Реальное постоянно подтягивалось к идеальному, а идеальное было вынуждено вновь дистанцироваться от реального, чтобы сохранить свой статус проекта. Так вышло, что традиционалистская ориентация на авторитетную классику (греческие музыкально-теоретические трактаты) породила антитрадиционалистскую, инновационную направленность композиторского мышления. 2. См. в частности: Грица С. Украинская песенная эпика. М., 1990, с.57. 3. См.: «Контр Культура», 1991, N23, с.23. 4. См.: Грица С. Указ. соч., с.90; Панченко А. Русская культура в канун Петровских реформ. Л., 1984, с.61-61. 5. Если церковный распев всегда обозначает, помимо молитвенной настроенности человека, некоторую систему «надчеловеческих» ценностей, к которым и обращена молитва, то рага или маком выражают прежде всего самоценное эмоциональное состояние, например, «нежность», «еще большую нежность», «огромную нежность», «необъятную нежность» (см. Еолян И. Традиционная музыка Арабского Востока. М., 1990, с.83) Правда, это психологическое состояние понимается не как индивидуализированное, а как типовое, связывающее человека с некоторыми основными состояниями бытия. «Какой макам приятен натуре какого человека..?...у темноволосых натура горячая и сухая, им
подходит макам Ана-Ирак... тем, у которых натура горячая и влажная, повинуется макам Раст, у светловолосых - прохладная и влажная, им повинуется макам Кучек...» (см.: Аноним XVIII века Трактат «Адвар». Цит. по: E o л я н И. Указ. соч., с.83). «Горячее и влажное», «прохладное и влажное» - это онтологические (бытийные) характеристики человека как части мира. Эмоциональные состояния, передаваемые (и индуцируемые) рагой или макамом, как бы «закрепляют» психологию человека в отведенных для него онтологических параметрах. Человек предстает не как индивидуальность, свободная в своих эмоциональных проявлениях, а как типологическая единица, чувствующая в соответствии со своим местом в номенклатуре объективных состояний мира. Через эмоцию слушатель «подсоединяется» к миропорядку. Однако это не то же самое, что воспарить к «горнему» в молитвенном самозабвении. 6. См. подробнее: Чередниченко Т. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. К анализу методологических парадоксов науки о музыке. М., 1989, с.83-90. ЛИТЕРАТУРА К ЧАСТИ ПЕРВОЙ (помимо указанной в примечаниях) Музыкальный звук Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М., 1988. Звуковая структура Асафьев 6. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982. Холопов Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления. - В кн.: Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982. Гармония Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс. М., 1988. Фактура Скребкова-Филатова М. Фактура в музыке. М., 1985. Ритм Холопова В. Музыкальный ритм. М, 1980. Композиционные типы Назайкинский E. Логика музыкальной композиции М, 1982 Пэрриш К., Оул Дж. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха Пер с англ Л, 1975 Типымузыки Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры Рассуждение о судьбах народной песни М, 1988 Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки М, 1973 Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность - Ташкент, 1981 Сапонов М.А. Артистические профессии менестрелей - В кн Старинная музыка в контексте современной культуры Античность Средневековье Новое время Л, 1986 Традиции музыкальных культур народов Ближнего и Среднего Востока и современность М., 1987 Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики (Заключение) М, 1989, с 195-213 Чередниченко Т.В. Новая музыка №6 - «Новый мир», 1993, №1 Шахназарова Н.Г. Музыка Востока — музыка Запада Типы музыкального профессионализма М., 1983
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|